Научная статья на тему 'Развитие воспитательного пространства образовательного учреждения с использованием потенциала музейной педагогики'

Развитие воспитательного пространства образовательного учреждения с использованием потенциала музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНИК / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ИГРУШКА / КУКЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / AGE-SPECIFIC APPROACH / PRESCHOOLER / CHILDREN AND ADULT COMMUNITY / EDUCATIONAL POTENTIAL / INDEPENDENT WORK / SOCIALIZATION / MUSEUM ENVIRONMENT / TOY / DOLL / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будай Лора Павловна

В статье анализируется воспитательный потенциал модели взаимодействия музея и образовательного учреждения. Особое внимание уделено условиям воспитания самостоятельности детей на территории музея с помощью музейных предметов, организации игры ребенка с игрушкой, методике театрализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing educational space of an educational institution with the use of potential of museum pedagogy

The article analyzes the educational potential of the model of interaction between a museum and an educational institution. Particular attention is paid to conditions of development children's independent work in the museum with the help of museum objects, organization of playing а child with a toy, use of dramatization, games and research activities

Текст научной работы на тему «Развитие воспитательного пространства образовательного учреждения с использованием потенциала музейной педагогики»

Л. П. Будай

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье анализируется воспитательный потенциал модели взаимодействия музея и образовательного учреждения. Особое внимание уделено условиям воспитания самостоятельности детей на территории музея с помощью музейных предметов, организации игры ребенка с игрушкой, методике театрализации

Самостоятельность ребенка - одно из условий его социализации в современном мире. Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества: вхождение индивида в социальную среду, усвоение им социальных воздействий, приобщение его к системе социальных связей и т.д. В развитии самостоятельности ребенка, освоении им различных социальных ролей очень важны игры, игрушки, куклы.

Фундамент самостоятельности закладывается в первые месяцы жизни ребенка. Первые ее проявления можно увидеть в самом раннем возрасте, когда здоровый малыш стремится в пределах своих еще небольших возможностей исследовать окружающее его пространство, а позже приобрести даже некоторую независимость от взрослых в повседневной жизни. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества связано с различными видами деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной, учебной деятельности, которые стимулируют развитие активности и инициативы ребенка, поиск им адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д. Можно наблюдать развитие самостоятельности детей от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, самоконтроля и самооценки в осуществлении творческой деятельности.

Часто родители не обращают внимания на игры своих детей с куклами. Взрослые в первую очередь стремятся научить ребенка чему-то, с их точки зрения, «разумному»: конструированию, счету, письму, анализу и логике, не уделяя

должного внимания игре с куклами, не понимая всей ее важности и значения. Через наблюдение за игрой ребенка с куклой можно многое узнать о его проблемах в развитии. Вовремя не замеченные, не увиденные, не осознаваемые взрослыми проблемы малышей приводят подчас к тому, что у ребенка появляется предрасположенность к психологическим заболеваниям, таким как заикание, энурез и т.д. Вместе с тем эффективным способом лечения таких заболеваний может стать именно кукла, игра с ней: в литературе описаны случаи лечения при помощи кукол бронхиальной астмы, диатеза, кожных аллергических и сердечнососудистых заболеваний [1]. Наблюдения психологов, медиков, педагогов свидетельствуют о том, что посредством куклы - когда внимание ребенка сосредоточено на игре - можно разрешить накопившиеся проблемы гораздо быстрее и эффективнее, чем в разговоре, беседе с врачом, психологом. Организация самостоятельной игры ребенка с куклой позволяет создать условия для коррекции его поведения, то есть в целом для социализации ребенка [2]. Самостоятельная игра ребенка с куклой позволяет взрослому - родителю, воспитателю или педагогу детского учреждения -увидеть возникшую проблему ребенка: часто дети не рассказывают, что с ними происходит, но воспроизводят ситуацию в игре (Л. Н. Захарова, Л. Е. Ковалева, М. В. Рождественская).

Издавна считалось, что кукла - защитный барьер не только для ребенка, но и для взрослого. Так, на Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом, матери от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

Для куклотерапии можно помочь ребенку своими руками создать куклу, похожую на его страх (А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук) [3].

Ребенок ее рисует на куске плотного картона. Кукла вырезается и подвешивается на нитку. В результате, устраивая театр теней, играя с куклой, ребенок получает возможность «управлять» своим страхом.

Очевидно, что создание программы самостоятельной работы с куклой в дошкольном учреждении может включать в себя разные направления, связанные с определенными операциями-действиями ребенка с куклой: изготовление народных, этнографических кукол, кукол-оберегов; изготовление кукол-страхов и обучение ребенка управлять ими для того, чтобы снять страх; изготовление кукол для каждодневной игры как процесс; обучение ребенка игре с куклами для освоения действий взрослых из взрослой жизни, - что, собственно, и станет основой примеривания ребенком на себя разных ролей и социализации.

Формирование программы самостоятельной деятельности ребенка с куклой в образовательном учреждении может происходить в созданных в ДОУ детско-взрослых творческих сообществах детей, родителей, педагогов. Такие сообщества могут стать групповыми субъектами модели социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и музея в рамках целостного воспитательного пространства образовательного учреждения, микрорайона, муниципального района [5, 6, 7].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об интересе педагогов -ученых и практиков к проблеме развития самостоятельности ребенка в образовательном, воспитательном, игровом пространстве (Ю. П. Азаров, Е. Х. Валеева, О. С. Газман, И. Л. Кириллов, М. С. Якушкина) [4, 5, 6].

Анализ литературных источников показывает, что создание интерактивного воспитательного пространства на территории музея требует значительных изменений в деятельности музейных педагогов.

В течение семи лет в музеях Санкт-Петербурга с участием автора проводился эксперимент по развитию самостоятельной деятельности ребенка с куклой в условиях развития воспитательного пространства муниципального района.

На первом этапе эксперимента происходила разработка образовательных и воспитательных программ, объединенных тематикой «Моя любимая кукла», которые предполагали, что ребенок изготовляет свою куклу или формирует поле диалога с понравившейся ему куклой - разговаривает с новой куклой, создает с помощью

родителей, воспитателей сценки, мини-спектакли.

В Детском историческом центре Музея политической истории России, где воссоздан интерьер крестьянской избы, работает «Мастерская Филиппка», где детям предлагают самим сделать игрушки, в которые играли сельские дети в 18-19 столетиях.

Второй этап эксперимента заключался в создании в ДОУ театра дошкольников «Кукла на руке» и игровых уголков к программе «Пляшущая кукла» или «Кукла-марионетка».

Основной площадкой для этого направления эксперимента стал Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. В Кунсткамере программы предусматривали не только самостоятельное изготовление игрушек

- кукол-марионеток, пальчиковых кукол, кукол-перчаток, но и создание кукольных спектаклей с пальчиковыми куклами - куклами-перчатками и куклами-марионетками. Кукла-перчатка -одна из самых живых и веселых театральных игрушек.

Воссоздание праздничных ритуалов народов мира предусматривает использование масок. Третий этап эксперимента - создание в ДОУ театральных программ, формирующих сначала деятельность ребенка с маской, затем театрализованную деятельность - постановку спектаклей в костюмах. Осваивая поэтапно программу, ребенок развивает самостоятельность, творчество.

В Музее американских индейцев в Нью-Йорке, где автор статьи проходила стажировку, программы для детей предусматривают самостоятельное изготовление игрушек-кукол и воссоздание элементов быта - изготовление цветов, плетение корзин, плетение украшений из бисера, приготовление пищи того народа, с которым в данный момент знакомятся дети. Под руководством педагога происходит весь процесс приготовления, затем дети все это съедают и, конечно же, убирают за собой. Дети уходят из музея сытыми и с игрушками в руках.

В Музее политической истории России детей знакомят с жизнью крестьян на Руси в 19 веке; рассказывают, например, как проходил сев, какие традиции соблюдались: самый уважаемый человек на селе выбирался для того, чтобы весной бросить в землю первые зерна, при этом он надевал лучшую рубаху, плел новые лапти, а корзина для сева внутри обшивалась холстиной, чтобы ни одно зернышко не пропало зря. Детям разрешают трогать игрушки, рассматривать их, поиграть с ними. Им можно примерить детскую крестьянскую рубашку, лапти, подер-

жать в руках корзину, попробовать определенным движением руки «бросить зерна в землю». Цель занятия - через игрушку, как этнографический источник, «погрузить» детей в мир русских традиций.

В Российском этнографическом музее разработан комплекс образовательных программ, в которых заложена идея целостного восприятия культур разных народов России через знакомство с традиционной культурой и бытом русского народа в игровой и театрализованной форме. Занятия в музее обязательно включают народные игры, танцы, знакомство с подлинными этнографическими предметами, в частности с игрушками из глины, дерева, соломы, бересты. Это могут быть наборы матрешек, петушки, свистульки, куклы. Дети рассматривают игрушки, описывают их, узнают, что игрушки всегда жили вместе с людьми, служили им, украшали их быт. Занятия начинаются с приветствия кукле, одетой в национальный костюм. Посещая эти занятия, дети не только знакомятся с народным искусством, но и сами становятся создателями игрушек из природного материала под руководством мастера-педагога. Наиболее востребовано изготовление детьми кукол-персонажей русских народных сказок. Далее с помощью самостоятельно изготовленных детьми кукол происходит постановка и показ уникального - единственного в своем роде спектакля.

Важной задачей является включение в самостоятельное творчество присутствующих на занятиях родителей, совместное обсуждение проблем, связанных с художественным и нравственным воспитанием детей.

В Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН на Китайской экспозиции широко представлены тряпичные игрушки, сделанные детьми совместно со взрослыми. Здесь представлены различные куклы, собака Шидза (бла-гопожелательный образ), тигры большие и маленькие (тигр - символ силы и здоровья).

Позитивный опыт в организации самостоятельной трудовой деятельности с вышедшими из использования предметами - орудиями труда накоплен в этнографической деревне-музее под названием «Кикиберг», расположенной недалеко от Гамбурга. Она воссоздана на начало 20 века, а возраст орудий труда более 70-80 лет. Деревня «Кикиберг» длительное время являлась партнером МАЭ (Кунсткамеры) по организации этнографических исследований, экспедиций с участием школьников. В эту деревню родители с детьми могли приехать на несколько дней - в этом специфика музея, удаленного от города. На территории музея можно пожить в

деревенском доме. Поработать на пасеке и попробовать мед. Поработать в конюшне: почистить, покормить и поухаживать за лошадью и покататься на ней. Скосить участок поляны и покормить корову, заработав при этом молока. Можно постричь овец, почистить пруд, где разводят рыб, покормить их, заработав рыбу на ужин. Можно смастерить деревянную игрушку на старинном станке, но самое популярное место у посетителей - это кузница, где под руководством мастера можно выковать себе сувенир на память о посещении музея. Каждый посетитель сам выбирает себе занятие, мастера-педагоги помогают освоить ту или иную трудовую деятельность. Они показывают, как правильно косить траву, собирать мед на пасеке, доить корову, стричь овец. Посетителям предоставлена возможность войти в различные образы: косаря, пасечника, пчеловода, конюха, кузнеца.

На основании проведенного эксперимента выявлены наиболее эффективные на территории музея условия воспитания самостоятельности у детей с помощью игры в куклы:

- выделение зон (залов) на территории музея, где проводится практическая самостоятельная работа с детьми с использованием муляжей музейных предметов, расположенных в экспозиции, учет возрастного подхода к определению приоритетных для развития ребенка видов игрушек для каждой возрастной категории;

- разработка комплекса образовательных программ, сопровождающих изготовление кукол - персонажей сказок, в которых заложена идея целостного восприятия культур разных народов России;

- выбор материалов для создания игрушек-самоделок: игрушки, самостоятельно изготовленные детьми, часто бывают самыми любимыми, так как они сделаны не по заданной необходимости, а в силу того, что этого требует эмоциональная жизнь ребенка;

- преобразование традиционной музейной среды в воспитательное пространство с учетом воспитательного потенциала отдельных музейных предметов, имеющих особое воздействие на личность посетителя: организация самостоятельной работы ребенка с единичным музейным предметом - одна из наиболее эффективных форм организации самостоятельного творчества;

- организция самостоятельной игры ребенка, самостоятельного творчества с использованием методик театрализации, архитектурного проектирования, игровой и исследовательской деятельности, художественного творчества;

- обеспечение психолого-педагогического

сопровождения взрослым самостоятельной деятельности ребенка с игрушкой, основанной на проникновении, вживании в образно-символическую сущность музейной экспозиции;

- разработка подвижных игр, трудовой деятельности, в основе которой куклы, представляющие профессии, - фактор развития личности ребенка. Сфера игры, трудовой деятельности в виде игры - это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей;

- формирование детско-взрослых сообществ детей, педагогов, родителей как групповых субъектов модели взаимодействия музея и ДОУ в условиях развития воспитательного пространства определенной территории.

На Руси испокон веков среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия-куклы которых, лишенные утилитарной значимости, дарили людям тепло и радость.

Литература

1. Куклотерапия // Психология жизни : сайт [Электрон. ресурс]. -URL: http://www.psylive.ru/articles/8450_kukloterapiya.aspx

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. - СПб.: Питер, 1996.

3. Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - М.: Речь, 2007. - 218 с.

4. Народная игрушка: куклы. Закрутка [Электрон. ресурс]. - URL:

- http://www.rukukla.ru/article/trya/ zakrutka.htm

5. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев ; ред. Е. И. Соколова. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. - 128 с.

6. Якушкина М. С. Основные модели взаимодействия институтов непрерывного образования в процессе формирования воспитательного пространства // Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства : тез. участников Летней науч. шк. - Тверь: ООО ИПФ «Виарт», 2005. - С.118-126.

7. Якушкина М. С. Механизм формирования воспитательного пространства // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания : тез. всерос. науч.-практич. конф. - Тольятти ; М., 2006. - С.147-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.