Научная статья на тему 'Реализация модели профилизации образовательной среды на основе социально-педагогического проектирования'

Реализация модели профилизации образовательной среды на основе социально-педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Елена Михайловна

Эффективным способом профессионального развития будущего специалиста является профилизация образования. В статье анализируется проблема реализации модели про-филизации образовательной среды на основе социально-педагогического проектирования. Приводится опыт деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, реализующей на практике принципы профилизации образования. Рассматриваются цели, задачи, этапы реализации социально-педагогических проектов и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация модели профилизации образовательной среды на основе социально-педагогического проектирования»

УДК 348.4

Каргина Елена Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, kargina-elena@mail.ru, Пенза

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Kargina Elena Michailovna

The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer, the senior lecturer of chair «Foreign languages» of Penza State University of Architecture and Construction, kargina-elena@ mail.ru, Penza

REALIZATION OF THE MODEL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROFILISATION ON THE BASIS OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL PROJECTION

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], использование проектного метода признано перспективным во всех отраслях деятельности: приоритетные национальные проекты «Образование», «Здоровье» и др., инвестиционные проекты, проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений, проекты жилищного строительства, международные информационные молодежные проекты, экологические проекты, проекты комплексной реконструкции городской инфраструктуры, проекты по созданию инжиниринговых центров, глобальные технологические проекты и т. д.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» принципы проектной деятельности также выделяются в качестве ведущих: «В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров. Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы» [2].

Принимая во внимание ключевые идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», к настоящему времени накоплен значительный опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся: проектные часы, проектные сессии, проектные недели, конкурсы проектов и пр. «Проектность должна пронизывать всю жизнь современной школы, включая управление школой и тип отношений между субъектами

образования. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и др.» [2].

Основываясь на приведенной документации и учитывая перспективы развития образования, социально-педагогическое проектирование являлось одной из основ реализации разработанной нами Концепции профилизации образовательной среды. Под профилизацией образовательной среды нами понимается процесс дифференциации образования на основе личностной и профессиональной ориентированности, акмеологичности и аксиологич-ности действия участников педагогического процесса за счет нововведений и изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса [3]. К числу ведущих социально-педагогических проектов, реализуемых на базе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, относятся:

1. Социально-педагогический проект «Интегративная преемственность основных этапов профессионального образования». Реализация данного проекта осуществлялась в виде следующего алгоритма: Д. Сад № 15, № Ш-н>школа № 33, № 50—>ПУ № 17, № 5, № 14—> химикотехнологический техникум, автодорожный техникум —>ПГУАС —► производство.

Цель проекта. Реализация проекта направлена на:

- раннее выявление интересов и способностей детей, начиная с дошкольного возраста;

- обеспечение качества обучение в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования профильной образовательной среды;

- повышение качества адаптации учащихся при переходе их к обучению в профильные образовательные учреждения более высокого уровня или на производство;

- развитие интеллектуального потенциала региона.

Задачи проекта:

- разработка и внедрение региональных образовательных стандартов, обеспечивающих высокое качество обучения;

- разработка и внедрение нестандартных образовательных программ и проектов в обучение;

- мониторинг качества обучения на каждом этапе профильного образования;

- разработка и внедрение программ, предназначенных для работы с детьми на ранних этапах обучения в профильных образовательных учреждениях;

- разработка и подготовка к изданию учебных планов и программ, учебных и методических пособий, обеспечивающих преемственность и интеграцию образования.

Содержание проекта:

- реализация инновационной структуры и содержания взаимодействия компонентов Ассоциации УУК;

- разработка стратегического плана развития Ассоциации «Университетский учебный комплекс» и информационной инфраструктуры для взаимодействия с рынком труда, производством;

- разработка комплекта нормативных документов и методических рекомендаций по организации деятельности Университетского комплекса как Ассоциации с правами юридического лица;

- создание необходимой и достаточной информационной среды для поддержки образовательной и научной деятельности членов Ассоциации «Университетский учебный комплекс» на основе обеспечения доступа учителей и учащихся образовательных учреждений, входящих в состав Ассоциации, к библиотечному фонду вуза и другим его информационным ресурсам;

- обеспечение участников педагогического процесса профессиональной информацией на всех этапах социализации личности по специальным программам в условиях обучения в УУК. Предусматривается овладение учащимися общеобразовательных школ определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информирование о наиболее общих признаках профессии;

- методическое и технологическое обеспечение участников педагогического процесса на всех этапах деятельности Университетского учебного комплекса;

- организация на базе компьютерных классов Ассоциации УУК преподавателями ПГУАС занятий с учащимися профильных классов лицея архитектуры и дизайна № 3 по информатике и инженерной графике;

- обмен опытом педагогических коллективов университетских комплексов на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Университетский комплекс - форма инновационного развития образовательных учреждений» на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

2. Социально-педагогический проект «Реализация принципа непрерывности подготовки в условиях деятельности многопрофильного образовательного комплекса».

Данный проект осуществляется на всех ступенях обучения в образовательных учреждениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУАС.

Цель проекта: организация деятельности многоуровневой и непрерывной системы подготовки кадров, учитывающей потребности личности, ее индивидуальные особенности и состояние рынка труда.

Этапы реализации проекта:

1. Первым этапом реализации данного проекта является дошкольное образование, которое включает:

- отбор детей 5-6 лет в мини группы с определенным уклоном обучения и воспитания;

- направление на социально-эстетическое развитие личности;

- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;

- разработка примерных образовательных программ воспитания, обучения, развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями федеральных компонентов государственных стандартов дошкольного образования;

- разработка программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- отбор одаренных детей по способностям с последующей их ориентацией на специальность.

2. Следующим этапом осуществления проекта «Реализация принципа непрерывности подготовки в условиях деятельности многопрофильного образовательного комплекса» является общее образование. В рамках реализации данного проекта на этапе общего образования осуществляется следующая работа:

- введение профильного обучения в старшей школе по различным направлениям;

- снижение нагрузки на учащихся учреждений общего образования и повышение качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования;

- развитие системы преподавания «ВУЗ - школа»;

- совместная с вузом разработка учебных планов по предметам;

- совместное участие в научно-исследовательской работе студентов и школьников под руководством преподавателей университета;

- совместное участие студентов и школьников в спортивных мероприятиях районного, городского и областного уровней;

- создание школьно-студенческих научных центров.

3. Следующим этапом реализации данного проекта является начальное и среднее профессиональное образование.

Для повышения качественной основы начального и среднего профессионального образования в рамках многопрофильных образовательных комплексов осуществляется:

- совместная разработка учебных планов «школа —> ПУ —» ВУЗ»;

- создание учебного профессионального студенческого центра;

- формирование на базе профессиональных учебных заведений центра «Лидерства» (Ассоциация «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства);

- организация трудового лагеря с профессиональным уклоном;

- организация обучения по программам: детский сад—^средняя школа—> профессиональное училище —» техникум-^вуз.

4. Осуществление проекта «Реализация принципа непрерывности подготовки в условиях деятельности многопрофильного образовательного комплекса» на этапе высшего образования в рамках многопрофильных образовательных комплексов включает:

- налаживание контактов с предприятиями для возможной стажировки студентов, создание системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников системы профессионального образования в целях снижения уровня безработицы среди молодежи;

- создание курсов дополнительного образования для студентов (деловой иностранный язык, второй иностранный язык, юриспруденция);

- предоставление возможность получения второго высшего образования параллельно с первым.

5. Продолжив дальнейшее обучение в вузе, студенты, закончившие 4 курса, получают степень бакалавра и идут работать на предприятие. В случае продолжения обучения в вузе до 6 курса, выпускник получает степень магистра и начинает профессиональную деятельность на предприятии, либо остается в вузе, поступив в аспирантуру, затем в докторантуру и т. д. Закончив вуз, можно остаться в нем работать или начать работу на предприятии.

6. Членами многопрофильного образовательного комплекса в рамках проекта «Реализация принципа непрерывности подготовки в условиях деятельности многопрофильного образовательного комплекса» ведется работа по организации послевузовского образования, дающая возможность:

- обучения в аспирантуре (докторантуре и т. д.) с целью повышения уровня образования, научной педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;

- получения второго высшего образования (переквалификация, переподготовка);

- разработки конкурентоспособных программ повышения квалификации и переподготовки кадров;

- создания центра подготовки кадров;

- организации процесса принятия заказов с производства на переквалификацию;

- создания информационной базы для прогнозирования объемов подготовки и переподготовки кадров нужных профессий в соответствии с потребностями рынка труда, создание системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирование перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.

Вышеизложенные мероприятия проводятся в рамках деятельности многопрофильного образовательного комплекса, предусматривающего различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, общего и дошкольного образования.

3. Социально-педагогический проект «Интеграция образования, науки и производства с целью координации совместной деятельности учебных заведений и строительных предприятий г. Пензы и области по подготовке кадров».

Цель проекта: Обеспечение непрерывного практического обучения учащихся школ, студентов техникумов и вуза, членов Ассоциации УУК.

Содержание проекта:

- создание Учебно-научно-производственного комитета (УНПК), деятельность членов которого направлена на решение вопросов проектирования, руководства и участия в строительстве объектов по договорам;

- обеспечение в рамках УНПК непрерывной практической подготовки студентов и учащихся с включением производительного труда на завершающем этапе обучения;

- привлечение для учебной и практической работы со студентами и учащимися в установленном порядке высококвалифицированных специалистов предприятий и других образовательных учреждений города;

- проведение УНПК научно-исследовательских, опытноконструкторских и исследовательских работ но важнейшим научно-техническим проблемам, связанным с техническим прогрессом в строительстве, внедрение результатов законченных научно-исследовательских работ в производство, проведение экспериментальных проверок и внедрение высокоэффективных научных разработок учебных заведений на предприятиях региона;

- активное участие вуза Ассоциации в решении экономических проблем региона, а также активное взаимодействие с представителями бизнеса;

- автоматизация процесса управления сбора и обработки данных по трудоустройству и учету заключенных договоров с работодателями, обновление компьютерная подсистема АСУ «Трудоустройство» Marketing;

- внесение в компьютерную базу Министерства образования и науки Российской Федерации резюме на выпускников ПГУАС;

- проведение сбора и статистической обработки информации по состоянию рынка труда и рабочей силы от внешних источников;

- формирование для предложений внешним пользователем банка данных о выпускниках текущего года с целью их трудоустройства;

- проведение «Дней карьеры», на которых студенты узнают у работодателей о деятельности предприятий, предлагаемых вакансиях, и имеют возможность пройти собеседование по трудоустройству;

- обмен опытом по вопросам трудоустройства студентов и выпускников с педагогическими коллективами Поволжского региона (участие в окружном совещании на базе НГУ им. Н. И. Лобачевского под руководством полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому Федеральному округу).

4. Социально-педагогический проект «Одаренные дети» - архитектура», реализуемый на базе следующих образовательных учреждений: Д. сад №71—» Лицей архитектуры и дизайна № 3 —> художественное училище им. Савицкого —> ПГУАС.

Цель проекта: обеспечение профессиональной ориентации детей и молодежи.

Задачи проекта:

- развитие способностей школьников, проявивших интерес к архитектуре и дизайну;

- формирование у детей широкого эстетического, культурного и технического кругозора;

- формирование готовности детей и молодежи к творческому восприятию и воспроизведению в опыте основных направлений архитектуры и дизайна;

- приобщение школьников к достижениям национальной и мировой архитектуры и дизайна;

- создание условий воспитательной среды, способствующих разностороннему и гармоническому развитию личности;

- организация научно-исследовательской и экспериментальной работы по поиску и внедрению наиболее активных педагогических технологий по художественно-эстетическому развитию детей, их архитектурнохудожественному образованию, начиная с дошкольного возраста;

- организация довузовской подготовки к обучению в ПГУАС.

Этапы реализации проекта и их содержание:

1. Первым этапом реализации проекта «Одаренные дети» - архитектура» является дошкольное образование. Деятельность участников профильного образовательного процесса на данном этапе включает в себя:

- информационное обеспечение дошкольников знаниями о мире профессий;

- знакомство дошкольников в игровой форме с профессиями творческой направленности (архитектор, художник, дизайнер, модельер и др.) и их особенностями. Игровые занятия с детьми при участии родителей по тематике «Мир профессий», «Кем быть?», в частности, игровые упражнения «Профессия на букву», «Самая - самая», целью которых является увеличение у детей знаний о мире профессионального труда и актуализация знаний о творческих профессиях архитектурной и художественной направленности;

- информирование родителей дошкольников о перспективах участия в проекте «Одаренные дети» - архитектура» и обучения в профильных образовательных учреждениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- включение родителей в процесс реализации социальнопедагогического проекта на основе консультирования и психологопедагогического сопровождения;

- беседы-консультации родителей и детей с психологами, учителями образовательных учреждений, входящих в состав комплекса, с целью определения ведущих интересов, способностей и потенциальных возможностей детей;

- отбор детей в мини-группы с определенным направлением обучения и воспитания в соответствии с их интересами и способностями.

2. Следующим этапом реализации данного проекта является общее образование. Деятельность участников профильного образовательного процесса по обеспечению профессиональной ориентации детей и молодежи в рамках проекта «Одаренные дети» - архитектура» на этапе общего образования основывается:

- на организации работы участников профильного образовательного процесса в профильных архитектурных классах (Лицей архитектуры и дизайна № 3);

- на обеспечении профессионально-ориентирующей деятельности педагогического коллектива студии архитектуры и дизайна (гимназия №42);

- на разработке учебного плана для общеобразовательных учреждений с архитектурным профилем подготовки, включающего в себя кроме общеобразовательных предметов блок профильных дисциплин (основы рисунка

- 4 часа в неделю, живопись - 4 часа в неделю, основы архитектурной композиции - 2 час в неделю, история архитектуры - 2 часа в неделю, композиция в дизайне - 2 часа в неделю, черчение - 2 часа в неделю);

- на преподавании профильных дисциплин преподавателями архитектурного факультета ПГУАС, что помимо высокого качества передачи и восприятия профессиональных и личностных компетенций, обеспечивает преемственность формирования профессиональной мотивации и направленности молодежи между этапами общего и профессионального образования. Профильная профессиональная подготовка ведется во второй половине дня в специализированных аудиториях ПГУАС. Полученные в аудиториях знания развиваются затем в студиях, секциях по рисунку, живописи, дизайну и композиции, во время пленэрных и выездных практик;

- на организации ежегодной научно-практической конференции школьников Пензенского региона (с 1998 года). Пензенский государственный университет архитектуры и строительства традиционно принимает у себя секции «Архитектура и дизайн» и «Искусствоведческое проектирование»;

- на проведении на базе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» при участии Министерства образования РФ, Союза архитекторов России, администрации г. Пензы Всероссийского конкурса детского архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года);

- на организации мастер-классов по рисунку и композиции, олимпиады по живописи, композиции, рисунку и черчению в рамках конкурса детского архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года);

- на проведении конференции для учителей и преподавателей «Опыт работы в регионах по развитию детского архитектурно-художественного творчества» (с 2004 года);

- на предоставлении победителям Всероссийского конкурса детского архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина льгот при поступлении в ПГУАС (при равенстве суммы баллов) - как вуз, возглавляющий Ассоциацию «Университетский учебный комплекс».

3. Логическим продолжением работы участников профильного образовательного процесса в рамках реализации социально-педагогического проекта «Одаренные дети» - архитектура», начатой на этапах дошкольного и общего образования, является их деятельность по обеспечению профессиональной ориентации молодежи на этапе профессионального образования, включающая в себя:

- углубленная профильная профессиональная подготовка по специальностям: графическая подготовка - выработка навыков работы различными графическими материалами, понимание геометрии тел и их частей, членения и врезки тел (для всех специальностей); колористическая подготовка (для дизайнерских специальностей); макетирование из различных материалов и различными методами (для специальностей «Искусство интерьера» и «Дизайн среды»);

- обеспечение возможности практической реализации студентами полученных умений на основе выполнения заказов по архитектурному проектированию, дизайну (ландшафтный дизайн территории детского дома № 3, территории ПГУАС и др.);

- продолжение проведения на качественно-новом уровне на базе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУАС при участии Министерства образования РФ, Союза архитекторов России, администрации г. Пензы Всероссийского конкурса архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года);

- обеспечение преемственности с этапом общего образования в организации мастер-классов по рисунку и композиции, олимпиады по живописи, композиции, рисунку и черчению в рамках конкурса архитектурнохудожественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года).

Таким образом, социально-педагогическое проектирование в рамках Концепции профилизации образовательной среды является эффективным способом решения задачи реализации модели профилизации образовательной среды.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Текст] - 194 с. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена президентом РФ Д. А. Медведевым [Текст] // Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.

3. Профилизации образовательной среды как основа профессиональной подготовки будущего специалиста: монография [Текст] / Е. М. Каргина. - Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, 2006.- 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.