Научная статья на тему 'Реализация национальных интересов государства: информационный аспект'

Реализация национальных интересов государства: информационный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1028
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВУ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чумак И.А.

Информационная сфера Российской Федерации является важной составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в этой сфере способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Защита национальных интересов Российской Федерации, реализуемых в информационной сфере, от угроз внешнего и внутреннего характера составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация национальных интересов государства: информационный аспект»

7. Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://socpolitika. ru/rus/social_policy_research/applied_research/document310.shtml.

8. Горшков М.К. Социальные неравенства как вызов современной России / М.К. Горшков // Вестник Института социологии. - 2010. - № 1. - С. 31.

9. Горшков М.К. «Русская мечта» в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. - 2012. - № 2. - С. 23.

10. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в контртеррористическом просвещении населения // Современный Кавказ: геополитический выбор: Сборник научных статей. - М.; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009. -С. 59-66.

11. Ануфриенко С.В. Коммуникационная стратегия терроризма как угроза национальной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2013. - № 3 (3). - С. 41-51.

12. Чумак И.А. Роль институциональной парадигмы в становлении системы социальной безопасности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 12. - С. 107-112.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

© Чумак И.А.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Информационная сфера Российской Федерации является важной составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в этой сфере способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Защита национальных интересов Российской Федерации, реализуемых в информационной сфере, от угроз внешнего и внутреннего характера составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальные интересы, информационная безопасность, угрозы государству, угрозы национальной безопасности, Концепция национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности.

* Старший преподаватель кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, кандидат политических наук.

Информационная безопасность - это «механизм контроля над соблюдением баланса равноправия и законности между государством, обществом и личностью в информационной сфере, а на макроуровне - комплекс мер, обеспечивающих защиту государства, общества и личности от информационного оружия, ставящего целью установление информационного превосходства и оказания давления путем поражения общественного сознания, политической (внутренней и внешней политики), экономической, финансовой, научной, правоохранительной и оборонной системы страны» [1, с. 108].

В информационной безопасности должны быть четко обозначены два ее составляющих аспекта:

1. Информационно-технический - защита, контроль и соблюдение законности и правопорядка в телекоммуникационной сфере.

2. Информационно-психологический - защита психики общества и государства от негативного информационного воздействия. Информационно-психологическая безопасность государства собой состояние защищенности психики политической элиты и населения страны от негативного информационно-психологического воздействия противника, цель которого осуществление глобального доминирования над институтом принятия решений [1, с. 120].

Основную задачу информационной безопасности следует свести не только к выявлению, прогнозированию и оценке источников рисков, насторо-женностей, опасностей и угроз, но и к их предотвращению, парированию, нейтрализации и устранению соответствующими мерами [2, с. 85].

Классические внешние угрозы информационной безопасности РФ проистекают от деятельности иностранных разведок, политических и экономических структур, преступных группировок. Внутренними источниками являются противозаконная деятельность политических и экономических сил в борьбе за власть, неправомерные действия государственных органов и официальных лиц по искажению информации. Нарушение регламентов сбора, обработки, распространения информации, а также технические сбои в информационных средствах и системах [1, с. 127].

К ряду наиболее критичных с позиций обеспечения информационной безопасности в условиях информационного противоборства сфер общественной жизни относят: политическую (все элементы политической структуры общества и государства, структуры подготовки и принятия политических решений, органы проведения выборов и референдумов, структуры регионального и местного управления, информационные системы специального назначения для органов государственной власти); общественного сознания (структуры формирования общественного мнения, в том числе СМИ и политические партии); экономическую (структуры управления в экономической сфере, включая системы сбора и обработки информации в

интересах управления производственными структурами, системы общеэкономического анализа и прогнозирования хозяйственного развития, системы управления и координации в промышленности); финансовую (информационные сети и базы данных банков и банковских объединений, системы финансового обмена и финансовых расчетов, особенно внешне- и межгосударственных); оборонную (информационные ресурсы вооруженных сил, научных организаций и предприятий оборонных отраслей промышленности, системы оповещения и управления войсками, системы контроля и постоянного наблюдения, каналы поступления информации стратегического, оперативного и разведывательного характера); правоохранительную (все структуры следствия, дознания, прокуратуры и судопроизводства, информационные ресурсы правоохранительных органов, системы сбора и накопления криминальной статистики, включая базы данных Интерпола) [3, с. 82].

Угрозы информационной инфраструктуре проявляются в нарушении адресности и своевременности информационного обмена, а также в противоправном сборе и использовании информации.

Угрозы безопасности информации направлены против таких ее важнейших свойств, как целостность, секретность и доступность.

Угрозы духовной жизни общества реализуются через несоответствие информационной политики органов государственного информирования и средств массовой информации жизненно важным интересам личности, общества и государства. Сознательное манипулирование информацией, доводимой до населения, сокрытие или искажение информации, приводит к искажению информационно-психологической среды общества, разрушению культурных традиций.

Угрозы правам и свободам граждан могут проявляться в виде принятия нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности. В правовом обществе должна обеспечиваться конфиденциальность информации о частной жизни и приватного информационного обмена между частными лицами [4, с. 477].

Угрозы информации выражаются в нарушении ее целостности, конфиденциальности, полноты и доступности. Источниками угроз выступают конкуренты, преступники, коррупционеры, административно-управленческие органы. Источники угроз преследуют при этом следующие цели: ознакомление с охраняемыми сведениями, их модификация в корыстных целях и уничтожение для прямого материального ущерба.

Источниками конфиденциальной информации являются люди, документы, публикации, технические носители информации, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности.

Основными направлениями защиты информации являются правовая, организационная защиты информации как выразители комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности.

Средствами защиты информации являются физические, аппаратные, программные и криптографические методы. Последние могут быть реализованы как аппаратно, программно, так и смешанно-программно-аппаратными средствами.

В качестве способов защиты выступают всевозможные меры, пути, способы и действия, обеспечивающие упреждение противоправных действий, их предотвращение, пресечение и противодействие несанкционированному доступу [5, с. 33].

С нашей точки зрения представляется необходимым детально рассмотреть интересы государства в информационной сфере, а также угрозы их безопасности. В качестве примера представляется возможным исследовать национальные интересы Российской Федерации в сфере информации, которые подробно изложены в «Концепции информационной безопасности».

Прежде чем приступить к теоретическому описанию национальных интересов в информационной сфере, необходимо проанализировать, что понимают под «национальными интересами» вообще. Западные политологи используют понятие «национальный интерес» исключительно во внешнеполитическом преломлении, делая акцент лишь на его внешней стороне. С нашей точки зрения рассматривать национальный интерес исключительно в качестве инструмента внешней политики, было бы не верно, поскольку существуют и другие объективные потребности нации, состоящие, например, в обеспечении порядка внутри государства, развитии культурной, социальной и экономической сфер гражданского общества и т.д. Потребности, относящиеся к внутренним делам государства, выступают в качестве внутриполитических интересов и реализуются непосредственно во внутренней политике, поэтому такие отечественные ученые как Э.Г. Поздняков, Н.К. Арбатова, В.А. Михайлова в рамках национального интереса вполне обоснованно выделяют внешнеполитический интерес, то есть интерес, относящийся к сфере мировой политики.

В отечественной политической науке также как и в западной не сложилось общего понимание национального интереса. Ряд исследователей полагают, что национальный интерес не сводится только к объективным потребностям страны, но отражает также и субъективные интересы правящей в данный момент политической группировки. Здесь очевидно может возникать проблема деформации национальных интересов страны. Так, В.И. Пан-тин замечает, что «понятие национальных интересов имеет объективное содержание, но не исчерпывается им» [6, с. 100]. Андреев А.Л. уместно отмечает, что «Реальность национальных интересов, безусловно, предполагает их объективность, причем в классическом смысле слова» [7, с. 104]. Субъек-

тивным фактором с позиции исследователей является не что иное, как сама нация или гражданские интересы. Соловьев Э.Г. вслед за Пантиным В.И. и Андреевым А.Л., справедливо отмечает, что национальный интерес формируется как геополитическим положением государства, ролью в системе международных отношений, так и с помощью воздействия различных групп давления. Национальный интерес, по мнению Соловьева, «всегда выступает итогом сложного процесса осознания объективных внутри- и внешнеполитических потребностей государства» [8, с. 45].

Другие ученые рассматривают интересы как некий результат мнений и потребностей общества, индивидов, групп, элит и т.д. Анализируя категорию национального интереса, Я.П. Пляйс приходит к выводу, что национальный интерес - это «согласованная (когерентная) совокупность интересов человека, групп индивидов, общества в целом и государства» [9, с. 67]. Данную точку зрения подтверждает О.Ю. Аболин, отмечая, что национальный интерес является совокупностью частных интересов граждан, интересов правящей элиты, интересов социальных сил, личных интересов конкретного политического деятеля или группы деятелей, находящихся у власти [10, с. 108].

С нашей точки зрения национальные интересы имеют двойственный характер: объективный и субъективный. Объективная сторона включает географические, геополитические и демографические факторы, не зависящие от носителей этих интересов. Субъективная сторона отражает не столько мнение и волю граждан, сколько интересы политической элиты, при этом ее интересы и интересы народа могут не совпадать.

В этой связи можно заключить, что субъектом национального интереса является правящая элита, которая задает основной тон процессу определения и реализации национальных интересов. При обосновании той или иной политики национальными интересами, государственные деятели, находящиеся у власти, учитывают в первую очередь ряд объективных факторов, исходят из самой природы международных отношений, механизма формирования и функционирования мировой системы. На основе имеющихся объективных фактов, политические лидеры принимают внешнеполитические решения, которые могут носить и стихийный характер, что обуславливается непредвиденными ситуациями, могущими нанести непоправимый ущерб суверенитету или государству в целом.

Национальные интересы Российского государства сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В данной Концепции изложены наиболее важные направления государственной политики. Среди основных интересов является обеспечение суверенитета, упрочение позиций России как великой державы, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, соблюдение прав и свобод человека и недопустимость применения при этом двойных стандартов.

В концепции Национальной безопасности подчеркивается, что внешняя политика РФ должна быть направлена на: проведение активного внешнеполитического курса; обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности; защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом; полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах; содействие урегулированию конфликтов; достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере; выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения и обычных вооружений; развитее международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом [11, с. 86].

Из этого следует, что национальные интересы состоят в первую очередь в обеспечении государством безопасности своих граждан, поэтому национальная безопасность тесно сопряжена с национальными интересами. Национальная безопасность - это стратегия, направленная на защиту национальных интересов. Субъекты международных отношений должны выстраивать внешнеполитический вектор так, чтобы не приносить в жертву свои национальные интересы, а защищать их, обеспечивая безопасность нации, сохраняя суверенитет, нерушимость национальных границ и линию статуса-кво. Основная идея национальных интересов должна отражать единые для всех участников мировой сцены потребности, а именно: создание надежной системы международной безопасности, консолидацию совместных усилий в области контроля над вооружениями и распространения оружия массового поражения, а также контроля региональных конфликтов и международного терроризма [12, с. 153]. Информационная безопасность Российской Федерации характеризуется уровнем защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Информационная сфера Российской Федерации является важной составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в этой сфере способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере определяются следующим: информационная сфера играет ключевую роль в реализации многих конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства.

Выделяются три основные группы национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере [13, с. 348].

Первую группу составляют национальные интересы, связанные с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере. Эти интересы направлены на обеспечение государственных гарантий: свободы получения информации в интересах сохранения здоровья, неприкосновенности частной жизни; свободы мысли, убеждений в общении с другими лицами; свободы участия в культурной жизни общества. К числу национальных интересов этой группы относятся: обеспечение гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности; обеспечение гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в области политической, интеллектуальной и духовной деятельности и т.д.

Вторую группу составляют национальные интересы, связанные с развитием отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи. К числу национальных интересов этой группы относятся: развитие и совершенствование инфраструктуры единого информационного пространства Российской Федерации; развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов как на внутреннем, так и международном информационных ранках и т.д.

Третью группу составляют национальные интересы, связанные с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем как развернутых так и создаваемых на территории России. К числу национальных интересов этой группы относятся: повышение безопасности информационных систем; расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов и т.д.

Защита национальных интересов Российской Федерации, реализуемых в информационной сфере, от угроз внешнего и внутреннего характера составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

В результате, хотелось бы сделать вывод о том, что информационная безопасность должна отражать национальные интересы государства. Основные императивы информационной безопасности необходимо формулировать на основе объективных потребностей граждан. Концепция информационной безопасности любого государства должна предусматривать широкие возможности реализации интересов каждого индивида, гарантию прав личности и учитывать социально-политические реалии мировой политической системы.

Список литературы:

1. Швец Д.Ю. Информационная безопасность России и современные международные отношения. - М.: «Мир безопасности», 2001. - 160 с.

2. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технологический аспект: дисс. ... канд. полит. наук. - Пятигорск, 2005. - 202 с.

3. Ануфриенко С.В. Функции средств массовой коммуникации в условиях кризиса // Актуальные научные вопросы. Материалы ХЬ Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. - Горловка, 2013. - С. 80-84.

4. Боташева А.К. проблемы глобализации и политическая безопасность стран // Политическая безопасность юга России: материалы международно-практической конференции и круглого стола. - Коаснодар, 2010. - С. 475-479.

5. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. Учебное пособие для студентов непрофильных вузов. - М.: Междунар. отношения, 2000. - 60 с.

6. Пантин В.И. Логика разума или логика страстей? // Полис - 1995. -№ 1. - С. 100.

7. Андреев А.Л. Субъективность и объективность // Полис. - 1995. -№ 1. - С. 104-105.

8. Соловьев Э.Г. Национальные интересы и основные политические силы современной России. - М.: Дело, 2004. - 75 с.

9. Пляйс Я.А. Некоторые общие размышления об интересах нашей страны // Полис. - 2000. - № 1. - С. 67.

10. Аболин О.Ю. Отказ от принципа «абсолютного суверенитета // Полис. - 1995. - № 1. - С. 108.

11. Боташева А.К. Основные проблемы глобализации мировой экономики как детерминирующие факторы современного терроризма // Право и политика. - 2009. - № 2. - С. 84-90.

12. Боташева А.К. Терроризм в современном политическом пространстве: истоки становления нелегитимного насилия и формирование международной антитеррористической системы: монография / А.К. Боташева. - 2-е изд., перераб и доп. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - 274 с.

13. Сидорова С.В. Теоретико-методологические основы анализа феномена современного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 4. - С. 347-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.