Научная статья на тему 'Реализация конструктивного рисунка в процессе обучения студентов-дизайнеров как условие становления их проектно-графической компетенции'

Реализация конструктивного рисунка в процессе обучения студентов-дизайнеров как условие становления их проектно-графической компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ДИЗАЙН / ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК / ПРОЕКТНЫЙ РИСУНОК / SUBJECT AND SPATIAL ENVIRONMENT / DESIGN / DESIGN-AND-GRAPHIC COMPETENCE / CONSTRUCTIVE DRAWING / DESIGN DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майстришин Т.Н.

Для формирования эстетически выразительной предметно-пространственной среды дизайнеру необходимо в совершенстве владеть средствами выражения своих мыслей. В связи с этим большое значение имеет рисунок, который выступает ядром науки дизайна. Среди компетенций, составляющих профессиональную компетентность дизайнера, автор выделяет проектно-графическую компетенцию. В её становлении одним из условий является конструктивный и проектный подход к обучению рисунку. Конструктивный рисунок предполагает исполнение реального объекта в точных пропорциональных соотношениях и перспективной взаимозависимости его частей. Проектный рисунок нацеливает на развитие пропедевтических возможностей, основанных на конструктивном понимании построения объекта. В результате применения такого метода появляется возможность целенаправленного осознания формы и её трактовки, рисунок приобретает убедительную полноценность и художественно-графическую завершённость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONSTRUCTIVE DRAWING IN THE COURSE OF TRAINING OF STUDENTS DESIGNERS IN DEVELOPING THEIR DESIGN AND GRAPHIC COMPETENCE

To create esthetically expressive subject and spatial environment a designer needs perfect knowledge of means of expression of their own thoughts and ideas. In this regard drawing skills are of great importance, being the very essence of design science. We pay special attention to design-and-graphic competence, which is a part of an overall competence of a professional designer. Constructive drawing is a very important element of this competence and it assumes presentation of a real object in exact proportional ratios and perspectives. Design drawing aims at development of propaedeutic opportunities based on constructive understanding of creation of an object. By applying this method, we develop a skill of proper understanding of a form and its design.

Текст научной работы на тему «Реализация конструктивного рисунка в процессе обучения студентов-дизайнеров как условие становления их проектно-графической компетенции»

УДК 378.147

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РИСУНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИХ ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Т.Н.Майстришин

THE ROLE OF CONSTRUCTIVE DRAWING IN THE COURSE OF TRAINING OF STUDENTS DESIGNERS IN DEVELOPING THEIR DESIGN AND GRAPHIC COMPETENCE

T.N.Majstrishin

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, maystrishin@yandex.ru

Для формирования эстетически выразительной предметно-пространственной среды дизайнеру необходимо в совершенстве владеть средствами выражения своих мыслей. В связи с этим большое значение имеет рисунок, который выступает ядром науки дизайна. Среди компетенций, составляющих профессиональную компетентность дизайнера, автор выделяет проектно-графическую компетенцию. В её становлении одним из условий является конструктивный и проектный подход к обучению рисунку. Конструктивный рисунок предполагает исполнение реального объекта в точных пропорциональных соотношениях и перспективной взаимозависимости его частей. Проектный рисунок нацеливает на развитие пропедевтических возможностей, основанных на конструктивном понимании построения объекта. В результате применения такого метода появляется возможность целенаправленного осознания формы и её трактовки, рисунок приобретает убедительную полноценность и художественно-графическую завершённость.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, дизайн, проектно-графическая компетенция, конструктивный рисунок, проектный рисунок

To create esthetically expressive subject and spatial environment a designer needs perfect knowledge of means of expression of their own thoughts and ideas. In this regard drawing skills are of great importance, being the very essence of design science. We pay special attention to design-and-graphic competence, which is a part of an overall competence of a professional designer. Constructive drawing is a very important element of this competence and it assumes presentation of a real object in exact proportional ratios and perspectives. Design drawing aims at development of propaedeutic opportunities based on constructive understanding of creation of an object. By applying this method, we develop a skill of proper understanding of a form and its design.

Keywords: subject and spatial environment, design, design-and-graphic competence,constructive drawing, design drawing

В связи с новым этапом научно-технического прогресса, развитием рыночной экономики российского общества возрастает потребность в подготовке специалистов в области художественного конструирования и проектирования, обеспечивающих эстетизацию архитектурно-бытовой среды и сферы производства, воспитывающих у человека высокий уровень эстетической культуры.

Однако в подготовке студентов-дизайнеров на уровне высшего профессионального образования отмечается некоторое противоречие. Существующий уровень подготовки будущих дизайнеров, на первый взгляд, создаёт впечатление положительного развития творческих способностей и подготавливает их к созидательному творческому труду. Но при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится очевидным, что специальность дизайнера требует более расширенного и углублённого понимания специфических особенностей, необходимых данному виду деятельности.

Основная цель учебного рисунка в подготовке студента-дизайнера — научиться видеть окружающий мир, художественно конструировать и видоизменять его изобразительными средствами на бумаге. Для того, чтобы научиться видеть красиво сочетающиеся объёмы в пространстве, будь то архитектура, оборудование в интерьере или отдельно взятые предметы, преобразовывать среду и находящиеся в ней объекты, дизайнеру необходимо в совершенстве владеть средствами выражения своих мыслей. Рисунок, являющийся ядром науки дизайна, выступает некоторой сердцевиной мировоззренческого осознания дизайнера. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти (1475—1564) писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки» [1]. По мнению А.В.Врубель, «... смотреть, наблюдать, видеть, следовать рукой на -блюдаемому, учить руку графически конкретно фик-

сировать увиденное, срисовывать как можно точнее — так вырабатывается навык графического рукоделия, то есть умения изображать предметы и пространство, сходные с увиденным. Отсюда, через адекватную координацию глаз-мысль-рука, развивается пространственное мышление. Поэтому то, что зафиксировано графически рукой и осмыслено, глаз уже видит и знает.

И с этой ступеньки познания, графически осмысленной пластики, на базе мировоззрения рисующий, домысливая, познаёт и видит больше; а накопление эмоционально-зрительных знаний порождает желание импровизировать и фантазировать, что способствует развитию творческой интуиции, которая стимулирует дальнейшую работу сознания как творца художественных ценностей» [2].

Профессиональная компетентность дизайнера характеризуется, в первую очередь, совокупностью качеств, требующихся для решения круга профессиональных задач. Среди профессиональных компетенций дизайнера мы выделяем проектно-графическую компетенцию. Она предполагает владение определённой суммой специальных знаний, умений, навыков рисунка, композиции, технического рисования, формообразования в сочетании с личными качествами, а также способность их результативного воплощения в решении учебных и творческих профессиональных проблем дизайн-проектирования.

В рассмотрении проблемы становления про-ектно-графической компетенции студента-дизайнера большое значение имеет конструктивный и проектный подход к обучению рисунку. Анализ дизайн-образования свидетельствует о значительном влиянии образовательных концепций Баухауза, ВХУТЕМАСа, Ульма на становление современных учебных центров. Система преподавания рисунка была характерной особенностью учебных центров начала ХХ века. Техническое рисование как художественная дисциплина рассматривало среду и предметы вместе с их внутренним устройством. То есть использовалась сквозная прорисовка предметов.

Конструктивный рисунок предполагает исполнение реального объекта в точных пропорциональных соотношениях и перспективной взаимозависимости его частей. Конструктивному рисунку пристальное внимание уделяли педагоги-художники Академии художеств П.П.Чистяков и Д.Н.Кардовский. «Изучающий рисунок должен в своей работе руководствоваться формой. Что же представляет собой форма? Это масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру и другим. Живая форма живых натур, конечно, не является правильной геометрической формой, но в схеме она тоже приближается к этим геометрическим формам и, таким образом, повторяет те же законы расположения света по перспективно уходящим плоскостям, какие существуют для геометрических тел...» [3]. Антон Ашбе считает, что необходимо «хорошо изучить изображаемую форму и понять её устройство, а разбираясь в её строении, он не может не заметить, что, как бы форма ни была сложена, её поверхность можно увидеть как сочетание отдельных

частей простых по форме предметов. И если художник познакомится с принципом изображения шара или цилиндра, то тогда, по мысли Ашбе, он приобретает возможность нарисовать любой предмет. Это был один из основополагающих принципов школы Ашбе, так называемый «принцип шара». Венгерский художник Холлоши полагает, что изобразив предмет сначала в виде некой общей схемы, художник сможет затем органически вести построение его формы на этой основе. Такой подход к изображению формы объясняет и то, что Холлоши на первом этапе рисунка считал необходимым отделить построение формы от тона, чтобы можно было строже решить конструкцию. Интерес к конструкции роднит методику Хол-лоши с методикой Чистякова, однако конструктивное начало получало у венгерского художника в процессе обучения своеобразную трактовку. Холлоши основывал свой рисунок на правильном и строгом анализе конструкции формы предмета, предоставляя ученику в дальнейшем большую свободу в отношении нахождения собственных приёмов работы» [4]. С точки зрения А.М.Соловьёва, одной из задач, которую должен ставить и решать учебный рисунок, является развитие аналитического мышления. «Путём систематических упражнений, последовательно раскрывающих конструктивную основу вещей, учащиеся должны научиться понимать строение каждой модели, являющейся предметом их изучения» [5]. «Цель учебного рисунка состоит и в том, чтобы, развивая зрительное восприятие и объёмно-пространственное мышление, научить посредством рисунка решать образные и материально-практические задачи в процессе «овеществления» композиционного замысла» [6].

Проектный рисунок направлен на развитие пропедевтических возможностей, основанных на конструктивном понимании построения предметов. Так, при конструктивном подходе мы лишь изучаем конкретный предмет с пропорциональным соотношением его деталей. При проектном подходе мы видоизменяем его форму и пропорции при помощи приобретённого навыка конструктивного рассмотрения предмета. Причём, в этом рассмотрении (изображении) используются дополнительные срезы предмета по горизонтали и вертикали. Каждый срез по горизонтали даёт основание для пропорционального сравнения и различения их. Проектное рисование должно сводиться к быстрому, скупому и точному изложению возникающего в мыслях художественного образа объёмно-пространственного конструирования. Проектируя любую вещь, будущий дизайнер должен учитывать взаимосвязь её элементов не только в пространственном, но и в конструктивно-структурном отношении. Студента-дизайнера следует направлять на анализ логики и закономерности структуры, конструкции, формообразования в пространстве и выявление в рисунке этих закономерностей. Будущий дизайнер должен владеть чувством формы, организовывать и интерпретировать её, в зависимости от поставленной перед ним проектной задачи. Он должен творчески преобразовывать форму, выявляя пласти-ко-ритмические, формообразующие, декоративные и другие компоненты. Такой метод преподавания ри-

сунка имеет наибольший результат: он даёт возможность целенаправленного осознания формы и её трактовки. Несмотря на условность понимания трёхмерности пространства, сквозное построение предметов и элементов каждого задания, рисунки, выполненные с применением этого метода, несут убедительную полноценность и художественно-графическую завершённость. В этом случае постижение основ рисунка приближается к композиционному проектированию. Когда проектировщик рисует, происходит отсеивание и сортировка информации, ведущей к проектным идеям. «Проектность архитектуры и дизайна выражается в процессах формообразования во всех областях материально-духовной деятельности. Проектность, от projectus — выступающий, брошенный вперёд, понимается как формирование мысленного образа, осмысление его будущего созидательного воплощения» [7]. Проектное творчество является центральной категорией дизайн-образования.

На первый взгляд, стремление к натуралистично-реалистическому изображению не имеет ограничений в творческом многообразии и поисках. Однако, когда не рекомендуется проведение работы с определёнными требованиями сквозной прорисовки и линейной трактовки, необходимо отметить быстрое «затухание» интереса у студентов при длительном исполнении задания, так как они начинают повторять приобретённую привычку школьных лет. В противоположность этому, композиционно-пространственное, сквозное построение группы предметов, собранных в натюрморт, имеет возможность длительного, последовательного, осмысленного ведения работы и бесконечного эстетического совершенствования рисунка. Понятие фотографической точности изображения приводит к сравнительной неудовлетворённости оттого, что рисунок становится только слабым подражанием натуре. Поэтому такой метод часто ставит учебную задачу в тупик. Для будущего дизайнера важна не фотографичность, а конструктивная суть любого изображаемого объекта. Мышление дизайнера должно быть сформировано таким образом, чтобы построить любую имеющуюся или воображаемую форму и отразить это построение в двухмерном пространстве листа, а при необходимости изменить эту форму. Формируя эти навыки, мы даём возможность приблизить обучение основам рисунка к формообразованию.

Итак, отталкиваясь от натуры, будущий дизайнер должен уметь создавать формы, не ограничиваясь

только их срисовыванием, понимая их внутренний смысл, содержание, саму суть. Студенту-дизайнеру нужно не готовиться к отдалённому проектированию, а уже активно создавать любую структуру жизнедеятельных взаимодействий. Следовательно, преподавателям необходимо создавать условия для становления проектно-графической компетенции студентов-дизайнеров: формировать специальные способности в рамках группы основных модулей, увлекать их выполняемой задачей для осознания мотивов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, развивать знание о способах профессиональной деятельности, их выборе и эффективности применения.

1. Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров. М.-Л., 1940. С. 7.

2. Врубель А.В. Через изучение пластического формообразования в природе к формотворчеству. Непрерывное дизайнерское образование. М., 1992. 79 с.

3. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. 207 с.

4. Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М., 1958. С. 37-60.

5. Учебный рисунок / Под ред. А.М.Соловьёва. М., 1953. С. 15-33.

6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. М.: Высш. шк., 1992. 270 с.

7. Гаврилов А.М. Процесс адаптации как фактор профессиональной деятельности // Модернизация профессионального педагогического образования: компетентност-ный подход: Сб. науч. статей. Великий Новгород, 2006. С. 89-97.

References

1. Sidorov A.A. Risunki starykh masterov [Drawings of old masters]. Moscow; Leningrad, 1940, p. 7.

2. Vrubel A.V. Cherez izuchenie plasticheskogo formoobrazovaniia v prirode k formotvorchestvu [Through studying of a plastic shaping in the nature to art of form building. Continuous design education]. Moscow, 1992. 79 p.

3. Rostovtsev N.N., ed. Risunok. Zhivopis'. Kompozitsiia. Khrestomatiia [Drawing. Painting. Composition]. Moscow, Prosvechenie Publ., 1989. 207 p.

4. Moleva N., Belyutin E. Shkola Antona Ashbe [School of Anton Ashbe]. Moscow, 1958, pp. 37-60.

5. Solovyov A.M., ed. Uchebnyi risunok [Educational drawing]. Moscow, 1953, pp. 15-33.

6. Kirtser Yu.M. Risunok i zhivopis': Prakt. posobie [Drawing and painting]. Moscow, 1992. 270 p.

7. Gavrilov A.M. Protsess adaptatsii kak faktor professional'noi deiatel'nosti [Adaptation process as factor of professional activity]. Modernizatsiia professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniia: competence-based approach: Coll. of papers. Veliky Novgorod, 2006, pp. 89-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.