Научная статья на тему 'Реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий при обеспечении общественного порядка и безопасности'

Реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий при обеспечении общественного порядка и безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
983
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕАКТИВНЫЕ / РЕСУРСНЫЕ / ФОНОВЫЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / AUDIALNY INFORMATION INFLUENCES / PROVIDING A PUBLIC ORDER / SAFETY / JET / RESOURCE / BACKGROUND / INFORMATION INFLUENCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аветисян К.Р.

В статье рассматриваются реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий как со стороны организаторов противоправных действий, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел с целью предупреждения и пресечения антисоциального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Аветисян К.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REACTIVET, RESOURCE AND BACKGROUND INFORMATIONAL IMPACTS ON PARTICIPANTS OF PUBLIC EVENTS WHEN PROVIDING A PUBLIC ORDER AND SAFETY

In article jet, resource and background information impacts on participants of mass actions are considered, both from organizers of illegal actions, and from the staff of law-enforcement bodies for the purpose of the prevention and suppression of antisocial behavior.

Текст научной работы на тему «Реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий при обеспечении общественного порядка и безопасности»

К.Р. Аветисян

РЕАКТИВНЫЕ, РЕСУРСНЫЕ И ФОНОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАСТНИКОВ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий как со стороны организаторов противоправных действий, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел с целью предупреждения и пресечения антисоциального поведения.

Ключевые слова: аудиальные информационные воздействия, обеспечение общественного порядка, безопасность, реактивные, ресурсные, фоновые, информационные воздействия.

K.R. Avetisyan

REACTIVET, RESOURCE AND BACKGROUND INFORMATIONAL IMPACTS ON PARTICIPANTS OF PUBLIC EVENTS WHEN PROVIDING A PUBLIC ORDER AND SAFETY

In article jet, resource and background information impacts on participants of mass actions are considered, both from organizers of illegal actions, and from the staff of law-enforcement bodies for the purpose of the prevention and suppression of antisocial behavior.

Keywords: audialny information influences, providing a public order, safety, jet, resource, background, information influences.

Правоохранительные органы призваны обеспечивать общественный порядок и личную безопасность гражданам при проведении массовых мероприятий. С учетом современных реалий необходимо обратить внимание на всевозможные явные и скрытые негативные манипулятивные средства и способы, техники и технологии воздействия на массовое сознание.

Опыт массовых социальных волнений в России и за рубежом последнего десятилетия, как отмечается в научной литературе, показывает, что поведение протестующей толпы не всегда остается в рамках закона. Нередки случаи, когда ее участники от выражения собственного неудовольствия переходят к активному противодействию сотрудникам правоохранительных органов [1].

В мировой практике все большее распространение получают новые виды специальных средств и оружия, направленные на подавление беспорядков без причинения значительного вреда участникам, которые целесообразно применять и в отечественной практике. Проблема массовых беспорядков привела к тому, что большое внимание стало уделяться так называемому «нелетальному» (non letal weapon) оружию.

Манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний конкретных структурных элементов механизма воздействия на сознание людей по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания аудиаль-ных, визуальных и иных видов воздействий как на физический компонент, так и на психический (эмоциональный), раскрывая широкий спектр решений применяемых в конкретных информационно-

коммуникативных ситуациях.

Разрабатываемые для армии технологии с успехом применяются и полицией. В этой области существует несколько разработок. Для обездвиживания и задержания толпы, например, может применяться специальная пена или клейкое вещество, которое, попадая на человека, быстро застывает и сковывает его движения. С этой целью также могут использоваться особые сети, предназначенные для обездвиживания и задержания участников мероприятий. Существуют также и бесконтактные виды. Это специальные

фонари, яркая вспышка которых приводит к потере координации и временному ослеплению. Излучением специальных приборов можно также вызвать нагревание кожи вплоть до серьезных термических ожогов. Например, массовые беспорядки в Великобритании привели к появлению опытных образцов нового вида нелетального оружия - лазерной винтовки, которая создает стену света, ослепляющую противника. Дальность воздействия этого изобретения составляет около 500 м, площадь поражения равна 3 кв. метрам [2].

Однако полагаем, что применение средств физического воздействия зачастую может носить негативный характер, быть необоснованным, в связи с чем приоритет должен отдаваться информационно-психологическим влияниям, не затрагивающим физическое состояние участников массовых мероприятий.

Например, по словам Д.А. Чуйкова, сравнительно новым средством психологического воздействия, которое может найти широкое применение в практике психологических операций, являются синтезаторы (генераторы) гологра-фических и звуковых эффектов в атмосфере [7]. По данным зарубежных средств массовой информации в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются пре-

красным естественным экраном, расположенным на высоте 6-80 км от поверхности земли. Спроецированное на них изображение будет отчетливо видно на удалении 100150 км [7].

Рассматривая информационные воздействия на участников массовых мероприятий при обеспечении общественного порядка и безопасности, необходимо дифференцировать сами информационные воздействия. При планировании комплекса мер по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в ходе проведения массовых мероприятий раскроем следующие составляющие информационно-психологических воздействий : фоновую, реактивную и ресурсную информацию.

В этом контексте интерес представляет классификации информации в социальной и политической сферах, приведенная В.А. Минаевым, А.С. Овчинским, С.В. Скрылем и С.Н. Тростянским. Они выделяют:

- реактивную информацию (целевая интерпретация событий или сообщений о них);

- ресурсную информацию (фиксируется на различных носителях);

- фоновую информацию (формирует матрицу восприятия происходящего, часто обходя защитные функции сознания, отражая окружающую реальность) [3].

В своих работах А.С. Овчин-ский характеризует виды информа-

ции следующим образом. Реактивная информация возникает в процессе реакций на воздействия, которые испытывают объекты природы на разных уровнях жизни. Эта реактивная информация рождается в сознании человека в процессе целевой интерпретации того, что он видит, слышит, ощущает, осязает, чувствует. Получение именно реактивной информации является целью многих видов деятельности. Она позволяет понимать смысл происходящего, принимать решения, совершать поступки, действовать адекватно ситуации.

Ресурсная информация накапливается на определенных носителях. Эволюция живой природы связана с накоплением и передачей биологической ресурсной информации. В генетических кодах, в строении органов и тканей, в обменных процессах мы видим проявление ресурсной информации. Все существенные этапы развития цивилизации связаны с более совершенными технологиями накопления и передачи социальной ресурсной информации.

Фоновая информация отражает окружающую нас реальность как в доступных, так и в недоступных для восприятия формах. Эта фоновая информация подобно 25-му кадру может обходить защитные функции сознания. Фоновые воздействия могут вызывать заданные психические реакции, запрограммированные действия и поступки [4].

В информационном пространстве, анализируя фоновую и форми-

рующуюся реактивную информацию, представляется возможным прогнозирование последующей реакции масс на какое-либо событие, происшествие, затрагивающее интересы какой-либо общности и находящее отражение в их сознании после поступления данного сообщения в средства массовой коммуникации.

Полагаем верным присоединиться к позиции К.В. Злоказова, считающего, что в ситуации массовых мероприятий социально-психологическое противодействие должно строиться на принципах:

- снижения уровня тревожности протестующих;

- формирования когнитивного контроля рядовых участников беспорядков;

- развития социальной ответственности;

- снижения уровня деструктивной направленности участников [1].

Принятие человеком решения, любое действие, проявление социальной активности связано с актами разрядки социальной энергии. При этом внешние воздействия в социальной жизни приводят к актуализации уже накопленных энергетических потенциалов. И здесь информация (будь то ее реактивная, ресурсная, или фоновая проекция) уже играет роль того спускового крючка, который активизирует потенциал социальной энергии и приводит к ее разрядке. Например, в процессе принятия решений в тех проблемных ситуациях, которые возникают

у человека в его личной жизни, трудовой деятельности, в отношениях с окружающими [5].

Одновременно с этим следует учитывать основные способы информационного воздействия на участников массовых мероприятий. Одним из основных способов информационно-психологического воздействия личности или группы на других участников толпы с помощью передачи различных по содержанию сообщений является внушение - сознательная, всегда вербализованная деятельность со стороны субъекта воздействия. Другой способ подобного воздействия - убеждение, которое хотя и выполняет аналогичную функцию, но отличается от внушения. Если в первом случае мы имеем дело с непосредственным словесным воздействием на личность, лишенным какого-либо доказательства и логики, то убеждение основано на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться осознанного согласия личности, принимающей эту информацию, действовать. Используется и такой способ, как подражание. Он заключается в том, что поведение лидера, а порой и просто решительного человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.

И внушение, и убеждение, и подражание могут быть сопровождены всеми тремя видами информации: формирующей интерпретацию событий, составлять ресурсные источники, а также способствовать

степени восприятия информации. Указанные формы могут применяться к участникам массовых мероприятий для обеспечения безопасности и общественного порядка.

Различные комбинации видов информации со способами информационного воздействия могут быть применимы и сотрудниками органов внутренних дел при обеспечении безопасности и общественного порядка в ходе массового мероприятия. Рассмотрим подробнее соотношение реактивной, ресурсной и фоновой информации с внушением, убеждением и подражанием.

Так, внушение, проводимое правоохранительными органами, должно быть направлено на психокоррекцию участников массовых мероприятий, сопровождаться ресурсными источниками информации (ряд изображений, записи с объявлениями, презентации, музыкальные произведения, используемые в качестве звукового сопровождения). Внушение должно использовать такие источники реактивной информации, которые будут способны обеспечивать адекватную ответную реакцию участников массовых мероприятий. В ходе внушения с помощью звуковых средств необходимо довести конкретную информацию о правилах поведения, сообщить о возможных провокациях, распространении ложных слухов, если того требуют ситуационные обстоятельства. Реактивная информация должна быть связана с психокоррекцией эмоционального

состояния. Например, техническое состояние информационных каналов, качество звука, изображения, комфортность обстановки, отсутствие или наличие отвлекающих воздействий и условий (снижающих внимание, ухудшающих восприятие) и т.д. За счет правильного расположения сил органов внутренних дел, модели поведения сотрудников, системы коммуникаций между полицией и участниками массовых мероприятий, других аспектов визуального и аудиального влияния должны быть обеспечены источники фоновой информации.

Убеждение имеет схожие выражения в своем влиянии в части источников ресурсной и фоновой информации. Разница в наполнении источников ресурсной и фоновой информации в убеждении или внушении в отношении участников массовых мероприятий зависит от поставленных задач и сложившейся ситуации. Основное отличие в источниках информации между убеждением и внушением заключается в характере источников реактивной информации. Если при внушении реактивная информация влияет на эмоциональное состояние, то убеждение должно сопровождаться конкретной аргументацией, перечнем фактов. Все указания сотрудников органов внутренних дел должны носить императивный характер, в отличие от внушения, где указания сотрудников необходимо сопровождать рекомендательным характером.

Применение подражания необходимо обеспечить скрытым характером и выражаться во внедрении к участникам массовых мероприятий сотрудников органов внутренних дел, поведение которых может тиражироваться и вести к стабилизации общественного порядка в случае возникновения волнений. Действия внедренных сотрудников будут составлять источники реактивной и фоновой информации. Ресурсные, а также реактивные и фоновые источники могут обеспечиваться законспирированным взаимодействием внедренных сотрудников со штатными нарядами и организационным штабом, созданием аудиальных и визуальных условий для организованного тиражирования поведения участников массовых мероприятий. Распределение внедренных сотрудников должно равномерно охватить всю территорию проведения массовых мероприятий и способствовать однотипному адекватному поведению в массах.

Распространение источников реактивной, ресурсной и фоновой информации должно также дифференцироваться исходя из состава участников массовых мероприятий. Так, противоправные действия в ходе массовых мероприятий могут совершаться, во-первых, участниками, осуществляющими организационно-подготовительные действия. В данном случае сотрудникам органов внутренних дел сразу после выявления лиц необходимо принять меры по нарушению коммуникацион-

ной связи между организаторами и иными участниками мероприятий, особенно с зачинщиками. Во-вторых, противоправные действия могут совершаться лицами, находящимися непосредственно в толпе. В этом случае необходимо нивелировать их источники информации и максимально осторожно, не вызывая провокаций, отстранить от места скопления людей, применить средства «информационного шума», в том числе за счет внедренных сотрудников.

В целях предотвращения антиобщественных проявлений возможно использование различных организационно-технических приемов. В местах собрания большого числа людей для предотвращения незатухающей циркуляции эмоций целесообразным видится - располагать людей группами не более 2030 человек, пространственно отделенными от других групп, либо в случае беспорядков или паники разделять толпу на такие группы [3].

Также для разрушения эффекта толпы предлагается ее рассеяние так, чтобы среднее время обмена информацией между составляющими толпу индивидами стало больше времени оперативной кратковременной памяти. Кроме того, возможно упреждающее управление эмоциями толпы с помощью внедрения своих подготовленных агитаторов и изъятия социально опасных. Полагаем, что данные действия могут обеспечить и фоновые, и рекре-

ативные влияния на участников массовых мероприятий.

С правовой точки зрения при применении источников реактивной, ресурсной и фоновой информации должны быть обеспечены демократические ценности, заключающиеся в свободе слова и свободе собраний. Согласно п. 1 ч. 18 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [6] организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

Таким образом, реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий при обеспечении общественного порядка и безопасности допустимы только в случаях:

- во-первых, нарушения общественного порядка,

- во-вторых, несоответствия регламенту мероприятия (документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных

средств, информацию об использовании транспортных средств).

Поэтому важным является своевременное выявление и правильная оценка манипулятивного влияния на психосоматическое состояние участников массовых мероприятий. Следует признать, что информационно-психологические влияния являются односторонними по своему направлению, такое воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Что бы по этим каналам ни распространялось, человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия и таким образом вынужден воспринимать информацию, поскольку на него имплементированы средства информационно-психологического воздействия.

Реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий при обеспечении общественного порядка и безопасности сочетаются с такими способами воздействия, как убеждение, внушение, подражание.

Реактивные источники носят внешний характер и заключаются в информационно-коммуникативных факторах, повышающих или снижающих действенность манипуля-тивного воздействия.

Ресурсные источники непосредственно связаны с содержанием

и структурой манипулятивных технологий, используемых для оказания соответствующего воздействия на личность и социальные массы.

Фоновые источники находятся во взаимосвязи с внутренними, собственно психологическими факторами, определяющими подверженность отдельной личности и массы людей в целом манипулятив-ному воздействию.

Обобщая вышеизложенное, в качестве выводов отметим следующее.

Выявление и отслеживание скрытых форм информационно-психологического влияния представляется достаточно сложным и трудоемким процессом. В силу того, что деструктивные факторы информационно-психологического влияния могут быть недоступны прямому визуальному наблюдению, а наносимый ими ущерб, в том числе связанный с необратимыми или критическими изменениями психологического статуса, как правило, не сразу осознается человеком, важным является правильное понимание, теоретический анализ информации, распространяемой в ходе массовых мероприятий. Этому способствует выделение реактивной, ресурсной и фоновой информации, соответствующих влияний на участников массовых мероприятий, как со стороны организаторов противоправных действий, так и со стороны сотрудников

органов внутренних дел с целью предупреждения и пресечения антисоциального поведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Злоказов К.В. Анализ особенностей личности участников массовых беспорядков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4 (60). С. 240.

2. Брединский А. Особенности обеспечения безопасности общественно-политических массовых мероприятий URL: http:// http://sec4all.net/modules/ myartides/artide.php?storyid=1319. (дата обращения 22.02.2016 г.).

3. Минаев В.А., Овчинский А.С., Скрыль С.В., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели: монография. М., 2012. С. 213.

4. Овчинский А.С. Концепция информационной безопасности правоохранительной сферы в парадигме открытых систем // Информационные технологии, связь и защита информации МВД РФ -2011. М.: Информационный мост, 2011. С. 50.

5. Тростянский С.Н., Скрыль С.В. Моделирование процессов, определяющих информационную безопасность социальной системы // Безопасность информационных технологий. 2005. № 1 (45). С. 67-71.

6. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ ред. от 02.05.2015 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

7. Чуйков Д.А. Совершенствование защиты личного состава подразделения от информационно-психологического воздействия противника. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1301/1516 6. (дата обращения 22.02.2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.