Научная статья на тему 'Реализация государственной политики в сфере здравоохранения и социальной защиты детей в Вятской губернии в 1920-е годы'

Реализация государственной политики в сфере здравоохранения и социальной защиты детей в Вятской губернии в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики в сфере здравоохранения и социальной защиты детей в Вятской губернии в 1920-е годы»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 614.2-053.2(091)(470.342):364

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1920-Е ГОДЫ

'Сахарова Л.Г., 2Сахаров В.А.

'ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: Slg75@rambler.ru

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия (610000, г. Киров, ул. Московская, 36, корп. 2), e-mail: vas701@rambler.ru

В данной статье проанализированы особенности решения проблем охраны здоровья и социальной помощи детям в первые годы советской власти. Особое внимание обращено на организацию социальной помощи в провинции, в частности, в Вятской губернии, в которую было переселено значительное количество детей из наиболее пострадавших от голода и Гражданской войны регионов страны. На основе комплекса архивных источников проиллюстрировано решение таких проблем, как борьба с беспризорностью, инфекционными заболеваниями, последствиями голода. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на многочисленные трудности становления нового Советского государства, негативные социально-экономические последствия Гражданской войны, за короткий срок были достигнуты положительные результаты в решении проблемы организации социальной помощи детям в Вятской губернии.

Ключевые слова: охрана здоровья, социальная справедливость, принцип социальной справедливости, государственная политика социальной помощи детям, отечественная педагогика.

REALIZATION OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF HEALTH AND SOCIAL PROTECTION OF CHILDREN IN VYATKA PROVINCE IN 1920-IES

'Sakharova L.G., 2Sakharov V.A.

'Kirov State Medical Academy, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: Slg75@rambler.ru 2 Vyatka State University, Kirov, Russia, 610000, Kirov, Moskovskaya Street, 36, h. 2, e-mail: vas701@rambler.ru

This article analyzes the features of solving complex problems in health protection and social care to children in the first years of Soviet time. Special attention is given to organization of social assistance in the province, in particular, in Vyatka province, where a significant number of children were relocated from the parts of the country that had been mostly

affected due to famine and the Civil war. Оп the basis of archival sources the article illustrates the huge range of problems such as the measures against homelessness, communicable diseases, consequences of famine. The authors conclude that despite numerous difficulties in the formation of the new Soviet state and the negative social and economic consequences of the Civil war certain positive results were achieved in the organization of children-oriented social assistance in Vyatka province within a short term.

Key words: health protection, social justice, principle of social justice, public policy of social assistance to children, domestic pedagogics.

Введение

Современная социальная политика государства в области охраны здоровья детей строится на основе учета исторического опыта предшествующих поколений.

Период новейшего времени в истории России связан с рядом важных этапов модернизации в области охраны здоровья детей. Среди них особое место занимает период становления Советского государства - 1917-1920-е годы: период окончания Гражданской войны и начала серии политических и социально-экономических реформ по созданию основ новой государственности. Именно этот период связан с ростом численности беспризорных, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями, связанными с последствиями войны и революции.

В 1920-е гг. росту числа беспризорных и безнадзорных детей и подростков способствовали: низкий уровень жизни значительной части граждан и неспособность вследствие этого достойно содержать детей в семье. Результатом этого стало широкое распространение серьезных болезней среди детей и подростков: тиф, туберкулез, трахома и другие. Для преодоления этих трудностей необходимы были усилия государственных организаций и всего общества.

Начало создания государственной системы защиты детей-сирот было положено после февраля

1917 г. с образованием Министерства социальной помощи, в составе которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся. В ноябре того же года его функции перешли к Наркомату государственного призрения, на который в числе прочих были возложены обязанности охраны материнства и детства и помощи несовершеннолетним (в апреле

1918 г. переименован в Наркомат социального обеспечения). Первым наркомом и руководителем специальной коллегии по охране материнства и детства стала А.М. Коллонтай. В феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей, куда вошли представители различных наркоматов - просвещения (председатель), соцобеспечения, здравоохранения продовольствия и труда. Он должен был заниматься снабжением детей пищей, одеждой, помещениями, эвакуацией их в хлебородные губернии.

Помимо советских государственных органов с осени 1918 г. во многих городах России действовала общественная Лига спасения детей, которая не делала различий между детьми «красных» и «белых». Ее ор-

ганизации в начале «направляли детей в «санаторию» на излечение, которая была «станцией спасения брошенных детей», потом пересылали их в колонию, где учили их ремеслам». Всего за годы Гражданской войны через Лигу было устроено 3,5 тыс. детей [2, с. 15].

В январе 1921 г. ВЦИК РСФСР принял решение о создании Комиссии по улучшению жизни детей (Деткомиссия), председателем которой был назначен Ф.Э. Дзержинский. По некоторым данным, в стране в начале 1923 г. насчитывалось около 4 млн. сирот, 3 млн. из которых находились на содержании государства или общественных организаций. Большая часть этих детей и подростков была определена в детские дома [2, с. 6, 28, 30].

В обращении ВЦИК «Все на помощь детям» 1923 г. отмечалось, что несколько миллионов детей-сирот требуют немедленной реальной помощи. «<...> Детская беспризорность, часто выявляющаяся в самых уродливых, ужасающих формах - как детская преступность, проституция, - угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями и заставляет бить тревогу» [2, с. 30].

В начале 1921 г. Совет и Лига были распущены и вопросами помощи детям-сиротам стала заниматься Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомис-сия) ВЦИК. Она имела более широкий состав, чем Совет, и включала представителей Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), ВЧК, ВЦСПС, а председатель ее назначался президиумом ВЦИК. При Деткомиссии действовала приемная, куда могли обращаться как дети, оставшиеся без попечения родителей, так и родители, впавшие в нужду.

Данная организация начала активную работу по организации социальной помощи и медицинского обслуживания детей в провинциальных регионах.

В 1920-е годы активизировалась работа по реализации данного направления государственной политики в Вятской губернии. Это было связано как с большим количеством коренного детского населения в губернии, так и с тенденцией переселения детей в глубинные регионы страны из наиболее пострадавших от голода и Гражданской войны районов.

Цель работы: провести анализ основных направлений организации социальной работы и медицинской помощи в Вятской губернии в 1920-е годы.

Материал и методы

Использование метода ретроспективного анализа исторических источников (материалов центральных и региональных архивов Российской Федерации) позволит нам проиллюстрировать особенности решения проблемы оздоровления подрастающего поколения в первые годы советской власти, а также выявить наиболее универсальные формы и методы формирования здорового образа жизни, пригодные для современного общества.

Результаты и их обсуждение

Идея социальной справедливости, которая легла в основу государственной политики в области охраны здоровья детей, была сформулирована еще в трудах В.И. Ленина:

- ликвидация противоречий между общественно-экономическим строем и народным здоровьем: «Тысячи и десятки тысяч людей, трудящихся всю жизнь над созданием чужого богатства, гибнут от голодовок и от постоянного недоедания, умирают

преждевременно от болезней, порождаемых отвратительными условиями труда, нищенской обстановкой жилищ, недостатком отдыха»;

- провозглашение ответственности государства за состояние здоровья народа и государственного характера медицины: «Вопрос о борьбе в государственном масштабе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения»;

- равная доступность здравоохранения для всех граждан [1].

В марте 1919 г. VIII съезд РКП (б) принял программу партии, в которой были определены задачи в области здравоохранения. В основе своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП (б) предполагало проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний, особую заботу о здоровье детей. Диктатура пролетариата позволила в краткие сроки провести в жизнь целый ряд оздоровительных и лечебных мероприятий, неосуществимых в рамках буржуазного общества: национализацию аптечного дела, крупных частнопредпринимательских лечебных учреждений, курортов, трудовую повинность медицинских рабочих сил. Первостепенное внимание планировалось уделять профилактической медицинской деятельности и совершенствованию социальной защиты детей и молодежи.

Практическая реализация идеи социальной справедливости в первые годы советской власти предполагала передачу социального обеспечения детей в ведение государства. Педагогические концепции опирались на идею о том, что государство должно было взять на себя заботу о здоровье, воспитание и материальное обеспечение всех детей (Н.К. Крупская, В.И. Ленин и др.).

Первый этап становления новой системы социального обеспечения детей приходился на годы Гражданской войны, когда главной проблемой была детская беспризорность. В январе 1918 года был создан Декрет СНК о комиссиях для несовершеннолетних, которые руководили разработкой и реализацией конкретных мер по борьбе с беспризорностью. В феврале 1919 года был создан Совет по защите детей, который включал представителей от наркоматов просвещения, труда, продовольствия, здравоохранения и социальной защиты.

В 1920 году данные органы были преобразованы в Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИК РСФСР. Комиссия имела на местах специальных уполномоченных и свои отделы при губернских советах депутатов. В задачи комиссии входило:

- оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья детей;

- издание в пределах своих полномочий действующих законов и постановлений центральной власти, распоряжений, касающихся охраны здоровья и жизни детей.

Объем работы данных структур был огромным в первые годы советской власти, так как беспризорных насчитывалось более 5 миллионов человек.

Реализация идеи социальной справедливости не в полном объеме соответствовала практике организации образования и здравоохранения в советский период. Анализ практики распределения социальных благ даже в отношении детей и подростков свидетельствует, что в более привилегированном положении находились дети из семей пролетариата.

Вятский медицинский вестник, № 1(49), 2016

Так, в циркулярах и распоряжениях Наркомпроса Главпрофобра по административно-хозяйственным вопросам в 1920-1922 гг. Вятского губернского отдела Народного хозяйства уездным отделам народного образования предписывалось сократить в детских домах детей, которые не принадлежали к пролетариату: «По сведениям отдела детских домов Отдела Единой школы, в детских домах имеется около 20% следующих категорий:

- не принадлежащие к пролетариату;

- имеющие малосемейных и трудоспособных родителей или сравнительно обеспеченных родственников;

- дети педагогического и технического персонала, обслуживающего детские дома;

- юноши и девушки, достигшие 17-летнего возраста и способные к самостоятельному труду [1, л. 83].

Ввиду того что в настоящий момент внимание всего государства направлено на организацию помощи населению местностей, пострадавших от неурожая, в частности, детям, бегущим массами в глушь страны, отдел детских домов находит своевременным и целесообразным приступить к немедленной разгрузке детских домов от упомянутых выше элементов.

В детских домах должны быть оставлены:

- круглые сироты;

- полусироты, дети красноармейцев, находящихся на фронте;

- полусироты, дети нетрудоспособных родителей (увечных, неизлечимо больных);

- полусироты, имеющие мать или отца, обремененных большим семейством» [10; л. 97, 104].

Воспитание подрастающего поколения в детских домах осуществлялось на основе государственного заказа, учитывающего потребности общества и государства в данный исторический период:

1. Задачей социального воспитания вообще является возможно полное и широкое развитие социальной личности ребенка в сознательного и полезного гражданина республики.

2. Основной формой социального воспитания является детский дом, охватывающий всю жизнь ребенка.

3. Воспитательно-образовательными факторами в детском доме являются прежде всего семейно-тру-довой уклад жизни и далее воспитание умственное, физическое, эстетическое и социально-политическое, причем эти последние факторы осуществляются в школе главным образом путем так называемых программно-классных работ в школе и путем клубных занятий с детьми в детском классе.

4. Между детьми детского дома должна быть создана атмосфера внутреннего лада, причем на старших возлагается обязанность руководить младшими.

5. Детский дом должен дать возможно полное развитие внутренних сил ребенка, принимая, однако, при этом во внимание его индивидуальные наклонности.

6. Для организации связи учебно-воспитательной работы в школе и детском доме необходимо, чтобы воспитательный персонал детского дома и педагогический персонал школы были объединены в единый педагогический совет [10, л. 97, 102]».

Особое внимание в годы советской власти уделялось борьбе с голодом детей: «Миллионы трудящихся, детей обречены на смерть от голода. Нужна помощь срочная и большая, эту помощь мы обязаны оказать <...> Дано задание более урожайным уездам развернуть сеть детских домов, подготовить все для принятия детей из голодных мест. Из центра получено изве-

щение об отправке для детей !! вагона риса и 275 пудов какао, но это ничто по сравнению с нашими огромными нуждами <...>. Пусть каждый из нас ясно осознает весь ужас детского страдания и, если хоть малейшая есть возможность, вложит свою долю в фонд детского питания! Ценность детской жизни неизмерима - и этот фонд должен быть и будет создан!» [10, л. 97].

В середине 1920-х годов в стране активизируется реализация программы по массовому медицинскому освидетельствованию детей, подростков и молодежи: «Массовому медицинскому освидетельствованию в текущем году (1926 г.) должны быть подвергнуты ученики кустарной промышленности, находящиеся в народе, подростки. Безработные же подростки, состоящие на учете при биржах труда, проходят медосмотр по усмотрению мест» [17].

Образовательным учреждениям в плане формирования здорового образа жизни идейно-политическими органами давались следующие установки: «Забота об укреплении здоровья молодежи. Работа секций: стрелковой, легкоатлетической, водного спорта, спортивно-массовых игр [13, с. 105]. Всю работу юнсекций перенести на воздух, реку, сад, лес, поле. Массовые мероприятия: прогулки на дачу, экскурсии в город, музей, фабрики, вечера физкультуры.» [12; л. 95, 96 об.]. Внедрению здорового образа жизни способствовали организация досуга молодежи, а именно занятий спортом, физкультурой, экскурсий и экспедиций, овладение достижениями в области науки и техники, организация массовок, хорошо поставленных, продуманных от начала до конца, чтобы не было сутолоки, беспорядка, чтобы был отдых, а не усталость» [12; л. 95, 96 об.].

Органы образования и медицинские учреждения большое внимание уделяли профилактике заболеваний в молодежной среде, особенно инфекционных. Так, профилактика венерических заболеваний была тесно связана с духовно-нравственным воспитанием молодежи. В немалой мере этому способствовал кризис в области нравственного воспитания в Советской России, характерный для переходного периода 19181920-х гг. В первых после победы революции партийных документах вообще не употреблялись слова «мораль», «нравственность». Они казались ненужными, какой-то мишурой, которая, вообще говоря, не имеет никакого значения, только в дальнейшем возвратились к этим понятиям, хотя больше на словах, чем на деле [3, с. 43]. Эти кризисные явления отразились и в теоретической педагогике. Так, в начале 1920-х гг. психоневролог А.Б. Залкинд в книгах «Очерки культуры революционного времени» (1924), «Революция и молодежь» (1925) пытается полностью революционным путем сменить моральные устои общества, разрушив, в частности, и религиозные заповеди [14, с. 126-132]. В книгах говорится о том, что не надо чтить таких родителей, которые не понимают значения революции. О том, что половая жизнь - неотъемлемая часть боевого арсенала пролетариата, а выбор спутника жизни должен определяться классовой полезностью и т.д. [4].

Как бы заочно полемизируя с данной точкой зрения, классик советской педагогики А.С. Макаренко подчеркивал, что «в воспитании чувства любви значительным и мудрым будет каждое слово, сказанное вовремя, экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве, то слово, которое поможет родиться будущей большой любви, творческой силе жизни» [8].

Так, забота о материальном благополучии детей, физическом здоровье сочеталась в первые годы советской власти с нравственным воспитанием подрастающего поколения [15, с. 57-60].

Выводы

Основы социальной защиты детей, заложенные в первые годы советской власти, способствовали ликвидации беспризорности, снижению детской смертности, укреплению физического и нравственного здоровья детей. За первые три десятилетия советской власти детская смертность снизилась почти в 7 раз. В СССР была создана серия детских воспитательных учреждений, осуществлявших реализацию воспитательных и образовательных программ на высоком педагогическом уровне [2].

Анализ социально-исторических источников позволяет сделать вывод об особом внимании государства в рассматриваемый период к следующим направлениям формирования у советской молодежи здорового образа жизни: развитие навыков соблюдения личной гигиены и гигиены жилища, профилактика заболеваний в молодежной среде, борьба с вредными привычками у молодежи.

В ХХ веке опыт государственной заботы о детях в СССР заимствован и преумножен многими социально благополучными государствами мира и продолжает свое развитие в современной России.

Список литературы

1. Вятскому Губкому ВЛКСМ// Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО). Ф. 452, Оп. 1, Д. 93, Л. 83.

2. Гладыш С.Д. Дети большой беды. М.: Звонница, 2004. С. 30.

3. За здоровый и культурный отдых (для газеты «За советский шарикоподшипник»//Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 89, Оп. 9, Д. 75, Л. 2.

4. ЗалкиндА.Б. Революция и молодежь. Л., 1925.

5. Исторический опыт социальной работы в России / под общ. ред. Л.В. Бадя. М., 2000. С. 198-207.

6. К неделе помощи голодающим // ГАКО Ф. 1148. Оп. 2. Д. 1. Л. 97.

7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во политической литературы, 1967. С. 14, 78.

8. Макаренко А.С. Сочинения [Текст]: в 7 т. М.: изд. АПН, 1957. Т. 4, с. 247.

9. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. [Текст]. - М.: Знание, 1989. 64 с.

10. Общие положения о воспитании детей в детских домах// Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 1148. Оп. 2. Д. 1. Л. 102.

11. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. [Текст]. - М.: Высшая школа, 1980. С. 195.

12. По ГУБСОЦВОСУ всем УОНО // Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 1148. Оп. 2. Д. 1. Л. 95, 96 об.

13. Сахаров В.А., Сахарова Л.Г. Духовно-нравственное воспитание молодежи как эмоционально-ценностный педагогический феномен// Вестник высшей школы. Alma mater. 2015. № 6. С. 105-110.

14. Сахаров В.А., Сахарова Л.Г. Проблема формирования здорового образа жизни у молодежи в отечественной педагогике (1918-1930-е гг. // Вест-

ник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2013. № 2(3).

C. 126-132.

15. Сахаров В.А., Сахарова Л.Г. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 2. С. 57-60.

16. Семашко Н.А. Очерки по теории организации советского здравоохранения: принципиальные основы советского здравоохранения [Текст]. - М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1947. C. 34, 97, 108.

17. Циркуляр народного комиссариата здравоохранения и народного комиссариата труда РСФСР. 17 марта 1926 г. // ГАСПИКО. Ф. 452, Оп. 1, Д. 38, Л. 60.

References

1. Vyatskomu Gubkomu VLKSM // Gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii Kirovskoi oblasti (GASPIKO). F. 452, Op. 1, D. 93, L. 83.

2. Gladysh S.D. Deti bol'shoi bedy. Moscow, Zvonitsa, 2004. P. 30.

3. Za zdorovyi i kul'turnyi otdykh (dlya gazety «Za sovetskii shariko-podshipnik» // Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii (RGASPI). F. 89, Op. 9, D. 75, L. 2.

4. Zalkind A.B. Revolyutsiya i molodezh'. L., 1925.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Istoricheskii opyt sotsial'noi raboty v Rossii / pod obshch red. L.V Badya. Moscow, 2000, pp. 198-207.

6. K nedele pomoshchi golodayushchim // GAKO, F. 1148. Op. 2. D. 1. L. 97.

7. Lenin VI. Polnoe sobranie sochinenii. Moscow, Izd-vo politicheskoi literatury, 1967. P. 14, 78.

8. Makarenko A.S. Sochineniya [Tekst]: v 7 t. Moscow, izd. APN, 1957. Vol. 4, p. 247.

9. Nravstvennoe vospitanie: poiski novykh podkhodov. [Tekst]. Moscow, Znanie, 1989. 64 p.

10. Obshchie polozheniya o vospitanii detei v detskikh domakh // Gosudarstvennyi arkhiv Kirovskoi oblasti (GAKO). F. 1148. Op. 2. D. 1. L. 102.

11. Pavlova M.P. Pedagogicheskaya sistema A.S. Makarenko i sovremennost'. [Tekst]. Moscow, Vysshaya shkola, 1980. P. 195.

12. Po GUBSOTSVOSU vsem UONO // Gosudarstvennyi arkhiv Kirovskoi oblasti (GAKO) F. 1148. Op. 2. D. 1. L. 95, 96 ob.

13. Sakharov V.A., Sakharova L.G. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi kak emotsional'no-tsennostnyi pedagogicheskii fenomen// Vestnik vysshei shkoly. Alma mater. 2015. N 6. pp. 105-110.

14. Sakharov V.A., Sakharova L.G. Problema formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u molodezhi v otechestvennoi pedagogike (1918-1930-e gg. // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Pedagogika i psikhologiya. 2013, N 2(3), pp. 126-132.

15. Sakharov VA., Sakharova L.G. Problemy sotsial'noigigieny, zdravookhraneniyai istoriimeditsiny. 2015, N 2, pp. 57-60.

16. Semashko N.A. Ocherki po teorii organizatsii sovetskogo zdravookhraneniya: printsipial'nye osnovy sovetskogo zdravookhraneniya [Tekst]. Moscow, Izd-vo Akademii nauk RSFSR, 1947, P. 34, 97, 108.

17. Tsirkulyar narodnogo komissariata zdravookhranenii i narodnogo komissariata truda RSFSR. 17 marta 1926 g. // GASPIKO. F. 452, Op. 1,

D. 38, L. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.