Научная статья на тему 'Реализация коммуникативных стратегий в деятельности студенческих волонтерских движений (на примере волонтерского движения «Твой дар» Северо-Кавказского государственного института искусств)'

Реализация коммуникативных стратегий в деятельности студенческих волонтерских движений (на примере волонтерского движения «Твой дар» Северо-Кавказского государственного института искусств) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная стратегия / волонтерское движение / студенчество / социализация / социально-активная личность / communicative strategy / volunteering / students / socialization / socially active personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаваева Марина Олиевна

В данной статье представлен концептуальный анализ механизма реализации коммуникативных стратегий в деятельности студенческих волонтерских движении. На примере деятельности волонтерского движения СКГИИ «Твой дар» обосновывается принцип трехступенчатого коммуникативного воздействия, эффективность процесса социализации как студентов-волонтеров, так и их воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаваева Марина Олиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMMUNICATION STRATEGIES IN THE WORK OF THE STUDENT VOLUNTEER MOVEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE VOLUNTEER MOVEMENT "YOUR GIFT" NORTH-CAUCASIAN STATE INSTITUTE OF ARTS)

This article presents a conceptual analysis of the mechanism of realization of communicative strategies in the student volunteer movement. On the example of the volunteer movement of North-Caucasian state Institute of arts “Your gift” explains the three-step principle of communicative influence, the efficiency of the process of socialization of student volunteers and their students.

Текст научной работы на тему «Реализация коммуникативных стратегий в деятельности студенческих волонтерских движений (на примере волонтерского движения «Твой дар» Северо-Кавказского государственного института искусств)»

УДК 316.77

Шаваева М. 0.1

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ТВОЙ ДАР» СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ)

Аннотация. В данной статье представлен концептуальный анализ механизма реализации коммуникативных стратегий в деятельности студенческих волонтерских движении. На примере деятельности волонтерского движения СКГИИ «Твой дар» обосновывается принцип трехступенчатого коммуникативного воздействия, эффективность процесса социализации как студентов-волонтеров, так и их воспитанников.

Ключевые слова: коммуникативная стратегия, волонтерское движение, студенчество, социализация, социально-активная личность.

Shavaeva М. О.

IMPLEMENTATION OF COMMUNICATION STRATEGIES IN THE WORK OF THE STUDENT VOLUNTEER MOVEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE VOLUNTEER MOVEMENT "YOUR GIFT" NORTH-CAUCASIAN STATE INSTITUTE OF ARTS)

Abstract. This article presents a conceptual analysis of the mechanism of realization of communicative strategies in the student volunteer movement. On the example of the volunteer movement of North-Caucasian state Institute of arts "Your gift" explains the three-step principle of communicative influence, the efficiency of the process of socialization of student volunteers and their students.

Key words: communicative strategy, volunteering, students, socialization, socially active personality.

В процессе динамично меняющихся уело- Особенная роль в развитии социума прина-вий социально-экономического развития Рос- длежит студенческой молодежи, так как она сии и востребованности «инициативной по- составляет основу динамичного потенциала мощи» различными незащищенными слоями кластера профессиональных работников, населения, важнейшее значение приобретает При этом «волонтерское движение» мы рас-деятельность многопрофильных волонтере- сматриваем как «совокупность деятельности ких движений и организаций. общественных формирований, обеспечива-

Прогрессивные тенденции в педагогической ющих вхождение, адаптацию и интеграцию политике современных вузах России актуали- личности в социальную среду посредством зируют проблему формирования социально ак- практической». [2; с. 208] тивной личности, обладающей четкими граж- Реализация коммуникационных стратегий данскими морально-этическими ценностями. в деятельности студенческого волонтерского

Особую актуальность и значение приоб- движения наиболее продуктивна, при соблю-ретает развитие и доля участия механизмов дениях следующих условий: воздействия педагогических практик в фор- Во-первых, наличие и четкое определение мировании социальной активности студен- социально-коммуникативной идеи, которая чества. заинтересовала бы молодежь. Реальное воп-

1 Шаваева Марина Олиевна, доцент, кандидат философских наук, заведующая кафедры «Культурология», СевероКавказский государственный институт искусств, г. Нальчик, e-mail: [email protected], 89287072879 Shavaeva Marina, associate Professor, candidate of philosophical Sciences , head of Department of "Cultural studies". North-Caucasian state Institute of arts, Nalchik, ma ri na-sha vac va a у a ndcx. ru. 89287072879

лощение такой идеи возможно, если участники студенческих волонтерских объединений овладеют методикой социально-педагогической деятельности. Процесс коммуникации является базовой необходимостью для развития и полноценной и активной социализации.

Во-вторых, участники осваивают профессиональные навыки, приобретают практический опыт педагогической, коммуникативной деятельности, определяют для себя вектор выбора созидающей гражданской позиции.

В-третьих, волонтерские объединения должны представлять свой актив (делегатов) в государственных структурах: молодежное правительство, студенческий парламент. Данный механизм участия в государственной молодежной политике содействует самореализации молодежи и вызывает необходимость анализа эффективности реализации данных программ по результатам практической деятельности. Именно на уровне волонтерских практик формируются коммуникационные навыки, которые затем имеют востребованность широкого круга организации и государственных структур.

В-четвертых, участники данных студенческих объединений добровольно объединяются для совместной этически и практически значимой деятельности, приносящей глубокое моральное удовлетворение практические результаты.

Достаточно эффективным является привлечение культурологического метопринци-па в разработку заявленной проблематики. В работах В.Л. Бенина отмечается, что культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, позволяющие контролировать модель деятельности при любой ситуации, а также передавать накопленный социальный опыт. [4; с. 78 ]

Практическое применение основных положений исследования в обозначенном направлении на различных этапах осуществлялась на базе волонтерского движения Северо-Кавказского государственного института искусств. Данное объединение консолидирует представителей творческой и гуманитарной направленности, эффективно действует на протяжении 10 лет. На базе Вуза разрабатывается ежегодный план проведения благотворительных ме-38

роприятий, успешно и эффективно проводятся благотворительные акции, марафоны по сбору средств, сопровождающиеся концертами, организованными силами студенчества.

Зачастую благотворительные концерты и театрализованные представления проходят вне стен Вуза, что способствует расширению контактов с массовым зрителем, большей адаптации к незнакомой аудитории, мобильности и креативности, что является важным показателем эффективно осваиваемых педагогических технологий.

Особым кластером волонтерского движения СКГИИ является студенческий актив «Твои дар». Приоритетным вектором его деятельности является регулярное занятие творческими факультативами с детьми и подростками с ограниченными умственными и физическими возможностями.

Педагогические цели и механизмы коммуникационного воздействия в данном случае возможно рассмотреть с позиции трехступенчатой системы:

1. Педагогический потенциал реализуется посредством творческих методических разработок студентов-волонтеров по основным направлениям преподавания в коррекционных кружках искусства. Коммуникационная стратегия в данном случае опосредована через искусство, репетиции, концертно-творческую деятельность.

2. Педагогические теории, преподаваемые в ходе обучения, на практике реализуются в условиях особого ученического коллектива, требующего корректного этического поведения, специализированных форм проведения преподавания. Коммуникационный потенциал на этом уровне приобретает ярко выраженную гуманистическую направленность.

3. Педагогический эффект «зеркала»: волонтеры-студенты, реализующие педагогические стратегии сами воспринимают элементы культуры общения, особого ученического коллектива детей-инвалидов, затрагивающего чувства доброты, сострадания, искренности (что имеет важное педагогического воздействие на студентов)

Самореализация личности посредством вовлечения в волонтерское движение-это реализация важного гуманистического принци-

па бескорыстной помощи своими силами и средствами.

Второстепенным процессом в деятельности студентов-волонтеров является приобретение таких практических навыков, как:

• умение организовывать себя и людей;

• приобщать и вовлекать в волонтерское

движение или посильное участие в благотворительности;

умение писать сценарии различных мероприятии, составлять макет-планы благотворительных акции; приобретать практические навыки развития своей творческой специальности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. - Л., 1989.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 1980.

3. Леонтьев A.A. Психология общения. - Тарту. 1974.

4. Костина, Е.Ю. История социальной работы/ Е.Ю. Костина. 0150 Владивосток: ВЛАДИВОСТОК, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.