Научная статья на тему 'Развитие вокалиста в процессе освоения профессиональных навыков музыкальнохудожественного исполнения'

Развитие вокалиста в процессе освоения профессиональных навыков музыкальнохудожественного исполнения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
369
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / MUSICAL AND ARTISTIC DEVELOPMENT / МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / MUSIC AND ARTISTIC PERFORMANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ХУДОЖНИК-ВОКАЛИСТ / ПЕВЕЦ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ARTIST-SINGER / SINGERPERFORMER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сладкопевец Роман Вадимович

В статье рассмотрена одна из проблем развития вокалиста в процессе музыкально-художественного исполнения. По результатам проведенного исследования разработана методика музыкальнохудожественного исполнения. Материал используется в повседневной работе со студентами-вокалистами в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes one of the problems of the vocalist in the musical and artistic performances. According to the results of the research to discover the cause, as well as the technique of musical and artistic performances, the material used in the daily work with students vocalists during vocational training in high schools of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Развитие вокалиста в процессе освоения профессиональных навыков музыкальнохудожественного исполнения»



сю

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

АЗВИТИЕ ВОКАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ

УДК 78.07

Р. В. Сладкопевец

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрена одна из проблем развития вокалиста в процессе музыкально-художественного исполнения. По результатам проведенного исследования разработана методика музыкально-художественного исполнения. Материал используется в повседневной работе со студентами-вокалистами в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: музыкально-художественное исполнение, музыкально-художественное развитие, профессиональная подготовка, художник-вокалист, певец-исполнитель.

The article describes one of the problems of the vocalist in the musical and artistic performances. According to the results of the research to discover the cause, as well as the technique of musical and artistic performances, the material used in the daily work with students vocalists during vocational training in high schools of culture and arts.

Keywords: music and artistic performance, musical and artistic development, training, artist-singer, singerperformer.

Проблема музыкально-художественного исполнения вокалиста относится к числу сложных, многогранных и недостаточно разработанных в научной и методической литературе. В данной работе будут затронуты лишь некоторые отдельные элементы музыкально-художественного развития студентов в процессе профессиональной подготовки в учебных заведениях культуры и искусств.

Чтобы быть интересным для зрителя-слушателя, певец должен в максимальной степени владеть внутренним и внешним артистизмом. Идя все время по линии внутреннего действия и общения с воображаемым объектом, он красками голоса и строго отобранным ассортиментом мимических и видимых внешне физических движений должен строить свое отношение к нему или к воображаемому событию. Без тщательной обра-

ботки актерских и голосовых средств художественного выражения исполнение всегда будет формальным, протокольным, ремесленным. В лучшем случае оно может обратиться в традицию, о которой Ф. Бузони выразился так: «Традиция есть гипсовая маска, снятая с жизни; эта маска, в течение многих лет побывавшая в руках бесчисленного множества ремесленников, в конце концов, позволяет только догадываться о своем сходстве с оригиналом» [1].

Действие, бесспорно, есть в любом музыкальном произведении. Вагнер в своей работе «Опера и драма» говорит, что музыка есть могучее средство, но только средство для выражения чувств, чувства же всегда выражаются в действии. Интересна в этом отношении мысль П.И. Чайковского, который также отмечал, что, с его точки зрения,

228 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 228-230

ГИЛ

^ Образование в сфере культуры

всякая музыка есть программная, а если есть программа, то и музыкальные средства выражения этой программы должны быть действенными.

Ф. Бузони написал небольшую брошюру об исполнении музыкальных произведений «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», в которой он высказал, наряду с парадоксальными, много бесспорных мыслей, весьма ценных и близких пониманию музыканта. Он писал: «Нотация, то есть запись музыкальных пьес, есть гениальное вспомогательное средство, позволяющее удержать и закрепить импровизацию, чтобы затем дать ей возможность воскреснуть. Однако первая относится ко второй как портрет к живой модели. Задача исполнителя — снова оживить окаменелые знаки и привести их в движение» [1]. В последней фразе обнаруживается сущность музыкально-художественного исполнения. Это положение относится не только к исполнителям-инструменталистам, но и к вокалистам, поскольку в «оживлении» Ф этих окаменелых знаков и приведении их в

движение должны участвовать разум, воля и чувство исполнителя. Если композитор в период создания своего сочинения мыслил живыми звуками, слышал их комбинации в мелодии, в гармоническом складе, в модуляциях, в сочетании метроритмических единиц, в динамике, темпах и т.п., если он всеми этими средствами, рождёнными его творческой фантазией, стремился выявить действенные черты своей музыкальной мысли, то исполнитель, идя по этим следам, должен оценить действенное значение каждого из них и, дойдя до причины, вызвавшей их к жизни, при помощи своего инструмента воскресить «окаменелые знаки».

Каким же, следовательно, актерским и голосовым мастерством должен владеть певец, чтобы быть понятным слушателю только через слышимое?

Высшая задача художника-вокалиста состоит в том, чтобы посредством хорошо сформированного голоса и верно поданного слова, посредством гибкого психотехниче-

ского аппарата, послушного заданиям воли и разума, посредством скупых, но четких форм художественно необходимых внешне физических движений и верного осуществления метроритмотонических последова-ний музыкальной мысли создавать богатую содержанием выразительную форму звучания. Иначе говоря, множественностью, совокупностью артистических средств создавать единое художественно полноценное, заложенное поэтом и композитором в том или ином произведении.

Всякий литературный текст, послуживший поводом для создания вокально-музыкального произведения, содержит известную мысль, несёт в себе действенное начало. Композитор, в соответствии со своим осознанием и творческим воображением, по-своему истолковал и выразил заключающуюся там мысль и действенное ее содержание в звуках, сочетающихся в мелодии, гармонии, ритме, метре, высотных напряжениях. Исполнитель через свою творческую волю и воображение должен воплотить в реальное звучание своего инструмента (в данном случае голоса) этот синтез поэзии и музыки.

Поэт, композитор и исполнитель — вот триумвират, рождающий выразительную форму звучания. В нем нас интересует главным образом исполнитель, который должен быть весьма чутким интеллектуально, чтобы служить проводником мыслей поэта и композитора, зафиксированных в литературном и музыкальном текстах. Работа внутреннего психотехнического аппарата тесно связана с выработкой способности внутренне действовать. А так как всякое внутреннее действие всегда имеет признаки физически внешнего выражения, то отсюда для исполнителя-певца возникает настоятельная необходимость развития артистизма. Этот элемент музыкально-художественного исполнительства вокалиста занимает значительное место в профессиональной подготовке студента — не только для выработки форм психофизического поведения на сцене, но и для накопления форм вокально-психической выразительности. Это в большей степени относится

$

229

ГИЛ

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

к артисту, поющему в концертной обстановке, где он, в отличие от артиста в опере, не имеет возможности общаться с реальным партнером, у него нет декораций, костюма и грима, мизансцен и других аксессуаров оперного спектакля.

Какой же путь познания должен пройти исполнитель для обнаружения этого художественно ценного? Прежде всего он должен ознакомиться со свойствами языка данного произведения, то есть с его мелодической, гармонической, ритмической и динамической структурой. Через этот анализ для него обозначатся главные части произведения, которые определятся, с одной стороны, действенным содержанием текста, с другой — собственно музыкальной структурой. Хороший композитор всегда верно следует по внутренней линии текста и музыкой досказывает то, что нельзя выразить словами. Нотационная структура, идущая за действенными изгибами текста, может быть весьма разнообразна. Все эти структурно-музыкальные формы требуют от исполнителя-певца соответственных изменений в красках голоса, дикции и, в целом, в манере исполнения. И если певческий голос технически освобожден для послушного подчинения требованиям действенно-музыкальных форм, то он, соответственно, примет на себя все тембровые, фонетические и другие изменения, подобно разговорной речи. Певец должен всегда стремиться по мере сил овладеть искусством «вокальной инструментовки».

В использовании темповых и динамических нюансов надо строго отличать устойчивое движение от прогрессирующего. Например, движение allegro или andante есть устойчивое движение, а accelerando или ritardando — прогрессирующее. Forte, так же как и piano, есть устойчивый нюанс, но

crescendo и diminuendo — процесс и лишь fermata — статика.

Техническим средством выразительности в пении, прежде всего, является голос со всеми его природными тембровыми качествами. Хорошая обработка голоса дает возможность использовать его в высотных комбинациях, в смене динамических контрастов (от fortissimo до pianissimo), темпов, пластической манеры исполнения (legato, поп legato, staccato, sostenuto).

Прочтение нотного текста, основанное на понимании элементов музыкальной речи, дает в руки исполнителя ключ для определения своего замысла. Композитор выразил свои мысли и чувства в нотации, в записи; исполнитель, прочитав записи, должен правильно выразить их в звуках своего голоса и поведении на сцене на основе магического «если бы».

Конечно, каждый более или менее вдумчивый исполнитель может по-своему прочитать музыкальный текст, но основным стержнем для толкования произведения композитора все же являются структура нотной записи и система обозначений по ходу этой записи. Через внимательное прочтение музыкального и словесного текстов исполнитель может понять, что хотел сказать автор, а затем уже решить вопрос о том, как это «что» претворить в конкретный музыкально-вокальный материал для восприятия его слушателем. Уклонения от музыкального текста композитора всегда ведут к искажению его действенных намерений.

Итак, артистизм, знание вокальной инструментовки, умение оценивать и исполнять нюансы ритма, динамики и темпа вокального произведения, умение оживлять «окаменелые знаки» нотной записи являются определяющими качествами профессионального подхода в развитии певца-исполнителя.

Примечания

1. Бузони, Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / Ф. Бузони. — Казань, 1996.

2. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. — Москва, 1951.

3. Чайковский, П. И. Об искусстве: избранные фрагменты писем, заметок, статей / П.И. Чайковский. - Ижевск : Удмуртия, 1989.

$

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.