Научная статья на тему 'Реабилитация жертв политических репрессий как комплексный Уголовно-процессуальный институт'

Реабилитация жертв политических репрессий как комплексный Уголовно-процессуальный институт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1129
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ВРЕД / HARM / ВОЕННОПЛЕННЫЕ / PRISONERS OF WAR / ЖЕРТВЫ РЕПРЕССИЙ / VICTIMS OF REPRESSION / ГРАЖДАНЕ / CITIZENS / ДЕТИ / CHILDREN / ОСУЖДЕННЫЕ / PRISONERS / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович

В статье рассмотрены проблемы развития уголовно-процессуального института реабилитации. Проведен анализ становления института реабилитации как комплексного уголовно-процессуального института, направленного на восстановление нарушенной социальной справедливости в отношении жертв политических репрессий. Приведены характерные особенности нормативно-правового действия института реабилитации в системе российского права с учетом исторических, политических и самобытных процессов. В работе использованы современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, историко-правовой, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный и другие методы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении нормативно-правового регулирования института реабилитации жертв политических репрессий в качестве комплексного правового института. Статья отражает субъективную позицию автора по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation of Victims of Political Repression as a Comprehensive Criminal Procedure Institute

The article is devoted to development problems of the criminal procedure Institute of rehabilitation. The author makes a scientific analysis of the formation of the institute of rehabilitation as a comprehensive criminal procedure institute aimed at restoration of social justice for victims of political repression. In addition, the article describes characteristic features of the regulatory actions of the institute of rehabilitation in the system of the Russian law in its historical, political, and unique processes. In this paper we use modern general scientific and special methods of cognition: analysis, synthesis, historical, legal, structural-functional, normative-logical, comprehensive and comparative law. Scientific novelty of the work lies in consideration of normative-legal regulation of the institute of rehabilitation of victims of political repression as a comprehensive legal institution. Also this article reflects the author’s subjective position on the subject.

Текст научной работы на тему «Реабилитация жертв политических репрессий как комплексный Уголовно-процессуальный институт»

Реабилитация жертв политических репрессий как комплексный уголовно-процессуальный институт

ВОРОБЬЕВ Сергей Михайлович, доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России 390036, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1 E-mail: sergey.vorobev.78@inbox.ru

В статье рассмотрены проблемы развития уголовно-процессуального института реабилитации. Проведен анализ становления института реабилитации как комплексного уголовно-процессуального института, направленного на восстановление нарушенной социальной справедливости в отношении жертв политических репрессий. Приведены характерные особенности нормативно-правового действия института реабилитации в системе российского права с учетом исторических, политических и самобытных процессов. В работе использованы современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, историко-правовой, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный и другие методы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении нормативно-правового регулирования института реабилитации жертв политических репрессий в качестве комплексного правового института. Статья отражает субъективную позицию автора по данной проблематике.

Ключевые слова: реабилитация, вред, военнопленные, жертвы репрессий, граждане, дети, осужденные, справедливость.

Rehabilitation of Victims of Political Repression as a Comprehensive Criminal Procedure Institute

S. M. VOROBIEV, candidate of legal sciences, associate professor The Academy of the Federal Penal Service of Russia 1, Sennaya st., Ryazan, Russia, 390036 E-mail: sergey.vorobev.78@inbox.ru

The article is devoted to development problems of the criminal procedure Institute of rehabilitation. The author makes a scientific analysis of the formation of the institute of rehabilitation as a comprehensive criminal procedure institute aimed at restoration of social justice for victims of political repression. In addition, the article describes characteristic features of the regulatory actions of the institute of rehabilitation in the system of the Russian law in its historical, political, and unique processes. In this paper we use modern general scientific and special methods of cognition: analysis, synthesis, historical, legal, structural-functional, normative-logical, comprehensive and comparative law. Scientific novelty of the work lies in consideration of normative-legal regulation of the institute of rehabilitation of victims of political repression as a comprehensive legal institution. Also this article reflects the author's subjective position on the subject.

Keywords: rehabilitation, harm, prisoners of war, victims of repression, citizens, children, prisoners, justice.

DOI: 10.12737/18697

Реабилитацию (от позднелат. reha-ЫШайо — восстановление в правах), имевшую место в Советском государстве, на наш взгляд, следует рассматривать как комплексный способ возмещения вреда жертвам политических репрессий при отсутствии в то время его компенсационной функции.

По мнению А. В. Белявского, под публичной реабилитацией понимает-

ся торжество справедливости, которое дает пострадавшему достаточное моральное удовлетворение, и этим возмещаются его переживания1. Несколько обширнее раскрывает понятие реабилитации И. Л. Петрухин, который полагает, что реабилитация во-

1 См.: Белявский А. В. Во имя чести. М., 1988. С. 152—153.

обще — это восстановление, возвращение в прежнее состояние2.

Гуманный институт реабилитации долгое время не получал признания в СССР. Вплоть до 1981 г. незаконно осужденные получали лишь компенсацию в размере до двух месячных окладов независимо от отбытого ими срока лишения свободы (без надбавок и премий), которая не могла выполнять функции реабилитации3.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. было предусмотрено, что государство несет ответственность за имущественный вред, причиненный гражданам органами дознания, предварительного следствия, прокуратурой и судом в пределах, установленных законом (ч. 2 ст. 89). Такого нормативного акта пришлось ждать 20 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» и одновременно принятое Положение о порядке его применения допускали возмещение в полном объеме имущественного ущерба, причиненного гражданам незаконным и необоснованным осуждением, привлечением к уголовной ответственности и заключением под стражу при наличии оправдательного приговора или постановления о прекращении дела по реабилитирующему основанию. Данные акты сыграли важную

2 См.: Петрухин И. Л. Оправдательный приговор и право на реабилитацию. М., 2009. С. 123.

3 См. постановление Совета Министров СССР от 8 сентября 1955 г. № 1655 «О трудовом стаже, трудоустройстве и пенсионном обеспечении граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных», постановление Пленума Верховного Суда СССР от

13 сентября 1957 г. «О судебной практике по гражданским трудовым делам».

роль в становлении института реабилитации в России. Однако они были не вполне совершенны, поскольку не предусматривали возмещение гражданам морального вреда4. Кроме того, порядок восстановления в правах был усложненным. Не соблюдался принцип, согласно которому основанием для возмещения ущерба должно быть только судебное решение. Не было предусмотрено возмещение ущерба, причиненного незаконным задержанием, применением других мер процессуального принуждения (кроме ареста), помещением в медицинское учреждение.

Возмещение имущественного и иного ущерба реабилитируемым было возможным на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г., если незаконные действия в отношении этих лиц совершены после 1 июня 1981 г. До этой обозначенной даты возмещение ущерба производилось в соответствии с другими нормативно-правовыми установлениями.

Не исключено, что принятие законодательных актов в сфере защиты и обеспечения прав реабилитированных советских граждан могло бы выступать нормативным средством сдерживания межнациональных конфликтов, происходивших в конце 1980-х — начале 1990-х гг. на территории бывшего СССР.

Распад Советского Союза, отчасти явившийся закономерным результатом сложившихся межнациональных противоречий, не имевших возможности для мирного и демократического разрешения, не только не стал решением национального вопроса, но и, напротив, усугубил имевшиеся проблемы, породив новые, но уже более жестокие межэтнические и межконфессиональные конфликты. В годы перестройки явственнее вскрылись

4 См.: Глыбина А. И. Реабилитация и возмещение вреда в порядке реабилитации в уголовном процессе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2006. С. 14.

накопившиеся противоположности интересов населявших его народов, повлекшие вспышку национализма: Северная Осетия и Ингушетия, Чечня и Дагестан — не полный перечень последовавших вооруженных межнациональных конфликтов5.

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30—40-х и начала 50-х годов» постановил:

осудить внесудебные репрессии авторитарного сталинского режима власти, признать антиконституционными действовавшие в 30—50-е годы XX в. «тройки» НКВД СССР, объявить недействительными вынесенные ими внесудебные решения, которые не отменены к моменту издания данного Указа;

считать всех граждан, репрессированных решениями таких органов, включая лиц, осужденных впоследствии за побег из мест незаконного спецпоселения, реабилитированными.

В Указе Президента СССР от 13 августа 1990 г. № 556 «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20—50-х годов» говорится, что Сталин и его окружение практически присвоили неограниченную власть, лишив народ свобод, считающихся в демократическом обществе естественными и неотъемлемыми. Этим Указом признавались незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян — «кулаков» и единоличников (середняков) в период сплошной коллективизации, а также других советских граждан по политическим, социальным, нацио-

5 См.: Пилюгина Т. В. К вопросу о криминологической безопасности Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации // Российский следователь. 2011. № 21. С. 24—26.

нальным, религиозным и иным мотивам, в связи с чем полностью восстанавливались их права.

26 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», что обусловливалось, как сказано в преамбуле, обновлением советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства. В стране требовалось очищение всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей, создававшее благоприятные возможности по реабилитации народов, репрессированных в годы советской власти. Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к ним, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов.

Закон предусматривал реабилитацию всех репрессированных народов РСФСР, признавая противоправными и преступными принятые в отношении них соответствующие акты (ст. 1). При этом в ст. 2 закреплено определение репрессированных народов (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводились на государственном уровне их насильственное переселение, упразднение национально-государственных образований, перекраивание национально-территориальных границ, установление режима террора и насилия в местах спецпоселений. В статье 3 Закона указано, что реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей

до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Кроме того, реабилитация предусматривала возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, в места традиционного проживания на территории РСФСР согласно их волеизъявлению.

Необходимо отметить, что в ст. 9 Закона установлена правовая гарантия возмещения ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства. В соответствии с этим предусматривалось поэтапное его возмещение за вычетом в денежном выражении компенсаций, полученных гражданами на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.

Названная норма Закона содержит общую формулировку положений о компенсации ущерба без конкретизации его компенсирования государством. В связи с этим, как нам представляется, данная норма, являющаяся общей, подразумевает компенсацию не только имущественного ущерба, но и нематериального вреда. Тем более что законодатель официально признал в преамбуле Закона политику «произвола и беззакония» как оскорблявшую достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Этим самым такая политика государства была сопряжена с причинением как непосредственного (индивидуального) морального вреда, наносимого отдельной личности, так и опосредованного морального вреда, причиненного целым общностям.

Следует заметить, что в Законе выделены разновидности осуществления реабилитации репрессированных народов. Так, в ст. 10 говорится о социальной реабилитации репрессированных народов, которая означает засчитывание гражданам, подвергшимся репрессиям, времени их пребывания на спецпоселении (в местах ссылки) в трудовой стаж в тройном размере, что влечет повы-

шение величины пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Статья 11 Закона устанавливает, что культурная реабилитация репрессированных народов состоит из осуществления комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей. Это подразумевает и признание за ними права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы Советской власти.

Новой точкой отчета в государственной деятельности по обеспечению и защите нарушенных в СССР прав наших соотечественников, пострадавших от своеволия власти во время культа личности Сталина, явилось принятие Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». В нем признавалось, что в годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание РФ выразило глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявило о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Статья 1 названного Закона закрепила определение политических репрессий: различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест прожива-

ния, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, имевшими на то административные полномочия.

В статье 2 Закона определены категории лиц, на которых распространяется его действие:

граждане Российской Федерации и государств — бывших союзных республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, подвергшиеся политическим репрессиям на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 г.;

лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, репрессированные советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, центральными судами Союза ССР (Верховный Суд СССР и его коллегии) и внесудебными органами (коллегия ОГПУ СССР, особые совещания при НКВД — МГБ — МВД СССР, комиссия НКВД и Прокуратуры СССР по следственным делам);

иностранные граждане, репрессированные по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и его интересов. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по приговорам этих органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов объединенных наций во Второй мировой войне, ре-

шаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

При этом ст. 11 Закона распространяет дополнительную гарантию действия его положений в отношении:

детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Тем самым законодатель официально относит категорию детей к лицам, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации.

В статье 3 Закона закрепляются юридические основания применения института реабилитации в отношении:

а) осужденных за государственные и иные преступления;

б) подвергнутых уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ — ОГПУ, УНКВД — НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции;

в) подвергнутых в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод;

г) необоснованно помещенных по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

д) бездоказательно привлеченных к уголовной ответственности, дела на которых прекращены по нереабили-тирующим основаниям;

е) признанных социально опасными по политическим мотивам и под-

вергнутых лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

В отношении лиц, указанных в п. «в», реабилитация отнесена к компетенции органов внутренних дел, а в отношении других — к ведению прокуратуры. Реабилитация проводится на основе изучения уголовных дел и иных материалов. Справки о реабилитации выдаются реабилитированным, а в случае их смерти — близким родственникам, соответственно, органами МВД и прокуратуры РФ. Упрощенный, внесудебный порядок реабилитации был введен для того, чтобы в короткий промежуток времени наконец-то была восстановлена справедливость в отношении многих невинно репрессированных советских граждан, ждавших этого момента десятилетиями, причем незаконность расправы над ними без труда усматривалась из материалов уголовных дел, т. е. была очевидной.

Однако, несмотря на то, что в рассматриваемом Законе РФ № 1761-1 содержится комплекс мер, связанных с процедурой осуществления реабилитации, само ее понятие в нем отсутствует. В связи с этим полагаем необходимым внесение в ст. 1 Закона изменений для официального закрепления права на реабилитацию по аналогии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям. В ней предусматривается, в частности, что право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

К мерам реабилитации в соответствии с положениями ст. 12—16, 161 и 17 Закона относятся:

восстановление в социально-политических и гражданских правах;

восстановление в воинских и специальных званиях;

возвращение государственных наград;

предоставление мер социальной поддержки (льгот);

выплачивание компенсаций реабилитированным гражданам и их наследникам за причинение в результате репрессий материального ущерба за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном данным Законом и другими нормативными актами РФ;

возвращение конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества либо возмещение его стоимости;

выбор реабилитированными лицами места проживания, в том числе по месту жительства до осуждения;

обеспечение жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей;

восстановление гражданства. Судьи, следователи, сотрудники НКВД, МГБ, МВД и других органов, причастные к репрессиям, в соответствии со ст. 18 Закона должны нести уголовную ответственность за содеянное, сведения о которых подлежат гласности. Следует отметить, что Закон не содержит право реабилитированных лиц на компенсацию морального вреда. На наш взгляд, это противоречит положениям Конституции РФ об охране законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти, обеспечении государством доступа потерпевшим к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52); о праве каждого гражданина на государственное возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти или их должностными лицами (ст. 53).

Статья 15 Закона предусматривает лишь единовременную денежную компенсацию лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 тыс. рублей. Устанавливая подобную меру социальной защиты, законодатель, по нашему мнению, официально признал причинение морального вреда данным категориям лиц, т. е. социального морального вреда, так как индивидуальный вред в этих случаях уже тяжело доказать. Вместе с тем указанные размеры компенсации заменяют действительную компенсацию морального вреда потерпевшим в рамках гражданского, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Статья Закона, как нам представляется, должна претерпеть изменение в сторону увеличения размеров социальной компенсации с учетом социально-экономических показателей развития нашего государства. В связи с этим считаем, что изменение размеров компенсации необходимо производить посредством их определения, исходя из минимального размера оплаты труда.

Ввиду того что официально установленный минимальный размер оплаты труда является наиболее приемлемым социально-экономическим показателем, учитывающим коэффициент инфляции в государстве и уровень жизни граждан, полагаем целесообразным изложение ч. 1 ст. 15 Закона в следующей редакции: «Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства, на основании документов о реабилитации и времени нахождения в

местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета одного МРОТ за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 120 МРОТ».

Обозначенные нами пределы компенсации будут полнее способствовать выполнению восстановительной функции и реально обеспечивать социально-экономические потребности реабилитированных граждан. Существующие законодательные размеры компенсации в нынешних условиях не могут качественно выполнять функцию социальной компенсации, так как ее размеры очень низкие, а человек, пострадавший от политического произвола, испытывал моральный вред и может претерпевать его неблагоприятные последствия на протяжении всей жизни, поскольку причиненная душевная травма от репрессий неизлечима.

На изменение размеров компенсации реабилитированным гражданам указывал Конституционный Суд РФ в определении от 3 июля 2007 г. № 523-О-П. В частности, в нем говорится, что в Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» государство признает действия сталинского тоталитарного режима антизаконными, тем самым принимает на себя, по существу, публично-правовое обязательство, направленное на компенсацию в имущественной сфере ущерба, причиненного пострадавшей категории граждан, и, следовательно, на защиту права, гарантированного им ст. 53 Конституции РФ, что предполагает использование и механизмов, сходных с гражданско-правовыми обязательствами вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ).

Вместе с тем как специальный нормативный правовой акт названный Закон по своему действию во времени, пространстве и по кругу лиц существенно отличается от общего гражданско-правового регулирования, так как допускает ряд

упрощенных процедур восстановления прав реабилитированных лиц, получения ими определенных льгот и компенсаций, в том числе в возмещение не только имущественного, но и иного причиненного вреда, когда не могут быть применены общие нормы гражданского законодательства. Этот Закон принимался, в частности, в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам. Именно поэтому, хотя используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации, в отличие от гражданского законодательства, не предполагают разграничение форм возмещения материального и морального вреда, законодатель предусмотрел наряду с возмещением имущественного вреда также ряд мер, направленных на возмещение неимущественного вреда.

Иное истолкование норм Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствует ст. 52 и 53 Конституции РФ, что согласно п. 2 ее второго раздела «Заключительные и переходные положения» является препятствием для применения этого Закона на территории Российской Федерации.

В свою очередь, для обеспечения возмещения вреда в признанном государством объеме, который, как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 июня 2002 г. № 11-П, не подлежит уменьшению, Правительство и Федеральное Собрание РФ в рамках полномочий, предоставленных им

Конституцией РФ, должны, исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции и других социально-экономических факторов определить размеры соответствующих компенсаций, которые в настоящее время также могли бы рассматриваться посильной компенсацией причиненного ущерба. В противном случае ставится под сомнение достижение целей, провозглашенных данным Законом.

В целом с учетом изложенного можно выделить следующие признаки реабилитации как уголовно-процессуального института:

комплексный характер реабилитации, в силу того что она направлена на минимизацию различных преступных последствий (физический, имущественный, моральный вред);

гарантированность действия реабилитации со стороны государства в отношении жертв политических репрессий;

социальный характер реабилитации, в силу того что данный институт направлен на улучшение социального положения потерпевшего или выравнивание его социального положения по сравнению с другими гражданами.

Таким образом, подвергнув детальной характеристике различные законодательные акты, регулирующие действие уголовно-процессуального института реабилитации жертв политических репрессий, можно сделать вывод, что реабилитация является комплексным правовым институтом, объединяющим различные правовые способы возмещения вреда, с целью восстановления нарушенной социальной справедливости со стороны государства.

Библиографический список

Белявский А. В. Во имя чести. М., 1988.

Глыбина А. И. Реабилитация и возмещение вреда в порядке реабилитации в уголовном процессе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2006. Петрухин И. Л. Оправдательный приговор и право на реабилитацию. М., 2009. Пилюгина Т. В. К вопросу о криминологической безопасности Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации // Российский следователь. 2011. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.