Научная статья на тему 'Реализация деятельностного подхода в экологическом начальном образовании благодаря фенологическим наблюдениям'

Реализация деятельностного подхода в экологическом начальном образовании благодаря фенологическим наблюдениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Валентина Анатольевна

Статья содержит краткую характеристику особенностей современной образовательной системы, выявляет основные проблемы. Для решения основных проблем образования необходимо использовать деятельностный подход. Одним из методов реализации деятельностного подхода, является проведение фенологических наблюдений. В процессе фенологических наблюдений становится возможным реализовать усвоение младшими школьниками основных содержательных линий экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация деятельностного подхода в экологическом начальном образовании благодаря фенологическим наблюдениям»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161

- Реалистичность.

- Целесообразность.

- Эффективность.

- Экономическая и юридическая обоснованность. Оригинальность бизнес-плана.

9) Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. Тут можно использовать последний Блок№ 8 «Резюме». После подведения итогов игры, можно провести мини опрос по занятию, например:

Сегодня на занятии мы научились составлять и рассчитывать бизнес-планы:

- Какой жизненный урок вы получили сегодня?

- Какие открытия сегодня вы сделали?

- Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

- Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали? Применение креативных уроков положительно сказывается на уменьшении перегрузки учащихся при

умелой организации лекционных занятий. На таких уроках более основательно излагается содержание программного материала, повышается научно-теоретический уровень его изложения, достигается более полное усвоение его непосредственно во время уроков. Так же на креативных уроках могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.Следовательно, применение таких уроков в процессе обучения даёт положительный результат.

Список использованной литературы:

1. Брякова И. Е.Методическая система формирования креативной компетентности студентовпедагогического вуза специальность экономика [Текст] : учеб. пособие / И. Е. Брякова. — Москва, 2015.

2. Гаджиев Г. М. Тренинг как средство формирования творческой активности будущего учителя [Текст] : учеб. Пособие / Г. М. Гаджиев, М. К. Биланов, Д. А. Салматов. Среднее профессиональное образование. — M., 2013 — 156 с.

3. Евплова Е.В. Блиц-игры или как сделать учебный процесс интересным [Текст] : учеб. пособие /Е. В. Евплова. Начальная школа плюс До и После, 2011. -87 с.

4. Зиновкина, М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе [Текст] /М.М. Зиновкина // Концепт. - 2015. - 100 с.

5. Макарушина, Е. Н. Педагогические условия эффективного применения модели креативной направленности обучения студентов вузе [Текст] / Е. Н. Макарушина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - 12-18 с.

© Павлова Е.С., МаховаА.В., 2016

Панова Валентина Анатольевна

канд. пед. наук, доцент кафедры естествознания и БЖД ТГПИ им. А. П. Чехова ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог, РФ

Panval2008@gmail.com

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БЛАГОДАРЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИМ НАБЛЮДЕНИЯМ

Аннотация

Статья содержит краткую характеристику особенностей современной образовательной системы,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161_

выявляет основные проблемы. Для решения основных проблем образования необходимо использовать деятельностный подход. Одним из методов реализации деятельностного подхода, является проведение фенологических наблюдений. В процессе фенологических наблюдений становится возможным реализовать усвоение младшими школьниками основных содержательных линий экологического образования.

Ключевые слова

экологическое образование, деятельностный подход, фенологические наблюдения

Российская система образования на протяжении последних десятилетий находится в процессе непрерывного реформирования, что определяется мировыми тенденциями развития науки, экономики и общества. Современные процессы в образовании, в том числе и экологическом, далеко не всегда успевают за последними научными достижениями.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования заключают в себе требования к результатам экологической подготовки учащихся. В начальной школе (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание») предусматривается: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

[5].

Инновационные процессы в системе образования характеризуются многими особенностями, одной из которых является растянутость во времени. Сроки внедрения педагогических научных разработок в систему образования могут растягиваться на целые десятилетия. В результате возникает временной разрыв между освоением данных достижений в практической жизни и их изучением в общеобразовательной школе. Таким образом, ситуация в системе образования парадоксальна тем, что содержание дисциплин общеобразовательной школы не успевает наполняться современными достижениями науки, знание которых бывает необходимо использовать младшим школьникам в своей повседневной деятельности.

Одним из возможных направлений поиска выхода из данной ситуации является отказ российской системы образования от «знаниевого» тематического стандарта образования и формулирование основных приоритетов в виде компетенций, то есть переход от традиционного подхода к компетентностному. Выступая в качестве методологической основы построения новых ФГОС ВПО компетентностный подход интегрирует в себе принципы нескольких подходов: деятельностного, личностно-ориентированного и культурологического подходов к образованию[1, с.302].

В свете компетентностного подхода становится возможным вооружить учащихся умением учиться, то есть осваивать материал дисциплин сначала под руководством учителя, а в последствие на деятельности самих учащихся.

Особенно значимым, с нашей точки зрения, в области экологического образования младших школьников становится деятельностный подход. Реализация деятельностного подхода в экологическом образовании становится возможной в процессе изучения экологических понятий, законов и экологических закономерностей в ходе фенологических наблюдений за природной средой. Деятельностный подход ориентирует учащихся на формирование готовности и способности актуализировать полученные знания и умения в ситуации деятельности [4, с.7].

Фенологию как науку всегда относили к пограничным дисциплинам на стыке биологии и географии. В качестве биологической дисциплины она знакомит учащихся с закономерностями сезонной динамики природной среды, как географическая - изучает закономерности сезонной динамики природной среды, а также их зависимость от абиотических факторов и географического положения природных объектов. В ходе фенологических наблюдений учащиеся получают возможность максимально широко проявить свою самостоятельность, творческие способности и экологический подход к наблюдениям. В процессе фенологических наблюдений становится возможным реализовать такие содержательные линии экологического образования учащихся как: «Биосфера - глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек, человечество и экосистемы Земли» [2, с.279].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161_

В качестве примера можно привести изучение темы «Луг и его обитатели» по УМК « Перспективная начальная школа» для третьего класса. В ходе изучения темы младшие школьники знакомятся с основными группами организмов, обитающих на лугу, их ярусным расположением и приспособлению к таким абиотическим факторам как температура, свет, вода, осваивая, таким образом, экологические понятия содержательной линии «Биосфера - глобальная экосистема». Однако, в тексте учебника встречается множество названий растений (тимофеевка, тысячелистник, клевер, мятлик и др); бабочек (лимонница, траурница, крапивница, махаон), названий птиц (трясогузка, перепел, коростель, канюк, пустельга и др), большинство из которых не знакомы учащимся и предлагаются для изучения. [6, с.53].

Не очень четкие иллюстрации учебника явно недостаточны для запоминания внешнего облика данных природных объектов, а тем более распознавания и узнавания их при встрече. Если при изучении данной темы ограничиться только усвоением материала учебника, то результатом такого, чисто знаниевого подхода, будет невозможность сопоставления знания, которое младшие школьники получили, с тем окружающим миром, который они видят из окна машины, приезжая на дачу или выходя на природу.

Проблема современного школьного образования еще и в том, что учащиеся во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Учащимся трудно запомнить, что такое экологические отношения между организмами, какие животные и растения обитают вокруг, как ориентироваться на местности, ведь они никогда не пробовали применить это знание в жизни. Все эти знания можно получить и применить только в процессе наблюдения на экологических экскурсиях. И какие бы хорошие учебники у нас ни были, все равно без непосредственного живого знакомства с природой ничего не получается[3, с.311].

Ситуация полностью меняется при использовании фенологических наблюдений в учебном процессе. В ходе наблюдений сезонной динамики жизни птиц, например трясогузки белой, младшие школьники узнают, что прилетает она ранней весной вслед за скворцами и жаворонками, чаще всего их можно встретить на берегах рек. Наблюдая только за одним видом птиц, трясогузкой белой, учащиеся на всю жизнь запомнят, как выглядит не только трясогузка, но и скворец и жаворонок и другие птицы. Вскоре младшие школьники, при анализе образа жизни трясогузки и ее питания, уже узнают в природе и называют таких насекомых как долгоносики, листоеды, жужелицы, крапивницу и белянку, стрекоз и других насекомых, которые в основном и составляют меню этой птицы. В процессе дальнейших рассуждений и фенологических наблюдений младшие школьники осознают экологические взаимосвязи в природе: а именно, как на перечисленных насекомых влияют погодные условия и сезонные изменения, как сказывается уменьшение числа насекомых на жизнь трясогузки, и устанавливают экологические причинно-следственные связи, отвечая на вопрос: «Почему трясогузка прилетела с юга в апреле, а не в начале или конце марта?»

Так, проводя фенологические наблюдения только за одной птицей, учащиеся осваивают не только основные экологические законы и взаимосвязи, но и закладывают основу для последующего освоения естественнонаучных понятий биологии на последующей ступени обучения.

В процессе фенологических наблюдений также повышается уровень самостоятельности учащихся за счет необходимости решения множество тких проблем, как правильно провести наблюдение, чтобы не испугать объект, если это живое существо, как его описать, как оформить наблюдение и т. д. В процессе поиска верного решения происходит развитие креативности, самореализация и самоутверждение личности учащегося. Осуществляя данный вид деятельности, младшие школьники вовлекаются в процесс истинного познания и исследования окружающего мира, что активизирует познавательную деятельность и придает ей дополнительное осмысление и значение.

Список использованной литературы:

1. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании. Учебное пособие для студ. Высших учеб. заведений. М. Издательский центр «Академия».- 2008. -336с.

2. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. М. Издательский центр «Академия».- 2008.-495с.

3. Панова В. А. Натуралистический и экосистемный подходы в экологическом образовании младших школьников. /Вестник Таганрогского государственного педагогического института. -ТГПИ. -2010. №2 -С. 307-312

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161

4. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО СПб. Государственный университет сервиса и экономики.- 2011.-104с.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования http: //минобрнауки.рфМоситеШ^/922

6. Федотова О.Н., Трафимова Г,В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. учебник, 3 класс, ч.2.- М.Академкнига.- 2005,-144с.

© Панова В.А., 2016

Русинова Светлана Анатольевна

канд. пед. наук, доцент АРБ имени А.Я. Вагановой

г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: rusinova_sa@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация

Статья содержит результаты проведенного исследования по развитию личности в вузе. Технология реализации педагогической диагностики обеспечивается разработанным основным методом обучения на основе диагностики - диагностическое преподавание - и является доминирующим условием развития личности обучающихся в вузе. Но вся диагностическая деятельность обеспечивается преподавателем. В данной статье анализируются особенности решения задач развития личности на основе педагогической диагностики, ее функционирования как профессиональная деятельность преподавателя.

Ключевые слова:

личность, развитие, педагогическая диагностика, высшая школа, творческие вузы, профессиональная

деятельность преподавателя

Этапность проведенных локальных экспериментов с выделением последовательного поэтапного решения задач, исходя из поставленной основной цели, позволило обосновать полученные выводы по заявленной теме. А учет как организационных, так и содержательных аспектов технологий развития личности в вузе на основе диагностики обеспечено целостностью эксперимента.

Итак, начальный этап функционирования педагогической диагностики - не зависит от преподавателя вуза, основан на факте того, что абитуриент принял решение учиться в данном вузе. Каждая специальность -специфична в дальнейшей трудовой деятельности, что отражается на процессе обучения, как в его содержании, так и в его организации. Развитие личности обучающегося в вузе - его профессиональное становление. Допустимо предположить, что ориентировочно абитуриент знает, какие дисциплины в большем объеме, он будет изучать в вузе: гуманитарные, естественнонаучные, технические, языковые, в сфере общения, требующие способности к усидчивости или креативности и т.д. Вузы, которые обучают творческим профессиям, заведомо требуют от обучающихся наличия особых способностей, а также наличия определенной подготовки, которую абитуриенты уже имеют, например, обучение в художественных школах, колледжах, лицеях и др. Обучение классическому балету начинается с 10 лет. Но уже до этого возраста дети чаще всего обучаются хореографии, начиная с 4-5-ти лет. Т.е. приходят обучаться лица, ориентированные на профессии, которыми они могут заниматься, те, кто имеет особые способности. И готовы, то есть имеют желание и соответствующие способности к успешности в процессе обучения в данном вузе. Критерием на начальном этапе диагностирования является факт поступления данного абитуриента в вуз и заявлен, как условный. 1 этап - при поступлении в вуз. Педагогическая диагностика заключалась в определении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.