Научная статья на тему 'Реализация компонентов содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства'

Реализация компонентов содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / CREATIVE / PEDAGOGICAL POTENTIAL / NATIONAL ARTS AND CRAFTS / PROJECTING / CONTINUOUS ART-PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHER OF VISUAL ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Н. Б.

В статье на примере отдельного компонента «творческий потенциал и опыт творческой деятельности в процессе использования народного декоративно-прикладного искусства» содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием народного декоративно-прикладного искусства раскрывается технология его формирования на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATION OF THE COMPONENTS OF THE CONTENT OF THE CONTINUOUS ART-PEDAGOGICAL EDUCATION WITH THE USE OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE NATIONAL ARTS AND CRAFTS

In this article, on the example of the given component artistic potential and experience of the creative work in the process of using the national arts and crafts of the content of the continuous art-pedagogical education with the use of national arts and crafts is shown the technologies of its development on the preprofessional, professional and postprofessioanal levels.

Текст научной работы на тему «Реализация компонентов содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства»

УДК [371.014+37.036](470.344)

Н.Б. Смирнова

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье на примере отдельного компонента «творческий потенциал и опыт творческой деятельности в процессе использования народного декоративно-прикладного искусства» содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием народного декоративно-прикладного искусства раскрывается технология его формирования на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном уровнях.

Творческий, педагогический потенциал, народное декоративноприкладное искусство, проектирование, непрерывное художественнопедагогическое образование, учитель изобразительного искусства

N.B. Smirnova

REALISATION OF THE COMPONENTS OF THE CONTENT

OF THE CONTINUOUS ART-PEDAGOGICAL EDUCATION WITH THE USE OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE NATIONAL ARTS AND CRAFTS

In this article, on the example of the given component “artistic potential and experience of the creative work in the process of using the national arts and crafts ” of the content of the continuous art-pedagogical education with the use of national arts and crafts is shown the technologies of its development on the preprofessional, professional and postprofessioanal levels.

Creative, pedagogical potential, national arts and crafts, projecting,

continuous art-pedagogical education, teacher of visual arts

Развитие российской системы образования и придание ему статуса непрерывного образования, выделение в нём национально-регионального компонента предопределяет наш интерес к разрешению проблемы реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в региональном непрерывном художественнопедагогическом образовании.

Для этого предполагается осуществить проектирование концепции непрерывного художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства, удовлетворяющей постоянно возрастающим потребностям общества в высокообразованных, социально активных художниках-педагогах, обладающих высокими духовными качествами, гражданскими позициями, национальным достоинством, знающих свою историю, традиции, обычаи, язык, культуру, народное искусство и реализующих это в художественно-педагогической деятельности, что позволит целенаправленно формировать личность обучающихся в соответствии с перспективами развития Российского государства в условиях меняющегося мира.

Поэтому в требования к уровню подготовки выпускника по специальности 020800 -«Изобразительное искусство» вошёл определённый перечень знаний: например, будущий учитель изобразительного искусства должен: знать обычаи и традиции народов региона; владеть системой знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры, в том числе «знать специфику художественного краеведения и уметь организовать краеведческую и экскурсионную работу с учащимися по изучению культуры и искусства края» [2].

Непрерывное художественно-педагогическое образование - трёхуровневое и состоит из допрофессионального (детство), профессионального (базовое образование) и постпрофессионального образования (повышение квалификации, становление личности), отличных по основным направлениям работы, задачам, используемым методам и средствам обучения, формам организации художественного образования, взаимосвязанных и взаимообусловленных общими целями, принципами и задачами непрерывного художественного образования.

Проектируя данную систему, необходимо рассмотреть вопросы определения структуры содержания образовательного процесса, которые поднимались учёными-педагогами в различные временные периоды. Так, структура содержания общего образования исследовалась П. Р. Атутовым, Н. И. Бабкиным, В. С. Леднёвым, В. А. Поляковым и др. Построением и корректировкой содержания отдельных курсов (физика, химия, биология, математика, русский язык и др.) занимались И. А. Володарская, И. И. Ильясов, О. Я. Кабанова, И. П. Калошина, Н. Н. Нечаев, А. И. Подольский, З. А. Решетова,

Н. Ф. Талызина, Т. В. Челышева и др.

В современном российском обществе распространены различные концепции построения содержания образования. Их разнообразие зависит от трактовки места и функции человека в мире и обществе. Например, выделяются позиции В. В. Краевского, который тяготеет к конструктивно-деятельностному подходу, закладывая при этом в построение содержания общего образования и культурологический подход, наиболее полно соответствующий установкам гуманистического мышления. Они учитываются концепцией содержания образования, которая рассматривает его как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объёму) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей её структурной полноте» [3].

По мнению В. В. Краевского, содержание образования выступает в качестве педагогической модели социального опыта. Учёный определяет этапы построения данной модели, которые будут соответствовать определённому уровню формирования содержания

образования. К первому этапу он относит уровень общего теоретического представления, содержание которого выступает в виде представления о составе, структуре и функциях передаваемого опыта в его педагогической трактовке и состоит из четырёх основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов её осуществления (умений и навыков); опыта творческой деятельности, фиксированного в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений.

Ко второму этапу В. В. Краевский относит уровень учебного предмета, который определяет содержание конкретного учебного предмета, определённые участки социального опыта, которым должен овладеть обучающийся в его рамках. При конструировании содержания учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании.

К третьему этапу учёный относит уровень учебного материала: происходит реальное наполнение элементов состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены в форме, специфической для каждого предмета на втором. Здесь речь идёт о конкретных значениях, умениях и навыках, а также познавательных задачах, упражнениях, которые составляют содержание учебников, задачников, пособий и других материалов для учителей и школьников [3].

Для проектирования содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием народного ДНИ (декоративно-прикладного искусства) важным является положение о четырёхкомпонентной структуре содержания образования (И. Я. Лернер, В. В. Краевский), исходя из которого, компонентами содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием народного декоративно-прикладного искусства являются:

• знания о природе, обществе, культуре, искусстве, способах деятельности;

• общие искусствоведческие, практические, методические навыки и умения, являющиеся основой профессиональной художественно-творческой деятельности в области художественной педагогики;

• опыт художественно-творческой деятельности, который накоплен человеком в

процессе развития общественно-практической деятельности в области народного

декоративно-прикладного искусства;

• опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющийся

вместе со знаниями и умениями в области культуры, искусства, народных промыслов

условием формирования убеждений и идеалов, системы художественных ценностей личности.

Как мы видим, одним из компонентов является творческий потенциал и опыт творческой деятельности в процессе использования народного декоративно-прикладного искусства. На его примере и рассмотрим процесс реализации компонентов содержания непрерывного художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства.

Проблемы творчества и творческой деятельности исследовались в трудах В. С. Библера, Л. С. Выготского, Я. А. Пономарёва, В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Н. К. Энгельмейера и др. Но мнению психолога А. К. Марковой, «творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов» [4]. Она выделяет разные стадии (фазы) творческого процесса: «потребность в новой идее, выделение проблемы, отказ от первого, как бы напрашивающегося решения ради поиска каких-то других путей; переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждение, отход от внутреннего ограничения рамок возможных решений; свободные умозрительные рассуждения; после постановки проблемы занятие новой, возможно, произвольной позиции, затем возвращение обратно и воссоздание, критический 256

анализ логического пути между новой позицией и отправной точкой; поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других возможных; многократные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего внезапно; кристаллизация решения» [4].

К основным признакам творческой личности А. К. Маркова относит: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; отказ от ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; отказ от категорических суждений, деления на белое и чёрное; готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределённости и поиска и др. [4].

В. И. Андреев, утверждает, что процесс воспитания творческих способностей, как и других свойств личности, достигает своей цели в процессе активизации и интенсификации процесса саморазвития личности. Учёный определяет ряд закономерностей, принципов и правил творческого саморазвития личности, при соблюдении которых в процессе созидательной деятельности самой личности происходит развитие его природных задатков, включая и развитие творческих способностей.

Ученый выделяет семь стадий саморазвития творческой личности. Первая стадия характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной мотивационной направленностью личности на определённый вид творческой деятельности - стадия избирательной мотивационно-творческой направленности личности на определённый вид деятельности. Вторая стадия - стадия начального творческого самоопределения -характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определённой сфере творческой деятельности. Третья стадия -профессионально-творческого становления - характеризуется повышенной

профессионально-творческой активностью личности в определённом виде деятельности в процессе интенсивного творческого овладения профессиональными приёмами и методами. Четвёртая стадия - стадия значительных творческих достижений личности. Эта стадия характеризуется первыми достижениями и первым признанием личности кругом профессионалов.

На пятой стадии развитие характеризуется высокой устойчивой продуктивностью личности и формированием индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства. На шестой стадии развитие творческой личности характеризуется как стадия расцвета таланта. Здесь личность далеко превосходит достижения современников в определённой сфере творческой деятельности. Седьмая стадия развития творческой личности характеризуется как гениальность. Она характеризуется наивысшим уровнем развития творческих способностей личности [1 ].

Мы разделяем точку зрения учёных, утверждающих, что прямое обучение творчеству невозможно, необходимо создать для этого определённые условия, стимулирующие или тормозящие творческую деятельность. При этом условия или факторы, влияющие на творческую деятельность, могут быть двух видов: ситуативные и личностные. Ситуативные факторы могут иметь отрицательный характер (лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, слишком сильная или слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения и др.).

К личностным факторам, отрицательно влияющим на процесс творчества, относят конформизм, неуверенность в собственных силах, самоуверенность, эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций, отсутствие рискованного поведения и другие.

Среди личностных черт, которые благоприятствуют творческому мышлению, выделяют уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости и определённой доли агрессивности, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным и необычным, хорошо развитое чувство юмора, наличие богатого по содержанию подсознания, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п. [5].

Опираясь на положения о развитии творческого мышления в процессе обучения и воспитания, рассмотренные С. Д. Смирновым [5], мы определили несколько тезисов, следуя которым возможна стимуляция творческого мышления у обучающихся на занятиях по народному декоративно-прикладному искусству, а именно:

• ни в коем случае не подавлять интуицию обучаемого; целенаправленно формировать у учащихся уверенность в своих силах, веру в свою способность овладеть умениями по созданию предметов народного декоративно-прикладного искусства;

• в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству в максимальной степени опираться на положительные эмоции удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д. (эмоциональное описание образцов народного декоративноприкладного искусства, встречи с народными мастерами, участие в проведении деловых игр и т.д.);

• всеми возможными средствами развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию в процессе выполнения творческих заданий (выполнение эскиза нарядного платья по мотивам народного женского костюма, чувашской вышивки и ткачества);

• шире применять проблемные методы обучения, стимулирующие установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания (использование проблемных лекций, деловых игр и других новых форм проведения занятий);

• привлекать студентов к совместной с преподавателем исследовательской деятельности (участие в научно-теоретических исследованиях кафедр, в работе студенческого научного общества, осуществление оригинальных исследований в курсовых, дипломных работах).

Как показала опытно-экспериментальная работа, при регулярном использовании эти рекомендации значительно благоприятствуют изменению творческого потенциала будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства. При этом приобретаются опыт использования творческого потенциала при его изучении, изменяется определённый уровень сформированности способностей, необходимых для творческой деятельности по использованию накопленных знаний в формировании личности школьника.

Положив в основу семь стадий творческого саморазвития личности, разработанные В. И. Андреевым [1], мы определили структуру компонента «Творческий потенциал личности и опыт творческой деятельности в процессе использования народного декоративноприкладного искусства».

На уровне допрофессионального образования ступень художественноэстетическое воспитание на традициях декоративно-прикладного искусства родного народа (семья и детские дошкольные учреждения) предполагает проявление элементов творчества через сотворчество детей и взрослых в деятельности по изучению народного декоративно-прикладного искусства.

На ступени общего художественного образования с использованием декоративноприкладного искусства родного народа компонент определяется как возникновение избирательной творческой направленности на изучение отдельных его видов; накопление опыта включения элементов творчества в процесс создания предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Профессиональный этап непрерывного художественно-педагогического образования на ступени начального художественно-педагогического образования с использованием народного декоративно-прикладного искусства предполагает: формирование индивидуального стиля деятельности по созданию образцов декоративноприкладного искусства родного народа и народов, его окружающих; осуществление профессионально-творческого становления личности в деятельности по изучению декоративно-прикладного искусства.

Ступень среднего профессионального художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства подразумевает: наличие повышенной

профессионально-творческой активности в его изучении; интенсивное овладение профессиональными приёмами, методами, средствами преподавания народного декоративноприкладного искусства родного народа и народов, его окружающих; осуществление профессионально-педагогического и художественно-творческого становления личности будущего художника-педагога.

Ступень высшего профессионального художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческого потенциала личности и опыта творческой деятельности в процессе его использования предполагает: наличие устойчивой творческой продуктивности художника-педагога в процессе реализации педагогического потенциала в художественной деятельности; формирование индивидуального творческого стиля личности в профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Ступень «Повышение профессионального уровня художника-педагога, использующего педагогический потенциал народного декоративно-прикладное искусства в профессиональнопедагогической и художественно-творческой деятельности», находящаяся на этапе постпрофессионального образования, предполагает: совершенствование индивидуального творческого стиля личности учителя изобразительного искусства при использовании педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства; расцвет таланта учителя изобразительного искусства.

Итак, содержание непрерывного художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства имеет четырёхкомпонентную структуру. В качестве компонентов нами выделяются: теоретические знания в области народного декоративно-прикладного искусства, о его месте в культуре, философии народа; сформированная система умений и навыков по созданию объектов народного декоративно-прикладного искусства; опыт творческой деятельности в процессе использования народного декоративно-прикладного искусства; эмоциональноценностные отношения и положительная мотивация к использованию народного декоративно-прикладного искусства. Реализация компонентов содержания непрерывного художественно-педагогического образования - процесс поэтапный, требующий от его участников активного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 97-98.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «030800 - изобразительное искусство». М., 2000. С. 20.

3. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому // Преподаватель, 2000. № 1. С. 4, 5-6.

4. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 47, 48.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 151, 154.

Смирнова Наталья Борисовна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДНИ и МПИИ, зам. декана по научной работе ХГ Ф Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева

Smirnova Natalia Borisovna -

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Subdepartment DPI and MPII, Vice-dean for the Questions of Scientific Work of the Arts and Graphics Faculty, Chuvash State Pedagogical University called after I. Ya. Yakovlev

Статья поступила в редакцию 18.02.2011, принята к опубликованию 10.07.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.