Научная статья на тему 'Реализация концепта «Мнения» посредством удостоверительно-вопросительных конструкций'

Реализация концепта «Мнения» посредством удостоверительно-вопросительных конструкций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОСТОВЕРИТЕЛЬНО-ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / СИНТАКСИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / ИНТОНАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ / ГРАДУИРОВАННЫЙ ПРИЗНАК / ПРЕСУППОЗИЦИЯ / ПРОПОЗИЦИЯ / МОДАЛЬНАЯ РАМКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белошицкая Наталия Николаевна

В статье удостоверительно-вопросительная конструкция рассматривается как вариант реализации концепта «мнения», определяются признаки концепта и способы их профилирования лексико-грамматическими и интонационными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATION OF THE CONCEPT «OPINION» BY MEANS OF CONFIRMATIVE-INTERROGATIVE CONSTRUCTIONS

In the article by Beloshitskaya N.N. «Realisation of the Concept «Opinion» by Means of ConfirmativeInterrogative Constructions» the above-mentioned construction is seen as a variant of the concept «opinion» realization, the features of the concept and the ways of their profiling via lexico-grammatical tools and intonation means being determined.

Текст научной работы на тему «Реализация концепта «Мнения» посредством удостоверительно-вопросительных конструкций»

УДК 81’367.322+81’37(045)

БЕЛОШИЦКАЯ Наталия Николаевна, аспирант кафедры ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университет имени А.И. Герцена. Автор 4 научных публикаций

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «МНЕНИЯ» ПОСРЕДСТВОМ УДОСТОВЕРИТЕЛЬНО-ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

В статье удостоверительно-вопросительная конструкция рассматривается как вариант реализации концепта «мнения», определяются признаки концепта и способы их профилирования лексико-грамматическими и интонационными средствами.

Удостоверительно-вопросительные конструкции, синтаксический концепт, интонационная конструкция, градуированный признак, пресуппозиция, пропозиция, модальная рамка

Удостоверительно-вопросительные конструкции представляют собой высказывания, основной задачей которых служит запрос подтверждения информации. Исходным строительным материалом конструкции являются структурные схемы невопросительных предложений. Подробное описание структурных схем дано

Н.Ю. Шведовой в Русской Грамматике-80. Предложение-высказывание в виде удостоверительно-вопросительной конструкции (далее УВК) получает оформление в речи на так называемом коммуникативно-синтаксическом уровне (термин И.П. Распопова). «Специализация структурных моделей синтаксических конструкций, касающаяся коммуникативно-синтаксического аспекта их структуры, отчасти предопределяется различным лексическим наполнением, но в большей степени и в первую очередь, дифференцирующую роль в этом отношении играет интонация»1. На наш взгляд, семантика УВК имплицирует следующую мо© Белошицкая Н.Н., 2011

дальную рамку (термин А. Вежбицкой), предназначенную для перехода мнения в полное знание: я полагаю, что ситуация именно такая, как я считаю - подтверди это. Приведем примеры:

1. - Вы хотите серьезного расследования? -осведомился Никоненко холодно. - Правильно я понимаю?2

2. - Ну правда, она прелесть?3

3. Но ведь я - лучше, правда? - перебила она, чуть ли не умоляюще. - Я ведь живая. Что он в ней нашел?4

4. - Паш, ты в самом деле считаешь, что Муркина я укокошил?- спросил Чернов, помедлив.5

Совершенно очевиден, в таком случае широкий диапазон возможных формальных показателей УВК, тем не менее объединяющим фактором служит наличие исходного предположения этого типа вопросительного предложения, которое касается когнитивного плана. Задавая вопрос, говорящий уже имеет мнение о ситуа-

ции, однако это мнение является лишь предположением. Совмещение языковых и неязыковых знаний в сложном процессе взаимодействия всех структурных уровней предложения обеспечивается концептом. С его содержанием обычно связывается понятие пресуппозиции. УВК, на наш взгляд, служат средством репрезентации концепта «мнения» как одной из разновидностей концепта «знания» - «предзна-ния». Понятия мнения и знания издавна привлекают к себе внимание философов и лингвистов. В отечественной лингвистике семантика глаголов мнения и знания исследуется в работах М.А. Дмитровской и А.А. Зализняк. Тот факт, что любой концепт складывается из совокупности когнитивных признаков и слоев при наличии в нем образного ядра, позволяет предположить наличие комплекса признаков концепта «мнения», которые профилируются в каждом конкретном речевом употреблении, согласно интенциям говорящего. Основным признаком для этих конструкций считаем «уверенность», также выделяем признак «предположение», «оценка», «вероятность той или иной степени». Эти признаки могут быть представлены в виде шкалы с градуированием степени признака от наивысшей к минимальной. На уровне поверхностной структуры предложения-высказывания в виде УВК признак реализуется посредством интонации, модальных операторов (вводные слова, частицы, вводящие в общее поле зрения говорящих исходное предположение того или иного вида), с помощью лексико-синтаксической координации (термин С.Г. Ильенко). В качестве основных теоретических положений принимаем следующие:

- сфера синтаксиса не является хаотичной, в ней выделяются определённые принципы, организующие многочисленные факты в систе-му6. Эта мысль подтверждает возможность когнитивного моделирования синтаксиса.

- «концепт как оперативная содержательная единица сознания, выполняющая функции хранения и передачи знаний об окружающем мире и языке»7 лежит в основе формирования категорий, которыми оперирует человеческое сознание, включая языковые категории разного уровня.

- представляя собой конгломерат структурированного знания, концепт обладает структурой: он состоит из концептуальных признаков и, как считает Ю.С. Степанова8, слоев. «Слоистое» строение концепта предполагает в первую многозначность языковых единиц в системе языка.

По мнению Л.А. Фурс - представителя Тамбовской школы когнитивной лингвистики -при когнитивном моделировании синтаксиса исследовательские усилия должны быть обращены «не только к установлению соотношения между структурой события и структурой предложения-высказывания, а также к определению когнитивных основ, объясняющих процессы продуцирования предложения»9. Это еще раз подтверждает важность учета интенций говорящего с позиции ракурса представления информации, а значит, и выбора средств вербализации концепта, и с точки зрения динамичности восприятия. Динамичность восприятия предполагает такой характер деятельности, когда «полное восприятие предмета возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующие воспринимаемые детали в одно осмысленное целое»10.

Выступая в качестве языкового знака, УВК, как и любая номинация (в данном случае номинация отношения говорящего к ситуации или свойству объекта) активирует концепт (концепт

- «мнение») в нашем сознании, запуская его в процесс мышления.

Исследователи понятия «концепт» З.Д. Попова и И.А. Стернин указывают на следующий факт: «В языке один и тот же концепт репрезентирован самыми разными словами, синонимами <. > типовыми пропозициями в высказываниях, текстами, посвященными экспликации тех или иных концептов. Сопоставив все доступные фиксации языковые средства репрезентации концепта - в системе языка, в речи и текстах, можно выявить содержание концепта как единицы мышления»11. В наши задачи не входит подробное описание концепта «мнения». Но, даже на примере определенного языкового

Белошицкая Н.Н. Реализация концепта «мнения».

средства - УВК, очевидно, что конструирование смысла, а именно так вслед за Ю.С. Степановым мы понимаем содержание концепта, есть трудоемкий процесс, предполагающий детализацию признаков, входящих в структуру концепта и внимание к тому, как «выдвигается» тот или иной признак исходя из условий референтной ситуации. Приведем пример анализа УВК с целью профилирования признаков концепта «мнение».

Она поворачивается ко мне, - Вы ведь тоже терпеть не можете мои стихи?

- И сразу, не дав мне времени ответить: - Не надо, не отвечайте. Если похвалите - я не поверю. Если скажете правду, мне будет больно12 (поэтический вечер, Тэффи, считающая поэзию своим слабым местом, уверена, что собеседник разделяет ее мнение).

Представленный вопрос формально соответствует структуре общего вопроса, но в отличие от последнего, эпистемическая установка говорящего на вполне определенный ответ -подтверждение, позволяет предположить отсутствие обычной для общего вопроса дизъюнкции пропозиций и сделать вывод, что пропозициональный компонент - «вы терпеть не можете мои стихи». Пропозициональная структура состоит из предиката терпеть не можете и двух формально выраженных актантов -агентива вы и объектива мои стихи.

Интонация (ИК-3) в этом предложении-высказывании выполняет установочную функцию -профилирует признак предположения (эпистеми-ческая установка вопроса). Место интонационного центра - соединительный союз тоже. Таким образом происходит реализация пресуппо-зиционного компонента - говорящий знает, что слушающий осведомлен о его недостаточно высокой поэтической способности и также предполагает, что слушатель разделяет с ним знание о наличии других людей, придерживающихся того же мнения. Говорящий обладает высокой степенью уверенности в получении прогнозируемого ответа - подтверждения. На уровне поверхностной структуры это подчеркивается использованием удостоверительной частицы ведь. В рассмотренном примере дей-

ствует целый комплекс средств представления мнения, в качестве ведущего можно отметить интонацию - УВК часто маркируют попытку угадать «особенности текущих репрезентаций адресата». Говорящий учитывает не только то, что известно ему и находится в фокусе его внимания, но и то, что, как ему кажется, известно адресату и о чем он сейчас думает. Одна из подсистем когнитивной системы, отвечающей за построение внутренней модели «сознания другого» влияет на наши коммуникативные интенции. Признак убежденности детерминирует ИК (интонационную конструкцию), точнее акцент, УВК. Этот акцент, в случае с УВК, чаще всего ИК-3 (с восходящей интонацией на главном слове - фокусе). Когнитивно-коммуникативным конституентом вопроса служит его вопросительный компонент, или неизвестное вопроса. В вопросах, выраженных УВК, вопросительным компонентом служит сам факт соотнесения говорящим своего знания или мнения о ситуации действительности с аналогичным в когнитивном множестве собеседника. Специфика этого вида вопроса, определена подготовительными условиями (говорящий предполагает ответ, но не уверен в точности своего предположения) и условием искренности - говорящий хочет знать ответ.

Говоря о средствах реализации концепта «мнение» посредством УВК отметим в качестве наиболее выдающегося средства лексикосинтаксическую координацию. Суть лексикосинтаксической координации как явления языковой системы, следует видеть в закономерно повторяющейся обусловленности, существующей между лексическим значением слова и его ролью в конструировании сложного предложения как единого целого. Примером предложения-высказывания в виде УВК, в котором именно лексико-синтаксическая координация выступает основным средством выражения мнения говорящего о ситуации, является предложение, построенное на базе сложных синтаксических конструкций типа: правда, что., верно, что. (см. примеры выше).

Анализ УВК в качестве средства реализации концепта «мнения» предполагает значитель-

ную ситуационную привязанность, что базируется на механизме когнитивной доминанты (термин Л.А. Фурс). Действие принципа заключается в том, что говорящий, ориентируясь на задачи коммуникации, определяет наиболее значимую информацию и передает ее оптимальными средствами. Признаки, составляющие концепт «мнение» не могут быть выявлены в полной мере на примере изолированных предложений, вне референтной ситуации. Более того, «содержание предложения не ограничивается референтной ситуацией, но обязательно включает в себя способ представления, или истолкования данной ситуации носителем языка»13. Это положение как нельзя лучше соотносится

с антропоцентрическим подходом к языку и его единицам, включая и синтаксические. Это не система в себе и для себя, она направлена на объективацию человеческих потребностей, его целенаправленную деятельность, в том числе и психическую активность.

Наше предположение заключается в том, УВК облигаторно моделирует ситуацию, в которой степень уверенности субъекта речи может быть эксплицирована введением предикатов внутреннего состояния, основными компонентами смысла которых считается оценка подчиненной пропозиции с точки зрения ее истинности или вероятности того, что соответствующая ситуация имеет или будет иметь смысл.

Примечания

1 Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М., 1970. С. 89.

2 Устинова Т. Близкие люди. М., 2008. С. 32.

3 Рубина Д. Синдром Петрушки. М., 2010. С. 34.

4 Там же.

5 Устинова Т. Указ. соч. С. 41.

6 Jackendoff R. Languages of the Mind: Essays on Mental Representation. Massachusetts Institute of Technology Press, 1995.

7 Болдырев Н.Н. Репрезентация знаний в системе языка // Вопр. когнитив. лингвистики. 2007. N° 4. С. 17.

8 СтепановЮ.С. Концепт // Он же. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С. 44.

9 ФурсЛ.А. Когнитивное моделирование синтаксиса // Вопр. когнитив. лингвистики. 2007. N° 4. С. 81.

10 ЛурияА.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975. С. 45.

11 Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999. С. 27.

12 ОдоевцеваИ.В. На берегах Сены. М., 1989. С. 85.

13 НорманБ.Ю. Грамматика говорящего: от замысла к высказыванию. М., 2010. С. 135.

Beloshitskaya Natalia

REALISATION OF THE CONCEPT «OPINION» BY MEANS OF CONFIRMATIVE-INTERROGATIVE CONSTRUCTIONS

In the article by Beloshitskaya N.N. «Realisation of the Concept «Opinion» by Means of Confirmative-Interrogative Constructions» the above-mentioned construction is seen as a variant of the concept «opinion» realization, the features of the concept and the ways of their profiling via lexico-grammatical tools and intonation means being determined.

Контактная информация: e-mail: n.lenina@mail.ru

Рецензент - Cулименко Н.Е., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.