3. Лахтин А.Ю. Влияние самостоятельных занятий физической культурой на состояние здоровья, функциональную и физическую подготовленность студентов первого курса педагогического вуза // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья: сборник научных статей / под ред. В.Л. Крайника, П.Г. Воронцова. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 144.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Структура системной теории развития профессионального образования // Труды четвертых международных научных чтений, посвященных памяти Героя Советского союза, академика РАО С.Я. Батышева / Под ред. Академика РАО А.М. Новикова. - М.: Изд-во ЭГ-ВЕС, 2010. - 218 с.
5. Михайлов Б.А., Трунин В.В. Компетентностная физическая культура студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1. -С. 97-100.
6. Приходько В. В. Непрофессиональное физкультурное образование: учебное пособие / ГЦОЛИФК. - М., 1991. - 85 с.
7. Ретюнский И.В., Пономарев В.В., Организационно-педагогические условия подготовки инструкторов-общественников по плаванию среди студентов вуза в процессе общего учебного курса по дисциплине «физическая культура» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2013. - № 1. - С. 20.
8. Тарасов А.М. Модель программы дополнительного профессионального физкультурного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Российский гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2004.
9. Фендель Т.В. Организационно-педагогические условия компетентно-стного подхода в профессиональном становлении специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2010.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Сарбалаева С.М.*
МБОУ Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа № 7» (филиал), Астраханская область, Наримановский район, п. Прикаспийский
В статье рассматриваются различные подходы к развитию воображения у детей дошкольного возраста. Анализируются педагогические
* Воспитатель.
методы работы по его развитию. Статья будет интересна специалистам дошкольного образования и все, кто интересуется проблемами детства.
Ключевые слова воображение, любознательность, творческая неопределенность, комбинаторные способности, порог критичности.
Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии. Все психологи, изучавшие развитие воображения ребенка, отмечали его существенную роль в развитии личности и мышления. Зарубежные психологи В. Штерн, Л. Дьюи рассматривали воображение ребенка, как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению в воображением взрослого человека.
В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается, как постепенно развивающаяся функция в процессе деятельности. «Систематическая деятельность помогает развивать у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие способности к этому проходит две важные стадии. Первоначально создаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Затем наступает 2 стадия. Значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают полноту и конкретность» [5, с. 92].
Переход воображения на новую ступень связано у детей с увеличением объема знаний об окружающем мире. Знания и полет воображения опирается на реальные закономерности развития окружающего мира. Источником, откуда воображение черпает свои образы является внутренний мир личности. «Но кто скажет, как возникают образы того, что было воспринято чувствами и скрыто во глубине души? С помощью этого богатства образов вещей, или испытанных, или принятых на веру, на основании собственного опыта, я сам присочиняю к данным образам все новые и новые образы. На основании этих образов я представляю будущие действия и приключения, и надежды и думаю обо всем этом, как о настоящем» [18, с. 225]. Выготский Л.С. вывел первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии» [6, с. 213].
Таким образом, развитие воображения детей зависит как врожденных задатков, так и от богатства его жизненного опыта. Чем богаче жизнь ребенка яркими впечатлениями, событиями, тем прочнее фундамент для развития воображения, тем глубже его способность к творческому мышлению. На важность развития воображения именно в детском возрасте указывали все психологи. Выготский Л.С. писал: «все будущее человек постигает при помощи творческого воображения, ориентировка в будущем, поведение опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функ-
ция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребенка по линии его подготовки к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Создание творческой личности, устремленной в будущее подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем» [6, с. 12].
Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте является одной из актуальный педагогических задач. Опыт ребенка в дошкольном возрасте, его комбинаторские способности, развиты недостаточно. Богатство детской фантазии психологами объясняется, как проявление слабости критической мысли. Но именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития воображения, и воспитателю необходимо специально организовывать деятельность детей по развитию у них воображения. Что для этого необходимо?
- Обучать детей путем воздействия на их эмоции и чувства, что обогащает внутренний мир ребенка, формирует его потребности, интересы. Выготский Л.С. писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Ни одна моральная проповедь не воспитает, как живая боль, как живое чувство» [5, с. 13].
- Процесс обучения строить, как систему задач с творческой неопределенностью. Задачи такого типа могут быть решены с помощью догадки, что способствует развитию воображения и эвристического мышления.
- Учить детей умению наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способность к ассоциации, как основе догадки.
- Строить процесс обучения на основе игровой деятельности, как наиболее естественной для данного возраста. Психологи отмечают, что творческие процессы у детей лучше всего выражаются в игре. Игра для ребенка это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из новой действительности. Это процесс, где наиболее ярко проявляется и развивается воображение детей. Сухомлинский В.А. писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [22, с. 15].
- Необходимо у детей развивать любознательность. Любознательность - это стремление к новому, рефлекс «Что такое?». Чем любознательней ребенок, тем он активнее, тем быстрее происходит обогащение его внутреннего мира, памяти «образами вещей мира внешнего». Чем больше индивидуальная копилка таких образов, тем ши-
ре база для воображения и творческой деятельности. В процессе обучения и воспитания детей необходимо поощрять любознательность, как мотив, заложенный самой природой для развития творческого воображения.
Какие приемы может использовать педагог для развития воображения детей?
- Подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование-это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт ребенка.
- Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. - Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
- Имеется способ - аллитерация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица.
- Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
- Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.). - Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
- Прием замещения - это замена одних элементов другими. Существует еще прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным. Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
Еще В.Г. Белинский отмечал, что «Ребенку несравненно интереснее прочесть, отчего идет дождь, мешающий ему бегать по двору, нежели узнать, в каком костюме ходили римляне. Расскажите ему о бабочке, за которой он гоняется по лугу, о лошади, которая возит его в школу, о старом верном друге Барбосе, который стережет дом, а в благодарность принимает побои...» [1, с. 72] и именно на этой основе - интересе, любознательности ребенка, исходящей из его внутренних потребностей и следует строить работу по развитию его воображения, обогащая его жизненный опыт новыми впечатлениями.
Список литературы:
1. Белинский В.Г. Полное собр. Соч. Т. 12. - М., 1926.
2. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977. - С. 304-319.
3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. -М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112 с.
4. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1 - Л., 1974. - С. 262-271, 278-295.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 - М., 1982. - С. 436-455.
6. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
7. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 - 59.
8. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1987. -№ 1. - С. 44-51.
9. Игнатьев Е И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. - М., 1956.
10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979. -С. 3-131.
11. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.
12. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. - Мн., 1987. - С. 74-87.
13. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. -М., 1989. - С. 18-39, 83-97, 113-138.
14. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98-108.
15. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. - Тбилиси, 1972.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 4-е. издание. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - С. 260-271.
17. Найссер У Познание и реальность. - М., 1981. - С. 141-165.
18. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990. - С. 80-100.
19. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. - М., 1989. -С. 344-360.
20. Розетт И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. -Минск, 1977. - С. 13-78, 169-270.
21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Худ. В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.: ил. - Серия: «Вместе учимся, играем».
22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К., 1978.
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
© Хомик О.Н.*
Луцкий институт развития человека Университета «Украина», Украина, г. Луцк
В статье обосновывается эффективность и целесообразность формирования управленческой культуры будущих экономистов. Рассмотрены взгляды ученых на формирование управленческой культуры будущих экономистов. Определены виды деятельности, которые должен выполнять будущий экономист в процессе профессиональной деятельности. Дано определение понятия «управленческая культура будущего экономиста». Охарактеризованы результаты мониторинга формирования управленческой культуры будущих экономистов.
Ключевые слова: будущий экономист, управленческая деятельность, управленческая культура, управленческая культура будущих экономистов, профессиональные знания, профессиональные умения.
Социально-экономические трансформации, процессы глобализации и информатизации общества выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием. Опыт рыночных реформ в Украине и других странах СНГ показал значительную оторванность подготовки специалистов-экономистов от решения практических задач повседневной деятельности предприятий и учреждений экономического профиля. Констатируется низкая личностная готовность боль-
* Ассистент кафедры Информационных технологий и экономической теории.