Научная статья на тему 'Развитие зрительно-двигательно-моторной координации и сенсорного опыта у детей с патологией зрения в условиях ДОУ'

Развитие зрительно-двигательно-моторной координации и сенсорного опыта у детей с патологией зрения в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1153
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанова Н.А.

Целью статьи является рассказать о значении развития зрительно моторной координации и сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения, а также познакомить с примером.комплекса заданий, включающий в себя ознакомление с основными графическими понятиями (контурная, вертикальная и горизонтальная линии, кривая и прямая линии, отрезок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирсанова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие зрительно-двигательно-моторной координации и сенсорного опыта у детей с патологией зрения в условиях ДОУ»

Развитие зрительно-двигательно-моторной координации и сенсорного опыта у детей с патологией зрения в условиях

ДОУ

Кирсанова Н. А.,

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 2», г. Великие Луки, Россия

Аннотация. Целью статьи является рассказать о значении развития зрительно -моторной координации и сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения, а также познакомить с примером .комплекса заданий, включающий в себя ознакомление с основными графическими понятиями (контурная, вертикальная и горизонтальная линии, кривая и прямая линии, отрезок).

В Псковской области в городе Великие Луки находится чудесное коррекционное дошкольное учреждение «Филиппок» - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида». Особенностью данного детского сада является то, что в нём ведётся работа по двум направлением: коррекция патологии зрения и коррекция речевых нарушений. С каждым годом состав детей, поступающих в детские сады, всё чаще становится неоднороден по состоянию общего физического и психического развития, зрительного восприятия и речевого развития. Такие дети имеют свои специфические особенности развития. В связи с этим необходимо уточнить, конкретизировать целенаправленность всестороннего развития этой категории детей.

Важное значение для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществления развития зрительно-моторной координации и сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребенка.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его и т. д. таким образом, ощущение и восприятие - непосредственное, чувственное познание действительности. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать у детей.

Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребёнка с нарушением зрения заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в наш век, ознаменованный колоссальным объёмом информации, более 80% которой поступает через зрительный канал связи.

Специфическое развитие ребёнка с депривацией зрения, обусловленное нарушением зрительного анализатора, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с этим целенаправленное использование и сочетание физических и специальных упражнений в системе с коррекционными занятиями поможет создать благоприятные условия для освоения ребёнком основных движений, развития зрительно-моторной координации и сенсорного развития. Всё это подтверждается утверждением Сековец Л.С. , что «комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития личности ребёнка: двигательно-ритмической деятельностью, развитием зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторикой и крупной мускулатурой.» (Л.С. Сековец, 2001)

Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача, которая решается в специальных коррекционных учреждениях и родителями в условиях семьи.

Исходя из вышеизложенного следует, что развитие зрительно-двигательно-моторной координации и сенсорное развитие являются неотъемлемой частью для создания успешной социальной адаптации детей с нарушениями в развитии. Совокупность таких коррекционных мероприятий позволит нам создать благоприятные условия для вступления ребёнка во взрослую жизнь.

«Тифлопсихологические и тифлопедагогические данные указывают на то, что подключение руки в акт зрительного восприятия слабовидящего обеспечивает ему компенсацию зрительной недостаточности».

В то же время мы должны вовремя перевести внешние практические действия ребёнка во внутренний план. Одним из проявлений реализации данной задачи является развитие у ребёнка с амблиопией и косоглазием зрительно - моторной координации. Решение этой задачи предполагает тренировочную деятельность детей в проведение непрерывных прямых линий, кривых и изогнутых под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.

решила разработать комплекс заданий, включающий в себя ознакомление с основными графическими понятиями (контурная, вертикальная и горизонтальная линии, кривая и прямая линии, отрезок), которые также помогут при развитии зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения.

Пример занятия

Тема: Вертикальная и горизонтальная линии.

Цели:

1. Развитие зрительного восприятия и глазомера. Развитие пространственной ориентировки на вертикальной и горизонтальной плоскостях. познакомить детей с графическими понятиями «вертикальная и горизонтальная линии».

2. Развитие зрительно - моторной координации и пространственной ориентировки на вертикальной плоскости. Развитие ручной моторики. Развитие двигательных навыков (наклоны в сторону).

Методика проведения

1. Строители - дидактическое упражнение ( дети строят дом из больших кубиков и при помощи верёвочки с грузом определяют ровность стены дома)

2. Гимнастика для глаз

3. Треугольник - физическое упражнение с активизацией зрения. ( работа с гимнастическим катком).

Оборудование:

Набор больших кубиков, верёвка с грузом, мольберт, мел, гимнастические катки.

«Как правило дети, страдающие косоглазием и амблиопией, плохо ориентируются в пространстве. У многих двигательные реакции замедленные, такие дети вялы, заторможены. Другие, напротив, перевозбуждены, двигательно-беспокойны. В результате систематического педагогического воздействия эти недостатки с течением времени изживаются.» (Л.А. Григорян, Л.И. Плаксина, 1998).

Также при проведении своих коррекционных занятий я широко использую приёмы ознакомления детей с сенсорным эталоном «форма» и «пространство» (выделение катком и взглядом на заданном участке траектории) т. к. « Нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения предметов. При монокулярном зрении наблюдаются сложности видения объёмных предметов в макро-пространстве, соотнесение расстояния, местоположения и взаимоотношений между объектами». (Л.И. Плаксина, 1999 ) Уже с самого первого занятия можно было выделить несколько задач, на решение которых стоило обратить особое внимание: выработать у детей уверенность в своих силах, чётко следить за выполнением заданий каждым ребёнком и обращать их внимание на захват гимнастического катка стоит отметить. Что у детей сразу появился огромный интерес к данному типу занятий.

Таким образом, при формировании пространственных представлений мы сможем развить у детей с нарушенным зрением пространственное мышление и научим использовать, полученные знания в практической деятельности, что в последующем значительно облегчит их процесс обучения в начальной школе.

Вышеизложенные разработки помогают расширить возможности педагогов и дефектологов при осуществлении коррекционной работы с детьми с патологией зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л.И. Плаксина, 1999. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду ля детей с нарушением зрения, Москва

2. Л.А. Григорян, Л.И. Плаксина, 1998. Содержание медико - педагогической помощи в ДОУ для детей с нарушением зрения, Москва

3. Л.С. Сековец, 2001. Корекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения, Н. Новгород

4. Статья в журнале: М. А. Мишин, 200. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2000. — № 1. — С. 44-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.