Научная статья на тему 'Развитие вожатского движения в контексте подготовки к освоению профессий будущего'

Развитие вожатского движения в контексте подготовки к освоению профессий будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1487
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЖАТЫЙ / РЕКРЕАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RECREATIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО / PROFESSIONS OF THE FUTURE / ПОЛИТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / POLITICIZATION OF PEDAGOGICAL TRAINING / CAMP COUNSELLOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гневэк О.В., Савва Л.И.

Современную подготовку вожатых для детских образовательно-оздоровительных центров необходимо рассматривать в общем контексте развития рекреационного образования. Для реализации указанной цели требуется переход к профессиональному обучению представителей новых профессий, таких как игромастер, игропедагог, модератор образования, разработчик инструментов обучения новым состояниям сознания, тренер по майнд-фитнесу. Профессиональная подготовка представителей новых профессий возможна в рамках трансформированных программ профиля «Педагог дополнительного образования» либо в ходе параллельного обучения профессиям в системе дополнительного профессионального образования. Для студентов необходимость овладения профессиями будущего обнаруживает летняя вожатская практика. Такую конструктивную мотивацию необходимо поддерживать у студентов на всех последующих этапах вузовского обучения и одновременно с эти противодействовать наметившейся политизации педагогического образования отрицательной тенденции, по мнению авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гневэк О.В., Савва Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие вожатского движения в контексте подготовки к освоению профессий будущего»

IV. К ОБСУЖДЕНИЮ

УДК: 371.13:379.83/.84

О. В. Гневэк (Магнитогорск, Россия) Л. И. Савва (Магнитогорск, Россия)

РАЗВИТИЕ ВОЖАТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО

Аннотация. Современную подготовку вожатых для детских образовательно -оздоровительных центров необходимо рассматривать в общем контексте развития рекреационного образования. Для реализации указанной цели требуется переход к профессиональному обучению представителей новых профессий, таких как игромастер, игропедагог, модератор образования, разработчик инструментов обучения новым состояниям сознания, тренер по майнд-фитнесу. Профессиональная подготовка представителей новых профессий возможна в рамках трансформированных программ профиля «Педагог дополнительного образования» либо в ходе параллельного обучения профессиям в системе дополнительного профессионального образования. Для студентов необходимость овладения профессиями будущего обнаруживает летняя вожатская практика. Такую конструктивную мотивацию необходимо поддерживать у студентов на всех последующих этапах вузовского обучения и одновременно с эти противодействовать наметившейся политизации педагогического образования -отрицательной тенденции, по мнению авторов.

Ключевые слова: вожатый, рекреационное образование, профессии будущего, политизация педагогической подготовки.

В настоящее время детские оздоровительные центры рассматриваются как дополнительные образовательные пространства, в условиях которых дети оздоравливаются и саморазвиваются в игровой форме. Для целесообразного управления досуговой деятельностью детей и подростков в «Перечне поручений Президента РФ, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей»1, определены задачи организации и разработки профессиональных стандартов для работников детских образовательно-оздоровительных центров (ДООЦ).

Среди педагогов ДООЦ особое место занимают вожатые, являющиеся интеллектуальным центром реализации образовательно-оздоровительных мероприятий. В последние годы Министерство образования и науки РФ обратило пристальное внимание на профессиональную подготовку вожатых, во многом инициировав возрождение самого вожатского движения, созданного еще в период существования СССР. В учебные планы образовательных программ по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) «Образование и педагогические науки» возвращен модуль «Основы вожатской деятельности» [1], ориентированный на профессиональную подготовку педагогов-организаторов для ДООЦ. Указанная программа предусматривает 7 содержательных элементов - модулей: психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатых; история вожатского дела; нормативно-правовые основы работы вожатого; информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого; основы безопасности жизнедеятельности; организация массовых мероприятий; профессиональная этика и культура вожатого [2].

Реализация программы продемонстрировала целый ряд очевидных достоинств, но одновременно обнажила и ее некоторую ограниченность. Многолетний опыт организации летней вожатской практики свидетельствует, что современным детям и подросткам интереснее общаться с единомышленниками - людьми (не всегда сверстниками) близкими им по интересам, избранному хобби, увлечению и т. п. Обычные детские смены превратились в тематически ориентированные заезды, предполагающие, в соответствии с темой, приглашение из-

1 Перечень поручений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей. ПР-1300. от 6 июля 2016 года [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/52491 (дата обращения: 15.07.2016).

IV. К ОБСУЖДЕНИЮ

вестных людей, педагогов, ученых, артистов - одним словом, кумиров детей. Школьники получили возможность погрузиться в избранную область интересов и существенно углубить свои компетенции. В этих условиях современный вожатый должен быть готов вместе с детьми включиться в новую для себя область интересов, т. е. быть готовым к самообучению в занимательной форме.

Изменение концепции организации детского отдыха в его отношении к образовательной деятельности привело к появлению нового понятия «рекреационное образование». Его определяют как «вид образования, который направлен на проведение перерывов, отдыха, восстановление сил (расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных, умственных и эмоциональных сил) и здоровья детей, организацию их свободного времени и не сопровождается повышением уровня образования» [3]. Определились также подвиды рекреационного образования, а именно: отдых, оздоровление, организация досуга во время перерывов, каникул в образовательном процессе. Все они по природе своей предполагают преимущественную реализацию игровых форм, использование занимательных по сути видов работ, ориентированных на воспроизводство или стимулирование, физических, интеллектуальных, умственных и эмоциональных сил.

Совершенно очевидно, что новое понимание содержания детского досуга предполагает масштабную координацию взаимодействий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с организациями, обеспечивающими отдых и оздоровление детей. Более того, необходима скорейшая переориентация педагогических вузов на подготовку специалистов в области рекреационного образования. В подобных специалистах остро нуждаются организации следующих типов:

- организации отдыха и оздоровления детей сезонного и круглогодичного действия, стационарного либо нестационарного (палаточного) типа с круглосуточным, либо дневным пребыванием (загородные лагеря отдыха детей и их оздоровления, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры);

- специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря),

- санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации;

- лагеря, созданные образовательными организациями для отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);

- детские лагеря труда и отдыха;

- детские лагеря палаточного типа;

- детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные, туристические, эколого-биологические, творческие, историко-патриотические, технические, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и т.п.

Важно определиться с конкретными видами профессий специалистов рекреационного образования: одна часть профессий ориентирована только на реализацию специфики как конкретных типов ДООЦ, другая - на обслуживание нужд, общих для центров отдыха и оздоровления. Для рекреационного образования необходимы специалисты новых для области традиционной педагогики профессий. В первую очередь требуется подготовка таких специалистов, как игромастер и игропедагог [4].

Не требует особого доказательства тезис о том, что обучение через игру является испытанной и результативной формой, рождающей, в силу своей занимательности, глубокий познавательный интерес, дух соперничества и стимулирующей развитие творческих способностей играющих. Игромастер в большей степени выступает в роли разработчика игр с использованием различных симуляторов, в то время как игропедагог будет не только разрабатывать игровые методики обучения, но и сам выступать их активным участником (персонажем).

Модератор образования, объединяя детей на основе единого интереса, хобби, может организовать творческую проблемную группу для разработки и реализации конкретного проекта, занимательного и актуального для всех членов временного коллектива. Разработчик инструментов обучения новым состояниям сознания осуществляет тренинги, ориентирован-

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2018. Т. 2. № 1

ные на повышение концентрации, расслабление и т. п., а тренер по майнд-фитнесу реализует программы развития необходимых когнитивных навыков у детей по их желанию (например, память, концентрацию внимания, скорость чтения, устный счет и др.).

Все названные профессии при условии трансформации программ профиля «Педагог дополнительного образования» могут быть освоены креативным российским студенчеством и прежде всего студентами-педагогами. Они постигают основы вожатской деятельности на практике и поэтому осознают меру востребованности указанных выше профессий. Другим вариантом получения новых профессий может стать параллельное дополнительное профессиональное образование.

Очевидно, что работа вожатого, открывающая дверь в новые педагогические сферы деятельности, сохраняет свою актуальность для любого типа оздоровительно-образовательного центра, поэтому подготовка вожатых, а впоследствии и представителей новых профессий, должна стать, с нашей точки зрения, важной частью профессиональной подготовки педагогов в целом.

Это обстоятельство осознается и разработчиками концепции возрождения вожатского движения, вносящими политическую составляющую в этот процесс. Говорить о наличии указанной тенденции позволяют результаты обсуждения министерского документа «Пояснительная записка к системе непрерывных практик студентов, направленных на формирование умений реализовывать профессиональные функции, связанные с воспитанием»2. Данный документ распространяет созданную Костромским государственным университетом программу педагогических практик. Костромские разработчики ориентировали всю программу на отработку студентами одной-единственной компетенции, связанной с организацией воспитательной (внеурочной) работы в общеобразовательных организациях, в организациях отдыха детей и их оздоровления, а именно «способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности» (ПК-3) .

При этом летняя вожатская практика студентов-педагогов, как и две другие - учебная и производственная, направлены отнюдь не на открытие значимости новых профессий, следовательно, в полной мере не способны решить задачи, поставленные в Поручениях Президента4. Система учебных и производственных практик, выстроена в Программе следующим образом:

- 2 курс: учебная «общественно-педагогическая» распределенная практика в качестве вожатого или педагога-организатора в школе;

- летняя производственная педагогическая практика в загородных лагерях в качестве вожатого;

3 курс: производственная педагогическая практика в качестве учителя-предметника и классного руководителя в школе.

Целью общественно-педагогической практики считается формирование профессиональных компетенций в сфере воспитательной работы с детьми и подростками, отработка умений подготовки и проведения общешкольных дел, сопровождения участия школьников в

деятельности Российского движения школьников5 (РДШ), других общественных объедине-~ 6 ний, органов ученического самоуправления .

2 Пояснительная записка к системе непрерывных практик студентов, направленных на формирование умений реализовывать профессиональные функции, связанные с воспитанием : приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ. № 09-507 от 06.04.2018.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/news/8/15 (дата обращения: 02.02.2018).

4 Перечень порученийпо вопросам организации отдыха и оздоровления детей. ПР-1300. от 6 июля 2016 г.

5Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [Электронный ресурс] // Российское движение школьников [Сайт]. URL: http://xn--80aaoto6a.xn--d1axz.xn--p1ai/about

6 Пояснительная записка к системе непрерывных практик студентов, направленных на формирование умений реализовывать профессиональные функции, связанные с воспитанием.2018. п. 4.

I V . К О Б С У Ж Д Е Н И Ю

Целью летней производственной практики является отработка у студентов профессиональных умений и навыков работы в качестве вожатого с временным детским объединением в организациях и учреждениях оздоровления и отдыха детей и подростков

В рамках современных требований к вожатскому корпусу, именно молодые педагоги должны продемонстрировать в ДООЦ современные образовательные практики, интегрирующие в своем содержании развлекательный, воспитательный и обучающий потенциал; преобразовать оздоровительные центры в площадки реализации инновационных образовательных проектов, выступить инициаторами привлечения детей в ряды членов РДШ.

Для привлечения школьников в ряды РДШ в последние годы создаются многочисленные учебно-методические пособия, требования которых сводятся к логически прозрачному алгоритму (см. Таблица).

Таблица

Памятка для работы со школьным активом_

Алгоритм работы с обучающимися при наличии организации РДШ Алгоритм работы с обучающимися при частичной популяризации РДШ Алгоритм работы с обучающимися при отсутствии актива РДШ

Если в школе есть актив РДШ Если в школе есть органы ученического самоуправления, детская организация, не связанная с деятельностью РДШ Если в школе отсутствуют органы ученического самоуправления и отсутствует актив РДШ

Соберите активистов, проведите разговор о том, какие дела Вы можете провести вместе с ребятами для школы, микрорайона Примите участие в заседании органа ученического самоуправления, актива детской организации для того, чтобы познакомиться с деятельностью ребят Подготовьте короткое сообщение о РДШ. На классных часах (5-11 класс) расскажите о деятельности РДШ

При необходимости проведите занятие по развитию лидерских компетенций актива Проведите с ребятами встречу и расскажите о деятельности РДШ Обсудите, как школьный актив, ученики могут включиться в деятельность РДШ Проведите «Акт добровольцев» - пригласите всех, кто хочет сделать жизнь школы интереснее, разнообразнее. На встрече обсудите, что хотят и могут сделать сами ребята для улучшения жизни. Проведите занятие по развитию лидерских компетенций актива

Проведите коллективное планирование совместной деятельности студентов и школьного актива; подготовьте, проведите интересные и полезные для ребят дела, проанализируйте их вместе с ребятами Проведите коллективное планирование совместной деятельности студентов и школьного актива; подготовьте, проведите интересные и полезные для ребят дела, проанализируйте их вместе с ребятами Проведите коллективное планирование совместной деятельности студентов и школьников; подготовьте, проведите интересные и полезные для ребят дела, проанализируйте их вместе с ребятами

Задача вовлечения школьников в ряды РДШ представляется благородным делом, но она не должна решаться исключительно «сверху», поскольку без продуманных механизмов, без специальной подготовки кадрового состава образовательных учреждений, без сопровождающей социальной рекламы, без демонстрации привлекательности организации на региональном и государственном уровне все предлагаемые усилия рискуют превратиться в «кампанейщину».

Студент-практикант, приходящий на учебную или производственную практику, «вписывается в систему», решая насущные проблемы самой образовательной организации, и его усилия по популяризации РДШ могут быть просто не оценены или оценены неверно. Программа Российского движения школьников не ориентирована на выполнение целей и задач различных видов педагогических практик. Не ориентирована она и подготовку будущих

7 Там же.

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2018. Т. 2. № 1

педагогов к освоению новых профессий. При этом студент, демонстрирующий компетенции представителя профессии будущего, во время прохождения любого вида практики вызовет больший интерес у педагогического коллектива, нежели молодой педагог, решающий не свойственные ему политические задачи. Считаем, что следует продумать иной механизм, позволяющий каждому школьнику понять, что РДШ - движение широких возможностей. Для этого требуется вдумчивое осмысление накопленного движением опыта и его популяризация через социальные сети и СМИ. В этой связи инновации в области вожатского движения целесообразно связать с освоением будущими учителями новых профессий. В рамках этих профессий вполне логично разработать приемы и способы популяризации РДШ в среде российской молодежи.

Итак, осмысление современных вызовов к системе образования и явного социального заказа общества на освоение педагогами новых профессий позволяет утверждать, что будущих педагогов следует ориентировать в теории и на практике на освоение профессий будущего. Этот процесс целесообразно начинать в период подготовки студентов-педагогов к летней вожатской практике и продолжать его на всех последующих этапах вузовского обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная программа модуля «Основы вожатской деятельности» для обучающихся в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки [Электронный ресурс]. М., 2017 // Московский педагогический государственный университет [Сайт]. URL: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2017/08/Programma-Osnovyi-vozhatskoy-deyatelnosti-utv-FUMO-2.pdf (дата обращения: 02.02.2018).

2. Сысоева М. Е., Хапаева С. С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 128 с.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70440506/#ixzz5I8nfMdSX (дата обращения: 02.02.2018).

4. Атлас новых и вымирающих профессий [Электронный ресурс]. URL: https://pikabu.ru/story/atlas_novyikh_i_vyimirayushchikh_professiy_4686313) (дата обращения: 02.02.2018).

O. V. Gnevek (Magnitogorsk, Russia) L. I. Savva (Magnitogorsk, Russia)

DEVELOPMENT OF CAMP COUNSELLORS' MOVEMENT IN THE CONTEXT OF TRAINING FOR ACQUIRING PROFESSIONS OF THE FUTURE

Abstract. Today's training of counsellors for children's educational and health centres should be considered in the general context of recreational education development. To achieve goals of this education, it is necessary to turn to professional training of representatives of new professions such as a game-master, a game-educator, an education moderator, a developer of training tools for new states of consciousness and a mind fitness trainer. Professional training of representatives of new professions is possible within the framework of the transformed curricula of "Teacher of Additional Education" or concurrent profession training in the system of additional vocational education. Summer camp counsellors' practice reveals the urgent necessity of mastering professions of the future. This motivation should be supported at all subsequent stages of university education. The emerging politicization of pedagogical education is assessed as a negative tendency.

Keywords: camp counsellor, recreational education, professions of the future, politicization of pedagogical training.

REFERENCES

1. Primernaya programma modulya «Osnovy vozhatskoi deyatel'nosti» dlya obuchayushchikhsya v ramkakh UGSN 44.00.00 «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki [Elektronnyi resurs]. Moscow, 2017, Mos-kovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet [Sait], URL: http://mpgu.su/wp-

IV. К ОБСУЖДЕНИЮ

content/uploads/2017/08/Programma-Osnovyi-vozhatskoy-deyatelnosti-utv-FUMO-2.pdf (data obrashcheni-ya: 02.02.2018).

2. Sysoeva M. E., Khapaeva S. S. Osnovy vozhatskogo masterstva. Kurs lektsii. Rabochaya tetrad', Moscow, Tsentr gumanitarnoi literatury «RON», 2002. 128 p.

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 1 iyulya 2013 g. no. 499 "Ob utver-zhdenii Poryad-ka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noi deyatel'nosti po dopolni-tel'nym professional'nym pro-grammam" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs], Portal GARANT.RU (Garant.ru). URL: Sistema GARANT: http://base.garant.ru/70440506/#ixzz5I8nfMdSX (data obrashcheniya: 02.02.2018).

4. Atlas novykh i vymirayushchikh professii [Elektronnyi resurs], URL: https://pikabu.ru/story/atlas_novyikh_i_vyimirayushchikh_professiy_4686313) (data obrashcheniya: 02.02.2018).

Гневэк О. В., Савва Л. И. Развитие вожатского движения в контексте подготовки студентов к освоению профессий будущего // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 73-78.

Gnevek O. V., Savva L. I. Development of Camp Counsellors' Movement in the Context of Training for Acquiring Professions of the Future, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 2, pp. 73-78.

Сведения об авторах

Гневэк Ольга Владимировна - профессор, доктор педагогических наук, директор Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; gnevek.olga@yandex.ru

Савва Любовь Ивановна - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; savva.53@mail.ru

Authors:

Ol'ga V. Gnevek, professor, Doctor of Science in Pedagogy, Director of the Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; gnevek.olga@yandex.ru.

Liubov' I. Savva, professor, doctor of Science in Pedagogy, professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia; sav-va.53@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.