Научная статья на тему 'Развитие визуального мышления в современной культуре'

Развитие визуального мышления в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1547
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / СКЕТЧНОУТИНГ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ / VISUAL THINKING / VERBAL THINKING / CREATIVE THINKING / MIND MAPS / SKETCHNOUTING / VISUAL STORIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ткаченко Ольга Николаевна

В статье рассмотрена специфика вербального и визуального типов мышления, особое внимание уделено выявлению возможностей каждого типа мышления для выражения и фиксации мыслей, для решения творческих задач. Рассматриваются причины преобладания визуального типа мышления в современной культуре. Описываются методы, которые можно использовать для развития визуального мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of visual thinking in modern culture

In the article specifics of verbal and visual types of thinking are considered, the special attention is paid to identification of opportunities of each type of thinking for expression and fixing of thoughts, for the solution of creative tasks. The reasons of prevalence of visual type of thinking in modern culture are considered. Methods which can be used for development of visual thinking are described.

Текст научной работы на тему «Развитие визуального мышления в современной культуре»

УДК 008

О. Н. ТКАЧЕНКО

Омский государственный технический университет

РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье рассмотрена специфика вербального и визуального типов мышления, особое внимание уделено выявлению возможностей каждого типа мышления для выражения и фиксации мыслей, для решения творческих задач. Рассматриваются причины преобладания визуального типа мышления в современной культуре. Описываются методы, которые можно использовать для развития визуального мышления.

Ключевые слова: визуальное мышление, вербальное мышление, творческое мышление, интеллект-карты, скетчноутинг, визуальные истории.

Любой акт человеческой деятельности предваряется мыслительными построениями, которые могут быть повторяющими, дополняющими или создающими знания в зависимости от ситуации и целей. Особенности активности личности или социума связаны, в первую очередь, со своеобразием соответственно индивидуального или коллективного мышления. Мышление позволяет человеку выходить за пределы непосредственно чувственного данного в сущностные уровни объектов.

Таким образом, принцип отражения свидетельствует не только о том, что содержание мышления формирует информация, поступающая из окружающей действительности, но и об его преобразовательной сути. Человек способен познавать и преобразовывать окружающий мир, приспосабливать его для себя и создавать собственное представление о нем. В свою очередь, основной функцией процесса мышления является формирование содержания сознания, в котором постепенно складывается субъективное представление об окружающем мире.

Познавательный результат мышления, передаваясь в процессе коммуникации другим людям и коллективам, а также в качестве наследия другим культурам и эпохам, входит в систему знаний, составляющих содержание сознания общества на определенном этапе исторического развития. Трансляция культурного и социального опыта из поколения в поколение, а также закрепление результатов его модификации и дополнения возможно только тогда, когда результаты мышления выражены в объективированной форме.

Материальным воплощением мысли является, прежде всего, язык, а точнее, языковой знак. Оперирование мыслями и идеями посредством языка предполагает естественное их упрощение, выделение существенного, нахождение объективного. Язык есть орудие объективации мысли и чувства через «общественность. Выражение мысли при помощи языка отражает культурную обусловленность, определённость общественной картины мира, что констатирует ее объективность в рамках этой картины. Люди формулируют мысли так, чтобы они были понятны и близки тому, кто их воспринимает, т.е. близкому окружению. Языковые привычки и каноны общества определяют то, как будет интерпретироваться окружающий мир, т.е. у конкретного языкового коллектива складывается фиксируемое языком представление о мире.

Однако было бы неправильно утверждать, что мышление человека сковано рамками социокультурной заданности, ограничивающей его творческую активность. В. фон Гумбольдт представляет язык не только в качестве повседневной деятельности, но и как творческий процесс. Каждая человеческая деятельность нуждается в языке, он вводит в жизнь господство мысли. С другой стороны, язык не только нечто созданное, а процесс создания. Для нас важно подчеркивание автором личностного, субъективного начала в языке. Язык взаимодействует со всем человеком, а не только с его рассудком. И «каждую человеческую индивидуальность ... можно считать особой позицией в видении мира» [1]. Мысль выражается в соответствии с индивидуальными представлениями о мире. По знаковости внешнего выражения мысли можно судить об индивидуальных различиях мышления и, соответственно, о его творческом потенциале.

Мысль может быть выражена и в виде визуальных образов. В дополнение отметим что, человек воспринимает 90 % информации посредством канала зрения, а мозг обрабатывает 80 % информации в образной форме и 20 % в вербальной. Однако в развитых культурах человека с детства приучают выражать свои мысли вербально, вынуждая, соответственно, всю образную информацию выражать в словах. Тем самым, как считают современные исследователи, сковывается творческий потенциал человеческого мышления.

Существенными характеристиками современной культуры называют следующие: наполненность визуальными образами, внедрение и распространение компьютерных технологий, постоянство, непрерывность и повсеместность электронной коммуникации. В этой связи культуру называют символически «визуальной» и «информационной».

Современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: «...точна та визуальность, которая делает видение сродни языку» [2]. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. Целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов. В этой связи результатом освоения визуальной

культуры можно считать развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть качество и степень выраженности ценностного содержания личности.

Визуальная культура актуализирует и способствует развитию визуально-образного мышления личности. Традиционного выделяют два когнитивных типа мышления: наглядно-образное (правополушарное) и словесно-логическое (левополушарное). Нобелевский лауреат профессор Р. Сперри одним из первых начал исследования особенностей работы полушарий человека. Он сделал вывод о том, что каждое полушарие отвечает за определенные интеллектуальные функции: правое полушарие управляет восприятием ритма, пространственной ориентацией, целостным восприятием (гештальт), воображением, мечтанием, восприятием цвета и размеров; левое полушарие контролирует речь, логические операции, оперирование с числами и последовательностями, способность к анализу и оперирование с перечнями информации.

Тем не менее, как утверждает создатель известного метода интеллект-карт Т. Бьюзен, наблюдаемая ныне манера делить людей на «левосторонних» и «правосторонних» оказывается в результате неправомерной. «Хотя каждое полушарие доминирует в определенных типах мыслительной деятельности, оба полушария в принципе способны обеспечивать мыслительную активность любого типа. Таким образом, ментальные способности, выявленные Р. Спер-ри, на деле «распределены» более-менее равномерно по всей коре головного мозга» [3, с. 33].

В этой связи обогащение вербальной базы возможно за счет образного контекста и наоборот. Для этого, по мысли Т. Бьюзена, важно понять механизм работы мышления. В трудах братьев Т. и Б. Бью-зена, описывается концепция «радианного мышления», которое соответствует механизму реального человеческого мышления, а внешне структурно выражается и осуществляется посредством составления интеллект-карт.

«Интеллект-карта — это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи» [3, с. 58].

По нашему мнению, самая важная мысль описанной теории состоит в том, что выражать мысли, как и создавать их (генерировать идеи, находить решения) можно не только в вербальной (с привлечением логических операций) или визуальной формах (с помощью воображения, мечтания, представления), а при использовании этих форм вместе. Визуальная схема содержания мышления путем визуализации связей различных ассоциаций делает доступным для нас содержание мышления, как в словах, так и в образах (получаемых при мощи всех органов чувств).

Интеллект-карта и концепт-карта используются для решения задач и принятия решений практиче-

ски в любой профессиональной деятельности, для продуцирования, визуализации, структуризации и классификации идей, для обучения и запоминании большого объема информации.

Интеллект-карта строится на основе ассоциативных связей, которые оформляется в виде ответвлений в любом направлении, что позволяет рассматривать любой мыслительный элемент (понятие или образ) мысль под любым углом зрения.

В настоящее время профессионалы, работающие в сферах визуальной коммуникации, а также психологи и педагоги предлагают различные способы и методы мышления в картинках с целью диагностики и развития креативных способностей, использования для генерации творческих идей, оптимизации процесса восприятия и запоминания информации.

В частности, в настоящее время стал популярен метод визуального мышления (Visual Thinking), предложенный Д. Роэмом. По мнению автора, совсем не обязательно уметь рисовать, чтобы мыслить «в картинках».

В книге «Визуальное мышление: как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов» автор описывает инструменты визуального мышления и предлагает в итоге научиться находить новые идеи; быстро развивать и проверять идеи; преподносить идеи так, чтобы окружающие их быстро понимали и принимали. Он отмечает следующие характеристики визуального мышления:

— управляется четкими правилами;

— активизируется в условиях ограниченной и неполной информации;

— использует ограниченный набор символов, которые в разных комбинациях представляют множество вариантов решения проблем.

Книга «Практика визуального мышления» является своего рода руководством по созданию картинок, решающих проблемы.

Еще один интересный способ мышления в картинках — создание скетчей, или визуальных заметок. По определению автора М. Роуди, «скетчи — это разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем и изобразительных элементов, таких как стрелки, рамки, типо-графика и линии» [4, с. 10].

Если метод Д. Роэма помогает в продуцировании идей, то метод М. Роуди полезен для записи чужих выступлений, ведения конспектов и фиксации своих мыслей и идей. Запись мыслей в картинках названа «скетчноутингом», основным преимуществом которого является то, что он обеспечивает целостный визуальный подход. «Заметки задействуют ваше мышление таким образом, что вы можете воспринимать идеи, которые слышите, в то время как ваша рука выражает эти идеи в конкретных зрительных образах» [4, с. 21].

Применение скетчноутинга приносит неоспоримую пользу. Во-первых, практика визуальных заметок учит внимательно слушать и вычленять главную мысль, чтобы фиксировать ее в картинках. Во-вторых, в процессе скетчноутинга мозг оперирует вербальной и визуальной информацией, при этом включаются также практически все органы чувств: зрение, слух, осязание. Так информация активнее воспринимается и надежнее запоминается.

Следующий заслуживающий внимания способ визуализации мысли — написание визуальных историй. Это метод создания убеждающих презентаций CAST М. Сайкса, Н. Малина и М. Веста. По данным разных исследований выяснилось, что

для запоминания и понимания каких-либо фактов важно найти различные взаимосвязи. Авторы предложили заменить формат обычной презентации представлением фактов в виде визуальной истории. Такой способ преподнесения делает факты более убедительными.

Инфографика — еще один эффективный способ визуального представления информации. В настоящее время инфографика, по мнению специалистов, оформилась в одно из новых направлений в дизайне.

Основную роль в развитии и повсеместном использовании инфографики вносит прогресс компьютерных инфокоммуникационных систем и технологий, которые предоставляют широчайший арсенал способов визуального представления информации. Инфографика является эффективным средством работы с большими объемами информации, предоставляя следующие возможности:

1) представление большого объёма информации и информации, которую трудно материализовать, при помощи визуальных элементов с целью ее быстрого и эффективного восприятия;

2) организация и структурирование информации, демонстрация соотношений данных и фактов во времени, пространстве, цене и по другим основаниям, а также тенденции;

3) компактное описание закономерностей, присущих исходному набору данных;

4) восстановление пробелов в наборе данных и, наоборот, обнаружение шумов и выброс «мусорных» данных в наборе.

Приступая к визуализации большого объема информации, в первую очередь необходимо определить для чего будет проделана данная работа, т.е. какие зрители (учет характеристик воспринимающей аудитории) какую информацию (найти нужные тенденции и соотношения) должны извлечь. После этого станет очевидным то, какие использовать средства инфографики и какие данные являются наиболее важными. Графическое представление данных может быть не только удобным для восприятия, но и забавным, увлекательным, информативным.

В заключение отметим, что творческий потенциал мышления возрастает при работе двух полушарий. Для развития творческого мышления рекомендовано пользоваться следующими приемами:

— обогащение запаса разнообразных представлений, что делает мышление разнонаправленным и творческим. Для этого необходимо стремиться к получению как можно большего жизненного опыта: общаться с разными людьми, путешествовать, вовлекаться в разные виды деятельности, много читать и т.п.;

— развитие способности переживать и «вживаться» в представления, умения сосредоточиваться на воображаемом объекте, стараясь представить его во всех мельчайших деталях и подробностях, включая всевозможные восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, слуховые);

— развитие способности целенаправленного творческого акта мысли. Стремиться мотивировать и контролировать творческий процесс, чтобы результат был не просто мечтами или грезами, а конкретными идеями, способными воплотиться в жизнь и быть проверенными практикой;

— систематическое выполнение упражнений для развития как образного, так и словесного мышления.

Библиографический список

1. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. — М. : Прогресс, 1984. — С. 80.

2. Дубовая, Н. В. Визуальная культура в аспекте современности [Электронный ресурс] // Тенденции развития педагогической науки : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. — Режим доступа : http://sibac.info/files/2010_10_23_ Pedagogika/ Dybovaya.pdf (дата обращения: 15.04.2013).

3. Бьюзен, Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен : пер. с англ. Е. А. Самсонов. — 4-е изд. — Мн. : ООО «Попурри» , 2007. - 300 с.

4. Роуди, М. Визуальные заметки : иллюстрированное руководство по скетчноутингу / М. Роуди ; пер. К. Наумов. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 224 с.

ТКАЧЕНКО Ольга Николаевна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: olya-aylo@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © О. Н. Ткаченко

Книжная полка

ББК 71/Г68

Горелов, А. А. История русской культуры : учеб. для вузов по гуманитар. направлениям и специальностям для бакалавров / А. А. Горелов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 387 с. - ISBN 978-5-9916-1400-9.

История русской культуры — обязательный предмет для изучения в педагогических вузах РФ. Предлагаемый учебник написан в соответствии с требованиями Гос. образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы. Книга направлена на создание у студентов целостного представления о русской культуре, ее сущности, месте, роли в обществе, закономерностях развития. Особое внимание уделено значению искусства, философии и религии. Для удобства изучения предмета каждая глава сопровождается списком необходимой литературы. Для студентов и преподавателей вузов и всех интересующихся русской культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.