Научная статья на тему 'Развитие внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства'

Развитие внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6905
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ПРОМЫШЛЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIAL SPECIALIZATION / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О.В., Тешев С.С.

Тема. Германия обладает конкурентным преимуществом в производстве высокотехнологичных товаров, что позволяет ей экспортировать их в другие страны и занимать лидирующие позиции на мировой арене. Основой развития экономики Германии и ее эффективной внешнеторговой политики являются отрасли, ориентированные на разработку и внедрение инновационных технологий. В этой связи представляется актуальным исследование основных направлений развития промышленной специализации экономики Германии для обеспечения эффективной внешнеторговой политики с зарубежными партнерами, в том числе для развития сотрудничества с Россией. Предметом настоящего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе развития внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства с использованием инновационных технологий. Цель. Целью настоящего исследования является выявление ключевых компетенций промышленности Германии для обоснования динамики развития ее внешнеторговой политики и определения перспектив сотрудничества с Россией в сфере инновационно развитых отраслей промышленности. Методология. В рамках исследования использовались методы сравнения и анализа статистических показателей, позволившие выявить основные факторы развития внешней торговли Германии за период 2010-2013 гг. С использованием методов экономического анализа определены ключевые компетенции отраслей промышленности Германии, которые составляют основу ее инновационного развития. Результаты. В статье раскрыты особенности реализации внешнеторговой политики Германии, проанализирована товарная структура экспорта и импорта за период 2010-2013 гг. Установлено, что высокие показатели немецкой экономики в сфере развития международной торговли на 90% обеспечивают отрасли обрабатывающей промышленности, ориентированные на применение инновационных технологий, среди которых выделены автомобилестроение и авиакосмическая промышленность. Значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при формировании стратегии развития сотрудничества Германии и России в сфере международной торговли, а также для обоснования приоритетных направлений взаимодействия двух стран в сфере реализации совместных проектов в области авиакосмической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулина О.В., Тешев С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Germany’s foreign trade through specialization in industrial production

Importance Germany has a competitive advantage in producing hi-tech goods, thus exporting them and taking the lead in the global market. Germany’s economic growth and its effective foreign trade policy are driven by industries that specialize in development and implementation of innovation technologies. In this respect, it is reasonable to study the main areas for developing industrial specialization of the German economy in order to ensure an effective foreign trade policy. This research focuses on economic relations originating from development of Germany’s foreign trade through specializing in industrial production and innovation technologies. Objectives This research pursues identifying key competence of Germany’s manufacturing sector in order to substantiate trends in its foreign trade development and determine prospects for cooperation with Russia in innovative industries. Methods The research draws upon the methods of comparison and analysis of statistical data, which allowed identifying the main factors of Germany’s foreign trade development within the period of 2010 to 2013. Using the methods of economic analysis, we find key competencies of Germany’s manufacturing sectors, which lay the basis for its innovative growth. Results The article reveals the specifics of implementing Germany’s foreign trade policy, analyses composition of import and export for the period of 2010 to 2013. We figure out that high indicators of the German economy depend 90 percent on processing industries oriented at applying innovative technologies. Conclusions and Relevance The outcome of the research may prove helpful for experts to formulate a strategy for developing the Russian-German cooperation in foreign trade, and substantiate priority areas for the interaction of both nations in implementing joint aerospace projects.

Текст научной работы на тему «Развитие внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Международные экономические отношения

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГЕРМАНИИ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ольга Валерьевна НИКУЛИНА3*, Салим Станиславович ТЕШЕВЬ

а доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация Olgafinans@mail.ru

ь магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет,

Краснодар, Российская Федерация

salim_judo@mail.ru

"Ответственный автор

Аннотация

Тема. Германия обладает конкурентным преимуществом в производстве высокотехнологичных товаров, что позволяет ей экспортировать их в другие страны и занимать лидирующие позиции на мировой арене. Основой развития экономики Германии и ее эффективной внешнеторговой политики являются отрасли, ориентированные на разработку и внедрение инновационных технологий. В этой связи представляется актуальным исследование основных направлений развития промышленной специализации экономики Германии для обеспечения эффективной внешнеторговой политики с зарубежными партнерами, в том числе для развития сотрудничества с Россией. Предметом настоящего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе развития внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства с использованием инновационных технологий.

Цель. Целью настоящего исследования является выявление ключевых компетенций промышленности Германии для обоснования динамики развития ее внешнеторговой политики и определения перспектив сотрудничества с Россией в сфере инновационно развитых отраслей промышленности.

Методология. В рамках исследования использовались методы сравнения и анализа статистических показателей, позволившие выявить основные факторы развития внешней торговли Германии за период 2010-2013 гг. С использованием методов экономического анализа определены ключевые компетенции отраслей промышленности Германии, которые составляют основу ее инновационного развития.

Результаты. В статье раскрыты особенности реализации внешнеторговой политики Германии, проанализирована товарная структура экспорта и импорта за период 20102013 гг. Установлено, что высокие показатели немецкой экономики в сфере развития международной торговли на 90% обеспечивают отрасли обрабатывающей промышленности, ориентированные на применение инновационных технологий, среди которых выделены автомобилестроение и авиакосмическая промышленность.

Значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при формировании стратегии развития сотрудничества Германии и России в с фере международной торговли, а также для обоснования приоритетных направлений взаимодействия двух стран в сфере реализации совместных проектов в области авиакосмической промышленности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 08.04.2015 Одобрена 14.04.2015

УДК 339.5.338.45 (430)

Ключевые слова: внешняя торговля, промышленная специализация, экспорт, импорт, инновационные технологии

В Европейском союзе (ЕС) Германия занимает лидирующие позиции не только как страна, возглавляющая данное интеграционное объединение, но и прежде всего как лидер в области промышленного производства и высоких технологий. Сегодня на долю Германии приходится 21% ВВП всего ЕС, на ее территории проживают и трудятся 16% всего населения ЕС. Даже экономический кризис

2008-2009 гг. и прошлогодний кризис 2014 г. не оказали негативного влияния на развитие немецкой экономики, которая продолжает демонстрировать стабильные темпы роста. Одной из причин такого уверенного развития является высокая степень диверсификации экономики, которая отражает сбалансированный подход к комплексному развитию всех сфер экономической деятельности [1]. Об

этом свидетельствует анализ данных немецкой статистики, представленный в табл. 1.

Как видно из анализа данных табл. 1, в 2010-2013 гг. отмечены стабильный рост ВВП экономики Германии, сокращение роста инфляции, а также положительный рост товарооборота Германии с зарубежными странами по экспортным и импортным операциям. Причем во внешнеторговой политике Германии превалирует объем экспортных операций в 2010-2013 гг.

Немецкие товары на мировом рынке удерживают лидерские позиции по экспортным операциям во все страны, они вызывают доверие потребителей за счет высокого качества и соответствия требованиям мировых стандартов [2], поскольку речь идет об инновационной конкурентоспособной продукции высочайшего качества. Неудивительно, что с 2000 г. средняя экспортная квота Германии составляет 35,1%. Экспортная квота достигла временного максимума в 2012 г. на уровне 41,5%. В этом же 2012 г. был получен максимальный рекорд Германии по экспортным операциям, при этом величина экспорта составила 1 097,3 млрд евро. В то же время импорт также достиг абсолютного максимума, составив 914,2 млрд евро. В табл. 2 представлены основные показатели внешней торговли Германии в 2010-2013 гг.

Значение торгового баланса приблизилось ко 2-й самой высокой зарегистрированной отметке (+198 млрд евро). В число основных торговых

партнеров Германии входят не только такие страны Европейского союза, как Франция, Великобритания, Италия и Нидерланды, но и ряд развитых стран других континентов, в том числе Соединенные Штаты Америки, Китай, Россия и Япония. От общего объема экспорта 69% продукции направляется в страны Европы, причем доля экспорта в страны ЕС составляет 57% от этого показателя. В страны Азии Германия поставляет 15% от объема своего экспорта, в Северную и Южную Америку — примерно 10%. На зарубежных рынках высокий спрос потребители предъявляют на немецкую продукцию автомобильной промышленности, машиностроительной и станкостроительной индустрии, химической промышленности [3]. На рис. 1 представлена товарная структура экспорта Германии по итогам 2013 г.

Основную долю в объеме экспортных операций традиционно составляют следующие виды товаров: продукция общего и специального машиностроения — 31,8%; транспортные средства — 20,4; химическая продукция — 17,9%. Представленные на рис. 1 данные отражают сложившуюся специализацию экономики Германии, которая позволяет развивать экспортно ориентированные отрасли и повышать уровень своей конкурентоспособности на мировом рынке. Результаты сравнения данных структур экспорта Германии в 2013 г. с показателями импорта за данный период представлены на рис. 2.

Таблица 1

Экономические показатели Германии в 2010-2013 гг. и прогноз на 2014 г.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 (прогноз)

Рост ВВП (реальный), % +3,7 +3,0 +0,8 +0,7 +1,8

ВВП (номинальный), млрд евро 2 498,8 2 592,6 2 643,9 2 738,0 2 835,0

ВВП на душу населения, евро 36 033 38 077 39 028 39 993 39 893

Индекс инфляции, % +1,1 +2,4 +2,1 +1,6 +1,7

Источник: составлено авторами по данным Федерального статистического ведомства Германии. Deutsche Statistik, Statistische Bundesamt (Destatis) Statistisches Jahrbuch 2014. URL: https://destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/ StatistischesJahrbuch2014.html;jsessionid=4A0050A6BAE3D89FA69A0E2CD21C0053.cae4.

Таблица 2

Показатели внешней торговли Германии в 2010-2013 гг., млрд евро

Внешняя торговля 2010 Изменение, % 2011 Изменение, % 2012 Изменение, % 2013 Изменение, %

Импорт 801,4 +20 908,0 +13,3 914,2 +0,68 896,0 -2,0

Экспорт 952,0 +18,5 1 061,2 +11,5 1 097,3 +3,4 1 094,0 +0,3

Сальдо +150,6 +153,2 +183,1 +198,0

Источник: составлено авторами по данным Торгового представительства при Посольстве РФ в Германии // Бизнес-путеводитель 2014-2015. Справочник по российско-германскому экономическому сотрудничеству (Das Jahrbuch für deutsch-russischen Wirtschaftsbeziehungen). С. 210-211.

Рисунок. 1

Товарная структура экспорта Германии в 2013 г., %:

1 — продукция общего и специального машиностроения;

2 — транспортные средства; 3 — химическая продукция; 4 — металлопродукция; 5 — продовольствие; 6 — фармацевтическая продукция; 7 — оптика, приборы

и медицинская техника; 8 — пластмассы; 9 — прочие товары

Источник: составлено авторами по данным Федерального статистического ведомства Германии. Deutsche Statistik, Statistische Bundesamt (Destatis) Statistisches Jahrbuch 2014. URL: https://destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/ StatistischesJahrbuch2014.htmljsessionid=4A0050A6BAE3D89 FA69A0E2CD21C0053.cae4.

Рисунок 2

Товарная структура импорта Германии в 2013 г., %:

I — транспортные средства; 2 — химические товары;

3 — топливо; 4 — металлопродукция; 5 — продовольствие; 6 — продукция легкой промышленности; 7 — механическое оборудование и техника, компьютеры; 8 — электрооборудование, теле- и радиоаппаратура; 9 — фармацевтическая продукция; 10 — летательные аппараты;

II — прочие товары

11; 8,4 1; 11

10; 2,2 I I

Q- я я i

Источник: составлено авторами по данным Федерального статистического ведомства Германии. Deutsche Statistik, Statistische Bundesamt (Destatis) Statistisches Jahrbuch 2014. URL: https://destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/ StatistischesJahrbuch2014.htmljsessionid=4A0050A6BAE3D89 FA69A0E2CD21C0053.cae4.

Рисунок 3

Внутренний валовой продукт Германии в 2013 г. по секторам экономики, %:

1 — финансирование, сдача в аренду и сфера предпринимательских услуг; 2 — перерабатывающая промышленность; 3 — торговля, гостиничный и ресторанный бизнес и транспорт; 4 — строительная промышленность; 5 — информация и коммуникация; 6 — прочие секторы

6; 27,5

Источник: составлено авторами по данным Федерального статистического ведомства Германии. Deutsche Statistik, Statistische Bundesamt (Destatis) Statistisches Jahrbuch 2014. URL: https://destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/ StatistischesJahrbuch2014.html;jsessionid=4A0050A6BAE3D89 FA69A0E2CD21C0053.cae4.

Товарная структура импорта Германии по итогам 2013 г. демонстрирует широкий спектр ввозимых товаров, среди которых ведущие позиции занимают: химические товары — 15,7%; топливо — 14,8; механическое оборудование, техника и компьютеры — 12; транспортные средства — 11%. Следует отметить, что высока доля и электрооборудования, теле- и радиоаппаратуры (10,7%); металлопродукции (8,3%); продовольствия (7,5%). Сравнение структуры импорта и экспорта немецкой экономики позволяет сделать вывод о сбалансированном потоке товаров, необходимых, с одной стороны, для потребления внутри страны, а с другой — поставляемых для удовлетворения спроса потребителей в другие странах. Именно развитая промышленность Германии позволяет активно экспортировать свою продукцию в зарубежные страны, обеспечивая тем самым превалирование экспортных операций над импортными [4].

Следует отметить, что немецкие компании составляют 10% от общего количества промышленных предприятий Европы, причем на их долю приходится 27% суммарного товарооборота ЕС в данной отрасли1. На рис. 3 представлена

1 Старкова Н.О. Перспектива интеграции России с Европейским союзом // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 32. С. 63-71.

структура произведенного в Германии ВВП в 2013 г. по секторам экономики.

О сно вную долю в со ставе ВВП Ге рмании за период 2013 г. составляют перерабатывающая п р о м ы ш л е н н о с т ь ( 2 1 , 8 % ) , с ф е р а предпринимательских услуг, финансирование, сдача в аренду (27,6%). Именно в Германии выпускают основной объем промышленной продукции, причем это один из самых высоких показателей в Европе, поскольку в структуре промышленности Германии более 90% составляют обрабатывающие отрасли, ориентированные на применение инновационных технологий [5]. Сегодня локомотивом инновационного развития экономики Германии являются авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, нефтеперерабатывающая промышленность, альтернативная энергетика, отрасли медицины и биотехнологий2 [6]. Целесообразно рассмотреть более подробно 2 отрасли промышленности Германии, которые составляют основу ее инновационного развития — авиакосмическую отрасль и автомобилестроение.

Автомобильная промышленность, бесспорно, является ключевой отраслью немецкой экономики с оборотом в 357 млрд евро и количеством рабочих мест 743 тыс. ед.3. На развитие автомобилестроения в Германии выделяется финансирование в размере 16,1 млрд евро, что составляет более 1/3 всех расходов на научно-исследовательскую деятельность. Именно автомобильная промышленность позволяет экспортировать Германии на зарубежные рынки почти 75% произведенной продукции в данном секторе экономики [7].

На эффективность развития автомобильной промышленности Германии оказали влияние следующие факторы:

• высокие стандарты качества немецкой продукции подкреплены инновационными технологиями и научными разработками в сфере автомобилестроения [8];

• интеграция малых, средних и крупных компаний в сфере автомобильной промышленности создает единый технологический цикл и обеспечивает

2 Патрик Э.И., Никитин Ю.В., Патрик О.Э. Инновационный вектор развития экономики Германии: основные компоненты и определяющие факторов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6. С. 180-185.

3 Объединение немецкой автомобильной промышленности

(VDA). URL: https://vda.de/de/themen/automobilindustrie-und-maerkte/markt-international/globale-automobilkonjunktur-bis-russland.html.

взаимодействие с другими отраслями экономики в части поставки робототехники, комплектующих, машин и оборудования высокого качества [9];

• развитие сотрудничества предприятий автомобилестроения с высшими учебными заведениями обеспечивает трансфер знаний из науки в практику, а также формирует инновационные кадры под заказ данной отрасли [10];

• на мировом рынке в условиях сформировавшегося роста потребления существенно вырос спрос на автомобили бизнес- и премиум-класса, к которым традиционно относят немецкие автомобили марок «Ауди», «БМВ», «Мерседес» и «Порше». Конечно, экономический кризис 2014 г. внес свои коррективы в динамику товарооборота автомобилей данного класса, но он незначительный по сравнению с потерями бюджетных производителей из других стран. Сказалось то, что традиционно сохраняется высокий уровень доверия покупателей к немецкому качеству.

По результатам 2014 г. автомобильная промышленность Германии продемонстрировала значительный рост объемов продаж практически по всем маркам. Концерн «Фольксваген» поставил рекорд, продав в 2014 г. 10,14 млн автомобилей. Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA) прогнозирует рост объемов производства в 2015 г. на 4% по сравнению с итогами 2014 г., что в абсолютном выражении составит 15,25 млн машин. При этом 9,6 млн автомобилей будет произведено немецкими фирмами за пределами страны.

Немецкая автомобильная промышленность активно завоевывает новые рынки сбыта в мире, расширяя свое влияние в азиатском регионе, потеснив японских и корейских производителей — традиционных лидеров автомобильной промышленности в Азии. Основной объем экспорта автомобилей премиум-класса, по данным статистики, в 2014 г. отмечен в Китае и Северной Америке. Доля немецкого автопрома на рынке Китая в 2014 г. выросла до 22,5%, увеличив свои продажи на 14% по сравнению с прошлым годом4. На рис. 4 представлена динамика продаж автомобилей ведущих немецких производителей на рынке Китая в 2013-2014 гг.

4 Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA). URL: https://vda.de/de/themen/automobilindustrie-und-maerkte/markt-international/globale-automobilkonjunktur-bis-russland.html.

Рисунок 4

Динамика продаж автомобилей немецких компаний Daimler AG, BMW, Audi на рынке Китая в 2013—2014 гг., тыс. шт.

Источник: составлено авторами на основе данных статьи: Китай в 2015 году станет основным рынком сбыта для автопрома Германии. URL: http://interfax.ru/business/421824.

Анализ данных рис. 4 показывает, что происходит рост спроса на немецкие автомобили премиум-класса в Китае, причем продажи марки MercedesBenz выросли на 29%, а 2 других брэнда — BMW и Audi — показали рост примерно на 18%. Следует отметить, что сегодня экспорт немецких автомобилей в страны Европейского союза сопоставим с объемом экспорта автомобилей из Германии на рынок Китая. Так объем экспорта компаний Volkswagen, BMW и Daimler в 28 стран ЕС составил 4,66 млн машин, а в Китай — 4,44 млн автомобилей. По прогнозам Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA), объем экспорта автопрома Германии на китайский рынок в 2015 г. может вырасти как минимум на 10% и достичь уровня 4,88 млн автомобилей.

Рост экспорта немецких автомобилей обусловлен современными технологиями, которые активно разрабатывают и внедряют предприятия автомобильной промышленности Германии [11]. Принимая во внимание тот факт, что Германия производит преимущественно большие и мощные автомашины, следует отметить, что немецкие специалисты в области автомобилестроения эффективно работают над решением проблем снижения уровня расхода топлива и повышения экологичности своей продукции на основе активной разработки концепции альтернативных двигателей. Немецкие компании разрабатывают не только электромобили, но и активно создают автомобили

с топливным элементом, которые наиболее приспособлены для работы на больших расстояниях и предусматривают использование экологически безопасного производства водорода.

Таким образом, успех автомобилестроения Германии на мировом рынке объясняется не только сформировавшейся в течение длительного периода времени специализацией, но прежде всего обусловлен высокоэффективной инновационной деятельностью немецкого автопрома, который не просто приспосабливается к изменениям запросов потребителей, но и сам влияет на тенденции развития мирового рынка автомобильной промышленности. Аналогичные успехи демонстрирует немецкая отрасль авиакосмической индустрии, эффективная деятельность которой также основана на инновациях.

Оборот авиационно-космической промышленности Германии по итогам 2013 г. составил 30,6 млрд евро, доля экспортной продукции стабильно составляет 60% в общем объеме экспорта всей промышленности Германии. В структуре оборота авиационно-космической отрасли 70% составляет гражданская авиационная промышленность, которая выступает генератором ее роста. На рис. 5 представлена структура авиационно-космической отрасли.

Ведущие предприятия отрасли объединились и создали Федеральный союз германской авиационной

Рисунок 5

Структура авиационно-космической промышленности Германии по итогам 2013 г., %:

1 — гражданская авиационная промышленность; 2 — военная авиационная промышленность; 3 — космическая промышленность

3; 8

Источник: составлено по данным Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA). URL: https://vda.de/de/themen/ automobilindustrie-und-maerkte/markt-international/globale-automobilkonjunktur-bis-russland.html.

и космической промышленности (BDLI), в состав которого вошли 219 компаний5. За последние 25 лет в авиакосмической промышленности Германии произошло широкомасштабное структурное преобразование, которое позволило переориентировать отрасль с производства военной техники (еще в начале 1990 г. производство военной техники составляло 70%) в сторону развития гражданского авиастроения [12]. Одним из крупнейших заказчиков продукции авиакосмической отрасли Германии являются международная компания Airbus Group и ее дочерняя компания Airbus, заказавшие по состоянию на май 2014 г. партию самолетов в количестве 5 514 ед. Такой объем заказа обеспечит загрузку производственных мощностей немецкой авиационной промышленности на ближайшие 8 лет при нынешних темпах ее производства.

Технологическое лидерство немецкой авиакосмической промышленности в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках обеспечивают новые научные разработки и объемы инвестирования [13]. Причем инновационная составляющая присутствует на всех этапах технологического процесса, включая инновационные разработки поставщиков комплектующих для авиакосмической промышленности. Следует

5 Федеральный союз германской авиационной и космической промышленности (BDLI) (Bundesverband der Deutschen Luft-und Raumfahrtindustrie e.V. — BDLI). URL: http://bdli.de.

отметить, что за анализируемый период 2013 г. их оборот продемонстрировал 12%-ный рост и составил 9,3 млрд евро. К группе предприятий, являющихся поставщиками комплектующих для авиакосмической отрасли, относятся в основном компании малого и среднего бизнеса, которые составляют основу развития экономики и активно выходят на рынки зарубежных стран, сотрудничая с такими ведущими международными компаниями, как Boeing, Bombardier, Embraer, COMAC, Sukhoi.

В сфере авиационной промышленности немецкие компании активно сотрудничают с российскими фирмами, причем такое взаимодействие является взаимовыгодным для обеих сторон [14]. В табл. 3 представлена характеристика основных шести направлений развития сотрудничества России и Германии в сфере авиационно-космической промышленности.

Именно в России компания «Иркут», принадлежащая концерну «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), производит компоненты для семейства самолетов моделей А320, А350 XWB и А380. Немецкая компания Liebherr Aerospace является ведущим изготовителем технологического оборудования в сфере авиационной промышленности и представлена на российском рынке группой совместных и дочерних компаний, которые участвуют в поставке комплектующих для самолета Superjet 100 ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и для магистрального самолета МС-21 корпораций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Характеристика основных направлений развития сотрудничества России и Германии в сфере авиационно-космической промышленности

№ Направление

п/п сотрудничества

Основные участники

Характеристика совместной деятельности

1 Обмен технологиями и поставка комплектующих

Немецкие компании — Liebherr Aerospace, Airbus.

Российские компании — Концерн «ОАК», корпорация «Иркут», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», фирма «Гидромаш»

Осуществляются поставки комплектующих, с одной стороны, российскими компаниями для самолетов А320, А350 XWB и А380, а с другой — ведущими немецкими производителями для самолетов российских предприятий — гражданского самолета Sukhoi Superjet 100 и магистрального самолета МС-21

Проведение совместных научных исследований и реализация инновационных проектов

Русский технологический офис Инженерного центра Airbus (ИКАР) в инновационном центре «Сколково» объединяет российских и немецких ученых, инженеров и специалистов в области авиастроения

С 2003 г реализовано более 130 совместных проектов по совместной разработке композитных материалов, технологии снижения шума и осуществления сверхзвуковых полетов

Обучение авиационных аудиторов и сертификация авиационных предприятий по европейским стандартам

Немецкое предприятие TV Thringen e.V и российская компания ООО «Интерсертифика-ТЮФ»

Организовано обучение в Германии для подготовки российских аудиторов в области авиационной промышленности. Это позволяет российским компаниям на основе сертификации налаживать кооперационные отношения с зарубежными партнерами

Создание и приобретение Немецкая компания Airbus

высококачественных и российская фирма ОАО

материалов для «Корпорация ВСМПО-А-ВИСМА» авиастроения

Поставка титана российской компанией для немецких предприятий авиастроения, разработка и использование композитных материалов, совместное получение и обработка материалов

5 Развитие технологий в космической промышленности

Европейское космическое агентство с участием Германии. Федеральное космическое агентство (Роскосмос)

Совместное использование российских мощностей по выводу пилотируемых экипажей в космос на МКС. Совместная реализация проектов странами: США, Канадой, Японией, Германией и Россией

Проведение авиационно-космических выставок и авиашоу

Авиационно-космические выставки ILA в Берлине и МАКС в Москве

Демонстрация инновационного потенциала авиационно-ко смической промышленно сти двух стран на совместных стендах, проведение Германо-российским экономическим альянсом конгрессов по актуальным вопросам воздушного транспорта

2

3

4

6

«Иркут» и «Антонов». Активно развивается сотрудничество российских ученых-изобретателей со специалистами из Германии в области проведения совместных научных исследований на базе созданного в 2003 г. Инженерного центра Airbus (ИКАР), где доля компании Airbus составляет 49%, а доля российской компании «Каскол» — 51%. На территории России в Русском технологическом офисе, который расположен в инновационном центре «Сколково», компанией Airbus совместно с российскими инженерами и учеными было выполнено более 130 исследовательских программ, направленных на разработку проектов по снижению шума, обеспечению сверхзвуковых полетов, использованию композитных материалов. Следует

отметить, что в области исследования материалов и их практического применения в авиастроении компания Airbus заключила соглашение о стратегическом партнерстве с российским предприятием ОАО «Корпорация ВСМПО-А-ВИСМА», которое является основным поставщиком титана.

Активный обмен опытом и технологиями осуществляется между Россией и Германией в рамках авиационно-космических выставок, которые проходят каждый год поочередно в Берлине (ILA) и в Москве (МАКС). Направления сотрудничества России и Германии в области авиационно-космической промышленности, представленные в табл. 3, демонстрируют положительные результаты существующих кооперационных

Таблица 4

Динамика развития внешнеторговых отношений России и Германии за период 2010-2013 гг., млрд евро

2010

2011

2012

2013

показатель внешней торговли Факт Изменение, % Факт Изменение, % Факт Изменение, % Факт Изменение, %

Экспорт в Россию (соответственно импорт из Германии для России) 26,7 +25 37,7 +41 38,3 +1,6 40,4 +5,5

Импорт из России (соответственно экспорт в Германию из России) 25,1 +34 34,2 +36 35,6 +4,0 36,1 +1,4

Сальдо внешнеторгового оборота Германии с Россией +1,6 +3,5 +2,7 +4,3

Сальдо внешнеторгового оборота России с Германией -1,6 -3,5 -2,7 -4,3

Источник: составлено авторами по данным Торгового представительства при Посольстве РФ в Германии // Бизнес-путеводитель 2014-2015. Справочник по российско-германскому экономическому сотрудничеству (Das Jahrbuch fir deutsch-russischen Wirtschaftsbeziehungen). С. 210-211.

связей между странами и обеспечивают успешное представительство их интересов на мировой арене.

Перспективы развития внешнеторговых отношений Германии с Россией определяются фактическими данными по экспортным и импортным операциям за период 2010-2013 гг., представленными в табл. 4.

Сравнение данных о развитии контактов России с Германией показывает, что Германия лидирует по показателю экспорта своей продукции в Россию, имея при этом положительное сальдо внешнеторговых отношений с российскими партнерами за весь анализируемый период. В России же импорт из Германии стабильно превышает объем экспортных операций, что в табл. 4 отражено в отрицательных показателях сальдо внешнеторговых отношений России с Германией. Это еще раз подчеркивает эффективность внешнеторговой политики Германии, в основу которой положена промышленная специализация, обеспечивающая доминирующие позиции немецкой экономики на мировой арене [15].

На рис. 6 и 7 представлена структура экспорта товаров из Германии в Россию и из России в Германию соответственно за период 2013 г. Следует отметить высокую долю товаров перерабатывающей промышленности в составе экспорта из Германии в Россию: машины и транспортные средства составляют 48,5%, продукция химической промышленности — 15,9; товары пищевой промышленности и сельскохозяйственная продукция — 13,3; текстиль — 6%.

Рисунок 6

Структура экспорта из Германии в Россию в 2013 г., %:

1 — машины и транспортные средства; 2 — продукция химической промышленности; 3 — продукты питания и сельскохозяйственная продукция; 4 — металлы и металлические изделия; 5 — текстиль; 6 — минеральная продукция; 7 — другие товары

Источник: составлено авторами по данным Торгового представительства при Посольстве РФ в Германии // Бизнес-путеводитель 2014-2015. Справочник по российско-германскому экономическому сотрудничеству (Das Jahrbuch für deutschrussischen Wirtschaftsbeziehungen). С. 210.

При этом минеральная продукция в составе экспорта товаров из Германии в Россию составляет 2,1%; металлы и металлические изделия — 7,1; прочие товары — 7,1%.

В структуре экспорта товаров из России в Германию основную долю составляют поставки сырья и природных ресурсов — 88,1%, в том числе нефти — 54,4%; газа — 27,8; цветных металлов —

Рисунок 7

Структура экспорта из России в Германию в 2013 г., %:

1 — нефть; 2 — газ; 3 — цветные металлы;

4 — продукция химической промышленности;

5 — железо и сталь; 6 — другие товары

Источник: составлено авторами по данным Торгового представительства при Посольстве РФ в Германии // Бизнес-путеводитель 2014-2015. Справочник по российско-германскому экономическому сотрудничеству (Das Jahrbuch für deutschrussischen Wirtschaftsbeziehungen). С. 211.

5,9%. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости перевода российской экономики на инновационный путь развития на основе модернизации промышленного производства. И в решении этой проблемы тесное сотрудничество с немецкими промышленными компаниями позволит перенять передовой опыт Германии для активизации инновационной деятельности российских предприятий в целях преодоления сырьевой зависимости экономики России [16].

Развитая промышленность Германии создает прочную основу для сотрудничества малого, среднего и крупного бизнеса в различных секторах экономики, что в свою очередь способствует развитию внешней торговли страны с зарубежными партнерами и привлекает иностранный капитал для создания новых предприятий и реализации совместных проектов [17]. В Германии сегодня в секторе малого и среднего бизнеса занято 79,2% работающего населения страны, а их доля в общем количестве всех предприятий составляет 99,6%. Малые и средние предприятия активно сотрудничают с ведущими крупными немецкими фирмами: Bayer, BASF, Daimler, Volkswagen и Siemens, создавая тем самым прочную основу для лидерства промышленности Германии на мировом рынке.

Иностранные компании привлекает в Германии то, что здесь созданы благоприятные условия для

сотрудничества, превосходно развита деловая инфраструктура [18]. По результатам исследования признанного в мире эксперта — аудиторской компании «Ernst & Young», по итогам 2013 г. Германия признана одной из самых эффективных площадок для ведения бизнеса в Европе [19]. Созданная в Германии сетевая инфраструктура включает в себя разветвленную сеть транспортных коммуникаций: железнодорожных путей сообщения и высокоскоростных рельсовых магистралей, автомобильных дорог, международных аэропортов, морских портов и контейнерных терминалов; а также включает в себя электронные сети, способные принести экономике Германии ежегодно 55,7 млрд евро, по оценке Института по изучению систем и инноваций (Institut für System- und Innovationsforschung, ISI) Фрауенхоферского научного общества6. Все это превратило Германию в центр глобальной логистики и позволило создать эффективные коммуникации с зарубежными партнерами [20].

Таким образом, в результате проведенного исследования влияния промышленной специализации на развитие внешней торговли Германии получены следующие выводы.

Во-первых, экономика Германии на протяжении всего периода 2010-2013 гг. демонстрировала стабильный рост, основу которого составляет промышленное производство. Промышленная специализация немецкой экономики способствует эффективному развитию внешнеторговых отношений Германии с зарубежными партнерами. В товарной структуре экспорта Германии основную долю занимает продукция обрабатывающей промышленности, где традиционно лидируют транспортные средства и продукция общего и специального машиностроения. Для экономики Германии характерно тесное сотрудничество малого и среднего бизнеса с крупными компаниями, что создает основу немецкой промышленности.

Во-вторых, основным локомотивом немецкой экономики являются отрасли промышленности, которые ориентированы на развитие инновационной деятельности: авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, нефтеперерабатывающая промышленность, альтернативная энергетика, отрасли медицины и биотехнологий. Особое

6 Данные Института по изучению систем и инноваций (Institut für System- und Innovationsforschung, ISI) Фрауенхоферского научного общества. URL: http://isi.fraunhofer.de/isi-de/service/ presseinfos/2015/presseinfo-04-2015-elektromobilitaet.php.

место среди них занимают автомобилестроение и авиационно-космическая промышленность.

В-третьих, на мировом рынке продукция немецкого автопрома пользуется большим спросом в связи с высоким уровнем качества и постоянно совершенствующимися техническими возможностями автомобилей. Основными потребителями продукции автомобильной отрасли Германии на мировом рынке являются США, Китай и Россия.

В-четверт ых, авиационно-космическая промышленность Германии характеризуется высоким уровнем инновативности на всех этапах технологического процесса. В данной сфере Германия и Россия развивают сотрудничество по следующим основным направлениям: совместное проведение научных исследований и участие в инновационных проектах, разработка и поставка высококачественных материалов и комплектующих для создания современных воздушных лайнеров, проведение совместного обучения в области авиационного аудита, развитие технологий космической промышленности, обмен опытом и технологиями в рамках авиационно-космических шоу и конгрессов. Продукция авиационно-космической отрасли характеризуется высокими затратами на разработку и длительным жизненным циклом. Развитие партнерских отношений Германии с Россией позволяет немецким компаниям в рамках промышленной специализации укрепить свои

позиции на мировом рынке авиационной техники и создать прочный фундамент для взаимовыгодного сотрудничества в области инновационных космических технологий.

В-пятых, к основным факторам, способствующим развитию внешнеторговой политики Германии, в том числе и внешнеторговому сотрудничеству с Россией, относятся: высокий уровень конкурентоспособности важнейших отраслей экономики (автомобилестроение, авиационная промышленность, производство медицинской техники, альтернативная энергетика, станкостроение, производство сельхозтехники, специального оборудования для пищевой промышленности, электротехники), эффективная коммерциализация научно-технических разработок, развитая система логистики и деловой инфраструктуры, тесные кооперационные связи между малыми, средними и крупными предприятиями в промышленном секторе, эффективная инвестиционная политика.

В-шестых, международная торговля служит инструментом, посредством которого Германия, развивая свою промышленную специализацию, повышает производительность имеющихся ресурсов. Таким образом, увеличивается объем производимых товаров и услуг, повышается, с одной стороны, уровень благосостояния населения, а с другой — обеспечиваются лидирующие позиции Германии на мировом рынке.

Список литературы

1. Володин Л.Н. Экономика Германии: математические модели как инструмент прогнозирования развития // Современная Европа. 2010. № 1. С. 57-66.

2. АтабаеваД.Т., КенжебековаМ.В., Мусаева Э.А. Экономическое развитие объединенной Германии как модель социально-рыночной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2013. С. 220-229.

3. Андреева Е.Л. Стратегии социально ориентированной политики развития в условиях глобализации на примере Германии и России // Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2014. С. 50-53.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — Германия — 2050: стратегия инновационного развития и партнерства: научный доклад. М.: Институт экономических стратегий, 2007. 44 с.

5. Романова Е.В. ФРГ: Восточная Германия — инновационный локомотив? // Современная Европа. 2010. № 4. С. 48-63.

6. Патрик Э., Яшин В.Г. Современные тенденции развития инновационной деятельности Германии // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 1. С. 76-97.

7. СмирновЕ.Н. Автомобильные корпорации Германии: современные стратегии развития: монография. М.: Компания Спутник+, 2004. 141 с.

8. ГладковИ.С. Международная товарная торговля в 2001-2013гг.: тренды в группе лидеров // Власть. 2014. № 5. С. 15-18.

9. Ратнер С.В., Иосифов В.В. Стимулирование развития высокотехнологичных отраслей экономики (на примере машиностроения Германии) // Вестник Уральского федерального университета. Сер.: Экономика и управление. 2012. № 4. С. 46-58.

10. Голуб Т.П. Научно-исследовательская составляющая инновационной стратегии развития высшего технического образования Германии // Наука и современность: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2010. С.24-29.

11. Суровцева М.А. Тенденции и проблемы социально-экономического развития Германии // Проблемы современной экономики: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2013. С. 40-44.

12. Зверев А.В. Иностранный опыт инновационного развития: монография. М: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2008. 150 с.

13. Хромушина Ю.А. Инвестиции и инновационное развитие экономики Германии в процессе информатизации общества // Успехи современного естествознания. 2008. № 8. С. 58-61.

14. Ефременко И.Н., Панченко Н.О. Основные направления экономического сотрудничества России и Германии // Финансовые исследования. 2010. № 28. С. 10-17.

15. Торгово-экономические отношения России и Германии: история — современность — перспективы (к 90-летию Временного российско-германского соглашения: 1921-2011). М.: Статистика России,

2011. 382 с.

16. Никулина О.В., Иванчук В.В. Стратегические ориентиры развития международного сотрудничества России и Германии в инновационной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 3. С. 36-43.

17. Романова Е.В. Особенности развития региональных кластеров в Восточной Германии // Региональные исследования. 2008. № 1. С. 38-46.

18. Зверев А.В. Инвестиционная программа развития информационных технологий в секторе государственного управления Германии // Инновации. 2009. № 8. С. 67-70.

19. Абрамова С.В. Налоговая поддержка инновационного развития // Современная Европа. 2009. № 2. С. 75-84.

20. Иванов Д. Тенденции развития логистики в Германии: практика, наука, образование // Логистика.

2012. № 4. С. 32-34.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

International Economic Relations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF GERMANY'S FOREIGN TRADE THROUGH SPECIALIZATION IN INDUSTRIAL PRODUCTION

Ol'ga V. NIKULINAa*, Salim S. TESHEVb

a Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation Olgafinans@mail.ru

b Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation salim_judo@mail.ru

"Corresponding author

Article history: Abstract

Received 8 April 2015 Importance Germany has a competitive advantage in producing hi-tech goods, thus exporting

Accepted 14 April 2015 them and taking the lead in the global market. Germany's economic growth and its effective

foreign trade policy are driven by industries that specialize in development and implementation of innovation technologies. In this respect, it is reasonable to study the main areas for developing industrial specialization of the German economy in order to ensure an effective foreign trade policy. This research focuses on economic relations originating from development of Germany's foreign trade through specializing in industrial production and innovation technologies. Objectives This research pursues identifying key competence of Germany's manufacturing sector in order to substantiate trends in its foreign trade development and determine prospects for cooperation with Russia in innovative industries. Keywords: foreign trade, industrial Methods The research draws upon the methods of comparison and analysis of statistical data, specialization, export, import, which allowed identifying the main factors of Germany's foreign trade development within the

innovative technologies period of 2010 to 2013. Using the methods of economic analysis, we find key competencies of

Germany's manufacturing sectors, which lay the basis for its innovative growth. Results The article reveals the specifics of implementing Germany's foreign trade policy, analyses composition of import and export for the period of 2010 to 2013. We figure out that high indicators of the German economy depend 90 percent on processing industries oriented at applying innovative technologies.

Conclusions and Relevance The outcome of the research may prove helpful for experts to formulate a strategy for developing the Russian-German cooperation in foreign trade, and substantiate priority areas for the interaction of both nations in implementing joint aerospace projects.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Volodin L.N. Ekonomika Germanii: matematicheskie modeli kak instrument prognozirovaniya razvitiya [Germany's economy: mathematical models as an instrument of development forecasting]. Sovremennaya Evropa = Contemporary Europe, 2010, no. 1, pp. 57-66.

2. Atabaeva D.T., Kenzhebekova M.V., Musaeva E.A. [Economic development of united Germany as a model of social and market economy]. Ekonomika i upravlenie v XXIveke: tendentsii razvitiya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Economy and Management in the 21st Century: Development Trends]. Novosibirsk, Tsentr Razvitiya Nauchnogo Sotrudnichestva Publ., 2013, pp.220-229.

3. Andreeva E.L. Strategii sotsial'no orientirovannoi politiki razvitiya v usloviyakh globalizatsii na primere Germanii i Rossii [Strategies for socially oriented policies of development during globalization: the case study of Germany and Russia]. Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii: materialy nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Sci. Conf. Strategy of Sustainable Development of Russian Regions]. Novosibirsk, Tsentr Razvitiya Nauchnogo Sotrudnichestva Publ., 2014, pp. 50-53.

4. Kuzyk B.N., Yakovets Yu.V. Rossiya-Germaniya — 2050: strategiya innovatsionnogo razvitiya ipartnerstva [Russia & Germany 2050: an innovative development and partnership strategy]. Moscow, Institute for Economic Strategies of RAS Publ., 2007, 44 p.

5. Romanova E.V. FRG: Vostochnaya Germaniya — innovatsionnyi lokomotiv? [Federal Republic of Germany: is East Germany the innovative locomotive?]. Sovremennaya Evropa = Contemporary Europe, 2010, no. 4, pp.48-63.

6. Patrik E., Yashin V.G. Sovremennye tendentsii razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti Germanii [The current trends in development of Germany's innovative activity]. Menedzhment i biznes-administrirovanie = Management and Business Administration, 2009, no. 1, pp. 76-97.

7. Smirnov E.N. Avtomobil'nye korporatsii Germanii: sovremennye strategii razvitiya: monografiya [Car manufacturing corporations of Germany: modern development strategies: a monograph]. Moscow, Kompaniya Sputnik+ Publ., 2004, 141 p.

8. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya v 2001-2013gg.: trendy v gruppe liderov [International trade in commodities in 2001-2013: trends in the leading group]. Vlast' = Power, 2014, no. 5, pp. 15-18.

9. Ratner S.V., Iosifov V.V. Stimulirovanie razvitiya vysokotekhnologichnykh otraslei ekonomiki (na primere mashinostroeniya Germanii) [Encouraging the development of high-tech industries of economy (the case study of mechanical engineering in Germany)]. Vestnik Ural 'skogo federal'nogo universiteta. Seriya Ekonomika i upravlenie = Bulletin of Ural Federal University, Series Economy and Management, 2012, no. 4, pp. 46-58.

10. Golub T.P. [R&D component of the innovation strategy for developing higher technical education in Germany].

Nauka i sovremennost': materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Science and Modern Times]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2010, pp. 24-29.

11. Surovtseva M.A. [Trends and issues of socio-economic development of Germany]. Problemy sovremennoi ekonomiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Contemporary Economy]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2013, pp. 40-44.

12. Zverev A.V. Inostrannyi opyt innovatsionnogo razvitiya: monografiya [Foreign experience in innovative development: a monograph]. Moscow, FINANSY i KREDIT Publ., 2008, 150 p.

13. Khromushina Yu.A. Investitsii i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Germanii v protsesse informatizatsii obshchestva [Investment and innovative development of the German economy during informatization of society]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya = Advances in Current Natural Sciences, 2008, no. 8, pp. 58-61.

14. Efremenko I.N., Panchenko N.O. Osnovnye napravleniya ekonomicheskogo sotrudnichestva Rossii i Germanii [Main directions of economic cooperation between Russia and Germany]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2010, no. 28, pp. 10-17.

15. Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya Rossii i Germanii: istoriya — sovremennost'—perspektivy (k 90-letiyu Vremennogo rossiisko-germanskogo soglasheniya: 1921-2011): monografiya [Trade and economic relations between Russia and Germany: the history and modern times (on the 90th anniversary of the Provisional Russian-German Agreement: 1921-2011)]. Moscow, Statistika Rossii Publ., 2011, 382 p.

16. Nikulina O.V., Ivanchuk V.V. Strategicheskie orientiry razvitiya mezhdunarodnogo sotrudnichestva Rossii i Germanii v innovatsionnoi sfere [Strategic milestones for developing the international cooperation between Russia and Germany in innovation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 3, pp. 36-43.

17. Romanova E.V. Osobennosti razvitiya regional'nykh klasterov v Vostochnoi Germanii [The peculiarities of regional clusters development in Eastern Germany]. Regional'nye issledovaniya = Regional Research, 2008, no. 1, pp. 38-46.

18. Zverev A.V. Investitsionnaya programma razvitiya informatsionnykh tekhnologii v sektore gosudarstvennogo upravleniya Germanii [The investment program for developing information technologies in public administration of Germany]. Innovatsii = Innovation, 2009, no. 8, pp. 67-70.

19. Abramova S.V. Nalogovaya podderzhka innovatsionnogo razvitiya [Tax support of the innovation-oriented development]. Sovremennaya Evropa = Contemporary Europe, 2009, no. 2, pp. 75-84.

20. Ivanov D. Tendentsii razvitiya logistiki v Germanii: praktika, nauka, obrazovanie [Trends in developing logistics in Germany: practice, science, education]. Logistika = Logistics, 2012, no. 4, pp. 32-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.