Научная статья на тему 'Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме'

Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / СЕРВИС / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОТДЫХ / МОЛОДЁЖЬ / TOURISM / POLITICS / CULTURE / SERVICE / TRANSFORMATION / RECREATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ольга Евгеньевна, Лебедев Константин Анатольевич, Луканова Наталия Александровна

Установлено, что туризм в нашей стране в значительной мере коммерционализовался, открылись возможности для поездок в другие страны, получил развитие элитарный туризм, появились новейшие формы развлечения туристов. Системный анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что в России культурно-образовательный потенциал туризма реализуется недостаточно. Разработка соответствующей структурно-функциональной модели реализации культурно-образовательного потенциала туризма возможна при условии интеграции ряда теоретических и практических наработок в сопредельных сферах, а именно в истории и теории культурно-развлекательной деятельности и организации туристской деятельности. В статье делается предположение о целесообразности функциональной интеграции двух определённых систем (культурно-образовательной и коммерционализированной), которое актуализирует задачу определения специфики такой интеграции, аргументирует её теоретические основы и выявляет функциональные механизмы сервисологии. В рамках пилотажного исследования была осуществлена проверка структурно-функциональной модели развития туризма в трех аспектах: организационно-управленческом, функциональном (решение благодаря развлекательным программам и мероприятиям рекламно-имиджевых и культурно-образовательных задач), организационно-просветительном (интеграция познавательно-воспитательной, развлекательной и рекреативной функций досуга).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN TOURISM

It has been established that tourism in our country largely became a type of commercial activity, opportunities to visit other countries have been opened, up-market tourism has been developed, and new forms of leisure entertainment have emerged. System analysis of domestic and foreign scientific literature has shown that the cultural and educational potential of tourism is realized not enough in Russia. Development of appropriate structural and functional model of the implementation of cultural and educational tourism potential is possible through the integration of a number of theoretical and applied experience in the neighboring areas, namely in the history and theory of cultural and entertainment activities and organization of tourism activity. The assumption about the feasibility of functional integration of the two certain systems (cultural and educational, and commercial) is made in the article. This assumption actualizes the problem of determining the specifics of this integration, argues its theoretical basis and identifies functional mechanisms of serviceology. Within the framework of pilot study verification of the structural-functional model of tourism development in three aspects was carried out. The first and second aspects, organizational-managerial, and functional, are connected with decision through the entertainment programs, advertising and PR activities, and cultural and educational events. The third aspect, organizational and educational, consists in integration of cognitive-educational, entertainment and recreational leisure functions.

Текст научной работы на тему «Реализация культурно-образовательной деятельности в туризме»

ОБЩЕСТВО И СЕРВИС: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 796.5:330 DOI: 10.12737/20184

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТУРИЗМЕ

Лебедева Ольга Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, qqqmail.ru@inbox.ru,

Лебедев Константин Анатольевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры туризма и гостиничного дела, qwer20003@rambler.ru,

Луканова Наталия Александровна, старший преподаватель кафедры туризма и гостиничного дела, nlukanova@mail.ru

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Установлено, что туризм в нашей стране в значительной мере коммерционализовался, открылись возможности для поездок в другие страны, получил развитие элитарный туризм, появились новейшие формы развлечения туристов. Системный анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что в России культурно-образовательный потенциал туризма реализуется недостаточно. Разработка соответствующей структурно-функциональной модели реализации культурно-образовательного потенциала туризма возможна при условии интеграции ряда теоретических и практических наработок в сопредельных сферах, а именно в истории и теории культурно-развлекательной деятельности и организации туристской деятельности.

В статье делается предположение о целесообразности функциональной интеграции двух определённых систем (культурно-образовательной и коммерционализированной), которое актуализирует задачу определения специфики такой интеграции, аргументирует её теоретические основы и выявляет функциональные механизмы сервисологии. В рамках пилотажного исследования была осуществлена проверка структурно-функциональной модели развития туризма в трех аспектах: организационно-управленческом, функциональном (решение благодаря развлекательным программам и мероприятиям рекламно-имиджевых и культурно-образовательных задач), организационно-просветительном (интеграция познавательно-воспитательной, развлекательной и рекреативной функций досуга).

Ключевые слова: туризм, политика, культура, сервис, трансформация, отдых, молодёжь

Коренные изменения в экономической, социальной, культурной, политической жизни Российской Федерации привели к существенной трансформации туристской отрасли. Туризм в нашей стране в значительной мере коммерционализовался, открылись возможности для поездок в другие страны, получил развитие элитарный

туризм, появились новейшие формы развлечения туристов, расширилась инфраструктура обслуживания в соответствии с современными мировыми требованиями.

Однако открытыми остаются некоторые аспекты туристской деятельности. Туристское учебное заведение в большей степени ориентируется на прибыльные формы досуга, а государство не в состоянии в полном объёме финансировать культурно-образовательную деятельность.

Пилотажное исследование выявило функциональную ограниченность программ по разным видам туризма, неудовлетворительную практику планирования туристско-экскурсионного обслуживания от достигнутого уровня без учета результатов научных исследований и данных социологических опросов населения, недостаточную компетентность организаторов туристской деятельности в вопросах теории и практики организации туристского досуга, а также ориентацию туристской индустрии на потребности не столько туристов, сколько самых организаторов туризма.

В науке накоплен определенный опыт исследования данной проблематики, определены концептуальные основы культурно-образовательной деятельности. Вместе с тем сегодня внимание научных работников сосредоточено преимущественно на практических аспектах туризма, фактически отсутствуют фундаментальные исследования по определенной проблематике, не разработана современная структурно-функциональная модель культурно-образовательной деятельности в туризме. Туризм имеет значительный просветительный потенциал - познавательные, воспитательные возможности, - но в современных социокультурных условиях он реализуется явным образом недостаточно.

Разногласие между необходимостью решения данной проблемы и недостаточным её теоретическим осмыслением, как и практической апробацией, обусловило цель статьи: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель реализации культурно-образовательного потенциала туризма в социокультурных условиях нынешней России.

Современный досуг нуждается в научно обоснованной социальной регуляции. Это, в свою очередь, актуализирует развитие системы досуга, задача которого - поиск методов проведения досуга в соответствии со спецификой свободного времени [1-3].

Реализация культурно-образовательного потенциала туризма понимается как процесс актуализации (средствами культурно-образовательной деятельности) воспитательной функции туризма, который в данных социокультурных условиях не

проявляется в полной мере. Данный подход позволяет рассматривать туризм как сложную социально-культурную систему и как область индустрии досуга.

Культурно-образовательная деятельность является основной составляющей в системе образования, поэтому её целевые ориентиры обусловлены общественно-политическими изменениями, сложившимися на протяжении последнего десятилетия в России.

На основе анализа нами определены следующие приоритеты культурно-образовательной деятельности в туризме: формирование национального сознания, знание культуры и истории народа, воспитание духовной культуры личности, утверждение принципов общечеловеческой морали (туристская этика - положительный характер поведения, бережное отношение к культурным ценностям России и зарубежья), самореализация, развитие индивидуальных способностей, формирование экологической культуры личности, гармонии её отношений с природой, пропаганда здорового образа жизни и развлекательной культуры молодёжи как условия обеспечения её полноценного физического развития, охраны и укрепление здоровья.

В процессе комплексного исследования состояния туристской отрасли нами были поставлены следующие задачи: выявление социокультурных механизмов функционирования сферы туризма, определяющих пути решения проблемы; анализ организации развлечения молодых туристов, выявление проблем, препятствующих реализации культурно-образовательного потенциала туризма; изучение запросов молодёжи к туристским услугам.

Исследование показало, что в РФ преобладает выездной туризм, а внутренний спросом почти не пользуется; туристская культура и осведомленность туристов в вопросах экологии, туристской этики, национального и мирового исторического и культурного наследия остаются на низком уровне.

Результаты свидетельствуют, что существуют значительные расхождения между индивидуальными запросами и обычным туристским продуктом. Лишь 48% респондентов считают туризм интересным с точки зрения его содержательной программы; ощущают себя физически окрепшими - 51%, а более утомленными - 6%, оценивают туристский досуг как «хорошо» - 30%, «удовлетворительно» - 60%, «неудовлетворительно» - 10%.

Организация и культурно-образовательный компонент досуга выходят за пределы интересов турфирм, занимающихся организационно-бытовыми вопросами; наблюдается значительная зависимость мероприятий от основной функции

конкретного вида туризма, вследствие чего существуют познавательные, развлекательные и спортивные программы [4, 5].

Анализ программ досуга показал, что в содержании досуга туристов отсутствуют элементы новизны, а его организация осуществляется формально. Опрос работников туристских учреждений свидетельствует, что более чем половина из них не ориентирована на организацию развлекательных мероприятий культурно-образовательного направления или вообще считают их ненужными. Среди причин, тормозящих реализацию культурно-образовательного потенциала туризма, можно отметить его экономическую неэффективность, отсутствие морального и материального стимулирования.

Как правило, культурно-образовательный потенциал туризма реализуется недостаточно, поскольку организационные системы основываются на базовых, обоснованных теоретически и проверенных практикой закономерностях культурно-образовательной деятельности [6-8].

Вместе с тем практическое применение этих закономерностей является проблематичным, поскольку они не функционируют в современной системе туризма. С точки зрения теоретического определения трех направлений регуляции процесса реализации потенциала это означает, что реализация культурно-образовательного потенциала туризма должна осуществляться по трем направлениям (положительный результат должен быть обеспечен в пределах существующих регулятивных механизмов социально-экономической системы туризма), а повышение эффективности культурно-образовательной деятельности - по второму направлению.

В связи с этим нами делается предположение о целесообразности функциональной интеграции двух определенных систем (культурно-образовательной и коммерционализированной системы туризма), которое актуализирует задачу определения специфики такой интеграции, аргументирует её теоретические основы и выявляет функциональные механизмы сервисологии.

Практика свидетельствует, что структурно-функциональная модель реализации культурно-образовательного потенциала туризма включает: теоретическую модель интеграции; организационно условия её внедрения в практику деятельности туристских фирм; условия организации досуга туристов; систему мер по практической реализации модели; критерии и показатели её эффективности.

Основное теоретическое положение структурно-функциональной модели заключается в реализации культурно-образовательного потенциала туризма, которая

может быть обеспечена посредством интеграции культурно-образовательной деятельности. Сущность данного вида интеграции состоит в реорганизации деятельности туристских фирм на основе механизмов их функционирования, что обеспечивает решение задач образовательной деятельности. Это обусловливает необходимость определения косвенных стимулов поощрения туристских фирм к такой реорганизации.

Данный подход позволяет сформулировать пять принципов интегративной модели: дополнение, недирективность, непротиворечие, заинтересованность, полифункциональность. Последний предусматривает несколько типов функциональной интеграции: А - интеграция воспитательных и экономических функций; Б - интеграция нескольких функциональных направлений; В - интеграция функций досуга.

Нами осуществлен структурно-управленческий анализ туристских фирм, которые действуют, финансируются и могут интегрировать культурно-образовательные мероприятия. На основе научных исследований [9-13], определяющих возможность и целесообразность распределения новых функций между подразделами в соответствии с новыми условиям функционирования туристских фирм, можно сделать вывод о том, что интеграция выглядит как функциональная модификация перспективных направлений их деятельности.

Анализ организационных структур туристских компаний позволил сделать вывод о целесообразности интеграции культурно-образовательной деятельности по их маркетинговой и рекламной деятельности, включая и диагностический аспект культурно-образовательной практики в пределах маркетинговых исследований туристских учреждений, которые не нуждаются в существенных дополнительных капиталовложениях.

Теоретической основой для интеграции рекламно-информационного и просветительного аспектов деятельности стало обоснование понятия «информационно-просветительная деятельность», в пределах которого рекламная деятельность культурно-развлекательных учреждений рассматривается как составная часть информационной. Поскольку «информационно-рекламная» деятельность осуществляется и финансируется туристской фирмой, то в пределах интегративной модели задача состоит в дополнении просветительным аспектом, который повысит вместе с тем результативность рекламной кампании.

При этом традиционное направление приобретает новую ориентацию, т.к. корректируется функционально и для рекламных задач туристских фирм, и для задач

культурно-образовательного направления. Такая организационная перестройка позволяет разработать полифункциональные развлекательные программы, учитывая разные этапы и типы взаимодействия клиентов с туристскими фирмами.

Интегративная модель может быть реализована лишь при определённых организационно-управленческих условиях, которые являются основой для структурно-функционального внедрения интегративной модели в деятельность конкретных туристских фирм, а развлекательные - основой эффективности собственно развлекательных программ и мероприятий культурно-образовательного направления. Организационно-управленческие условия включают следующие аспекты: -повышение заинтересованности руководителей туристских фирм во внедрении культурно-образовательных программ и мероприятий;

-функциональная перестройка деятельности структурных подразделов этих фирм в контексте интегративной модели;

-соответствующие функциональные требования руководства к персоналу; -разработка и внедрение культурно-образовательных программ соответствующими структурными подразделами и кадровым составом туристских фирм;

-повышение профессиональной компетентности работников туристских учреждений в организации досуга молодёжи. Условия по развлечению включают:

-целевую ориентацию организаторов туристского досуга на приоритеты национального воспитания;

-интеграцию воспитательной и рекреационной функций в организации развлечения туристов;

-переориентацию досуга с потребительских на творческие виды деятельности; -соответствие программ и мероприятий запросам молодёжи, их установкам на функции досуга [14, 15].

В исследовании нами осуществлена проверка структурно-функциональной модели с целью определения её эффективности в трех аспектах: организационно-управленческом (интегрированность мероприятий культурно-образовательного направления в организационно-деятельную структуру туристских учреждений); функциональном (решение благодаря развлекательным программам и мероприятиям рекламно-имиджевых и культурно-образовательных задач); организационно-

просветительном (интеграция познавательно-воспитательной, развлекательной и рекреативной функций досуга).

Решение этих задач обусловило определение соответствующих критериев исследования. Согласно поставленным задачам нами было выбрано три группы критериев эффективности «интегративной модели».

Группа 1. Организационно-управленческие критерии - для определения интегрированности мероприятий культурно-образовательного направления в организационно-деятельную структуру туристских учреждений. Нами выделено два критерия: мотивационный и поведенческий для двух уровней: управленческого и исполнительского.

Группа 2. Организационно-развлекательные критерии - для определения соответствия развлекательных программ организационным условиям (соответствие программ установкам туристов на сбалансированность познавательно-воспитательной и развлекательной функций, ориентированность культурно-развлекательных программ на самореализацию, разнообразие организационных форм туризма).

Группа 3. Функциональные критерии - для оценки эффективности внедрения интегративной модели в плане интеграции, в соответствии с которой можно выделить две подгруппы критериев:

1-ая - критерии рекламно-имиджевой эффективности модели, которые формируют эффективность интеграции для решения имиджевых задач туристских фирм (увеличение количества туристов, количество последующих обращений к услугам туристской фирмы, содействие положительному имиджу туристской фирмы);

2-ая - критерии просветительной эффективности модели, формирующие эффективность для решения задач культурно-образовательной деятельности.

Подводя итог системного анализа отечественных и зарубежных научных источников, можно отметить, что в России культурно-образовательный потенциал туризма реализуется недостаточно. Существует ценный теоретический и практический опыт решения указанной проблематики как в отечественной науке и практике, так и за границей, но он является нефункциональным в социокультурных условиях современной России.

Разработка соответствующей структурно-функциональной модели реализации культурно-образовательного потенциала туризма возможна при условии интеграции ряда теоретических и практических наработок в сопредельных сферах, а именно в истории и теории культурно-развлекательной и организации туристской деятельности.

Доказано, что приоритетные направления культурно-образовательной деятельности в туризме отражают составляющие национального воспитания, а именно: формирование национального сознания; воспитание духовной культуры личности, утверждение принципов общечеловеческой морали; развитие индивидуальных способностей, обеспечение условий самореализации; формирование экологической культуры; создание условий для полноценного физического развития, здоровья молодёжи и обретение ею знаний и навыков здорового образа жизни.

Литература

1. Федулин А. А. Современное состояние и приоритетные направления развития туризма и туристского образования в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №4. С. 70-75.

2. Жилкова Ю.В., Бритвина В.В., Седенков С.Е. Кластерный подход в туризме // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 1. С. 151-154.

3. Киякбаева Е.Г. Индикаторы устойчивого развития туризма и их использование в федеральных программах развития туризма в России // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 1 (29). С. 78-80.

4. Лебедева О.Е. Зарубежный опыт в системе туристского образования // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. Махачкала, 2014. С. 37-38.

5. Соломатина Т.Б., Коломникова А.А. Вступление России в период интенсивного индустриального развития и актуализация проблем образования в XIX в. // Государство, общество, образование в контексте цивилизованного подхода: коллективная монография. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 9-22.

6. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.

7. Насырова Л.А., Макаренко З.В. Об усилении социальной направленности туристской отрасли в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11. Ч. 2. С. 92-96.

8. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Формирование концептуальных и методологических основ сервисного аудита // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7 (45). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2013_7 (дата обращения: 18.03.2016).

9. Дунец А.Н. Пространственная организация туризма в регионе: теоретические основы кластерного подхода // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 1.

С.37-44.

10. Бушуева И. В. Управление сервисомна уровне региона: кластерный подход // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8(55). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_8 (дата обращения: 21.03.2016).

11. Чикова О.М., Харитонова Т.В. Социальная направленность сферы услуг // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 10(37). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2012_10 (дата обращения: 15.02.2016).

12. Безуглова М.С. Культурно-познавательный туризм в Астраханской области как форма устойчивого развития туризма // Экология России: на пути к инновациям. 2013. № 8. С. 8-11.

13. Бойко А.Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. 2009. №2(47). С. 224-228.

14. Седельникова И.В. Промышленный туризм как перспективный вид развития туризма в России // Труды XII Международной науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 77-78.

15. Сорокина Н. А. Корпоративный туризм как вид делового туризма // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 17(2). С. 95-97.

IMPLEMENTATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY

IN TOURISM

Lebedeva Ol'ga, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail:

qqqmail.ru@inbox.ru,

Lebedev Konstantin, PhD (Doctor of Sciences) in Economics, Professor, e-mail:

qwer20003@rambler.ru,

Lukanova Natalia, senior lecturer, e-mail: nlukanova@mail.ru

Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism

and Service, Moscow, Russian Federation

It has been established that tourism in our country largely became a type of commercial activity, opportunities to visit other countries have been opened, up-market tourism has been developed, and new forms of leisure entertainment have emerged. System analysis of domestic and foreign scientific literature has shown that the cultural and educational potential of tourism is realized not enough in Russia. Development of appropriate structural and functional model of the implementation of cultural and educational tourism potential is possible through the integration of a number of theoretical and applied experience in the neighboring areas, namely in the history and theory of cultural and entertainment activities and organization of tourism activity.

The assumption about the feasibility of functional integration of the two certain systems (cultural and educational, and commercial) is made in the article. This assumption actualizes the problem of determining the specifics of this integration, argues its theoretical basis and identifies functional mechanisms of serviceology. Within the framework of pilot study verification of the structural-functional model of tourism development in three aspects was carried out. The first and second aspects, organizational-managerial, and functional, are connected with decision through the entertainment programs, advertising and PR activities, and cultural and educational events. The third aspect, organizational and educational, consists in integration of cognitive-educational, entertainment and recreational leisure functions.

Keywords: tourism, politics, culture, service, transformation, recreation, youth

References

1. Fedulin A.A. Sovremennoe sostojanie i prioritetnye napravlenija razvitija turizma i turistskogo obrazovanija v Rossii [Current Condition and Compelling Development of Tourism and Tourism Education in Russia] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2009. № 4. Pp. 70-75.

2. Zhilkova Yu.V., Britvina V.V., Sedenkov S.E. Klasternyj podhod v turizme [Cluster approach in tourism] // Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedenija [Bulletin of Academy of children and youth tourism and local lore study]. 2013. № 1. Pp. 151-154.

3. Kiyakbaeva E.G. Indikatory ustojchivogo razvitija turizma i ih ispol'zovanie v federal'nyh programmah razvitija turizma v Rossii [Indicators of Sustainable Tourism Development and their Use in Federal Tourism Development Programs in Russia] // Izvestija Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya Sochi State University]. 2014. № 1 (29). Pp. 78-80.

4. Lebedeva O.E. Zarubezhnyj opyt v sisteme turistskogo obrazovanija [Foreign experience in the tourism education system] // Ekonomicheskaja nauka v 21 veke: voprosy teorii i praktiki [Economics in the 21st Century: Theory and Practice]. Makhachkala, 2014. Pp. 37-38.

5. Solomatina T.B., Kolomnikova A.A. Vstuplenie Rossii v period intensivnogo industrial'nogo razvitija i aktualizacija problem obrazovanija v XIX v. [Russia's entry into a

period of intense industrial development and actualization of the problems of education in the XIX century] // Gosudarstvo, obshhestvo, obrazovanie v kontekste civilizovannogo podhoda: kollektivnaja monografija [The state, society, education: a civilizational approach: collective monograph]. Cheboksary: Interaktiv pljus, 2015. Pp. 9-22.

6. Fedulin A.A., Gavrilov A.Yu., Novikova N.G. Sovremennye podhody k opredeleniju resursnogo potenciala turizma [Modern approaches to determine the resource potential of tourism] // Service plus. 2012. № 1. Pp. 38-44.

7. Nasyrova L.A., Makarenko Z.V. Ob usilenii social'noj napravlennosti turistskoj otrasli v Rossijskoj Federacii [About strengthening the social orientation of the tourism industry in the Russian Federation] // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences]. 2014. № 11, Part 2. Pp. 92-96.

8. Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Formirovanie konceptual'nyh i metodologicheskih osnov servisnogo audita [The formation of the conceptual and methodological basis of service auditing] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2013. № 7 (45). Pp. 3-13.

9. Dunec A.N. Prostranstvennaja organizacija turizma v regione: teoreticheskie osnovy klasternogo podhoda [Region space organization of tourism: theoretic basics of cluster approach] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2011. № 1. Pp. 37-44.

10. Bushueva I. V. Upravlenie servisom na urovne regiona: klasternyj podhod [Service management at the regional level: the cluster approach] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. № 8(55). Pp. 141-151.

11. Chikova O.M., Haritonova T.V. Social'naja napravlennost' sfery uslug [Service sector social orientation] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2012. № 10(37). Pp. 24-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Bezuglova M.S. Kul'turno-poznavatel'nyj turizm v Astrahanskoj oblasti kak forma ustojchivogo razvitija turizma [Cultural and educational tourism in Astrakhan region as a form of sustainable tourism development] // Ekologija Rossii: na puti k innovacijam [Ecology of Russia: on the road to innovation]. 2013. № 8. Pp. 8-11.

13. Bojko A.E. Formirovanie turistskih klasterov kak instrument razvitija vnutrennego turizma v Rossii [Formation of tourism cluster development as a tool of domestic tourism in Russia] // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [The Power and Administration in the East of Russia]. 2009. №2(47). Pp. 224-228.

14. Sedel'nikova I.V. Promyshlennyj turizm kak perspektivnyj vid razvitija turizma v Rossii [Industrial tourism as a promising form of tourism development in Russia] // Trudy XII Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodyh uchenyh [Proceedings of the XII International scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists]. Tomsk: Tomsk Polytechnic University, 2013. Pp. 77-78.

15. Sorokina N.A. Korporativnyj turizm kak vid delovogo turizma [Corporate tourism as a form of business tourism] // Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk [Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences]. 2013. Iss. 17(2). Pp. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.