Научная статья на тему 'Реализация инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны'

Реализация инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATIVE PROJECT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРА / BUSINESS ARCHITECTURE / ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ / FINANCIAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараджева О.В.

В настоящее время в России все более актуальным становится вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития. Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия инновационному развитию, что возможно в рамках реализации современного инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the innovative project aimed at ensuring steady strategy of economic security of the country

Now in Russia the most actual is the question of the translation of national economy on an innovative way of development. Development of the mechanism is necessary for implementation of an objective, allowing reconstructing all spheres of the public relations for assistance to development innovative that is possible within implementation of the modern innovative project aimed at ensuring steady strategy of economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Реализация инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны»



5. СуглобовА.Е., СлободчиковД.Н. Налоговый потенциал в системе бюджетного регулирования: этапы развития и перспективы // Налоги и налогообложение. 2009. № 8. С. 4.

6. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Анализ зарубежного опыта бюджетного выравнивания // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 3. С. 68—75.

7. Суглобов А.Е., Хмелев С.А. Методологические аспекты организации комплексной учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 66—72.

8. Суглобов А.Е., Липалина С.Ю. Методологические подходы к пониманию сущности инновационной деятельности в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 7. С. 202—206.

9. Суглобов А.Е. Роль международных стандартов в становлении российского аудита // Международный бухгал-

терский учет. 2004. № 4. С. 3—7.

10. Суглобов А.Е., Бобошко В.И., Ладнюк И.А. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2. С. 20—31.

11. Суглобов А.Е., Хмелев С.А., Орлова Е.А. Экономическая безопасность предприятия. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 271 с.

12. Суглобов А.Е., Манышин Д.М. Развитие системы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 5. С. 82—91.

1 См.: Распоряжение Минфина Московской области от 14 апреля 2011 г. № 22 (в ред. от 24 января 2012 г.).

2 См.: Распоряжение Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г. № 543-р.

3 См.: Постановление администрации Воронежской области от 7 апреля 2008 г. № 279.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА, НАЦЕЛЕННОГО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

О.В. САРАДЖЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

E-mail: braolya@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время в России все более актуальным становится вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития. Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия инновационному развитию, что возможно в рамках реализации современного инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны.

Ключевые слова: инновационный проект, экономическая безопасность, устойчивое развитие, бизнес-архитектура, финансовые стратегии.

IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE PROJECT AIMED AT ENSURING

STEADY STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

O.V. SARADZHEVA

candidate of economic sciences, senior lecturer of chair «the Finance and the credit» the Moscow state industrial university

Annotation. Now in Russia the most actual is the question of the translation of national economy on an innovative way of development. Development of the mechanism is necessary for implementation of an objective, allowing reconstructing all spheres of the public relations for assistance to development innovative that is possible within implementation of the modern innovative project aimed at ensuring steady strategy of economic security of the country.

Key words: innovative project, economic security, sustainable development, business architecture, financial strategy.

Современный инновационный проект, нацеленный на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны, представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — «материальной» (направленной непосредственно на производственно-технологический процесс осуществления конкретного новаторского проекта) и «нематериальной», объектом которой являются инновации в самом организационно-управленческом механизме, в его бизнес-архитектуре.

Под бизнес-архитектурой мы понимаем совокупность постоянно развивающихся корпоративной, научно-производственно-финансовой и экономической структур.

Основными характеристиками такой бизнес-архитектуры являются:

ф переход от компаний, базирующихся на традиционных ресурсах, к компаниям, базирующимся на знаниях и информации; ф переход от относительно стабильных традиционных структур к компаниям-сетям, к гибким организациям без жестких границ; ф объединение компаний на основе интеграционных процессов и глобальных информационных систем в стратегические альянсы. Выявлены этапы процесса реализации крупных социально значимых инновационных проектов прорывного характера;

экспертный этап, в рамках которого происходит взаимный поиск автора проекта и инновационного менеджера, осуществляется взаимная экспертиза их способностей, отбор технологий с точки зрения их коммерциализации и потенциального эффекта; ф инвестиционный этап, в рамках которого происходит первичное инвестирование в создание бизнес-архитектуры, в разработку маркетинговой стратегии, а также в первичное производство;

этап продвижения проекта, в рамках которого происходит проникновение на новые рынки, их освоение, адаптация технологии под новые задачи. Основные средства продвижения проекта — это подготовка необходимых документов, развитие сети проекта, целевые презентации; выход из проекта, в рамках которого инновационный менеджер и автор проекта осуществляют

подготовку к продаже и непосредственно продажу проекта.

В ходе реализации инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны широко используются различные финансовые стратегии, основными характеристиками которых являются:

использование широкого спектра источников финансирования — от государственного бюджета всех уровней и международных организаций до коммерческих предприятий и негосударственных фондов;

программный характер финансирования, при котором фиксируются цели, этапы, планируемые результаты, способы контроля и средства мониторинга; ф интегрально-возвратный характер финансирования, при котором действуют различные схемы возврата инвестиций и допускаются инвестиции в демонстрационные объекты с целью продвижения всего проекта в целом. Схема финансирования инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны, должна состоять в получении синергетического эффекта от рационального сочетания инвестиций различной направленности из различных источников. Это требует рационального сочетания объемов и источников финансирования проекта в зависимости от характера инноваций, а также этапа реализации новшества.

Следует отметить одну характерную особенность современного финансирования инновационных проектов разного уровня значимости. Если новшество имеет федеральную значимость, то основной принцип взаимоотношений с венчурными предприятиями следующий: сначала показывается дееспособность в области нововведений, доказывается их эффективность, а потом государство оплачивает расходы на разработку. Часто эти проекты делаются для дальнейшего продвижения. Демонстрационные объекты часто создаются за собственный счет консалтинговых компаний.

Если технология локальная, то применяется отраслевая программа (например, программа энергосбережения). На основе этого все субъекты и отрасли разрабатывают свои программы энергосбережения. Государство дает 5—7% общего объема финансиро-

вания. Остальные деньги предоставляют коммерческие структуры (60%) и внебюджетные источники финансирования (30%).

Для реализации отдельных проектов могут использоваться международные программы, а именно: программы Международного банка реконструкции и развития (МБРР), предоставляющие средства на оказание помощи развивающимся странам для проведения инвестиционных программ развития; международные региональные фонды. Также в число финансовых источников часто входят средства (в том числе гранты) крупных корпораций.

Если речь идет о проекте, в основе которого заложена новая научная идея и не имеется ни опытного образца, ни опыта промышленного производства, то для реализации таковой необходимо привлекать венчурный капитал.

Если имеется научная идея, доведенная до налаживания опытно-промышленного производства, то в этом случае можно рассчитывать на средства государственного бюджета, которые идут, в первую очередь, на компенсацию затрат на внедрение в хозяйственную практику.

Если налажено мелкосерийное производство, то наряду с участием государственного капитала в первую очередь следует опираться на формирование корпоративного капитала из различных источников.

В целом схема финансовых потоков, возникающих в ходе продвижения новшеств, нацеленных на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны, выглядит следующим образом: импульс для начала осуществления социально значимых инновационных проектов прорывного характера дает государство. Государственное решение о поддержке данной научной идеи выражается в виде включения ее в федеральную целевую программу.

Государственное финансирование — это скорее моральная, а не материальная поддержка инновационного проекта, поскольку по этому каналу можно рассчитывать на получение всего лишь 5—7% общего объема инвестиций в проект.

Финансирование из государственного бюджета новшеств, нацеленных на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны — это индикатор высокой народнохозяйственной значимости идеи.

Другой источник — собственные средства инициаторов проекта, а также других организаций, заинтересованных в его реализации. Доля этого источника инвестиций составляет порядка половины общего объема требуемых вложений.

Речь идет как о средствах отраслей производителей, так и крупных потребителей продукции проекта.

Третья составная часть инвестиций — коммерческие средства, привлекаемые на кредитной основе (их доля составляет порядка 30%).

Еще одну часть могут формировать средства международных организаций, заинтересованных в реализации идеи прорывного характера (до 3—5%).

Механизмы поддержки инновационного проекта, нацеленного на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны включают в себя ряд моментов, а именно: ф политическая поддержка инновационных проектов со стороны государственных органов власти различного уровня. Государственная поддержка инновационной деятельности состоит в определении приоритетных целей развития, отработке механизмов правового стимулирования инноваций, вплоть до прямой финансовой поддержки отдельных инноваций национального масштаба.

В соответствии с принципами рыночных отношений государственные органы не могут напрямую устанавливать контакты и содействовать бизнес-структурам, однако они могут оказать содействие эффективной реализации социально значимых проектов инновационного характера другим образом. Так, Проект внедрения энергосберегающего оборудования под торговой маркой «Фисоник» была рассмотрена и одобрена Экспертно-консультативным советом по проблемам национальной безопасности Государственной Думы (решение № 13-101 от 30 сентября 1999 г.). Технологии «Фисоник» включены в Федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика», Программы энергосбережения ряда регионов и отраслей России, в том числе Программу Энергосбережение Министерства по атомной энергетике РФ.

Следует, однако, подчеркнуть, что главное направление поддержки инновационных проектов со стороны Правительства РФ — создание правовой

основы для реализации программы «Энергосбережение на основе Фисоник-технологий» и других подобного рода проектов, имеющих высокую социальную значимость.

Обоснованная инвестиционная политика государства, стимулирование и регулирование важнейших инновационных процессов, а в отдельных случаях и прямое участие государства в нововведениях имеют большое значение для развития производства и потребления общественно важных продуктов и услуг.

Для достижения успехов в коммерциализации нужна особая стратегия в продвижении проекта в органах власти. Главным инструментом продвижения может быть презентация проекта; ф установление рациональных, партнерских взаимоотношений с производителями и потребителями инновационной продукции. Взаимоотношения с производителями и потребителями инновационных технологий строятся на убеждении в необходимости сотрудничества, базирующегося на расчете эффективности данного инновационного проекта, в целях получения прямой финансовой поддержки проекта. При этом применяется весь набор принятых в мире критериев: чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости. Взаимоотношения с конкурентами — производителями подобного рода инновационных технологий устанавливаются с учетом роли и места конкурента в данном сегменте рынка новшеств. Здесь возможны различные схемы поведения, начиная с договоренностей о разделе сфер влияния, до жесткой конкурентной борьбы с помощью различных механизмов как рыночного, так и организационного типа.

Особое место занимает проблема установления четко определенных взаимоотношений менеджеров с авторами идеи проекта, что предполагает не только решение юридических вопросов, патентов, но, вместе с тем, ограничение вмешательства владельца научной идеи в процесс продвижения проекта.

Если на стадии «раскрутки» проекта необходимо паритетное участие обоих сторон в продвижении инноваций, то на стадии коммерциализации необходимо предусмотреть возможность вывода автора оригинальной идеи из управления

проектом (разделение труда). В любом случае необходимо жесткое разграничение ролей, прав, обязанностей в процессе стратегического управления проектом;

ф привлечение профессиональных консультантов для эффективной реализации инновационных проектов, нацеленных на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны. Для эффективной реализации инновационных проектов необходимо привлечение специалистов в области управления и конкретно — управления нововведениями. Сферами привлечения профессиональных консультантов являются: поддержка инновационного процесса со стороны государственных чиновников разного уровня, использование услуг инновационных менеджеров — специалистов по организации и управлению инновациями, услуг технологических брокеров, получение консалтинговой помощи со стороны экономистов и юристов-правоведов.

Одной из сложнейших проблем является установление четких взаимоотношений менеджера с владельцем интеллектуального продукта. Практика реализации инновационных проектов доказала, что приоритетное место автора оригинальной идеи в определении стратегии инновационного проектирования допустимо только на начальном этапе реализации нововведения. В дальнейшем на первый план выступает менеджер. На завершающей стадии определяющее место принадлежит юристу. Таким образом, мы видим, что без научно-обоснованного стратегического менеджмента реализация нововведения прорывного характера невозможна, сколь бы хороша не была научная идея.

В процессе реализации инновационного проекта необходимо учитывать специфику данной деятельности в конкретной сфере организации проекта; важно создать соответствующую бизнес-архитектуру, наладить взаимодействие с органами власти и с широким кругом партнеров, формируя особые сетевые формы сотрудничества.

Литература

1. Социально-экономические и финансовые механизмы обеспечения инновационного развития экономики. г. Минск, Республика Беларусь, 20—21 сент. 2012 г. / редкол.: И.И. Кукурудза [и др.]. Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.