Научная статья на тему 'Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2015 году'

Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2015 году Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
361
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА / FIRE AND RESCUE UNITS / TRAFFIC ACCIDENTS / RESPONSE RATE / SAME PERIOD LAST YEAR

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пляскина Ирина Владимировна, Колеганов Сергей Викторович, Афанасьева Евгения Валерьевна, Иванов Виктор Сергеевич, Горячева Елена Викторовна

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2015 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2014 и 2015 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пляскина Ирина Владимировна, Колеганов Сергей Викторович, Афанасьева Евгения Валерьевна, Иванов Виктор Сергеевич, Горячева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responding Fire-Rescue Units on Road Accidents in the Russian Federation in 2015

The article presents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in 2015. Indicators and ratios of response, information about the kinds of ongoing rescue and other emergency operations are compared for 2014 and 2015 years.

Текст научной работы на тему «Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2015 году»

/16 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 1 (47) УДК 614.8:656.1

Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2015 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

И.В. Пляскина, С.В. Колеганов, Е.В. Афанасьева, В.С. Иванов, Е.В. Горячева, Н.А. Поздняков

Аннотация

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2015 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2014 и 2015 годы.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аналогичный период прошлого года.

Responding Fire-Rescue Units on Road Accidents in the Russian Federation in 2015

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

I. Plyaskina, S. Koleganov, E. Afanasyeva, V. Ivanov, E. Goryacheva, N. Pozdnyakov

Abstract

The article presents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in 2015. Indicators and ratios of response, information about the kinds of ongoing rescue and other emergency operations are compared for 2014 and 2015 years.

Key words: fire and rescue units; traffic accidents; response rate; same period last year.

В рамках реализации и выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [1] сотрудниками «Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [2] непрерывно осуществляется мониторинг деятельности пожарно-спаса-тельных подразделений территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Ресурс федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» [5] и официальные данные ГУОБДД МВД России [4] позволяют проводить анализ показателей реагирования аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны на дорожно-транспортные происшествия, а также получать информацию о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ в сравнении за аналогичные периоды.

В 2015 году в Российской Федерации произошло 184 000 (-8,2%) дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), в результате которых погибло 23 114 (-14,7%)человек, 231 197 (-8,6%) человек получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 9,1 (9 погибших на 100 пострадавших).

Пожарно-спасательными подразделениями (далее— ПСП) в 2015 году осуществлено 13 5208 (-13,5%) выездов на ДТП. Помощь оказана 140 702 гражданам, в том числе: спасено 52 818 человек (из них деблокировано 18 179 человек), первая помощь оказана 99 755постра-давшим, психологическая помощь оказана 428 гражданам, иная помощь оказана 29 579 гражданам (рис. 1).

В 2015 году из общего числа спасенных на месте ДТП граждан сердечно-легочная реанимация проведена 1224 пострадавшим, временная остановка наружного кровотечения — 15 113 пострадавшим, деблокировано 18 179 пострадавших, 1635 пострадавшим проведено восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей, 1882 пострадавшим наложена окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки, иммобилизация проведена 16 371 пострадавшему, медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС

России оказана 2439 пострадавшим, авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 49 граждан (рис. 2).

Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в 2015 году распределились следующим образом: контроль состояния обеспечен 44 462 пострадавшим; допсихологическая помощь (поддержка) оказана 40 085 гражданам; наложено повязок при травмах 28 142 гражданам; 6999 пострадавшим зафиксирован шейный отдел позвоночника; наземными силами и средствами ПСП в лечебно-профилактические учреждения транспортировано 4225 граждан, мероприятия по местному охлаждению при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведены 1411 пострадавшим; прекращено воздействие опасных химических веществ — 56 пострадавшим (рис. 3).

Всего при реагировании ПСП на ДТП в 2015 году проведено 229 547 работ (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,5 минуты. Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,91 или 91% (реагирование на 9 ДТП из 10-ти).

Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в 2015 году (человек)

О 5000 1НХВ 15000 ¡0000

Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ (человек)

/18 ^П SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 1 (47)

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь — 71 (+222,7%)* выезд, Республика Крым — 155 выездов (+106,7%), г. Москва — 2113 (-14,6%) выездов**, Северо-Кавказский РЦ — 5929 (-13,1%) выездов, Дальневосточный РЦ — 7031 (-19,6%) выезд, Уральский РЦ — 10 235 (-16,1%) выездов, Южный РЦ — 11 272 (-15,8%) выезда, Сибирский РЦ — 17 681 (-11,4%) выезд, Северо-Западный РЦ — 18 597 (-14,3%) выездов, Приволжский РЦ — 30 386 (-12,6%) выездов, Центральный РЦ — 31 737 (-12%) выездов (рис. 4).

Выезды ПСП на различные виды ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее — АППГ) распределились следующим образом (рис. 5):

ДТП с пострадавшими, включая 1 и более транспортных средств (ТС), — 112 725 выездов (84%) (-12,4% к АППГ);

ДТП без пострадавших — 5853 выезда (4%) (-39,7% к АППГ);

ДТП с участием пешеходов — 16 630 выездов (12%) (-6,9% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (к) в Северо-Западном региональном центре — к = 1 (выезд на каждое ДТП), наиболее низкий в Уральском РЦ — к = 0,8 (выезд на 8 ДТП из 10-ти).

По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Чувашия, Бурятия; Пермском, Алтайском, Забайкальском, Хабаровском, Красноярском краях; Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской, Оренбургской, Пензенской, Тюменской, Челябинской, Иркутской, Новосибирской и Томской

Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь» по видам проведенных работ

(человек)

Л1 ЗЛ6

■ ¿015

5оди

г.Ыосхя «И1 [1РЦ ЮРЦ СКРЦ ПРИ

Рис. 4. Реагирование ПСП на ДТП в 2015 году (число выездов)

УТИ СРЦ ЛэРЦ Ркп^пни г.

* В сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

** Количество выездов указано с учетом выездов отряда «Центроспас» на территории г. Москвы.

Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в 2015 году, в разрезе их укрупненных видов

областях; Ненецком АО; г. Санкт-Петербурге (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Свердловской области (к = 0,27) (выезд на 2 ДТП из 5-ти).

В Приволжском РЦ (к = 0,95), Сибирском РЦ (к = 0,97), Центральном РЦ (к = 0,99) Дальневосточном РЦ (к = 0,97), Южном РЦ (к = 0,85), Северо-Кавказском РЦ (к = 0,82) коэффициент реагирования на ДТП находится в пределах нормативных значений. В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,27 (рис.6).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,5 минуты.

Лучший показатель по региональным центрам в Приволжском РЦ — 5,5 минуты; худшие — в Уральском РЦ — 8,8 минуты, в Республике Крым — 12,4 минуты, в г. Севастополь — 12,9 минуты.

По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском АО — 2,4 минуты (при этом из 18 случаев реагирования 15 приходится на ДТП в черте г. Анадырь). Высокое среднее время реагирования ПСП на ДТП зафиксировано в Саратовской области — 3,5 минуты и Ненецком автономном округе — 3,8 минуты, худшее время — в Республике Алтай — 14,3 минуты.

Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном РЦ составило 6,1 минуты, Северо-Кавказском РЦ — 6,3 минуты, Северо-Западном РЦ — 6,3 минуты, Центральном РЦ — 6,4 минуты, Дальневосточном

РЦ — 6,4 минуты, г. Москве — 7,1 минуты, Сибирском РЦ — 7,2 минуты (рис.7).

В 2015 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 229 543 работы (в 2014 году — 264 906 работ) (-13,3% к АППГ).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 5,7% (деблокировано 18 179 человек), по оказанию первой помощи пострадавшим — 43% (помощь оказана 99 755 гражданам).

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 7% от общего количества работ, на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента, — 10%, на иные работы — 25%, на операции по деблокированию тел погибших — 2%. На выезды без проведения работ приходится 4% случаев, ликвидация вторичных поражающих факторов составила 3% от общего числа случаев реагирования, возврат на маршруте следования — 0,3% (рис. 8).

Выводы

В 2015 году в Российской Федерации по данным ГУОБДД МВД России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксировано снижение количества:

ДТП с пострадавшими на 8,2 % к АППГ (2014 г. — 199 720 ед.; 2015 г. — 184000 ед.);

летальных исходов на 14,7 % к АППГ (2014 г. — 26 963 чел.; 2015 г. — 23114 чел.);

раненых в ДТП на 8,6 % к АППГ (2014 г. — 251 785 чел.; 2015 г. — 231 197 чел.).

Коэффициент тяжести последствий снизился по отношению к АППГ на 0,6 (в 2014 г. — 9,7, в 2015 г. — 9,1).

По результатам мониторинга и проведенного анализа реагирования ПСП на ДТП установлено[6]:

1. В условиях снижения общих показателей аварийности на автомототранспорте в Российской Федерации в 2015 году наблюдается снижение количества

0,97 0,97

0,91114 РФ

• »14

■ МП

г Моста

СЭРЦ

црц

ЮРЦ

ОСРЦ

прц

урц

СРЦ

дета

Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2015 году

/20 См! SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, N0. 1 (47)

реагирования на ДТП в абсолютных значениях; при этом коэффициент реагирования ПСП на ДТП (доля участия) изменился незначительно.

Так, реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2015 году в абсолютных значениях составило 135 208 (-13,5%) выездов на ДТП. При этом коэффициент реагирования снизился на 0,01% к АППГ (2014 г. — 0,92; 2015 г. — 0,91), реагирование осуществлялось на 9 ДТП из 10-ти.

2. По данным территориальных органов МЧС России значительная положительная динамика реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП отмечена в Ярославской области (+33,7%), Республиках Адыгея (+94,2%), Дагестан (+26,8%), Тыва (+26,5%), а также в Новосибирской области (+21,9 %).

Предположительно указанный рост реагирования является следствием высококачественной организационной работы по реагированию на ДТП, контро-

лю территориальных органов управления, высокому уровню исполнения Регламента по мониторингу и учету сведений о реагировании ПСП на ДТП, а также своевременного полного методического обеспечения в области ликвидации последствий ДТП со стороны Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований и Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП.

Вместе с тем, в ряде субъектов РФ отмечено снижение показателей реагирования ПСП на ДТП: в Мурманской (-28,1%), Орловской (-27,6%), Кировской (-27,7%), Свердловской (-32,8%), Амурской (-29,5%), Магаданской (-43%) областях, Республике Северная Осетия-Алания (-35,1%), Ставропольском (-28,3%) и Приморском (-27,1%) краях, а также в Чукотском АО (-53,2%).

В качестве основных причин таких показателей реагирования ПСП на ДТП в данных субъектах можно назвать снижение общего количества ДТП.

Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2015 году, минуты

Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в 2015 году, удельный вес

Кроме того, одной из причин снижения показателей может являться низкая исполнительская дисциплина ответственных лиц в части невнесения сведений в базу данных в соответствии с Регламентом ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в ДТП, а именно — несвоевременная корректировка карточек базы данных ИАС-ДТП.

3. За отчетный период в 33 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1 (100%). Значительный рост показателя отмечается в Республиках Адыгея (+33%), Калмыкия (+25%), Ярославской области (+15%), Республиках Кабардино-Балкария (+19%) и Чувашия (+17%).

Одновременно в ряде территориальных органов МЧС России отмечена отрицательная динамика коэффициента реагирования: в Краснодарском крае (-0,12%), Республике Северная Осетия-Алания (-0,13%), в Саратовской (-0,14%), Ульяновской (-0,11%) и Магаданской (-0,16%) областях, а также в Чукотском АО (-0,23%).

Следует отметить рост количества дорожно-транспортных происшествий, отнесенных к чрезвычайным ситуациям (далее — ДТП-ЧС), произошедших на территории Российской Федерации в 2015 году: 102 ДТП-ЧС в 2015 г. против 89 ДТП-ЧС в 2014 году.

Несмотря на увеличение общего количества ДТП-ЧС, количество пострадавших в них снизилось (794 человека в 2015 г. против 931 человека в 2014 г.). При этом увеличилось количество погибших в ДТП-ЧС (360 человек в 2015 г. против 335 в 2014 г.). Зафиксирован значительный рост числа погибших в ДТП-ЧС детей в возрасте до 16 лет (48 человек в 2015 г. против 13 человек в 2014 г.)

Литература

1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г № 864.

2. Приказ МЧС России от 4.09.2007 г № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

3. Регламент ведения территориальными органами МЧС России информационныхресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно - транспортных происшествия / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 101 с.

4. http://www.gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГИБДД МВД России.

5. http://abdtp.ru. Ресурс федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

6. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2015 году/ МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 166 с.

Сведения об авторах

Пляскина Ирина Владимировна: к. мед. н., д. биол. н., ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), нач. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 9311-8111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колеганов Сергей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ),

зам. нач. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

E-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код — 2676-1470.

Афанасьева Евгения Валерьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 4610-7026.

Иванов Виктор Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 7742-1406.

Горячева Елена Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

Information about authors

Plyaskina Irina V.: Candidate of Medical Sciences, Doctor of Biological Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 9311-8111.

Koleganov Sergey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Chief of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 2676-1470.

Afanasyeva Evgenia V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and High Technology), Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru 4610-7026.

Ivanov Victor S.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 7742-1406.

Goryacheva Helen V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

Pozdnyakov Nikita A.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.