Научная статья на тему 'Реабилитационно-педагогический потенциал включения лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность'

Реабилитационно-педагогический потенциал включения лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
605
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / реабилитация / спорт слепых / нарушение зрения / socialization / rehabilitation / blind sport / visual impairment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баряев Алексей Алексеевич

Рассматриваются научно-теоретические подходы к проблеме включения лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность. Выявлены особенности реабилитационно-социализирующего потенциала спорта слепых в зависимости от пола, возраста и спортивного стажа. Полученные данные дают основание утверждать, что вовлечение лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность позволяет им лучше приспособиться к социальному взаимодействию, общению, самопознанию и, самое главное, восприятию жизни в условиях, обусловленных наличием ограниченных возможностей здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION PEDAGOGY REINFORCED POSSBILITY FOR VISUALLY IMPAIRED TO GO IN FOR SPORTS

In the article shown scientific-theoretical approaches to a problem of inclusion at persons with visual impairments into sports activity. We revealed features of rehabilitation potential of blind sports depending on a sex, age and the sports experience. The obtained data give the basis to assert, that involving of persons with visual impairments into sports activity allows them to adapt better to social interaction, dialogue, self-knowledge and, the most important thing, to perception of a life in the conditions caused by presence of limited health possibilities.

Текст научной работы на тему «Реабилитационно-педагогический потенциал включения лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность»

УДК 159

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А.А. Баряев

Аннотация. Рассматриваются научно-теоретические подходы к проблеме включения лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность. Выявлены особенности реабилитационно-социализирующего потенциала спорта слепых в зависимости от пола, возраста и спортивного стажа. Полученные данные дают основание утверждать, что вовлечение лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность позволяет им лучше приспособиться к социальному взаимодействию, общению, самопознанию и, самое главное, восприятию жизни в условиях, обусловленных наличием ограниченных возможностей здоровья.

Ключевые слова: социализация, реабилитация, спорт слепых, нарушение зрения.

REHABILITATION PEDAGOGY REINFORCED POSSBILITY

FOR VISUALLY IMPAIRED TO GO IN FOR SPORTS

A. Baryaev

Abstract. In the article shown scientific-theoretical approaches to a problem of inclusion at persons with visual impairments into sports activity. We revealed features of rehabilitation potential of blind sports depending on a sex, age and the sports experience. The obtained data give the basis to assert, that involving of persons with visual impairments into sports activity allows them to adapt better to social interaction, dialogue, self-knowledge and, the most important thing, to perception of a life in the conditions caused by presence of limited health possibilities.

Keywords: socialization, rehabilitation, blind sport, visual impairment.

В последнее время физкультурно -спортивная деятельность получила большое распространение у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ежегодно проводятся Всероссийские фестивали и спартакиады, например, в программу II Всероссийской спартакиады инвалидов 20142015 гг. включено 4 спортивные дисциплины спорта слепых (легкая атлетика, плавание, голбол и дзюдо). Эти же дисциплины представлены в программе летних Паралимпийских игр. В рассматриваемом аспекте возрастает значение исследования особенностей включения лиц с ОВЗ в спортивную деятельность.

Значимым для решения вопросов социализации является определение социологии спорта, которая позволяет сформировать профессиональный взгляд на сферу спорта, необходимый для эффективного управления данной сферой. Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-

спортивной деятельности [4]. Ведущую роль в социальной адаптации интеграции инвалидов по зрению играют мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности: ценностно-смысловыми ресурсами социальнопсихологической адаптации и интеграции выступают интернальный локус контроля, высокая осмысленность жизни,

направленность на достижение социального и личного благополучия, ценности

самоактуализации, самопонимание [1, 2].

Реабилитационный потенциал является одним из компонентов социализирующего воздействия, который включает комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, позволяющих реализовать потенциальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших компонентов реабилитационного потенциала является социально-средовая составляющая, которая характеризует возможность достижения самостоятельной деятельности индивидом. Обращается внимание на то, что современные исследования должны быть направлены на формирование ценностей физической культуры и спорта в отношении общества и личности [7]. Это связано с тем, что физкультурно-спортивная деятельность

184

положительно влияет на физическое и психическое развитие лиц с ОВЗ. Исходя из гуманистической парадигмы, особую значимость приобретает проблема не только социальной реабилитации и адаптации указанной категории лиц, включая инвалидов, но и их интеграции в социум [3].

В исследованиях обращается внимание на стратегическую роль физической культуры и спорта в процессе социализации лиц с нарушением зрения [6]. В настоящее время около 100 тысяч инвалидов по зрению, в том числе дети и подростки, занимающихся физической культурой и спортом, объединены в 63 региональных отделениях Федерации спорта слепых. Опытные тренеры готовят спортсменов для сборных команд России и паралимпийской сборной России, совместно с Министерством спорта России организуются и проводятся всероссийские и международные соревнования различного уровня. Особое внимание уделяется успехам спортсменов-паралимпийцев на летних и зимних Паралимпийских играх, победители и призеры которых получают новый социальный статус в обществе. Существует много примеров, как победители крупных спортивных

соревнований у лиц с нарушением зрения, в дальнейшем становятся общественно значимыми личностями, активно участвуют в государственной и общественной

деятельности. Это определило актуальность исследования социализирующего потенциала на различных этапах спортивной подготовки данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основной задачей исследования является выявление реабилитационно-

социализирующего потенциала социальных институтов общества, связанных с воспроизводством его физкультурно-

спортивной деятельности, а также поиск ее внутренних резервов и новых возможностей управления социокультурными процессами у лиц с нарушением зрения.

Исходя из определения реабилитационного потенциала и одного из его важных внешних факторов проведено анкетирование с целью изучения особенностей влияния социально-средового фактора на адаптацию инвалида с нарушением зрения. Анкета была разработана на основе исследований и проводимого нами эксперимента с учетом особенностей влияния физической культуры и спорта. Она включала 11 вопросов по различным аспектам социальной активности лиц с нарушением зрения. К общим вопросам можно отнести

вопросы относительно пола, возраста, спортивного стажа и специализации респондентов. Остальные вопросы были направлены на выявление отношения к проблеме инвалидного спорта и совместимости понятий «инвалидность» и «спорт». Каждый из вопросов имел несколько вариантов ответов, что позволяло оперативно проводить процедуру тестирования, в случае если респондент не мог самостоятельно прочитать вопросы, они задавались испытуемому устно и его ответ фиксировался в анкете исследователем.

В основной части анкеты задавались следующие вопросы:

1. Оцените влияние занятий

профессиональным спортом (спортом высших достижений) на Ваше здоровье;

2. Как Вы считаете, живете ли Вы полноценной жизнью?

3. Что для Вас представляют занятия спортом?

4. Как помогают Вам занятия в спортивных клубах, секциях?

5. Что для Вас важнее: спортивно-

технические результаты или материальные блага в спорте?

6. Что Вам дал спорт?

7. Что Вы приобрели, занимаясь спортом?

8. Можно ли считать, что успехи в спорте являются в настоящее время для Вас целью в жизни?

9. Что для Вас самое важное в спорте?

10. Сколько среди Ваших друзей инвалидов, занимающихся спортом?

11. Уверены ли Вы в своем будущем?

В анкетировании приняли участие 85 человек на тренировочных мероприятиях и соревнованиях сборной команды России, а также в различных организациях Всероссийского общества слепых. Результаты анкетирования были ранжированы в зависимости от уровня спортивной подготовки, пола и возраста. Определено, что среди участников анкетирования 10% респондентов не занимаются спортом, 40% -занимаются спортом до трех лет, 38% - в спорте от 3-х до 7-и лет и 12% - занимаются спортом более 8 лет. Среди них 55% -представители мужского пола, 45% -

женщины. 22% респондентов в возрасте до 18 лет, 48% - в возрасте от 18 до 30 лет, 30% участников анкетирования - старше 30 лет. Соотношение возраста исследуемых и спортивного стажа соответствует

нормальному распределению в группе, что

185

дает основание считать полученные результаты информативными для оценки у лиц с нарушением зрения.

Рассмотрим некоторые аспекты результатов анкетирования. Большинство респондентов (67%) утверждают, что занятия спортом помогают им поддерживать здоровье и только 9% анкетируемых сообщили, что регулярные занятия физической культурой и спортом негативно повлияли на уровень их здоровья. При анализе данных результатов необходимо учитывать, что некоторые группы лиц с нарушением зрения имеют медицинские противопоказания к занятиям спортом, учет которых обязателен при выборе спортивной дисциплины. Мы предположили, что эти 9% анкетируемых имели противопоказания к занятиям спортом, но они не были учтены при выборе доступного для здоровья этих респондентов вида спорта.

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы свою жизнь полноценной?» 93% ответили утвердительно, при этом 70% из них занимаются спортом более 4 лет. 7% респондентов не смогли высоко оценить свой уровень жизни, но считают, что они хорошо приспособились. Возможно, что недостатки в зрительном восприятии заставляют проявлять большую активность в личностном самоопределении, однако в условиях ограниченных возможностей самореализации это может приводить к возникновению как межличностных, так и внутриличностных конфликтов, что, в свою очередь, влияет на уровень оценки качества жизни.

Согласно результатам исследований, занятия спортом являются «образом жизни» для 64% опрошенных, 45% анкетируемых считают, что это хороший способ найти новых друзей и знакомых. Немаловажным фактором, привлекающим в спорте, является состязательность, что отметили 39% респондентов, а 42% считают спорт хорошим способом поддерживать здоровье.

Занятия в спортивных клубах и секциях для 60% респондентов являются средством преодоления себя и своего недуга, что косвенно характеризует высокий

реабилитационный потенциал спорта для лиц с нарушением зрения. Также, для 36% анкетируемых спорт - способ избавления от одиночества. Однако, по мнению Волковой И.П., на фоне поверхностного контакта, общения, при общем стремлении к расширению социальных контактов возможны более частые неудачи коммуникативной деятельности, что приводит к негативным

эмоциональным переживаниям и,

соответственно, более высокой

чувствительности в коммуникативной сфере лиц со зрительной депривацией [2]. 15%

респондентов ответили, что для них более значимы другие сферы жизни, в эту группу вошли только лица со спортивным стажем не более 3-х лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что материальные блага, которые может принести занятие спортом в современном обществе, являются мотивирующим фактором для 40% опрошенных лиц с нарушением зрения, остальные предпочитают на первое место при занятиях спортом поставить спортивнотехнические результаты. Данный вопрос относится к категории выделения видов современной спортивной деятельности и рассматривается многими социологами спорта: одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт, другие - на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий. И.И. Переверзин считает, что такое деление связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов и оказывать им оправданную государственную поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов и учащихся [5]. Согласно проведенному исследованию, данные категории свойственны и современному спорту слепых с учетом особенностей спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения.

Абсолютному большинству респондентов (75%) спорт дал интересную жизнь и общение, позволил получить уважение и авторитет. Успехи в спорте являются для этих людей основной целью в жизни на данном этапе (68%), что характеризует их полную вовлеченность в систему социальных отношений, направленную на достижение как спортивно-технического результата, так и получение определенных материальных благ. Постоянное участие в тренировочных мероприятиях и соревнованиях приводит к тому, что большинство знакомых у спортсменов (95%) также вовлечены в физкультурно-спортивную деятельность. Также важно отметить, что 12% респондентов, согласно данным анкетирования, успешно реализуют себя в других сферах деятельности.

186

На вопрос «Что для Вас самое важное в спорте?» были получены следующие ответы (можно было указать несколько вариантов ответов): возможность участвовать в

соревнованиях (20%); тренировки (31%); взаимодействие с другими членами команды (51%); победа в соревнованиях (32%).

Полученные данные соответствуют мотивационной структуре занятий

физическими упражнениями и спортом у лиц с инвалидностью, где на первом месте стоит стремление к социализации и личностному росту, далее - оздоровление и физическая реабилитация, физическое совершенствование. Также, по мнению И.П. Волковой, основными составляющими структуры адаптационноинтеграционного потенциала личности

инвалида по зрению выступают коммуникативные свойства и установки,

обеспечивающие установление контакта с другими людьми; ценностно-смысловые характеристики, определяющие

направленность осознаваемой активности личности [1, 2]. Опираясь на данные научных исследований, мы предположили, что полученный результат связан с менее выраженной степенью общей

эмоциональности, с большей выраженностью экстравертивной направленности у лиц с нарушением зрения.

Важным фактором явилось и то, что 92% из участвовавших в проведенном исследовании выразили уверенность в своем будущем, при этом большинство из них активно вовлечены в физкультурноспортивную деятельность.

Подтверждением данных, полученных в результате анкетирования, являются

Литература:

1. Волкова И.П. Индивидуально-

типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. - 2005. - № 3. - С. 39-47.

2. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. 19.00.10 / Волкова Ирина Павловна. - Санкт-Петербург, 2010. - 43с.

3. Евсеева О.Э., Евсеев С.П. Адаптивный спорт и воспитание спортсмена // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 3. - С. 50- 5.

4. Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта. - Малаховка, МОГИФК, 1994.

5. Переверзин И.И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов / Переверзин

результаты участия лиц с нарушением зрения в спортивно-тренировочном процессе женской сборной России по голболу, члены которой приняли участие в проведенном анкетировании. Начиная с 2011 года, спортсменки показывают очень высокие спортивные результаты, что привело к тому, что впервые женская сборная России примет участие в Паралимпийских играх 2016 года. Возрастание спортивных достижений положительно повлияло на жизненный статус спортсменок, каждая из которых получает ежемесячную стипендию, как от региональных комитетов по физической культуре и спорту, так и от Министерства спорта России. Все спортсменки обучаются в высших учебных заведениях, что открывает им новые перспективы после окончания спортивной карьеры.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что степень реализации реабилитационно-социализирующего потенциала в значительной мере может быть обусловлена организацией учебно-

тренировочного процесса в спорте слепых с обязательным учетом индивидуальнотипологических свойств. Результаты анкетирования дают основание утверждать, что вовлечение лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность,

соотнесенную с их индивидуальнотипологическими особенностями, позволяет им лучше приспособиться к социальному взаимодействию, общению, самопознанию и, самое главное, восприятию жизни в условиях, обусловленных наличием ограниченных возможностей здоровья.

И.И., Суслов Ф.П. // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 15-17.

6. Ростомашвили Л.Н. Методы и формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья / Л.Н. Ростомашвили, Н.В. Лукьянченко, Т.С. Овчинникова [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина / Мин-во образования и науки РФ [и др.]. - Красноярск: Центр информации, 2011.

7. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. - М.: Флинта, Наука, 2004.

References:

1. Volkova I.P. Individual'no-tipologicheskie osobennosti lic s narushenijami zrenija // Defektologija. -2005. - № 3. - S. 39-47.

2. Volkova I.P. Psihologija social'noj adaptacii i integracii ljudej s glubokimi narushenijami zrenija:

187

avtoref. dis. ... d-ra psih. nauk. 19.00.10 / Volkova Irina Pavlovna. - Sankt-Peterburg, 2010. - 43s.

3. Evseeva O.Je., Evseev S.P. Adaptivnyj sport i vospitanie sportsmena // Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura. - 2014. - № 3. - S. 50-55.

4. Zholdak V.I., Korotaeva N.V. Sociologija fizicheskoj kul'tury i sporta. - Malahovka, MOGIFK, 1994.

5. Pereverzin I.I. O strukture sovremennogo sporta vysshih dostizhenij i social'no-pravovom statuse sportsmenov-professionalov / Pereverzin I.I., Suslov F.P.

// Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2002. - № 5. -S. 15-17.

6. Rostomashvili L.N. Metody i formy raboty s det'mi, imejushhimi otklonenija v razvitii i ogranichennye vozmozhnosti zdorovja / L.N. Rostomashvili, N.V. Lukjanchenko, T.S. Ovchinnikova [i dr.]; pod obshh. red. N.V. Laletina / Min-vo obrazovanija i nauki RF [i dr.] -Krasnojarsk: Centr informacii, 2011.

7. Stoljarov V.I. Sociologija fizicheskoj kul'tury i sporta. - M.: Flinta, Nauka, 2004.

Сведения об авторе:

Баряев Алексей Алексеевич (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, зав. сектором ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», e-mail: barsey@yandex.ru

Data about the author:

Baryaev A. (Saint-Petersburg, Russia), candidate of pedagogy sciences, head of department, Saint-Petersburg research institute of physical culture, e-mail: barsey@yandex.ru

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.