Научная статья на тему 'Реализация белорусской модели здравоохранения и приоритетные направления её дальнейшего развития'

Реализация белорусской модели здравоохранения и приоритетные направления её дальнейшего развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
804
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ / HEALTH OF THE POPULATION / BELARUSIAN MODEL OF PUBLIC HEALTH SERVICE / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / INFANT MORTALITY / DRUG SUPPLY OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глушанко В.С., Михневич Е.В., Алфёрова М.В.

Цель оценить успешность реализации белорусской модели здравоохранения, а также обосновать необходимость совершенствования приоритетных направлений её развития. Материал и методы. В исследовании применены аналитический и статистический методы исследования, проведён дефинитивный анализ, сравнительный анализ, синтез информации, ретроспективный анализ статистической отчётности Министерства здравоохранения Республики Беларусь, обобщены материалы научных источников. Результаты. В работе дана оценка результативности белорусской модели здравоохранения по основным показателям, характеризующим здоровье населения, с учетом международных рейтингов: индекса человеческого развития, рейтинга агентства Блумерг, критериев ВОЗ. Уровень этих показателей зависит от развития и функционирования системы здравоохранения, а также качества лечебно-профилактических мероприятий в рамках реализуемых в стране государственных программ, направленных на сохранение, улучшение, оптимизацию здоровья населения и медико-демографической ситуации. Представлена схема белорусской модели здравоохранения и дано описание всех её компонентов. Также приведены данные по основным демографическим показателям в Республике Беларусь, таким как младенческая смертность, смертность в трудоспособном возрасте и др., снижения которых в 2016 году удалось достичь в результате оптимизации системы здравоохранения. Важнейшим достижением здравоохранения стало создание экономически эффективного механизма обеспечения населения лекарственными средствами (ЛС), отвечающего всем требованиям ВОЗ. Особое значение приобретает также система контроля качества ЛС. Заключение. Изменения, произошедшие в системе здравоохранения Республики Беларусь за последнее время, привели к улучшению качества медицинской помощи на всех её этапах. Национальной особенностью белорусской модели здравоохранения является полный охват населения медицинской помощью и фармацевтическими услугами. На сегодняшний день в Беларуси сформировалась система качественного лекарственного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глушанко В.С., Михневич Е.В., Алфёрова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE BELARUSIAN MODEL OF PUBLIC HEALTH SERVICE AND THE MAIN TRENDS OF ITS FURTHER DEVELOPMENT

Objectives. To evaluate the successfulness of the Belarusian model of public health service, as well as to substantiate the need to improve the priority directions of its development. Material and Methods. Analytical and statistical methods of research have been used in this study, definitive analysis, comparative analysis, synthesis of information, retrospective analysis of the statistical reports of the Belarusian Ministry of Public Health have been made, scientific literature materials have been summarized. Results. The paper evaluates the successfulness of the Belarusian model of public health service according to the main indices characterizing the health of the population, taking into account the following international ratings: the human development index, Blumerg agency rating, WHO criteria. The level of these indices depends on the development and functioning of the health care system, as well as the quality of treatment and preventive measures implemented within the framework of state programs in the country, aimed at the preservation, improvement, optimization of public health and medical-demographic situation. The scheme of the Belarusian model of public health service has been presented and all its components have been described. Data on the main demographic indicators in the Republic of Belarus, such as infant mortality, mortality at the able-bodied age, etc. have also been given, the decrease of which in 2016 was achieved as a result of optimization of the health care system. The most important achievement was the creation of an economically effective mechanism to ensure population provision with drugs that meets all the requirements of the WHO. The system of drugs quality control is also acquiring particular significance. Conclusions. Changes in the health service system of the Republic of Belarus during recent years have led to an improvement in the quality of medical care at all its stages. National feature of the Belarusian model of public health service is a full coverage of the population receiving medical and pharmaceutical services. At present, highquality drug supply system has been formed in Belarus.

Текст научной работы на тему «Реализация белорусской модели здравоохранения и приоритетные направления её дальнейшего развития»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ТДРАВООХРАНЕНИЕ

© ГЛУШАНКО В.С., МИХНЕВИЧ Е.В., АЛФЁРОВА М.В., 2016

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2016.6J4

РЕАЛИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

ГЛУШАНКО В.С., МИХНЕВИЧ Е.В., АЛФЁРОВА М.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г.Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2016. - Том 15, №6. - С. 74-83.

IMPLEMENTATION OF THE BELARUSIAN MODEL OF PUBLIC HEALTH SERVICE AND THE MAIN TRENDS OF ITS FURTHER DEVELOPMENT

GLUSHANKO V.S., MIKHNEVICH E.V., ALFYOROVA M.V.

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2016;15(6):74-83.

Резюме.

Цель - оценить успешность реализации белорусской модели здравоохранения, а также обосновать необходимость совершенствования приоритетных направлений её развития.

Материал и методы. В исследовании применены аналитический и статистический методы исследования, проведён дефинитивный анализ, сравнительный анализ, синтез информации, ретроспективный анализ статистической отчётности Министерства здравоохранения Республики Беларусь, обобщены материалы научных источников.

Результаты. В работе дана оценка результативности белорусской модели здравоохранения по основным показателям, характеризующим здоровье населения, с учетом международных рейтингов: индекса человеческого развития, рейтинга агентства Блумерг, критериев ВОЗ. Уровень этих показателей зависит от развития и функционирования системы здравоохранения, а также качества лечебно-профилактических мероприятий в рамках реализуемых в стране государственных программ, направленных на сохранение, улучшение, оптимизацию здоровья населения и медико-демографической ситуации. Представлена схема белорусской модели здравоохранения и дано описание всех её компонентов. Также приведены данные по основным демографическим показателям в Республике Беларусь, таким как младенческая смертность, смертность в трудоспособном возрасте и др., снижения которых в 2016 году удалось достичь в результате оптимизации системы здравоохранения.

Важнейшим достижением здравоохранения стало создание экономически эффективного механизма обеспечения населения лекарственными средствами (ЛС), отвечающего всем требованиям ВОЗ. Особое значение приобретает также система контроля качества ЛС.

Заключение. Изменения, произошедшие в системе здравоохранения Республики Беларусь за последнее время, привели к улучшению качества медицинской помощи на всех её этапах. Национальной особенностью белорусской модели здравоохранения является полный охват населения медицинской помощью и фармацевтическими услугами. На сегодняшний день в Беларуси сформировалась система качественного лекарственного обеспечения.

Ключевые слова: здоровье населения, белорусская модель здравоохранения, индекс человеческого развития, младенческая смертность, обеспечение населения лекарственными средствами.

Abstract.

Objectives. To evaluate the successfulness of the Belarusian model of public health service, as well as to substantiate the need to improve the priority directions of its development.

Material and methods. Analytical and statistical methods of research have been used in this study, definitive analysis, comparative analysis, synthesis of information, retrospective analysis of the statistical reports of the Belarusian Ministry of Public Health have been made, scientific literature materials have been summarized. Results. The paper evaluates the successfulness of the Belarusian model of public health service according to the main indices characterizing the health of the population, taking into account the following international ratings: the human development index, Blumerg agency rating, WHO criteria. The level of these indices depends on the development and functioning of the health care system, as well as the quality of treatment and preventive measures implemented within the framework of state programs in the country, aimed at the preservation, improvement, optimization of public health and medical-demographic situation. The scheme of the Belarusian model of public health service has been presented and all its components have been described. Data on the main demographic indicators in the Republic of Belarus, such as infant mortality, mortality at the able-bodied age, etc. have also been given, the decrease of which in 2016 was achieved as a result of optimization of the health care system. The most important achievement was the creation of an economically effective mechanism to ensure population provision with drugs that meets all the requirements of the WHO. The system of drugs quality control is also acquiring particular significance.

Conclusions. Changes in the health service system of the Republic of Belarus during recent years have led to an improvement in the quality of medical care at all its stages. National feature of the Belarusian model of public health service is a full coverage of the population receiving medical and pharmaceutical services. At present, high-quality drug supply system has been formed in Belarus.

Key words: health of the population, Belarusian model of public health service, human development index, infant mortality, drug supply of the population.

Залогом устойчивого развития общества является непрерывное воспроизводство количества и качества населения [1]. Количество населения определяется процессами рождаемости, смертности, миграции; качество - характером структуры и динамики народонаселения, уровнем его здоровья, образования, культуры. Проблемы определения качества общественного здоровья неотделимы от жизненного уровня населения. Качество общественного здоровья можно оценивать, используя десятки показателей, но наиболее важными и достоверными служат: ожидаемая продолжительность жизни, стандартизованные показатели смертности (от всех причин и отдельно по причинам), младенческая смертность, общая заболеваемость (в том числе социально-значимыми болезнями) и уровень обеспечения лекарственными средствами (ЛС). Анализ совокупности этих показателей позволяет достаточно точно оценить уровень здоровья населения и дать комплексную оценку эффективности той модели здравоохранения, которая преобладает в государстве.

Цель работы - оценить успешность реализации белорусской модели здравоохранения с учётом основных показателей международных рейтингов, характеризующих здоровье населения, а также обосновать необходимость

совершенствования приоритетных направлений её развития.

Материал и методы

В исследовании применены аналитический и статистический методы исследования. Для выполнения исследования проведён дефинитивный анализ, сравнительный анализ, синтез информации, ретроспективный анализ статистической отчётности Министерства здравоохранения Республики Беларусь, обобщены материалы научных источников и собственных исследований. При оценке результативности использованы данные официальных документов: «Направления стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь на 2011-2015 гг.», утверждённые Министерством здравоохранения, и статистические сборники «Здравоохранение в Республике Беларусь» за 2010-2015 гг. [2-5].

Результаты и обсуждение

Международная практика предусматривает использование результатов различных рейтингов, которые рассчитываются ежегодно или с иной периодичностью, ранжирующие страны и регионы по определённым уровням в

различных отраслях. За последние пять лет Республика Беларусь вошла в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, уровень инновационного развития, прогресс отечественной Фарминдустрии и эффективность государственного управления, улучшив международный имидж и инвестиционную привлекательность. По индикаторам качества медицинской помощи, показателям здоровья населения Республика Беларусь не только вышла на лидирующие позиции среди стран СНГ, но и обеспечила по отдельным из них среднеевропейский уровень [6].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует учитывать прежде всего следующие оценочные критерии общественного здоровья: доступность и охват населения первичной медицинской помощью, доступность лекарственного обеспечения, отчисление ВВП на здравоохранение, уровень младенческой смертности, показатель средней продолжительности предстоящей жизни и другие [7].

Базисом гарантий по доступности и качеству медицинской и фармацевтической помощи населению страны выступают: Конституция Республики Беларусь (статья 45), Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах», Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» [8, 9, 10]. На основе этих законодательных актов разрабатываются другие нормативные правовые акты, определяющие в совокупности уникальную белорусскую модель здравоохранения.

Необходимость разработки «комплекта нормативных правовых актов, определяющих новую медико-экономическую модель здравоохранения», была впервые представлена в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы. В этом документе среди основных направлений совершенствования управления системой здравоохранения и повышения эффективности ее деятельности указывались: планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи; разработка и реализация территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства [11].

Современную белорусскую модель здравоохранения можно схематично представить следующим образом (рис. 1).

Территориально-технологические уровни оказания медицинской помощи обеспечивают принцип социального равенства и закрепляют равное право граждан на доступное медицинское обслуживание в государственных организациях здравоохранения [12, 13]. При этом возможно оказание медицинской помощи населению, начиная с первого, районного звена, и заканчивая четвёртым - высокотехнологичным лечением в республиканских научно-практических центрах по всем профилям заболеваний.

Важнейшим звеном модели здравоохранения республики являются государственные

Рисунок 1 - Блок-схема белорусской модели здравоохранения.

минимальные социальные стандарты, выполнение которых строго контролируется. Под государственным минимальным социальным стандартом понимается минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бюджетных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат [10].

В стране сохранена также система охраны здоровья матери и ребёнка, которая является одним из приоритетных направлений в здравоохранении Республики Беларусь. Решение этой задачи осуществляется на государственном уровне в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь «О правах ребёнка», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, другими законодательными актами, а также государственными программами: Президентской программой «Дети Беларуси», государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, включающей подпрограммы: профилактика и контроль неинфекционной заболеваемости; профилактика ВИЧ-инфекции; туберкулёз; предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма; семья и детство и др. [14]. Каждой беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и медицинское наблюдение за новорожденным [8]. В конце декабря 2015 года был введён в эксплуатацию новый родильный дом на шесть тысяч родов в год в 5-ой ГКБ г. Минска, что позволило сделать ещё более доступным оказание акушерско-гинекологической помощи нуждающимся в ней женщинам.

В последнее время всё большую популярность набирает добровольное медицинское страхование от болезней и травм. Согласно Приказу МЗ РБ от 10.01.2012 №15 «О добровольном медицинском страховании в Республике Беларусь» медицинская помощь лицам, застрахованным по договорам добровольного страхования медицинских расходов, оказывается в государственных организациях здравоохранения, имеющих специальное разрешение

(лицензию) на медицинскую деятельность и заключивших в установленном порядке договор со страховой организацией об оказании медицинских услуг лицам, застрахованным по договорам добровольного страхования медицинских расходов [15].

До вступления в силу Постановления МЗ РБ от 15 июля 2016 г. № 87 «О признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. № 28» республиканским законодательством предусматривались разработка и реализация территориальных программ государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан. Введение норматива бюджетных расходов на одного жителя было весьма прогрессивным шагом, благодаря которому за счёт оптимизации системы и более рационального расходования средств удалось добиться существенного прогресса и в уровне оказания медицинской помощи, и в обеспечении её доступности.

Экспертные заключения ВОЗ констатируют достижение здравоохранением Республики Беларусь Целей развития тысячелетия и Глобальных показателей в области здоровья: сокращение уровня детской смертности, улучшение охраны материнства. Наша страна наравне с Францией, Финляндией и Люксембургом вошла в топ-50 стран по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом. По интегральному показателю младенческой и материнской смертности Республика Беларусь занимает 4-е место в мире. Беларусь лидирует среди стран СНГ по темпам снижения распространения ВИЧ/СПИДа и охвату антиретро-вирусной терапией [16].

Всё вышеперечисленное позволило белорусской медицине занять довольно высокие места в международных рейтингах. По данным рейтинга американского агентства Блумерг, оценивающего эффективность систем здравоохранения, наша страна заняла 47-е место, опередив Российскую Федерацию (54 место) и Соединённые Штаты Америки (50-е место), а по доступу населения к медицинским и фармацевтическим услугам Беларусь разделила первое место с Брунеем и Канадой [17]. Основными критериями для оценки выступили: средняя продолжительность жизни, затраты на здравоохранение и доля расходов на здравоохранение

в национальной экономике страны.

По итогам 1-го полугодия 2016 года в результате проведённой оптимизации системы здравоохранения достигнуты: снижение смертности в трудоспособном возрасте на 5,3% по сравнению с 2015 г., снижение младенческой смертности до уровня 3,2 на 1000 детей, рождённых живыми (2015 г. - 3,4). Коэффициент детской смертности в возрасте до 5 лет в 2015 году достиг 4,5 на 1000 живорождённых (2005 г. - 9,3). Стоит отметить, что это лучший показатель в СНГ. Благодаря успешному воплощению в жизнь программ Национальной демографической безопасности (с 2007 по 2015 гг.) Республика Беларусь приблизилась к смыканию «демографических ножниц», достигнув стабилизации коэффициента рождаемости на уровне 12,5 в 2015 году. Таким образом, впервые за последние 20 лет достигнута минимальная убыль населения [18].

Признание достижений белорусского здравоохранения отмечено международным медицинским сообществом. Именно поэтому Минск в октябре 2015 года стал площадкой для проведения Европейской министерской конференции «Охват всех этапов жизни в контексте политики «Здоровье - 2020» [19].

Республика Беларусь входит в число стран, для которых производится расчёт индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), и относится к группе государств с высоким уровнем ИРЧП, занимая 50-е место наравне с Российской Федерацией, опережая остальные страны СНГ. Индекс развития человеческого потенциала ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития ООН совместно с международными независимыми экспертами [20]. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения продолжительности жизни, уровня образования и дохода на душу населения. Логично, что из трёх рассчитываемых при вычислении ИРЧП показателей деятельность отрасли здравоохранения может повлиять на изменение первого - ожидаемой продолжительности жизни при рождении [21].

Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни (ОППЖ) - это количество лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определённого возраста при условии, что на всём протяжении их жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она

была в том году, для которого производилось исчисление [22]. В XXI веке продолжительность жизни человека всё в большей степени зависит не от наследственности и эффективности здравоохранения, а от самого человека

- его образа жизни, поведенческих и социально-экономических факторов. В современных условиях всё большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, отношение людей к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни.

На протяжении последнего десятилетия наблюдается благоприятная тенденция к росту данного показателя. На сегодняшний день в Беларуси средняя продолжительность жизни составляет 73,2 года для обоих полов (2010 г.

- 70,4 года). Однако уровень ОППЖ женщин выше, чем мужчин (разница составляет 10,6 лет), а «смертность в 2015 году среди мужчин трудоспособного возраста превышала значение аналогичного показателя у женщин в 4 раза» (из выступления министра здравоохранения Василия Жарко на специальном совещании у Президента Республики Беларусь).

Важнейшей задачей здравоохранения в Республике Беларусь стало создание экономически эффективного механизма обеспечения населения лекарственными средствами. Белорусская система рационального лекарственного обеспечения отвечает требованиям ВОЗ и определяется наличием: перечня основных ЛС, разработки механизмов их всеобщей доступности; стандартов по применению ЛС; системы обеспечения качества и учёта побочных действий; информационных систем учёта расходования [23]. В соответствии с международными требованиями в Республике Беларусь создан республиканский формуляр ЛС, являющийся основой для формирования перечня основных ЛС, годовых планов централизованных закупок, а также для разработки клинических протоколов [24].

В стране зарегистрировано более шести тысяч наименований готовых лекарственных средств, в том числе 1400 - отечественного производства. По своей себестоимости отечественные ЛС в 2-4 раза дешевле зарубежных аналогов. Объём реализации ЛС белорусского производства в общем объёме реализации в долларах США составил 52,5% в 2015 году.

В нынешний период исключительное

значение приобретает система обеспечения качества ЛС посредством их фармацевтической разработки, доклинических и клинических испытаний. Логическим продолжением сказанного является регистрация ЛС, представляющая собой государственный механизм, который обеспечивает их должную безопасность, эффективность и качество в контексте возможности их медицинского применения. При этом важно создать все необходимые условия как для контроля качества ЛС, так и для фармацевтической помощи в целом [25-29].

Несмотря на высокие показатели успешности реализации белорусской модели здравоохранения, она всё ещё нуждается в совершенствовании, чтобы обеспечить выполнение задач, поставленных перед белорусским здравоохранением в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. Как было сказано выше, в 2015 г. удалось добиться минимальной убыли населения за последние 20 лет, но «демографические ножницы» ещё не сомкнуты в полной мере, а по показателю ожидаемой продолжительности предстоящей жизни Беларусь существенно отстаёт от большинства развитых стран. Поэтому цель демографической политики на ближайшую пятилетку - стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Планируется поэтапное внедрение организации работы участковой службы по принципу врача общей практики, обеспечение оказания необходимого объёма качественной медицинской помощи каждому жителю независимо от его места проживания. В качестве приоритетных направлений совершенствования белорусской модели здравоохранения определены развитие фармацевтической промышленности, инновационных высокотехнологичных видов медицинской помощи и сложных медицинских вмешательств [30-31]. Реализация данных мер позволит обеспечить к 2020 году: увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75,3 года; снижение детской смертности до уровня не более 40,5 случая на 100 тыс. детского населения в возрасте от 0 до 18 лет; снижение смертности трудоспособного населения до 3,8 случая на 1000 человек; увеличение доли врачей, работающих по принципу врача общей практики, в системе оказания первичной медицинской помощи до 100% [17].

Заключение

Система здравоохранения Республики Беларусь за последнее десятилетие претерпела ряд изменений, направленных на улучшение качества медицинской помощи на всех этапах её оказания. Достижения в области здравоохранения признаны мировым профессиональным сообществом, о чём свидетельствует высокая оценка независимых экспертов.

Национальными особенностями функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь является полный охват населения медицинской помощью и фармацевтическими услугами. Министерство здравоохранения, органы управления, различные отраслевые структуры проводят дальнейшую работу по совершенствованию белорусской модели здравоохранения, что закономерно должно привести к улучшению показателей здоровья населения, совершенствованию и укреплению первичного звена, обеспечению доступности и качества медицинской и фармацевтической помощи на всех уровнях, уменьшению заболеваемости и смертности граждан, стабилизации численности населения и обеспечению положительного естественного прироста.

Взаимосвязанные направления, различающиеся по механизмам реализации, источникам финансирования и нормативной базе, определяют основные составляющие качественного лекарственного обеспечения населения Республики Беларусь: современная динамически развивающаяся инфраструктура фармацевтического рынка; достаточное финансирование лекарственного обеспечения из различных источников; расширение ассортимента отечественных высокоэффективных ЛС, имеющих устойчивый конкурентный спрос; контроль качества ЛС, находящихся в обращении на фармацевтическом рынке.

Таким образом, Республика Беларусь успешно проводит социально направленную политику, в которой главенствующая роль отводится системе здравоохранения и лекарственного обеспечения, а охрана здоровья населения занимает приоритетное место и рассматривается как одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития и социальной защиты общества. В Республике Беларусь

сформировалась своя уникальная модель здравоохранения, эффективность которой признана на мировом уровне, благодаря чему наше государство занимает высокие места в международных рейтингах.

Литература

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь ; редкол.: Л. М. Александрович [и др.]. - Минск : Юнипак, 2004. - 202 с.

2. Демографический ежегодник Республики Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. - 413 с.

3. Здравоохранение в Республике Беларусь : офиц. стат. сб. за 2014 г. / М-во здравоохранения Респ. Беларусь, Респ. науч.-практ. центр мед. технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения. - Минск : РНМБ, 2015. - 281 с.

4. Здравоохранение в Республике Беларусь : офиц. стат. сб. за 2013 г. / М-во здравоохранения Респ. Беларусь, Респ. науч.-практ. центр мед. технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения. - Минск : РНМБ, 2014. - 280 с.

5. Здравоохранение в Республике Беларусь : офиц. стат. сб. за 2012 г. / М-во здравоохранения Респ. Беларусь. - Минск : РНМБ, 2013. - 281 с.

6. Жарко, В. И. Об итогах работы органов и организаций здравоохранения Республики Беларусь в 2015 году и основных направлениях деятельности на 2016 год (по материалам Постановления коллегии Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 27.01.2016 № 1.1) [Электронный ресурс] / В. И. Жарко, Ю. В. Климов. - Мед. вест. - 2016. - 19 февр. -Режим доступа: www.medvestnik.by.ofricially.view. -Дата доступа: 21.06.2016.

7. Здравоохранение Республики Беларусь: прошлое, настоящее и будущее / В. И. Жарко [и др.]. - Минск : Минсктиппроект, 2012. - 320 с.

8. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» : закон Респ. Беларусь от 16 июня 2014 г. № 164-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: ИИр:// www.pravo.by/main.aspx?guid=3871 &р0=Н 11400164 &р1 = 1. - Дата доступа: 30.11.2016.

9. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах» : закон Респ. Беларусь от 17 нояб. 2014 г. № 203-З [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. expert.by/EC/monitorings/212907.txt. - Дата доступа: 30.11.2016.

10. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 331-З [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid= 1255^0^1150033^1 = ^5=0. - Дата доступа: 30.11.2016.

11. О Концепции развития здравоохранения Республи-

ки Беларусь на 2003-2007 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 8 окт. 2003 г. № 1276 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.busel.org/texts/cat9uu/id5vwiyev.htm. - Дата доступа: 01.07.2016.

12. О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 27 авг. 2014 г. № 840 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid= 12551&p0=C21400840&p1 = 1&p5=0. - Дата доступа: 01.07.2016.

13. О некоторых вопросах государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 марта 2016 г. № 259 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.government.by/ upload/docs/fileb52683286d09d1d1.PDF. - Дата доступа: 02.05.2016.

14. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 гг. : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. government.by/upload/docs/filecdf0f8a76b95e004. PDF. - Дата доступа: 01.08.2016.

15. О добровольном медицинском страховании в Республике Беларусь : приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 10 янв. 2012 г. № 15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. levonevski.net/pravo/norm2013/num06/d06197.html. -Дата доступа: 01.08.2016.

16. World Health Statistics 2014 [Электронный ресурс].

- Geneva, 2014. - Режим доступа: http://apps.who. int/iris/bitstream/10665/112738/1/9789240692671_eng. pdf?ua=1. - Дата доступа: 20.05.2016.

17. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, которая принята после широкого общественного обсуждения на пятом Всебелорус-ском народном собрании [Электронный ресурс] // Беларусь сегодня. - 2016. - 17 июня (№ 114). - Режим доступа: http://www.sb.by/obshchestvo/article/vmeste-za-silnuyu-i-protsvetayushchuyu-belarus-17062016. html. - Дата доступа: 01.08.2016.

18. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы : указ президента Респ. Беларусь от 11 авг. 2011 г. № 357 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/pdf/nac_progr.pdf. -Дата доступа: 01.08.2016.

19. Европейская министерская конференция «Охват всех этапов жизни в контексте политики «Здоровье

- 2020», Минск, 21-22 октября 2015 г. // Вопр. орг. и информатизации здравоохранения. - 2015. - № 4.

- С. 4-7.

20. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости : пер. с англ. - М. : Весь Мир, 2014. - 236 с.

21. Повышение позиции Республики Беларусь в международных рейтингах: задачи и программные меро-

приятия, реализуемые в здравоохранении / Д. Ф. Куницкий [и др.] // Вопр. орг. и информатизации здравоохранения. - 2012. - № 3. - С. 11-23.

22. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по мед. специальностям / под ред. Н. Н. Пилип-цевича. - Минск : Новое знание, 2015. - 781 с.

23. О концепции лекарственного обеспечения Республики Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 13 авг. 2001 г. № 1192 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky. org/bazaby11/republic42/text064.htm. - Дата доступа: 15.03.2016.

24. Об утверждении Республиканского формуляра лекарственных средств : постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 18 марта 2015 г. № 27 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/lcfiles/000127_356917_ POSTANOVL_27.pdf. - Дата доступа: 15.03.2016.

25. Кугач, В. В. Тенденции развития корпоративной культуры аптечной организации (на примере РУП «Белфармация»). Сообщение 2. Оценка последовательности в деятельности руководства и причастности работников к событиям в коллективе / В. В. Кугач, А. И. Ковальчук // Вестн. фармации. - 2016. - № 1. - С. 5-14.

26. Глушанко, В. С. Экономический потенциал развития здравоохранения Беларуси / В. С. Глушанко, Н. В. Лаппо // Достижения фундаментальной, клиниче-

References

1. Nats Komis po ustoichivomu razvitiiu Resp Belarus'; Aleksandrovich YaM, Bogdanovich AV, Kryukov LM, Polonik SS, Sivograkov OV, Starchenko TM, redkol. National strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period till 2020. Minsk, RB: Iunipak; 2004. 202 p. (In Russ.)

2. Nats Stat Kom Resp Belarus'. Demographic Yearbook of the Republic of Belarus: stat sb. Minsk, RB; 2014. 413 p. (In Russ.)

3. M-vo Zdravookhraneniia Resp Belarus', Resp Nauch-Prakt Tsentr Med Tekhnologii Informatizatsii Upravleniia Ekonomiki Zdravookhraneniia. Healthcare in the Republic of Belarus: ofits stat sb za 2014 g. Minsk, RB: RNMB; 2015. 281 p. (In Russ.)

4. M-vo Zdravookhraneniia Resp Belarus', Resp Nauch-Prakt Tsentr Med Tekhnologii Informatizatsii Upravleniia Ekonomiki Zdravookhraneniia. Healthcare in the Republic of Belarus: ofits stat sb za 2013 g. Minsk, RB: RNMB; 2014. 280 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. M-vo Zdravookhraneniia Resp Belarus'. Healthcare in the Republic of Belarus: ofits stat sb za 2012 g. Minsk, RB: RNMB; 2013. 281 p. (In Russ.)

6. Zharko VI, Klimov YuV. About results of work of bodies and organizations of health of the Republic of Belarus in 2015 and the main directions of activities in 2016 (based on the Resolution of Board of the Ministry of health of the Republic of Belarus of 27.01.2016 No. 1.1) [Elektronnyi

ской медицины и фармации : материалы 69-й науч. сес. сотр. ун-та, 29-30 янв. 2014 г. - Витебск, 2014. - С. 365-367.

27. Лаппо, Н. В. Моделирующая методология нового курса «История фармации» / Н. В. Лаппо // Актуальные вопросы современной медицины и фармации : материалы 66-й науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых, Витебск, 17-18 апр. 2014 г. - Витебск, 2014. - С. 580-582.

28. Глушанко, В. С. Разработка и принятие управленческих решений в системе охраны здоровья населения : учеб.-метод. пособие / В. С. Глушанко, М. В. Алфёрова, А. Т. Щастный. - Витебск : ВГМУ, 2016. - 116 с.

29. Глушанко, В. С. Эффективность белорусской модели здравоохранения и лекарственного обеспечения населения / В. С. Глушанко, М. В. Алфёрова // Вестн. фармации. - 2016. - № 2. - С. 20-29.

30. Результативность белорусской модели здравоохранения и её перспективность / В. С. Глушанко [и др.] // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 13 окт. 2016 г. - Гомель, 2016. - С. 17-19.

31. Глушанко, В. С. Особенности белорусской системы аккредитации медицинской деятельности / В. С. Глушанко, Е. В. Михневич // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 13 окт. 2016 г. - Гомель, 2016. - С. 19-21.

Поступила 31.10.2016 г.

Принята в печать 09.12.2016 г.

resurs]. Med Vest. 2016. 19 fevr. Rezhim dostupa: www. medvestnik.by.officially.view. Data dostupa: 21.06.2016. (In Russ.)

7. Zharko VI, Malakhova IV, Novik II, Sachek MM. Health of the Republic of Belarus: past, present and future. Minsk, RB: Minsktipproekt; 2012. 320 р. (In Russ.)

8. About modification and additions in the Law of the Republic of Belarus «On health care»: the law of the Republic of Belarus of 16 June 2014 No. 164-Z [Elektronnyi resurs]. Natsional'nyi pravovoi Internetportal Respubliki Belarus'. Rezhim dostupa: http://www. pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11400164&p 1=1. Data dostupa: 30.11.2016. (In Russ.)

9. About modification and additions in the Law of the Republic of Belarus «On medicines»: the law of the Republic of Belarus of 17 November 2014 No. 203-Z [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. expert.by/EC/monitorings/212907.txt. Data dostupa: 30.11.2016. (In Russ.)

10. On amendments and additions to some laws of the Republic of Belarus: law of the Republic of Belarus of December 24 2015 No. 331-Z [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pravo.by/main.aspx?guid = 12551&p0=H11500331&p1=1&p5=0. Data dostupa: 30.11.2016. (In Russ.)

11. The concept of development of health of the Republic of Belarus for 2003-2007: resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of 8 October 2003

No. 1276 [Elektronnyi resursj. Rezhim dostupa: http:// www.busel.org/texts/cat9uu/id5vwiyev.htm. Data

dostupa: 01.07.2016. (In Russ.)

12. On amendments into the resolution of Council of Ministers of the Republic of Belarus of 30 may 2003 No. 724: a resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus from August 27, 2014 № 840 [Elektronnyi resursj. Rezhim dostupa: http://www. pravo.by/main.aspx?guid= 12551 &p0=C21400840&p 1 = 1 &p5=0. Data dostupa: 01.07.2016. (In Russ.)

13. On some issues of state minimum social standards in health care: resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of March 29, 2016 No. 259 [Elektronnyi resursj. Rezhim dostupa: http://www. government.by/upload/docs/fileb52683286d09d1d1. PDF. Data dostupa: 02.05.2016. (In Russ.)

14. The state programme «People's health and demographic security of the Republic of Belarus» for 2016-2020: resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus from March 14, 2016 No. 200 [Elektronnyi resursj. Rezhim dostupa: http://www.government.by/ upload/docs/filecdf0f8a76b95e004.PDF. Data dostupa: 01.08.2016. (In Russ.)

15. On voluntary medical insurance in the Republic of Belarus: order of the Ministry of health of the Republic of Belarus of January 10, 2012 No. 15 [Elektronnyi resursj. Rezhim dostupa: http://www.levonevski.net/ pravo/norm2013/num06/d06197.html. Data dostupa: 01.08.2016. (In Russ.)

16. World Health Statistics 2014 [monograph onlinej. Geneva; 2014. [cited 2016 May 20j. Availablefrom: http://apps.who. int/iris/bitstreama= 1 ./10665/112738/1 /9789240692671 _ eng.pdf?ua= 1.

17. The main provisions of the program socially-economic development of the Republic of Belarus for 2016-2020, which will be adopted after a broad public debate on the fifth Belarusian national Assembly [Elektronnyi resursj. Belarus' segodnia. 2016. 17 iiunia (№ 114). Rezhim dostupa: http://www.sb.by/obshchestvo/article/vmeste-za-silnuyu-i-protsvetayushchuyu-belarus-17062016.html. Data dostupa: 01.08.2016. (In Russ.)

18. The national programme of demographic security of Belarus for 2011-2015: decree of the President of the Republic of Belarus of 11 August 2011 No. 357 [Elektronnyi resursj. Rezhim dostupa: http://demoscope. ru/weekly/knigi/zakon/pdf/nac_progr.pdf. Data dostupa: 01.08.2016. (In Russ.)

19. European Ministerial conference "Coverage of all stages of life in the context of the policy «Health 2020», Minsk, 21-22 October 2015. Vopr Org Informatizatsii Zdravookhraneniia. 2015;(4):4-7. (In Russ.)

20. The human development report 2014. Sustaining human progress: reducing vulnerability and building resilience: per s angl. Moscow, RF: Ves' Mir; 2014. 236 p. (In Russ.)

21. Kunitskiy DF, Kheyfets HE, Malakhova IV, Sachek MM. Improving the position of the Republic of Belarus in international rankings: tasks and program activities implemented in health care. Vopr Org Informatizatsii Zdravookhraneniia. 2012;(3): 11-23. (In Russ.)

22. Piliptsevich NN, red. Public health and health care: ucheb posobie dlia studentov uchrezhdenii vyssh obrazovaniia po med spetsial'nostiam. Minsk, RB: Novoe znanie; 2015. 781 p. (In Russ.)

23. On the concept of drug provision of the Republic of Belarus: resolution of Council of Ministers of the Republic of Belarus of 13 August 2001 No. 1192 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://pravo. levonevsky.org/bazaby11/republic42/text064.htm. Data dostupa: 15.03.2016. (In Russ.)

24. About the approval of the Republican form of medicines: the resolution of the Ministry of Health of Republic Belarus of March 18, 2015 No. 27 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://minzdrav.gov.by/ lcfiles/000127_356917_POSTANOVL_27.pdf. Data dostupa: 15.03.2016. (In Russ.)

25. Kugach VV, Kovalchuk AI. Tendencies of development of corporate culture of the pharmaceutical organization (on the example of RUP «Belfarmation»). Report 2. Sequence assessment in activity of the management and participation of workers in events in collective. Vestn Farmatsii. 2016;(1):5-14. (In Russ.)

26. Glushanko VS, Lappo NV. Economic potential of development of health care of Belarus. V: Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii: materialy 69-i nauch ses sotr un-ta 29-30 ianv 2014 g. Vitebsk, RB; 2014. P. 365-7. (In Russ.)

27. Lappo NV. Modeling methodology of the new course «History of pharmacy». V: Aktual'nye voprosy sovremennoi meditsiny i farmatsii: materialy 66-i nauch-prakt konf studentov i molodykh uchenykh, Vitebsk, 17-18 apr 2014 g. Vitebsk, RB; 2014. P. 580-2. (In Russ.)

28. Glushanko VS, Alferova MV, Shchastnyy AT. Development and adoption of administrative decisions in system of public health care: ucheb-metod posobie. Vitebsk, RB: VGMU; 2016. 116 p. (In Russ.)

29. Glushanko VS, Alferova MV. Efficiency of the Belarusian model of health care and provision of medicines of the population. Vestn Farmatsii. 2016;(2):20-9. (In Russ.)

30. Glushanko VS, Mikhnevich EV, Alferova MV, Mikhnevich AV, Matyushko AV. Effectiveness of the Belarusian model of health care and its prospects. V: Sovremennye podkhody k prodvizheniiu zdorov'ia: materialy VI Mezhdunar nauch-prakt konf, Gomel', 13 okt 2016 g. Gomel, RB; 2016. P. 17-9. (In Russ.)

31. Glushanko VS, Mikhnevich EV. Features of the Belarusian system of accreditation of medical activity. V: Sovremennye podkhody k prodvizheniiu zdorov'ia: materialy VI Mezhdunar nauch-prakt konf, Gomel', 13 okt 2016 g. Gomel, RB; 2016. P. 19-21. (In Russ.)

Submitted 31.10.2016 Accepted 09.12.2016

Сведения об авторах:

Глушанко В.С. - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Михневич Е. В. - преподаватель-стажёр кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Алфёрова М.В. - старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Information about authors:

Glushanko V.S. - Doctor of Medical Sciences, professor, head of the Chair of Public Health & Health Service, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Mikhnevich E.V. - teacher-trainee of the Chair of Public Health & Health Service, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Alfyorova M.V. - senior teacher of the Chair of Public Health & Health Service, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра общественного здоровья и здравоохранения. E-mail: Glushanko@mail.ru - Глушанко Василий Семенович.

Correspondence address: Republic of Belarus, 210023, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Chair of Public Health & Health Service. E-mail: Glushanko@mail.ru - Glushanko Vasily S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.