УДК 316.77
Шаваева М. 0.1
РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ТВОЙ ДАР» СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ)
Аннотация. В данной статье представлен концептуальный анализ механизма реализации коммуникативных стратегий в деятельности студенческих волонтерских движении. На примере деятельности волонтерского движения СКГИИ «Твой дар» обосновывается принцип трехступенчатого коммуникативного воздействия, эффективность процесса социализации как студентов-волонтеров, так и их воспитанников.
Ключевые слова: коммуникативная стратегия, волонтерское движение, студенчество, социализация, социально-активная личность.
Shavaeva М. О.
IMPLEMENTATION OF COMMUNICATION STRATEGIES IN THE WORK OF THE STUDENT VOLUNTEER MOVEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE VOLUNTEER MOVEMENT "YOUR GIFT" NORTH-CAUCASIAN STATE INSTITUTE OF ARTS)
Abstract. This article presents a conceptual analysis of the mechanism of realization of communicative strategies in the student volunteer movement. On the example of the volunteer movement of North-Caucasian state Institute of arts "Your gift" explains the three-step principle of communicative influence, the efficiency of the process of socialization of student volunteers and their students.
Key words: communicative strategy, volunteering, students, socialization, socially active personality.
В процессе динамично меняющихся уело- Особенная роль в развитии социума прина-вий социально-экономического развития Рос- длежит студенческой молодежи, так как она сии и востребованности «инициативной по- составляет основу динамичного потенциала мощи» различными незащищенными слоями кластера профессиональных работников, населения, важнейшее значение приобретает При этом «волонтерское движение» мы рас-деятельность многопрофильных волонтере- сматриваем как «совокупность деятельности ких движений и организаций. общественных формирований, обеспечива-
Прогрессивные тенденции в педагогической ющих вхождение, адаптацию и интеграцию политике современных вузах России актуали- личности в социальную среду посредством зируют проблему формирования социально ак- практической». [2; с. 208] тивной личности, обладающей четкими граж- Реализация коммуникационных стратегий данскими морально-этическими ценностями. в деятельности студенческого волонтерского
Особую актуальность и значение приоб- движения наиболее продуктивна, при соблю-ретает развитие и доля участия механизмов дениях следующих условий: воздействия педагогических практик в фор- Во-первых, наличие и четкое определение мировании социальной активности студен- социально-коммуникативной идеи, которая чества. заинтересовала бы молодежь. Реальное воп-
1 Шаваева Марина Олиевна, доцент, кандидат философских наук, заведующая кафедры «Культурология», СевероКавказский государственный институт искусств, г. Нальчик, e-mail: [email protected], 89287072879 Shavaeva Marina, associate Professor, candidate of philosophical Sciences , head of Department of "Cultural studies". North-Caucasian state Institute of arts, Nalchik, ma ri na-sha vac va a у a ndcx. ru. 89287072879
лощение такой идеи возможно, если участники студенческих волонтерских объединений овладеют методикой социально-педагогической деятельности. Процесс коммуникации является базовой необходимостью для развития и полноценной и активной социализации.
Во-вторых, участники осваивают профессиональные навыки, приобретают практический опыт педагогической, коммуникативной деятельности, определяют для себя вектор выбора созидающей гражданской позиции.
В-третьих, волонтерские объединения должны представлять свой актив (делегатов) в государственных структурах: молодежное правительство, студенческий парламент. Данный механизм участия в государственной молодежной политике содействует самореализации молодежи и вызывает необходимость анализа эффективности реализации данных программ по результатам практической деятельности. Именно на уровне волонтерских практик формируются коммуникационные навыки, которые затем имеют востребованность широкого круга организации и государственных структур.
В-четвертых, участники данных студенческих объединений добровольно объединяются для совместной этически и практически значимой деятельности, приносящей глубокое моральное удовлетворение практические результаты.
Достаточно эффективным является привлечение культурологического метопринци-па в разработку заявленной проблематики. В работах В.Л. Бенина отмечается, что культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, позволяющие контролировать модель деятельности при любой ситуации, а также передавать накопленный социальный опыт. [4; с. 78 ]
Практическое применение основных положений исследования в обозначенном направлении на различных этапах осуществлялась на базе волонтерского движения Северо-Кавказского государственного института искусств. Данное объединение консолидирует представителей творческой и гуманитарной направленности, эффективно действует на протяжении 10 лет. На базе Вуза разрабатывается ежегодный план проведения благотворительных ме-38
роприятий, успешно и эффективно проводятся благотворительные акции, марафоны по сбору средств, сопровождающиеся концертами, организованными силами студенчества.
Зачастую благотворительные концерты и театрализованные представления проходят вне стен Вуза, что способствует расширению контактов с массовым зрителем, большей адаптации к незнакомой аудитории, мобильности и креативности, что является важным показателем эффективно осваиваемых педагогических технологий.
Особым кластером волонтерского движения СКГИИ является студенческий актив «Твои дар». Приоритетным вектором его деятельности является регулярное занятие творческими факультативами с детьми и подростками с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Педагогические цели и механизмы коммуникационного воздействия в данном случае возможно рассмотреть с позиции трехступенчатой системы:
1. Педагогический потенциал реализуется посредством творческих методических разработок студентов-волонтеров по основным направлениям преподавания в коррекционных кружках искусства. Коммуникационная стратегия в данном случае опосредована через искусство, репетиции, концертно-творческую деятельность.
2. Педагогические теории, преподаваемые в ходе обучения, на практике реализуются в условиях особого ученического коллектива, требующего корректного этического поведения, специализированных форм проведения преподавания. Коммуникационный потенциал на этом уровне приобретает ярко выраженную гуманистическую направленность.
3. Педагогический эффект «зеркала»: волонтеры-студенты, реализующие педагогические стратегии сами воспринимают элементы культуры общения, особого ученического коллектива детей-инвалидов, затрагивающего чувства доброты, сострадания, искренности (что имеет важное педагогического воздействие на студентов)
Самореализация личности посредством вовлечения в волонтерское движение-это реализация важного гуманистического принци-
па бескорыстной помощи своими силами и средствами.
Второстепенным процессом в деятельности студентов-волонтеров является приобретение таких практических навыков, как:
• умение организовывать себя и людей;
• приобщать и вовлекать в волонтерское
движение или посильное участие в благотворительности;
умение писать сценарии различных мероприятии, составлять макет-планы благотворительных акции; приобретать практические навыки развития своей творческой специальности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. - Л., 1989.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 1980.
3. Леонтьев A.A. Психология общения. - Тарту. 1974.
4. Костина, Е.Ю. История социальной работы/ Е.Ю. Костина. 0150 Владивосток: ВЛАДИВОСТОК, 2003.