Научная статья на тему 'Развитие высшего образования в контексте социокультурной трансформации'

Развитие высшего образования в контексте социокультурной трансформации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шогенова Фатимат Амедовна

В статье автором рассматриваются тенденции развития высшего образования в контексте социокультурной трансформации. Особенностью современного социально-экономического реформирования в Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author considers higher education development in a context of transformation of social culture. Feature of modern social and economic reforming in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие высшего образования в контексте социокультурной трансформации»

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ШОГЕНОВА Ф.А.

В статье автором рассматриваются тенденции развития высшего образования в контексте социокультурной трансформации. Особенностью современного социально-экономического реформирования в Российской Федерации.

Современная образовательная практика обозначила необходимость разработки концептуально-теоретических подходов к изучению проблем развития национально-региональных образовательных систем в качестве приоритетной задачи российской педагогической науки, в которой до сих пор не разработаны принципы реализации национально-региональных аспектов в образовательной и воспитательной практике, не определены направления изучения данной проблемы. К первой попытке подобного характера следует отнести работу Загвязин-ского В.И. «Проектирование региональных образовательных систем» (Педагогика, 1999. №5), в которой прогнозируются пути эволюции российского образования в продолжающийся период «глубокого и перманентного кризиса». Как указывает автор, «сегодня высвечивается важная миссия российского образования - способствовать социальной стабильности и прогрессу, восстановлению и развитию культурного и кадрового потенциала страны посредством гармонизации отношений в макро-, мезо-, и микросоциуме. Прежде всего, это касается кардинальных, основополагающих отношений в таких системах, как человек - природа, человек

- общество, общество - природа, человек - человек».

Федеративность Российского государства предполагает ориентацию социальных институтов на региональные социально-экономические, культурно-образовательные, этно-исторические, эколого-деятельностные и другие особенности конкретного региона. Все субъекты современной России видят в развитии национально-региональных систем образования путь закрепления своих исторических перспектив. Показательны в этом плане недавно разработанные и вынесенные на обсуждение педагогической общественности программные документы: «Федеральная программа развития российского образования», «Национальная доктрина образования до 2025 года», которые определяют образовательно-воспитательную сферу как национальное достояние, «генетическую матрицу» современного российского общества. Как указывает Шаповалов В.К., политико-рефлексивные установки региона и центра сходятся на том, что в новых условиях образование должно в своей структуре, содержательном, типологическом и управленческом аспектах отражать фактор региональности.

Современный процесс государственной децентрализации и регионализации обусловливает необходимость поиска в образовательной сфере стратегии реформирования и конкретных направлений выхода из создавшегося кризиса. В связи с тем, что изменилась образовательная парадигма, необходимо развивать инновационное образование. Необходимы такие пути обновления образовательной системы, которые наилучшим образом способствовали бы разрешению противоречия между быстрым увеличением объема знаний в современном мире и ограниченными возможностями индивида в их усвоения . Именно это заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции (Савельев А.Я.).

В разработанной Шукшуновым В.Е., Взятышевым В.Ф., Романковой Л.И. концепции про-

In article the author considers higher education development in a context of transformation of social culture. Feature of modern social and economic reforming in the Russian Federation.

гнозирования развития образования, основанной на анализе образовательных парадигм, на наш взгляд, необходимо учесть значительный спектр политических, социально-экономических факторов современной жизни, возлагая на новую образовательную парадигму способность содействовать «изменению мира». Основная цель и назначение новой парадигмы видится в ее способности ликвидировать разрушительное влияние научно-технической революции, повернуться к проблемам Человека, реализовать на практике принципы гуманизации, разрешить противоречия между требованиями общества и возможностями образовательной системы.

Особенностью современного социально-экономического и реформирования в Российской Федерации является эмпиричность, запаздывание в теоретическом осмыслении происходящих процессов, а также отсутствие ориентиров, направляющих и корректирующих процессы реформ. Это относится также к образовательной сфере, переживающей кардинальные изменения в процессуальной и содержательных областях, которые связаны с современными общественными процессами децентрализации и гуманизации.

Принципы современной образовательной политики России должны включать следующие составляющие:

— создание условий для развития региональных образовательных систем с учетом их включенности в российское и мировое образовательное пространство;

— отражение в содержании образования федеральных и национально-региональных интересов; регулирование региональной образовательной политики в рамках сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации;

— разработка принципов обновления содержания высшего профессионального образования с учетом тенденций развития современного высшего образования - гуманизации, гуманитаризации, вариативности, интегративности и т.д.

Однако важно заметить, что социокультурный аспект в общих принципах стратегии реорганизации различных общественных сфер до сих пор либо остается на втором плане, либо сведен к «национальному» и «этнонациональному».

Библиографический список:

1. Кезин А.С. Фундаментальность высшего образования как основа развития интеллектуального капитала и профессиональной компетентности личности. // Научные исследования в образовании. 2008. № 4. С. 26-28.

2. Говердовская Е.В. О стратегии развития высшего профессионального образования в по-ликультурном регионе // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 12. С. 29-31.

3. Приоритеты в высшем образовании. // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 8. С. 5-6.

Ключевые слова: высшее образование.

Keywords: higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.