Научная статья на тему 'Реализация активных мер государственной политики занятости на рынке труда Ростовской области'

Реализация активных мер государственной политики занятости на рынке труда Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1663
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ / LABOR MARKET / UNEMPLOYMENT / ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION / EMPLOYMENT / VOCATIONAL TRAINING FOR THE UNEMPLOYED / DEMOGRAPHIC LOAD / PROMOTING EMPLOYMENT / YOUTH EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Змияк Сергей Сергеевич, Игнатова Татьяна Владимировна, Хашева Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются активные и пассивные меры по регулированию регионального рынка труда. Анализируется состояние и динамика рынка труда в Ростовской области, а также основные тенденции, направления и перспективы его развития. Определяются мероприятия, реализация которых может обеспечить позитивные тенденции развития активных форм занятости в регионе, модель управления занятостью, которая содержала бы как элементы эффективного использования трудового потенциала, так и механизм социальной защищенности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ACTIVE MEASURES OF STATE POLICY OF EMPLOYMENT ON LABOUR MARKET OF ROSTOV REGION

The article deals with active and passive measures to regulate the regional labor market. Determined action, the implementation of which can provide a positive trend of development active forms of employment in the region. Analyzes the status and dynamics of the labor markets, in the Rostov region, as well as key trends, directions and prospects of its development, model of management of employment that includes elements both of effective use of labor potential and mechanism of social protection of population.

Текст научной работы на тему «Реализация активных мер государственной политики занятости на рынке труда Ростовской области»

УДК 330.1

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Змияк доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и

Сергей предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал

Сергеевич Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: sergey_zm@list.ru

Игнатова доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

Татьяна экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский

Владимировна институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru Хашева кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и

Ирина муниципального управления, Южно-Российский институт управления -

Анатольевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ihasheva@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются активные и пассивные меры по регулированию регионального рынка труда. Анализируется состояние и динамика рынка труда в Ростовской области, а также основные тенденции, направления и перспективы его развития. Определяются мероприятия, реализация которых может обеспечить позитивные тенденции развития активных форм занятости в регионе, модель управления занятостью, которая содержала бы как элементы эффективного использования трудового потенциала, так и механизм социальной защищенности населения.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, экономически активное население, занятость населения, профессиональное обучение безработных, демографическая нагрузка, содействие занятости населения, трудоустройство молодежи.

Трансформация социально-экономического развития общества, переход к его инновационной модели сопровождаются нарастанием неопределенности, неустойчивости, неравномерности в развитии рынка труда, порождая новые возможности и новые риски, вызывая рост безработицы и изменение направлений социальной политики. Учитывая циклический характер экономической динамики, необходимо признать, что наблюдаемая экономическая нестабильность превращается в объективное условие функционирования российского рынка труда. Вместе с тем, эффективное использование трудового потенциала страны является одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Несоответствие спроса и предложения такого специфического товара, как рабочая сила, на рынке труда, особенно в условиях нестабильной экономики России, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов работодателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности и умения на рынке труда.

Практика работы региональных служб занятости показывает, что эффективность пассивных мер (выплата пособий, материальной помощи и пр.) невысока, так как она не обеспечивает решения проблем безработицы. Вместе с тем необходимо помнить, что всегда будут люди, которые не смогут участвовать в мероприятиях активного характера по состоянию здоровья, возрасту и т.п. Поэтому большое значение имеет установление оптимального соотношения между активными и пассивными мерами регулирования рынка труда. По некоторым оценкам, активными программами охватываются исходя из лимитов финансирования примерно 25-30% зарегистрированных безработных, что представляется явно недостаточным. Результативность активных программ выражается, прежде всего, в показателях трудоустройства безработных граждан. Однако не все программы, в отличие от посредничества в трудоустройстве, профессионального обучения, имеют точные количественные оценки по трудоустройству (профориентация, программы социальной реабилитации, общественные работы и др.) [4].

В период кризиса значение пассивной политики государства обретает особое значение. Это связано с тем, что без работы остается большое количество трудоспособного населения, нет возможности сразу найти работу, именно в такой момент поддержка службы занятости обретает свою важность и начинает осуществлять социальную защиту. Другой вопрос - это величина пособия, которая почти вдвое меньше прожиточного минимума. Так, например, согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 27.07.2016 г. №539 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за II квартал 2016 года» прожиточный минимум в расчете на душу населения составляет 9 734 тыс. руб., в то время как максимально возможная величина пособия по безработице составляет 4 900 тыс.руб. Данные тенденции свойственны и другим регионам Российской Федерации.

Следует отметить, что пассивная политика должна дополнять активные мероприятия на рынке труда, а не наоборот. Исследования Центрального экономико-математического института РАН показали, что увеличение доли «активных» расходов на 5% за счет уменьшения «пассивных» приводит к повышению результативности деятельности служб занятости в среднем на 10 - 15% в зависимости от того, на какие мероприятия приходится увеличение объема расходов. В конце января 2015 г. Правительство РФ приняло антикризисную программу в области занятости, во многом повторяя меры, действовавшие в предыдущий кризис. Политика занятости должна быть направлена в первую очередь на формирование и действие эффективной системы мер по скорейшему возвращению лиц, потерявших работу, в сферу занятости [1, с. 49].

Анализ статистических данных показывает, что наиболее результативной является программа посредничества в трудоустройстве (активное использование банка данных вакансий, помощь ищущим работу в составлении успешного резюме и т.д.). Участниками программы являются граждане, обращающиеся в службы занятости в целях трудоустройства и готовые приступить к работе (не нуждающиеся в дополнительном повышении квалификации или, тем более, переобучении новой профессии), приоритетным правом пользуются зарегистрированные безработные. Эта программа охватывает 65-70% всех трудоустройств, наиболее экономична с точки зрения затрат и оказывает наибольшее влияние на противодействие безработице и содействие занятости населения.

Весьма результативными в субъектах Федерации являются программы профориентации населения (информирование, консультирование, отбор, психологическая поддержка), охватывающие ежегодно 5,0 млн. клиентов. При этом информирование составляет около 60% общего объема услуг, консультирование - более 32%, профессиональный отбор и психологическая поддержка - около 8% от всех услуг. Эти виды профориентационных услуг обеспечивают высокую вероятность трудоустройства соискателей рабочих мест и создают условия, способствующие решению их профессиональных и психологических проблем.

Значение расходования средств на мероприятия активной политики занятости является дифференцированным по тому, какие последствия проявляются на рынке труда и занятости населения.

К примеру, материальное обеспечение общественных работ повышает спрос на рабочую силу на местных рынках труда за счет образования рабочих мест, чье занятие не может требовать предварительной профессиональной подготовки. Трата средств, которая идет на профессиональное обучение, способствует изменению качества предложения рабочей силы на рынке труда. Данное направление по использованию средств не приводит к быстрому улучшению ситуации на локальном рынке труда, но делает для этого все. Средства, которые расходуются на профессиональное обучение, помогают повышению доходов безработного. В дальнейшем, обновив свои профессиональные знания и навыки, став конкурентоспособным со стороны внешнего рынка труда, он может претендовать на достаточно высокую оценку со стороны рынка рабочей силы, что отразится на условиях найма.

Особое влияние на состояние региональных рынков труда оказывают расходы на поддержку самозанятости. Финансирование данного направления из средств, выделяемых на регулирование региональных рынков труда, имеет как положительные, так и отрицательные последствия, и основывается на политике занятости. Формирование мест для работы стремится перевести контингент трудоспособных граждан из безработных в занятых граждан. По финансово-распределительным отношениям они не получают свою долю национального дохода, а сами становятся производителями. Малый бизнес внес огромную часть в решение острейших для России проблем безработицы и социально-общественной устойчивости. Государство дало стимул к ускоренному формированию институциональной основы малого бизнеса как сферы, рассасывающей образующуюся вследствие реструктуризации безработицу. За короткий срок число мелких и средних предприятий превысило 900 тыс., на них занято на постоянной основе 8,5 млн чел. и еще большее число работников получают здесь дополнительную работу. Мероприятия, реализация которых может обеспечить позитивные тенденции развития активных форм занятости в регионах, представлены на рис. 1.

Служба занятости

Консультации Обучение Материальная помощь

Работодатели

V-

1

Органы исполнительной власти

ТГ

Налоговые, кредитные льготы

Организационно-правовая помощь

Малый бизнес и самозанятость

Рис. 1. Комплекс мер, обеспечивающих позитивные тенденции развития активных форм занятости в российских регионах [10]

В целом, низкий процент охвата безработных граждан мероприятиями активной политики занятости красноречиво говорит о том, что служба занятости испытывает недостаток финансовых ресурсов для осуществления данных мероприятий. Для процесса финансирования следует пользоваться альтернативными источниками: поддержка местных предпринимателей, фондов и коммерческих банков, предоставление платных услуг, которые оказываются службами занятости предпринимателям (для чего требуется внести изменения в действующие нормы о бесплатности всех услуг службы занятости).

Обратим внимание еще на один аспект. Региональные особенности рынка труда формируются под влиянием разнообразных условий - демографической ситуации, половозрастных характеристик, производственных отношений, экономической активности различных групп населения. В этой связи, считаем целесообразным проанализировать динамику рынка труда Ростовской области и конкретные тренды развития, связывая их с социально-экономическими показателями развития региона. Для этого нами использовался метод статистического анализа данных по занятости и безработицы в РФ и Ростовской области, а также данные по рынку труда. Как известно, основными показателями, характеризующими рынок труда, являются: численность экономически активного населения, занятого и безработного; коэффициенты занятости и безработицы, распределение численности трудовых ресурсов по категориям. Данные показатели представлены в динамике на рис. 2 и 3, причем показатели занятости населения анализируются нами в увязке с показателями изменения всего населения Ростовской области.

Рис. 2. Численность населения Ростовской области в 2010-2016 гг. [6]

Рис. 3. Численность занятого населения Ростовской области в 2010-2015 гг. [6]

При анализе занятости населения следует обратить внимание на экономически активное и экономически неактивное население. За последние несколько лет в Ростовской области прослеживается отрицательная динамика численности экономически активного населения, что представлено на рис. 4.

2198/ \

♦ ^2197,2

\ 2170

2159,6

2162,4

2131,1/ 2142

2137,6 ^^^

2132,6 2131,5

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 4. Численность экономически активного населения в Ростовской области (тыс.чел.) [6]

Для определения степени вовлечения населения в народное хозяйство страны, на основе статистических данных был рассчитан удельный вес экономически активного населения в общей численности населения. Было выявлено, что на долю трудоспособного населения Ростовской области приходится более 65% от общей численности. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рис. 5, которые указывают на нестабильную динамику показателя уровня экономической активности населения. Причем, для сравнения на рисунке приведены данные не только по Ростовской области, но и по Российской Федерации в целом, что позволяет видеть ситуацию изменения данного показателя не только в региональном разрезе.

Ш Ростовская область ^И Российская Федерация

Рис. 5. Уровень экономической активности населения Ростовской области и Российской Федерации, (%) [7]

Для характеристики степени занятости населения следует использовать коэффициент занятости населения, который равен отношению численности занятых к численности экономически активного населения. Динамика данного показателя по Ростовской области представлена на следующем графике (рис. 6).

90

39

88 88

87 87

■ ■III =1

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 6. Динамика коэффициента занятости в Ростовской области [3, с.153]

Анализ рис. 6. показывает, что коэффициент занятости имеет положительную динамику и свидетельствует о практически полном использовании рабочей силы региона.

Кроме все прочего рынок труда характеризуется и таким показателем, как распределение занятых в экономике по формам собственности. Данный показатель выражается как в абсолютном выражении (численность занятых), так и в относительном (в % к итогу). Относительное выражение данного показателя более четко показывает пропорциональное распределение. Распределение занятых в экономике по формам собственности представлено на рис. 7 (в % к итогу).

66,7

П государственная и муниципальная собственность П собственность общественных объединений □ совместная собственность (российская и иностранная) ■ частная

Рис. 7. Распределение занятых в экономике Ростовской области по формам собственности [6]

Анализ представленных данных наглядно свидетельствует, что большая часть населения Ростовской области занята на предприятиях частной собственности (66,7%). Чуть больше четверти занятого населения работают на предприятиях государственной и муниципальной собственности (26,8%).

Рассматривая квалификационный состав занятого населения, можно сделать вывод о том, что образование экономически активного населения находится на достаточно высоком уровне. Так, на 1000 человек среднее специальное образование имеют 300 человек, среднее общее образование - 400, неполное среднее - 90, высшее - 198 человек, незаконченное высшее - 12. Таким образом, можно утверждать, что на региональном рынке труда Ростовской области наблюдаются качественные изменения. Структура спроса изменилась в сторону высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В предложении рабочей силы стабильно сохраняют позиции в качестве основных категорий незанятое население и лица, меняющие место работы по причинам текучести кадров.

Вместе с тем, для полного представления картины следует обратиться к специализированному мониторингу, проведенному Стрельченко Е.А. относительно удовлетворенности полученного уровня образования и квалификации по возрастным группам. [8, с. 152]. Результаты указанного мониторинга свидетельствуют, что уровнем своего образования и квалификации в Ростовской области полностью удовлетворены 12,8% опрошенных, около двух третей (61,7%) - скорее удовлетворены этой стороной своей жизни. Наибольшие сложности вопрос вызвал у тинэйджеров (12,3% затруднившихся с ответом) и пожилых респондентов (18,2% затруднившихся с ответом).

Таким образом, более 30% граждан не удовлетворены своим образовательным уровнем. Для решения данной проблемы со стороны государства используется такой элемент инфраструктуры рынка труда и инструмент его регулирования как профессиональное обучение безработных, которое относится к активным формам занятости, как уже упоминалось выше. Эффективной формой обучения представляется получение новой или смежной с первой профессии или стремление повысить квалификацию по уже имеющейся профессии.

В 2015 году гражданам Ростовской области предоставлено 107 160 государственных услуг по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Основываясь на опыте работы центров занятости Ростовской области в рамках критериев эффективности профессионального обучения безработного населения, предлагается учитывать следующие характеристики.

1. Количество занятого населения после окончания обучения. Главная задача центров занятости - это помощь в трудоустройстве безработным; основным критерием для того, чтобы оценить эффективность обучения является количественный показатель занятого населения, которые смогли трудоустроиться после обучения и степень удовлетворенности безработных граждан результатами от своей трудовой деятельности. Эффективность обучения зависит не только от того, найдет ли безработный себе работу после обучения, но и от его удовлетворенности той профессией, которую он получил, а также адаптация к новым условиям жизни. В реальной практике иногда имеется «разрыв» между трудоустройством и обучением граждан. Как правило, если человек направляется на обучение, его снимают с учета и поиск рабочего места для него прекращается. В этой связи уместным представляется расширенное тиражирование заключения так называемых «четырехсторонних» договоров, главная особенность которых - работодатель, участник договора, обязуется не просто софинансировать обучение своего будущего работника, но и сохранять свободным рабочее место на все время обучения. Такая технология позволяет довести количественный состав трудоустраиваемого населения после обучения приблизительно до 100%.

2. Качество профессионального обучения. Профессиональное обучение безработного населения направляется на то, чтобы повысить уровень их профессиональной квалификации, сделать их конкурентоспособными в реальном мире и повысить их шанс к профессиональной мобильности на нынешнем рынке труда. Удельный вес тех, кто нашел работу после прохождения обучения в числе тех, кого трудоустроили центры занятости населения выступает как один из важных показателей качества обучения и его влияния на рынок труда.

3. Удовлетворение образовательных запросов и ожиданий. Эффективность от программ профессионального обучения должна определяться их степенью полезности для тех безработных, которые зарегистрированы в центре занятости и нуждаются в обучении.

4. Удовлетворение запросов рынка труда и работодателей. Положительный эффект от программ обучения будет зависеть от отзывов работодателей и заказчиков необходимых для них кадров. Можно полагать, что рост объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организаций и самого трудоустройства безработных повлечет за собой повышение эффективности использования трудового потенциала Ростовской области [4].

За последнее время в мероприятиях по профилированию в Ростовской области приняли участие 72 600 безработных граждан (93,7% от числа граждан, признанных безработными за отчетный период). Процедура профилирования проводится в день признания гражданина безработным и осуществляется с использованием «анкеты клиента», по результатам обработки которой определяется профильная группа и намечается перечень мероприятий и услуг, необходимых для трудоустройства. По некоторым оценкам наибольшая доля трудоустроенных - в 1-й и 2-й профильных группах безработных граждан. Доля трудоустроенных безработных, входящих в 3-ю профильную группу, ниже, так как значительная ее часть - инвалиды, поиск работы для которых затруднен в связи с ограничениями индивидуальной программы реабилитации, а также лица предпенсионного возраста и жители отдаленных хуторов. Количественные результаты реализации программы профилирования безработных граждан в органах службы занятости Ростовской области представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты реализации программы профилирования безработных граждан в органах государственной службы занятости Ростовской области [7]

Количество Трудоустроены Направлены на проф. обучение,

в т.ч., повыш.

Профильная группа квалиф.

Чел. % Чел. % Чел. %

Группа 1 - высокая профессиональная 10 595 14,6 4 191 39,6 1 421 13,4

востребованность на рынке труда

Группа 2 - низкая профессиональная 49 077 67,6 18 153 37 4 945 10,1

востребованность на рынке труда

Группа 3 - средняя мотивация к труду 12 928 17,8 3 434 26,6 935 7,2

с тенденцией к заниженному уровню и

достаточно высокой профессиональной

востребованности на рынке труда

Всего 72 600 100 25 778 35,5 7 301 10,1

Изучение последовательности реализации мероприятий по профилированию позволяет выделить наиболее важные принципы их формирования и выполнения: быстрая реакция на все изменения, происходящие на рынке труда; адаптация к различным изменениям внешней среды; совокупность дополнительных мер; преемственность главных направлений, связанных с уменьшением напряженности во время кризиса; повсеместный активный поиск в регионах новых подходов к реализации политики на рынке труда. Последовательное соблюдение данных принципов при дальнейшей реализации ключевых направлений стимулирующей политики на рынке труда приведет к усилению взаимодействия с социальными партнерами на рынке труда и индивидуального подхода при предоставлении государственных услуг в сфере защиты населения от безработицы и помощи в трудоустройстве.

Обратим внимание еще на один немаловажный аспект в решении проблем трудоустройства, где речь идет о занятости молодого поколения. Рынок труда сегодня как в Ростовской области, так и в целом по России на 85% состоит из секторов сферы услуг. Соответствующим образом перекошена и сфера подготовки кадров: 90% выпускаемых специалистов ориентированы на труд в офисах и сфере услуг. Опасность этой ситуации особенно остро выявилась в условиях нынешнего кризиса, отягощённого санкциями западных стран, в связи с импортозамещением срочно обнаружилась необходимость в организации отечественного производства товаров и изделий, попавших под санкции. Экономисты, менеджеры, финансисты, юристы и другие «специалисты», поставляемые на рынок нынешней системой образования, оказались не востребованы. Сложилась ситуация, когда с одной стороны наблюдается огромное количество никому не нужных «специалистов», с другой - острая и возрастающая потребность в действительно квалифицированных кадрах, способных производить необходимую и полезную продукцию. В этой связи, можно согласиться с точкой зрения Тавокина Е.П., что одной из главных проблем в области занятости молодёжи является практически полное отсутствие корреляции между системой образования и рынком труда [9, с. 175-184].

Об этом свидетельствует и официальная статистика. Если в начале 2016 г. общий уровень безработицы характеризовался достаточно низким уровнем - 5,8%, то среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2016 г. по-прежнему остается высоким на уровне 15,7% [7]. Нам представляется, что совместными усилиями службы занятости, работодатели, органы исполнительной власти в Ростовской области должны более интенсивно реализовывать программы по трудоустройству молодежи.

Можно утверждать, что роль социально-экономического партнерства на молодежном сегменте рынка труда должна активизироваться на более высоком уровне и выражаться в обеспечении, сопровождении и финансировании поиска работы и профессиональной подготовки молодых работников. Кроме изменения перекосов в образовательной системе, условием реализации эффективного механизма трудоустройства молодежи в Ростовской области могла бы стать развитая институциональная структура регионального рынка труда молодежи, основанная на взаимодействии формальных и неформальных институтов посредничества в системе трудоустройства.

Необходимость системного подхода к решению проблем занятости не только молодежи, но и остальных граждан предопределила разработку «Программы содействия занятости населения Ростовской области на 2015-2017 гг.». Мероприятия, предусмотренные программой по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области, могут повлиять на ситуацию на данном рынке, снизить уровень регистрируемой безработицы. Вместе с тем, сложность ситуации заключается в том, что вышеназванная программа не выступает как элемент комплексной программы социально-экономического развития региона и ограничивается лишь традиционным набором инструментов политики занятости, что затрудняет осуществление прямых причинно-следственных связей достигнутых результатов в сфере реализации цели «обеспечение рациональной занятости населения». В контексте комплексной социально-экономической политики, в первую очередь требуется увязка с реализацией инвестиционных проектов, в результате чего должно создаваться большое количество новых рабочих мест, модернизацией образовательной системы, итогом чего должно быть существенное усиление взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, и т.д.

Таким образом, в качестве выводов выделим следующие положения.

1. Проведенный анализ показал, что со стороны органов государственной власти все внимание должно быть сосредоточено на активных программах, связанных с содействием в области занятости, трудоустройством, профориентацией, профессиональной подготовкой и переподготовкой безработных граждан, для предотвращения повышения стоимости наиболее активных программ занятости, а также стремление сократить сроки пребывания граждан в статусе безработных. Таким образом, пассивная политика должна дополнять активные мероприятия на рынке труда, а не наоборот.

2. Экономика региона и ее рынок труда имеют взаимную причинно-следственную связь. Ослабевающая экономика региона не имеет средств на формирование эффективного рынка труда (своевременного мониторинга состояния трудовых ресурсов региона, достойной поддержки безработных, формирования новых рабочих мест, переобучения специалистов и т. д.). То есть в этом варианте рассуждений состояние экономики - причина соответствующего развития рынка труда. В Ростовской области прослеживается нестабильная динамика показателя уровня экономической активности населения.

3. В Ростовской области наблюдается процесс демографического старения населения. Формирование трудовых ресурсов в средне- и долгосрочной перспективе, вероятно, будет проходить в декомпенсационных условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не восполняется вхождением в эту возрастную группу новых контингентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Квалификационные диспропорции сдерживают реализацию экономического потенциала Ростовской области в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов. Наиболее остро квалификационный дисбаланс выражается в нехватке рабочих кадров. Из общего количества вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости, большинство приходится на рабочие профессии, что не соответствует структуре предложения рабочей силы. Кроме того, несмотря на то, что спрос на трудовые ресурсы в области растет, дефицит квалифицированных рабочих и работников инженерных специальностей на рынке труда наблюдается уже в течение длительного времени.

5. Нестабильная ситуация на рынке труда особенно болезненно отражается на молодёжи, поскольку их профессиональная специализация, сформировавшаяся под воздействием ложных целевых ориентиров и ничем не оправданных иллюзий, радикально не соответствует формирующейся конъюнктуре рынка труда. Все это ведет к полному отсутствию корреляции между системой образования и рынком труда. В этой связи, было бы целесообразно переориентировать профессиональные ценности молодёжи на производственные специальности, повысить их престиж; а также ввести на законодательном уровне квоты на рабочие места для молодёжи.

В заключении отметим, что с целью смягчения социально-негативных последствий развития экономики необходимо использовать такую модель управления занятостью, которая содержала бы как элементы эффективного использования трудового потенциала, так и механизм социальной защищенности населения.

Литература

1. Гимпельсон В. Е, Капелюшников Р. И. Российская модель рынка труда: испытание кризисом // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. №2 (26).

2. Доклад о результатах за 2013 год и основных направлениях деятельности на 2014-2015 годы управления государственной службы занятости населения Ростовской области. - Ростов-на-Дону, 2014.

3. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2016 года (по итогам обследования рабочей силы) // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Iss WWW.exe/ Stg/d06/37.htm.

4. Игнатова Т. В., Васильев П. П. Политика занятости населения регионов ЮФО и СКФО в пространственном измерении // Пространственное развитие экономических систем: механизм, регулирования, инструменты управления, возможности реализации экономической политики. Коллективная монография. Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Медиаполис, 2015. С. 290-306.

5. Игнатова Т. В, Змияк С. С. Проблемы рационализации использования трудовых ресурсов в российских регионах (на примере Ростовской области) // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013, № 2. С. 32-45. Электронное издание.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://rostov.gks.ru

7. Регионы России: Население, занятость и безработица, 1990-2015 // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://knoema.ru/cxfaonc

8. Стрельченко Е. А. Региональный рынок труда: тенденции и тренды инновационного развития (на примере Ростовской области) // Пространство экономики. 2013. № 3-3.

9. Тавокин Е. П. Российская молодёжь на рынке труда в оценках экспертов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 175-184.

10. Талалай М. А, Рогоженко А. А. Рынок труда Ростовской области: состояние и основные тенденции развития // Juvenis scientia. 2016. № 2.

Zmiyak Sergey Sergeyevich, Doctor of Economic Science, Professor of chair of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., 344002, Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: sergey_zm@list.ru

Ignatova Tatiana Vladimirovna, Doctor of Economic Science, Professor, Head of chair of the Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., 344002, Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru

Khasheva Irina Anatolyevna, Candidate of Economic Science, Docent of Chair of Government Municipal Management, South-Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., 344002, Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: ihasheva@mail.ru

IMPLEMENTATION OF ACTIVE MEASURES OF STATE POLICY OF EMPLOYMENT ON LABOUR MARKET OF ROSTOV REGION

Abstract

The article deals with active and passive measures to regulate the regional labor market. Determined action, the implementation of which can provide a positive trend of development active forms of employment in the region. Analyzes the status and dynamics of the labor markets, in the Rostov region, as well as key trends, directions and prospects of its development, model of management of employment that includes elements both of effective use of labor potential and mechanism of social protection of population. Keywords: labor market, unemployment, economically active population, employment, vocational training for the unemployed, the demographic load, promoting employment, youth employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.