Научная статья на тему 'Реализация элементов кадровой работы в учреждениях дополнительного образования детей'

Реализация элементов кадровой работы в учреждениях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КАДРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / SHOTS / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Ю.Н., Глухова А.А.

В статье рассмотрены основные тенденции развития системы дополнительного образования детей в современных условиях. Авторами проанализированы основные элементы кадровой работы в учреждениях дополнительного образования детей и сформулированы предложения по построению эффективной системы управления персоналом в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Ю.Н., Глухова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF PERSONNEL WORK IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

In article the main tendencies of development of system of additional education of children in modern conditions are considered. Authors analysed basic elements of personnel work in organizations of additional education of children and offers on creation of an effective personnel management system in this sphere are formulated.

Текст научной работы на тему «Реализация элементов кадровой работы в учреждениях дополнительного образования детей»

УДК 331.1

Ю.Н. Никулина

канд. экон. наук, доцент, кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

А.А. Глухова

магистрант,

кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции развития системы дополнительного образования детей в современных условиях. Авторами проанализированы основные элементы кадровой работы в учреждениях дополнительного образования детей и сформулированы предложения по построению эффективной системы управления персоналом в данной сфере.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, кадры, управление персоналом.

Yu.N. Nikulina, Orenburg state University

А.А. Glukhova, Orenburg state University

THE IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF PERSONNEL WORK IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Abstract. In article the main tendencies of development of system of additional education of children in modern conditions are considered. Authors analysed basic elements of personnel work in organizations of additional education of children and offers on creation of an effective personnel management system in this sphere are formulated.

Keywords: additional education of children, shots, human resource management.

Необходимость разработки и реализации кадровой политики в учреждениях дополнительного образования детей продиктована динамичными изменениями и модернизацией сферы образования, обусловленными глобальной реформой государства. Новый «Закон об образовании» уделяет большое внимание вопросам дополнительного образования детей. В настоящее время наблюдается повышение социальной роли учреждений дополнительного образования детей в жизни современного общества, что является основным фактором формирования новых профессиональных требований, предъявляемых к работникам данной отрасли. Процесс любого изменения в учреждении неотъемлемо связан с реакцией персонала, которая чаще всего выражается в сопротивлении изменениям, что мешает созданию единой слаженной работы учреждения. Преодоление данного негативного влияния человеческого фактора возможно только при грамотно построенной системы управления персоналом [1]. Значимость проблем управления кадрами, их недостаточная проработка с позиции формирования единой системы управления учреждениями дополнительного образования детей в процессе реорганизационных мероприятий в условиях проводимых изменений обуславливает актуальность темы исследования.

Дополнительное образование детей органично сочетает в себе обучение, воспи-

тание и развитие личности. Некоторые особенности данного вида образования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Особенности дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей обеспечивает: удовлетворение образовательных запросов детей, которые обусловлены определенной ситуацией, и являются значимыми для реализации их потребностей в оценке достигнутых результатов; создание необходимых условий для использования свободного времени в положительных для развития личности целях; исполнение заказов детей по интересующей информации, знаниях, ресурсов за счет новых возможностей; разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире; оптимизацию полученной информации и продуктивное ее использование; параллельное освоение различного учебного материала, учебных курсов, образовательных программ [2].

На сегодняшний день дополнительное образование детей приобретает совершенно новые черты и свойства, выводящие его на совершенно новый уровень в сфере образования в числе которых - расширение учреждений дополнительного образования детей, приобретение гибкости, интенсивный рост сферы деятельности.

В настоящее время можно наблюдать значительный рост числа учреждений дополнительного образования детей. Данный факт говорит о росте потребности детей в образовательных услугах данной сферы; о желании и стремлении получить новые знания, умения и навыки; реализовать себя в полной мере. Важнейшей задачей модернизации системы дополнительного образования детей, на наш взгляд, является формирование новой кадровой политики в учреждениях дополнительного образования детей [3].

Анализ кадровой работы учреждений дополнительного образования детей показал, что четко сформулированной и зафиксированной отдельным документом кадровой политики нет ни в одном из них. Однако это не говорит об отсутствии самой кадровой политики. В учреждениях дополнительного образования детей элементы кадровой политики отражают следующие нормативно-правовые документы: Устав учреждения, Коллективный договор, Положение о стимулировании и поощрении, Положение об аттестации педагогических работников и др.

Как правило, численность персонала определяется, исходя из планируемых объе-

мов работы учреждения дополнительного образования детей, обеспеченных внешним или собственным финансированием. Подбор педагогических работников для работы в учреждении дополнительного образования детей производится обычно непосредственным директором учреждения совместно с заместителями по учебно-воспитательной работе [4].

Следует отметить, что система дополнительного образования требует от педагогов индивидуального подхода, анализа и самоопределения в деятельности. К педагогам учреждений дополнительного образования детей предъявляется ряд следующих дополнительных требований: обязательная высокая компетентность в области преподавания; развитое логическое мышление; наличие лидерских качеств; способность увлечь и заинтересовать детей; высокий уровень личностного развития; сильные волевые качества; возможность быстрой адаптации; необходимость ориентироваться на развитие личности, а не на успеваемость. Таким образом, педагог дополнительного образования должен обладать высоким уровнем профессионального, интеллектуального и личностного развития.

В учреждениях дополнительного образования детей сотрудникам оказывается постоянная и системная поддержка в повышении квалификации без отрыва и с отрывом от образовательного процесса; предоставляются возможности использования времени каникул для прохождения курсового обучения; создаются условия, приветствуется самообразование. Однако, с учетом того, что финансирование учреждений дополнительного образования детей сократилось, большинство педагогов проходят повышение квалификации перед тем, как пройти аттестацию и самостоятельно оплачивают прослушиваемые курсы.

Администрация учреждений дополнительного образования детей, исходя из имеющихся у нее возможностей, осуществляет поощрение и стимулирование творческих профессиональных инициатив работников, направленных на совершенствование деятельности образовательного учреждения. При этом формы морального и материального поощрения используются как равно правомочные. Критерии оценки работы педагогов разрабатываются администрацией образовательного учреждения и доводятся до сведения сотрудников. Нормативно-правовым документом является Положение о стимулировании и поощрении данного учреждения дополнительного образования детей. На сегодняшний день возникает необходимость в модернизации данного документа с учетом новых требований и стандартов для педагогов [4].

К сожалению, следует отметить, что в учреждениях дополнительного образования детей отсутствует нормативно-правовой документ, содержащий цели и принципы организационной культуры. Она носит лишь неформальный характер, в то время, как многие исследователи утверждают о положительном влиянии ее на работу коллектива и всего учреждения.

В целом оценка эффективности кадровой политики учреждений дополнительного образования детей осуществляется администрацией на основе мониторинга состояния дел по следующим направлениям:

- прохождение педагогами аттестации и повышение квалификации;

- участие сотрудников на конференциях, конкурсах;

- динамика поощрений персонала;

- оценка общей удовлетворенности персонала работой в учреждении.

Подводя итог анализу состояния системы управления персоналом в отрасли дополнительного образования детей следует подчеркнуть, что данный вопрос требует особого внимания и рассмотрения не только администрацией учреждений, но и вышестоящего руководства на региональном и федеральном уровнях. На наш взгляд, приоритетными направлениями в работе с кадрами персонала учреждений дополнительного образования детей должны стать следующие: обновление состава и компетенций педагогических кадров; создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы; непрерывное профессиональное развитие.

Список литературы:

1. Никулина, Ю.Н. Проблемы в системе взаимодействия рынков труда и образовательных услуг Оренбургской области [Электронный ресурс] / Никулина Ю.Н. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2016. - С. 2414-2420. - CD-R.

2. Ковалева, У.Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода / У.Ю. Ковалева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II между-нар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 120-124.

3. Гончарова, М.Н. Система управления персоналом образовательного учреждения // Инновационная наука. - 2016. - Вып. 3-1 (15).

4. Сычева, Е.В., Никулина, Ю.Н. Анализ реализации кадровой политики в учреждениях дополнительного образования детей / Е.В. Сычева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 2151-2154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.