УДК 379.85
Качурина Майя Михайловна
доктор экономических наук, профессор. Московский институт государственного и корпоративного управления [email protected]
Губанова Надежда Юрьевна
кандидат экономических наук, советник Управления строительства и реконструкции г. Москва Префектуры г. Москва [email protected]
Димитров Ирина Леонидовна
кандидат экономических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры [email protected]
Развитие внутреннего
ТУРИЗМА В РОССИИ: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Maiya M. Kachurina
Doctor of economics, professor,
Moscow Institute of State and Corporate Management [email protected]
Nadezhda Yu. Gubanova
candidate of economic Sciences, adviser Department of construction and reconstruction of Moscow,
Prefecture of SEAD Moscow [email protected]
Irina L. Dimitrov
candidate of economic Sciences, associate professor, Moscow State Academy of Physical Culture [email protected]
The development of
DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA: IMPORT SUBSTITUTION
Аннотация. В статье рассматривается роль туризма в решении социальных проблем, влияние геополитической обстановки и других причин на развитие внутреннего туризма. Показано влияние неразвитости инфраструктуры на развитие круизного туризма, а также приоритетные курорты с развитой инфраструктурой, способствующие процессу переориентации туризма на внутренний рынок. Проанализировано состояние въездного и выездного туризма. Выявлены причины, препятствующие развитию внутреннего туризма, даны направления продвижения турпродуктов на мировой и внутренний рынки. Рассматривается вопрос по импортозамещению в туризме.
Annotation. The article discusses the role of tourism in solving social problems, the influence of the geopolitical situation and other factors on the development of domestic tourism. The impact of the lack of infrastructure on the development of cruise tourism is considered, as well as the priority resorts with well-developed infrastructure facilitating the process of reorientation of tourism on the domestic market. The state of inbound and outbound tourism is analyzed. The reasons hindering the development of domestic tourism are identified; the directions of promotion of tourist products on international and domestic markets are given. The question on import substitution in tourism is considered.
Ключевые слова: туризм, инфраструктура, рынок, курорты, импортозамещение, турпоток, туроператоры.
Keywords: tourism, infrastructure, market, resorts, import replacement, tourist's stream, tour operator.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе, на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социальноэкономического развития регионов Российской Федерации. В последние двадцать лет туризм воспринимался россиянами исключительно как
поездки за рубеж, не уделяя должного внимания внутреннему туризму. Внутренний туризм воспринимается как залог развития страны. Наступило время предложить россиянам путешествовать внутри страны, что станет переломным для российской туриндустрии периодом. Среди объективных причин можно назвать и такую: рост патриотических настроений в связи с присоединением Крыма к России и успешным проведением Олимпийских игр в Сочи. Сегодня туризм решает задачу по импортозамещению. Развитие внутреннего туризма обязывает развивать инфраструктуру городов, строить новые объекты [4]. Несмотря на то, что финансирование по Федеральной целевой программе в 2015 году снижено в три раза, однако, запланировано привле-
35
чение около 15 миллиардов рублей частных инвестиций. Таким образом, на каждый рубль федеральных средств будет привлечено более трех рублей инвесторов. Туризм является серьезным стимулом для развития большого количества смежных отраслей народного хозяйства страны, снижая затраты из федеральной бюджета и наращивая привлечение частного капитала. Другими словами: импортозамещение дает шанс российским бизнесменам реализовать свой потенциал. Спрос на внутренний туризм есть, нужно своевременно формировать соответствующее предложение.
Благодаря процессу переориентации на внутренний туризм, Сочи остается в приоритете. С января по октябрь 2014 года Сочи принял почти пять миллионов туристов. В летний сезон средняя загрузка здравниц составила 97 процентов. Олимпиада - 2014 стала отличной рекламой для города. Сочи также должен стать пляжным и бальноводолечебным курортом. Турпродукт должен стать мозаичным, а пляжный отдых -дополнением к оздоровительному или просветительскому.
Отдельным элементом развития внутреннего туризма станет, естественно, вернувшийся на родину Крым. «Проблема «пляжного» отдыха и соответственно развития выездного туризма во многом возникала из-за незначительного количества пляжей внутри России. Сейчас к ним вернулся Крым с его 563 километрами пляжей и конкурентными преимуществами: от знаменитых грязевых озер до многочисленных памятников культуры и истории. В настоящее время проблем у туриндустрии Крыма немало: от зависимости от погодных условий паромной перевозки отдыхающих на полуостров до адаптации к российскому законодательству. Транспортная проблема с доставкой туристов в Крым получит дополнительное облегчение, так как в 2015 году на постоянной основе начнет функционировать аэропорт «Бельбек» в Севастополе для приема туристических самолетов. Кроме того, в целях развития внутреннего туризма и жители Крыма также могут «вложиться» в общее количество желающих путешествовать по России. Для объединения усилий в создании совместного турпродукта необходимо разрабатывать планы развития не только отдельного региона, но и в целом Юга России.
Основная проблема, препятствующаяя развитию внутреннего туризма - отсутствие качественного турпродукта внутри страны. «Фактически традиционных турпакетов, которые совмещают в себе размещение и перевозку, во внутреннем туризме вообще не существует» [5].
Литература:
1. Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 г.)». 2
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года».
В соответствии с Федеральной целевой программой на 2011-2018 год развитие внутреннего и въездного туризма должно усиливаться [1]. В 2014 году количество российских туристов, выбравших для своего отдыха зарубежные страны, сократилось по сравнению с 2013 годом на 4 %, составив 17,6 млн человек. Одновременно произошло и сокращение въездного турпотока: число иностранных туристов составило 2,6 млн человек, что на 3 % меньше, чем в 2013 году. Такие данные содержатся в обновленной статистике Ростуризма, опубликованной на основе данных Пограничной службы ФСБ России.
В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и государственных программ Российской Федерации предусматриваются мероприятия в сфере туризма: закрепление и удержание достигнутых результатов; переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм; привлечение иностранных туристов [3].
По итогам доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Путешествие и туризм: конкурентноспособность - 2013 г.» в десятку лидеров по въездному туризму входят: Швейцария, Германия, Австрия, Испания, Великобритания, США, Франция, Канада, Швеция и Сингапур. Россия занимает 63 место, но получает высокие баллы по природным и культурным ресурсам. По числу природных объектов мирового значения Россия занимает 4-е место, по числу культурных объектов - 16-е место. По развитости инфраструктуры воздушного транспорта и по общей протяженности взлетно-посадочных полос для внутренних авиарейсов занимает 5-е место. Инфраструктура наземного транспорта получила низкую оценку и по этому показателю Россия находится на 134 месте, по плотности дорожной сети - на 125 месте, по индексу цен в гостиницах - на 90 месте.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн иностранных туристов в год. В соответствии со «Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», наиболее перспективными для развития внутреннего и въездного туризма можно считать следующие его виды : культурно-познавательный; молодежный; детский, рыболовный, охотничий, сельский; экологический; лечебно-оздоровительный; спортивный [2], виды туризма морского побережья (пляжный туризм) и деловой туризм. В целях развития указанных видов туризма необходимо предпринимать меры по созданию или реновации туристско-рекреационного комплекса.
Literature:
1. The program «Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011-2018 years)».
2. The Order of the Government of the Russian Federation dated May 31, 2014 № 941-r «On approval of the Strategy of development of tourism in the Russian Federation for the period till 2020».
36
3. Мерзлова М.Р. Влияние инвестиционного климата на формирование и увеличение фиксированного капитала предприятий / М.Р. Мерзлова, А.В. Шаркова // Ближневосточный журнал научных исследований. 16 (4): 486-489, 2013.
4. Димитров И.Л. Роль планирования и прогнозирования в реализации социально-экономической политики государства // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2013. № 5 (115). С. 29-32.
5. Качурина М.М. Инвестиционная привлекательность регионов России в условиях санкций / М.М. Качурина, Н.В. Губанова, Н.Ю. Губанова, Т.Е. Карманова // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 1 (107). С. 119-127.
6. Качурина М.М. Концепция развития туриндустрии при существующей системе налогообложения / М.М. Качурина, А.В. Шаркова, E.E. Коновалова, Н.В. Губанова, С.Л. Разумовский // Азиатская социальная наука. 2015. Т. 11. № 1. С. 268-278.
7. Губанова Н. Проблемные аспекты финансового законодательства в области регулирования внутрибюджетных отношений, а именно, прекращение (урезание) грантов в местные бюджеты / Н. Губанова, E. Коновалова, С. Шестакова, Н. Хаванова // Азиатская социальная наука. 2014. Т. 10. № 24. С. 151-158.
3. Merzlova M.R. Impact of Investment Climate on Formation and Increase of Fixed Capital of Enterprises / M.R. Merzlova, A.V. Sharkova // Middle-East Journal of Scientific Research 16 (4). P 486489. 2013.
4. Dimitrov I.L. The role of planning and forecasting in the implementation of socio-economic policy of state economy and management // Scientific Journal. 2013. № 5 (115). Р. 29-32.
5. Kachurina M.M. Investment attractiveness of the Russian regions in terms of sanctions / M.M. Kachurina, N.V. Gubanov, N.Yu. Gubanov, T.E. Karmanova // Social policy and sociology. 2015. Vol. 14. № 1 (107). P. 119-127.
6. Kachurina M.M. The concept of development of tourism industry under the present system of taxation /
M. M. Kachurina, A.V. Sharkova, E.E. Konovalova,
N. V. Gubanova, S.L. Razumovskii // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 1. Р. 268-278.
7. Gubanova N. The problematic aspects of financial legislation in the area of regulating inter-budget relations - namely the discontinuation (curtailment) of granting inter-budget transfers (with the exception of subventions) to local budgets by RF constituents' finance bodies / N. Gubanova, E. Konovalova, S. Shestakova, N. Havanova // Asian Social Science. 2014. Vol. 10. № 24. Р. 151-158.
37