Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 3. С. 98-104.
УДК 339.9+341.9
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS SUBJECTS
Н.Н. Снежанская
N.N. Snezhanskaya
Омская экономическая лаборатория ИЭОПП СО РАН Омский государственный технический университет
В современных условиях все страны мира становятся участниками глобализационных процессов, затрагивающих широкий спектр общественных отношений. Поэтому каждое государство оперативно должно подходить к разработке экономико-правового инструментария по включению национальных хозяйствующих субъектов в систему мирохозяйственных связей для того, чтобы получить наибольшую выгоду для развития и укрепления своих внутренних рынков. После распада СССР, в котором существовала абсолютная государственная монополия на внешнюю торговлю, Россия на основе либерализации внешнеэкономической деятельности пытается найти свое место в системе мирохозяйственных связей. Для этого в Российской Федерации осуществляется целый комплекс взаимоувязанных между собой мер политического, организационного, экономического, юридического характера и т. п.
Расширение и укрепление внешнеэкономических (в первую очередь, внешнеторговых) связей России с другими государствами приобретает растущую значимость, поскольку в последние годы доходная часть российского бюджета в подавляющей своей части формируется за счет таможенных платежей. О повышении роли России в международном товарообороте говорит динамика товарного импорта и экспорта. Структура экспорта товаров из России показывает резкий рост объемов вывоза различных видов топлива -с 51 % от общей структуры экспорта в 2000 г. до 71 % в 2012 г., в силу чего перед Российской Федерацией настоятельно встал вопрос о пересмотре ее экспортной специализации, предполагающем диверсификацию структуры экспорта за счет увеличения экспорта несырьевых товаров и повышения доли экспорта машин, оборудования и транспортных средств.
Особое место в развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации в современной политической доктрине должно отводиться конкретным участникам внешнеторговой деятельности, в том числе - регионам России.
In modern conditions all countries of the world become participants of the globalization process, involving a wide range of social relations. Therefore, each state should develop economic and legal tools to enable national economic entities in the system of global economic relations in order to get the greatest benefit for the development and strengthening of their domestic markets. After the collapse of the USSR with its absolute state monopoly of foreign trade, Russia on the basis of liberalization of external economic activity is trying to find its place in the world economic system. For this purpose the whole complex of interlinked measures of political, organizational, economic, legal, etc. character is carried out in the Russian Federation.
Expansion and strengthening of external economic (first of all, foreign trade) relations of Russia with other states gain the growing importance as in recent years the revenues of the Russian budget for the overwhelming part is formed due to customs payments. Dynamics of commodity import and export shows an increase of the role of Russia in the international turnover of commodities. The structure of commodity export from the Russian Federation shows a sharp increase in export of different types of fuel from Russia - from 51 % of total exports in 2000, to 71 % in 2012, whereby the Russian Federation faced with the question of review of export specialization of Russia, implying diversification of export structure by increasing the exports of non-resource goods and increasing the share of exports of machinery, equipment and vehicles.
A particular attention in the development of foreign economic relations of the Russian Federation in the modern political doctrine should be given to specific participants of foreign trade activity, including the Russian regions.
Ключевые слова: внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая деятельность, управление, внешнеторговый оборот, импорт, экспорт, субъекты Российской Федерации.
Key words: external economic relations, external economic activity, management, foreign trade turnover, import, export, subjects of the Russian Federation.
Усиливающаяся глобализация мирового хозяйства ведет к росту взаимозависимости экономических систем различных государств, а также обуславливает неотвратимость гармонизации, унификации, универсализации национальных правовых инструментов, используемых при регулировании процессов экономического взаимодействия самых разных субъектов на международном уровне. В этих условиях любая страна (и Россия - не исключение) становится участницей глобализационных про-
цессов, затрагивающих широкий спектр общественных отношений. Чем более гибко и оперативно каждое государство будет подходить к разработке экономико-правового инструментария по включению национальных хозяйствующих субъектов в систему мирохозяйственных связей, тем большую выгоду оно потенциально способно получить для развития и укрепления своих внутренних рынков (товарных, услуг, капитала, рабочей силы, финансовых и пр.), что, в свою очередь, благоприятно
© Н.Н. Снежанская, 2014
Развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации и ее субъектов
99
отразится на подъеме национальной экономики и наполнении государственной казны.
Специфика России как субъекта мировой экономики определяется следующим. В советский период российской государственности (с 1918 г. и вплоть до 1985 г.) существовала абсолютная государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. На этом этапе к установлению внешнеэкономических связей с другими государствами относились как к неизбежному злу. Как отмечают исследователи, «экономика страны была несбалансированной, и импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт - как вынужденная плата за импорт» [1, с. 3].
В настоящее время ситуация в сфере регулирования внешнеэкономических связей кардинально изменилась. В 1985 г. в СССР началась так называемая перестройка, которая сопровождалась либерализацией внешнеторговой деятельности. Так, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 августа 1986 г., право на непосредственное осуществление внешнеторговых операций получили 21 министерство и ведомство, а также примерно 70 предприятий и объединений, в которых разрешено было создание внешнеторговых организаций (фирм) на хозрасчете [2]. В силу преимущественно оборонной специализации ни одно омское предприятие, фактически поставляющее продукцию на экспорт, в данный перечень включено не было.
После распада СССР регулирование внешнеэкономических связей получило новый импульс развития. В соответствии с пп. «к»-«м» ст. 71 Конституции РФ, к исключительному ведению Российской Федерации были отнесены вопросы регулирования внешней политики и международных отношений, заключения международных договоров; решения вопросов войны и мира; обеспечения обороны и безопасности; оборонного производства; определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества. Регламентация внешнеэкономических отношений также вошла в компетенцию федеральных органов государственной власти и управления. Субъекты получили право на участие в совместном решении с федеральным центром только вопросов координации региональных внешнеэкономических связей и выполнения заключенных Россией международных договоров (п. «о» ст. 72 Конституции РФ).
Принятый в 1995 г. закон «О государственном регулировании внешнеторговой дея-
тельности» [3] закрепил за субъектами Российской Федерации довольно широкий перечень полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности (в частности, предоставление в пределах своей компетенции дополнительных, по отношению к федеральным, финансовых и иных гарантий, льгот участникам внешней торговли, зарегистрированным в регионе (например, освобождение иностранных инвесторов от уплаты налога на прибыль на определенный срок [4]); осуществление контроля за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных предприятий). Однако уже в 1999 г. законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» права субъектов были существенно ограничены: отныне регионы России могли устанавливать внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств и их административно-территориальными образованиями, с международными организациями лишь при условии получения согласия Правительства РФ (ст. 1) [5].
Данный подход получил подтверждение в законе от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [6]: всей полнотой власти в сфере осуществления внешнеэкономических связей обладают федеральные органы государственной власти. Субъекты Российской Федерации могут вести переговоры и заключать международные договоры с другими государствами только после предварительного согласования содержания таких соглашений с Правительством РФ либо с Министерством иностранных дел России; за счет региональных бюджетов направлять своих представителей в торговые представительства России в иностранных государствах и открывать свои представительства за рубежом; осуществлять информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на своей территории (ст. 8).
Между тем участникам внешнеэкономической деятельности - российским и иностранным юридическим лицам - предоставлена довольно широкая свобода ведения переговоров с иностранными партнерами о совместной деятельности и заключения международных договоров купли-продажи товаров и услуг в рамках правового режима: «всё, что не запрещено -разрешено». Исключение составляет продукция оборонных предприятий.
К основным экономико-правовым средствам регулирования внешнеторговых связей относятся методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; запретов и ограниче-
100
Н.Н. Снежанская
ний международной торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, направленных на развитие внешнеторговой деятельности и установленных законодательством России.
Указом Президента РФ от 12 февраля 2013 г. утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации, подчеркнувшая обязанность федеральных государственновластных структур оказывать содействие регионам в осуществлении ими внешнеэкономической деятельности, а также важность развития регионального и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации как перспективного резерва двустороннего взаимодействия с близлежащими странами и регионами в торгово-экономической, экологической, гуманитарной и других сферах.
На основании данной концепции Правительством РФ 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», в которой определены приоритетные направления в области внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества России с другими странами, включая реформирование системы государственного регулирования внешне-экономической деятельности, создание национальной системы поддержки ее развития, формирование ЕврАзЭС. В числе ожидаемых результатов программы особо отмечены усовершенствование экспортной специализации России, предполагающее диверсификацию структуры экспорта за счет последовательного увеличения экспорта несырьевых товаров, повышение доли экспорта машин, оборудования и транспортных средств [7].
Расширение и укрепление внешнеэкономических (в первую очередь, внешнеторговых) связей России с другими государствами приобретает растущую значимость, поскольку в последние годы доходная часть российского бюджета в подавляющей своей части формируется за счет таможенных платежей. Так, в 2013 г. Федеральная таможенная служба России отчиталась за 6 565 млрд собранных рублей (51 % государственного бюджета), тогда как Федеральная налоговая служба России - за 5 180 млрд руб. (41 %). Поступления от иных источников сформировали 8 % федерального бюджета. Для сравнения: доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 1991 г.
составляла 9,7 %, в 1992 - 10,5 %, в 2000 и 2001 гг. - уже 38-38,2 %, начиная с 2008 г. -более 50 %.
Данные Министерства финансов РФ, основанные на материалах Росстата и Федерального казначейства (по состоянию на 1 января 2014 г.), содержат более детальную разбивку по видам доходных источников федерального бюджета: доходы от внешнеэкономической деятельности - 5 011,0 млрд руб. (38,5 % бюджета и 7,5 % от ВВП), налоги на товары, ввозимые из-за рубежа, - 1 734,2 млрд руб. (13,3 % госбюджета и 2,6 % от ВВП), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 2 554,8 млрд руб. (19,6 % бюджета и 3,8 % от ВВП), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на российской территории, - 2 329,3 млрд руб. (17,9 % бюджета и 3,5 % от ВВП), налоги на прибыль, доходы - 352,2 млрд руб. (2,7 % бюджета и 0,5 % от ВВП), прочее - 1 038,5 млрд руб. (8 % бюджета и 1,6 % от ВВП) [8].
Повышение роли России в международном товарообороте подтверждается следующими фактами. Согласно данным Всемирного банка, объем экспорта товаров из России за последние двадцать лет вырос в 7,8 раза: с 67,54 млрд дол. в 1994 г. до 529,255 млрд дол. в 2012 г. Динамика товарного импорта в Россию также увеличивалась лавинообразно: исключение составили кризисные 1998 и 2008 и посткризисные 1999 и 2009 гг. (см. рис. 1).
Структура экспорта товаров из России показывает резкий рост объемов вывоза различных видов топлива - с 51 % от общей структуры экспорта в 2000 г. до 71 % - в 2012 г., продуктов питания - 1 % и 3 % соответственно. В период с 2000 по 2012 г. наблюдается незначительное сокращение экспорта других товарных групп: промышленной продукции -с 24 % до 16 %, руд и металлов - с 9 % до 5 %, сельскохозяйственного сырья - с 3 % до 2 % от общего объема экспорта [11].
Наряду с этим происходит значительное увеличение импорта продукции промышленности (техники, машин, транспортного оборудования и т. п.): с 59 % от общего объема импорта в 2000 г. до 83 % в 2012 г. В указанный период положительным трендом можно считать некоторое сокращение импорта в Россию продовольствия (с 20 до 12 %), сельскохозяйственного сырья (с 2 до 1 %), топлива (с 4 до 1 %), руд и металлов (с 3 до 2 %).
Развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации и ее субъектов
101
600
0 Экспорт товаров из РФ, млрд дол.
П Импорт товаров в РФ, млрд дол.
Рис. 1. Соотношение экспорта и импорта товаров в России (составлено автором)
Сост. по данным Всемирного банка [9; 10].
Международная торговля машинами и оборудованием является одной из важнейших составляющих товарооборота в экспорте промышленно развитых стран - до 90 % в Израиле, Китае, Корее, Японии (по данным Всемирного банка, 2012 г.). Ее развитие обусловлено многими факторами, в числе которых - углубление международного разделения труда под воздействием достижений научно-технического прогресса, снижение нормативно допустимого срока эксплуатации машин и оборудования (до 5-8 лет - с 10-15 в предшествующий период), распространение практик торговли оборудованием, бывшим в употреблении, и выкупа устаревшей техники продавцами (производителями) и пр.
Наряду с этим в странах с развитой экономикой происходит постепенное сокращение доли экспорта продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, в качестве одного из приоритетных направлений в последние годы избирается стимулирование экспорта различных видов услуг (финансовых, информационных, туристических, консалтинговых, инжиниринговых, по перевозке грузов, обмену научно-техническими знаниями и т. п.).
Например, экспорт промышленной продукции из Великобритании в 2000 г. составил 77 %, в 2012 г. - 66 % общего объема вывозимых товаров. Проводя продуманную внешнеторговую политику с приоритетной защитой национального производителя, страна постепенно наращивает экспорт продовольствия (с 5 до 6 %), сельхозсырья (с нуля до 1 %), топ-
лива (с 8 до 14 %), руд и металлов (с 2 до 4 %). При этом ввоз промышленной продукции иностранного производства упал с 78 % от общего объема импорта в 2000 г. до 61 % в 2012 г.
В рассматриваемый период (2000-2012 гг.) существенное сокращение экспорта промышленных товаров произошло в США (с 83 до 63 % от общего объема экспорта), Индонезии (с 57 до 36 %), Испании (с 78 до 68 %), Италии (с 89 до 82 %), Малайзии (с 80 до 62 %), Греции (с 50 до 32 %), Финляндии (с 85 до 72 %), Японии (с 94 до 90 %). Наряду с этим во многих из названных стран отмечается снижение доли не только экспортируемой, но и импортируемой промышленной продукции (техники, машин, оборудования и т. п.): например, в США - с 77 до 70 %, в Испании - с 73 до 59 %, в Италии - с 69 до 59 %, в Малайзии - с 85 до 69 %, в Финляндии - с 73 до 58 %, в Японии -с 57 до 48 % от общего объема импорта [12].
Если говорить о России, то основными причинами высокой доли экспорта машин и оборудования являются прежде всего низкое качество и высокая цена российских аналогов, а зачастую - их полное отсутствие; высокая степень износа и морального устаревания основных средств многих российских предприятий, необходимость их замены на современное оборудование. Степень износа основных фондов в России на конец 2012 г. достигала 45,9 %, в Омской области - 40,7 % (33-е место среди российских регионов) [13, с. 411-412].
Соответственно, государство должно выработать и последовательно реализовать гра-
102
Н.Н. Снежанская
мотную стратегию развития национальной промышленности - с учетом возможных геополитических и глобальных экономических кризисов и необходимости опережающей разработки механизма минимизации неблагоприятных последствий всевозможных рисков1. При этом следует вдумчиво анализировать опыт стран, активно укрепляющих отечественное промышленное производство. Например, в Китае реформирование экономики проводилось не путем разгосударствления предприятий (как, например, в России, в которой в 1991 г. доля госпредприятий в общем объеме производства промышленной продукции составляла 97,1 %, а в 1998 г. - уже всего 5 %, в 2012 г. - 4,1 %), -а параллельным развитием и государственной поддержкой частного предпринимательства, что позволило обеспечить высокие темпы роста китайского промышленного производства и выход на внешний рынок, в кратчайшие сроки став мировым лидером среди стран-экспорте-ров [15, с. 62-63, 423].
Важным элементом данного механизма является модернизация системы управления внешнеэкономическими связями Российской Федерации и ее регионов. Эта задача сегодня становится особо актуальной для России, темпы экономического роста которой снизились с 3,4 % в 2012 г. до 1,3 % в 2013 г. (при прогнозе - 3,6 %), тогда как страны с высоким уровнем дохода в данный период смогли восстановить темпы роста своих экономик (не в последнюю очередь - за счет экспорта). Например, экономическому росту в 2013 г. в США способствовали не только уверенные потребительские расходы, но и увеличение объемов экспорта, что, в свою очередь, «позволило компенсировать значительное замедление темпов роста,
обусловленное сокращением государственных расходов» [16, с. 6, 9]. Особенная неустойчивость экспертами Всемирного банка была отмечена в промышленном производстве Российской Федерации, где в 2013 г. в обрабатывающих отраслях рост сократился до 0,8 % (в сопоставлении с 2,7 % в 2012 г.) [16, с. 13].
Предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность в разных субъектах России, сегодня все более уверенно выходят на внешние рынки, самостоятельно или с помощью государственных органов находят иностранных партнеров. Если до либерализации внешнеэкономической деятельности в России такие крупные экспортные внешнеторговые объединения, как, например, «Машиноэкспорт», «Энергомашэкспорт», «Трактороэкспорт»,
«Станкоимпорт» и др., располагали за рубежом более чем по сотне представительств и широкой сетью посредников, то кризис в промышленной сфере и снижение конкурентоспособности российских товаров привели к разрыву многих традиционных внешнеторговых отношений [17, с. 250], которые с трудом в настоящее время восстанавливаются. Тем не менее итоги внешней торговли Российской Федерации в целом и по большинству субъектов в 2013 г. показывают положительное сальдо, означающее преобладание экспорта российской продукции над импортом (рис. 2, 3).
Лишь у двух из восьми федеральных округов (Северо-Западного и Северо-Кавказского) сальдо отрицательное, что свидетельствует о серьезной зависимости входящих в них субъектов от импортных товаров и отсутствии на региональном уровне конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
36204,2
63937,2
68318,4
19196,2
28194,3
1276,7
256977,8
52287,5
■ Центральный федеральный округ
■ Северо-Западный федеральный округ
■ Южный федеральный округ
■ Приволжский федеральный округ
■ Уральский федеральный округ
■ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ
■ Северо-Кавказский федеральный округ
Рис. 2. Соотношение стоимости экспорта по федеральным округам в 2013 г., млн дол. (составлено автором)
Сост. по: [18].
Развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации и ее субъектов
103
9179,3 10351,6 18865,7
12266,6
2179,6
12250—
57010
195702,8
Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ
Рис. 3. Соотношение импорта по федеральным округам в 2013 г., млн дол. (составлено автором)
Сост. по: [18].
Лидерство Центрального федерального округа объясняется особым статусом входящего в него города Москвы, наличием более широких возможностей для развития внешнеэкономических связей с иностранными партнерами в силу более благоприятного, нежели в других регионах, транспортного, налогового, финансового и пр. климата. Вследствие этого многие российские предприятия предпочитают регистрировать юридический адрес в данном субъекте. Соответственно, налоговые и таможенные платежи уплачиваются именно там. Между тем таможенная статистика учитывает внешнеэкономическую деятельность российских и иностранных юридических лиц именно по месту регистрации, а не по месту фактического осуществления их деятельности, что приводит, в свою очередь, к искажению понимания реального участия каждого региона России в процессах международного и внешнеторгового сотрудничества России в целом. Так, согласно статистическим данным (Росстат, ФТС), Москва является крупнейшим в России производителем и экспортером продукции
топливно-энергетического комплекса, тогда как очевидно, что указанная продукция в промышленных объемах добывается в других регионах (Кемеровской области, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и др.).
По результатам 2013 г. Омская область имела положительное сальдо внешнеторгового оборота (рис. 4), что говорит об успешной внешнеэкономической деятельности, о превышении экспортных товарных потоков по сравнению с импортными. Специфика экспортной направленности Омской области, в отличие от многих субъектов России, преимущественно ориентированных на экспорт в страны дальнего зарубежья, проявляется в установлении долгосрочных внешнеторговых контактов со странами СНГ - 513,1 млн дол., или 59 % от общего объема экспорта в 2013 г. (в страны дальнего зарубежья, соответственно, 356,5 млн дол. и 41 %). Аналогичная картина наблюдается и в отношении импорта: из стран дальнего зарубежья импорт составил 252,1 млн дол. (48,2 %), СНГ - (51,8 %).
йй Экспорт й? Импорт
Рис. 4. Соотношение импорта и экспорта в Омской области в 2013 г., млн дол. (составлено автором)
Сост. по: [18].
104
Н.Н. Снежанская
С учетом вышесказанного, необходимо целенаправленно вести работу по совершенствованию экономико-правового инструментария, облегчающего включение России в глобализирующуюся экономику, особое внимание уделяя расширению участия ее субъектов в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами. Эффективность интеграции России в мировое экономическое пространство и, соответственно, объем получаемых от внешнеторговых операций доходов в значительной степени определяется количеством вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность российских хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений различных организационно-правовых форм и форм собственности), а также качеством их государственной поддержки на различных уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном.
Примечание
1 Об этом, в частности, говорят эксперты Группы организаций Всемирного банка. См.: [14].
1. Безуглая В. М. Внешнеэкономическая деятельность. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 80 с.
2. О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями : Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 августа 1986 г. № 991 // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 9. - Ст. 48-3.
3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 42. -Ст. 3923.
4. Кураков Л. П., Краснов А. Г., Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы. - М. : Гелиос, 1998. - 600 с.
5. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.
6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4850.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внеш-
неэкономической деятельности» : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL : http://www.pravo. gov.rulaws/acts/37/515148.html (дата обращения: 24.04.2014).
8. Структура и динамика доходов / Министерство финансов Российской Федерации.
- URL : http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения: 28.05.2014).
9. Merchandise exports (current US$) / The World Bank. - URL : http://data.worldbank.org/ indicator/TX.VAL.MRCH.CD.WT (дата обращения: 28.05.2014).
10. Merchandise imports (current US$) / The World Bank. - URL : http://data.worldbank. org/indicator/TM.VAL.MRCH.CD.WT (дата обращения: 28.05.2014).
11. World Development Indicators: Struc-
ture of merchandise exports. - URL : http://wdi. worldbank.org/table/4.4 (дата обращения:
28.05.2014) .
12. World Development Indicators: Struc-
ture of merchandise imports. - URL : http://wdi. worldbank.org/table/4.5 (дата обращения:
28.05.2014) .
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 : стат. сб. / Росстат. — М., 2013. — 940 с.
14. Всемирный банк. 2013 год. Обзор Доклада о мировом развитии 2014: Риски и возможности - управление рисками в интересах развития. - Вашингтон, округ Колумбия : Всемирный банк. - 66 с.
15. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. - М. : РУСАКИ, 2010-2014.
- URL : http://refru.ru/rr300.pdf.
16. Доклад об экономике России № 31. Кризис доверия обостряет экономические проблемы России / Всемирный банк. - URL : http:// www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/do-cument/eca/RER-31-rus.pdf.
17. Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление / под ред. Е. П. Пузаковой. - М. : Юристъ, 2006. - 496 с.
18. Таможенная статистика внешней тор-
говли / Федеральная таможенная служба. -URL : http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:
3034410016670931::NO::: (дата обращения:
27.05.2014) .