Научная статья на тему 'Развитие вариативности как общей творческой способности в младшем школьном возрасте в зависимости от условий обучения, пола и возраста'

Развитие вариативности как общей творческой способности в младшем школьном возрасте в зависимости от условий обучения, пола и возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титаренко Наталья Сергеевна

В статье обосновывается актуальность проблемы развития вариативности как общей творческой способности у младших школьников; рассматривается краткая характеристика показателей вариативности (беглость, гибкость и оригинальность). Представлены ход и результаты эксперимента по изучению особенностей развития вариативности как общей творческой способности в исследовательской деятельности младших школьников в зависимости от характера обучения, пола и возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Variability as a General Creative Ability of Primary School Children Depending on their Gender, Age and Studying Conditions

The article proves the importance of the problem of development of variability as a general creative ability of primary school children. It also considers brief characteristics of variability indicators (fluency, flexibility and originality) as well as presents the course and results of the experiment on studying features of development of variability as a general creative ability in research activities of primary school children depending on their gender, age and character of studying.

Текст научной работы на тему «Развитие вариативности как общей творческой способности в младшем школьном возрасте в зависимости от условий обучения, пола и возраста»

УДК [159.924.24+001.891]-053.5(045)

ТИТАРЕНКО Наталья Сергеевна, ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, аспирант кафедры педагогики и психологии начального образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 8 научных публикаций

РАЗВИТИЕ ВАРИАТИВНОСТИ КАК ОБщЕЙ

творческой способности в младшем школьном возрасте В ЗАВИСИМОСТИ от условий обучения, пола и возраста

В статье обосновывается актуальность проблемы развития вариативности как общей творческой способности у младших школьников; рассматривается краткая характеристика показателей вариативности (беглость, гибкость и оригинальность). Представлены ход и результаты эксперимента по изучению особенностей развития вариативности как общей творческой способности в исследовательской деятельности младших школьников в зависимости от характера обучения, пола и возраста.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческие способности, общие творческие способности, вариативность, исследовательская деятельность.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной гибко ориентироваться в динамично меняющемся мире, осуществлять быстрый поиск решений, открывать для себя что-то новое, т. е. строить свою деятельность творчески. В настоящее время особенно острым становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика творческого развития лич-

© Титаренко Н.С., 2012

ности концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.

Анализ психолого-педагогической литературы и эмпирических исследований по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что в современной психологии образования применительно к проблеме творчества существует ряд противоречий. Во-первых, это противоречие между потребностью общества в ини-

циативной личности с развитым творческим началом и недостаточными возможностями системы образования создавать условия, необходимые для развития творческого потенциала подрастающего поколения; во-вторых, противоречие между имеющимися возможностями формирования творческих способностей у младших школьников и неразработанностью теоретико-методического и технологического обеспечения данного процесса в целостной системе учебной и внеучебной деятельности учащихся; наконец, в-третьих, противоречие между потребностью ребенка в творческой самореализации и формализацией обучения, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности младших школьников на занятиях. Названные противоречия требуют создания в образовательной среде особых условий для реализации потенциальных творческих возможностей личности. Одним из значимых путей решения этой проблемы, на наш взгляд, является целенаправленное развитие у детей общих творческих способностей, в частности в процессе приобщения их к учебноисследовательской деятельности.

Одной из общих творческих способностей, позволяющей успешно реализовывать творческие возможности личности является вариативность. Под вариативностью понимается способность находить разнообразные решения поставленной проблемы. Высокий уровень проявления этой способности предполагает нахождение множества разнообразных оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерирование большого количества различных идей1.

По-нашему мнению, эффективным средством развития вариативности у детей младшего школьного возраста может выступать использование в учебном процессе исследовательской деятельности.

Целью нашего исследования выступало изучение особенностей развития вариативности как общей творческой способности в исследовательской деятельности младших школьников в зависимости от характера обучения, пола и возраста.

В качестве показателей, характеризующих развитие вариативности, выступили беглость, гибкость и оригинальность решения вариативной задачи, являющиеся общепринятыми параметрами проявления креативного мышления. Для выявления данных показателей вариативности как общей творческой способности у младших школьников была использована методика Е.Е. Туник2. Статистический анализ данных проводился при помощи пакета SPSS (критерии ^Стьюдента для сравнения выборочных средних и F-Фишера для оценки эффективности обучающего воздействия).

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 45 и № 8 г. Архангельска во 2-х и 4-х классах в 2010-2011 учебном году. Всего обследован 101 ребенок в возрасте 8-10 лет (58 девочек и 42 мальчика). В мОу СОШ № 45 создаются специальные условия для развития исследовательской деятельности младших школьников. В школе ежегодно проходит городской конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников, организованный департаментом образования мэрии г. Архангельска. В МОУ СОШ № 8 реализуются естественные условия организации учебного процесса младших школьников, исследовательская деятельность специально не организуется, а ведется в соответствии с общими требованиями программы обучения.

Первый этап исследования позволил изучить особенности развития показателей вариативности как общей творческой способности у детей младшего школьного возраста в зависимости от пола, возраста детей и от характера условий организации обучения исследовательской деятельности.

Изучение сформированности показателей вариативности с учетом пола и возраста в естественных и специальных условиях организации исследовательской деятельности проводилось в марте 2011 года во 2-х и 4-х классах (табл. 1). У детей, обучающихся в естественных условиях во 2-м классе, не выявилось различий по полу в уровне развития всех трех показателей вариативности. В 4-м классе у детей,

Таблица 1

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА, ср. зн. в баллах

2-й класс 4-й класс

Показатель естественные условия обучения специальные условия обучения естественные условия обучения специальные условия обучения

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

42,73 39,00 44,30 52,25 47,00 59,67 60,90 62,07

Беглость +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/-

3,34 2,84 3,48 2,16* 3,29 * 9 ,2 3, 2,89 3,27

37,44 33,30 31,07 36,94 35,86 41,98 43,29 48,63

Гибкость +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/- +/-

2,25 2,38 2,81 1,14* 2,91 1,87 2,96 2,06

Оригиналь- 14,29 +/- 14,29 +/- 15,50 +/- 19,68 +/- 20,00 +/- 27,00 +/- 46,00 +/- 41,43 +/-

3,90 2,02 3,91 3,49 2,70 4,28 5,68 4,40

Примечание: * - обозначение уровня статистической значимости р<0,05.

обучающихся в естественных условиях, статистически значимые различия в сформирован-ности вариативности по полу наблюдаются по показателю беглости решений, который у девочек является выше, чем у мальчиков. У детей, обучающихся в специальных условиях во 2-м классе, статистически значимые различия в сформированности вариативности по полу наблюдаются по показателям беглости и гибкости решений, которые у девочек также являются выше, чем у мальчиков. В 4-м классе у детей, обучающихся в специальных условиях, не выявлено различий по полу в уровне развития всех трех показателей вариативности.

Проанализируем особенности возрастной динамики развития показателей вариативности

в естественных и специальных условиях обучения от 2-го к 4-му классу (см. табл. 2). В естественных условиях обучения, у младших школьников от 2-го к 4-му классу наблюдается положительная возрастная динамика по показателям развития беглости и оригинальности решений. По показателю развития гибкости решений возрастная динамика в младшем школьном возрасте отсутствует. В специальных условиях обучения у детей от 2-го к 4-му классу наблюдается положительная возрастная динамика по всем трем показателям развития вариативности: беглости, гибкости и оригинальности решений. Это свидетельствует о том, что характер условий обучения (специальный или естественный) является наиболее важным

Таблица 2

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ср. зн. в баллах

2 класс 4 класс

Показатель естественные специальные естественные специальные

условия обучения условия обучения условия обучения условия обучения

Беглость 40,64 +/-2,15 49,19 +/-2,00** 54,11 +/-2,89** 61,51 +/-2,21*

Гибкость 35,12 +/-1,68 34,68 +/-1,38 39,39 +/-1,71 46,51 +/-1,84**

Оригинально сть 17,00 +/-2,10 18,08 +/-2,60 24,04 +/-2,76* 42,92 +/-3,43***

Примечание: * - обозначение уровня статистической значимости р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

фактором развития вариативности в младшем школьном возрасте, особенно по показателю оригинальности решений.

Второй этап исследования (апрель 2011 года) позволил качественно усовершенствовать специальные условия организации обучения младших школьников исследовательской деятельности, направленной на развитие вариативности. В исследовании принимали участие учащиеся 2-го класса, где создавались дополнительные условия для развития исследовательской деятельности младших школьников (экспериментальная группа), и учащиеся 2-го класса, где реализовались естественные условия организации учебного процесса младших школьников (контрольная группа). В ходе работы была разработана программа и серия факультативных занятий для целенаправленного развития вариативности как общей творческой способности у младших школьников при организации их исследовательской деятельности3. Данная программа была рассчитана на 5 занятий, продолжительность занятий во 2-м классе составила 40 мин. Занятия проводились в форме факультатива под названием «Я - маленький исследователь».

Третий этап исследования (май 2011 года) имел целью изучение динамики развития показателей вариативности в качественно усовершенствованных специальных условиях.

Результаты анализа особенностей развития вариативности в специальных условиях преоб-

Бгглость Гибкость Оригинальность

□ Значение дисперсии (март 2011) О значение дисперсии (май 2011)

Результаты сравнения дисперсий по выборкам экспериментальной группы на начало и конец преобразующего эксперимента (критерий Фишера)

разующей деятельности по развитию исследовательской деятельности младших школьников во 2-м классе (экспериментальная группа) приведены на рисунке. Отметим, что в результате преобразующей деятельности по развитию исследовательской деятельности младших школьников, второклассники продемонстрировали статистически значимый прирост развития вариативности по показателям гибкости и оригинальности решений.

Результаты сравнения дисперсий по выборкам экспериментальной группы на начало и конец преобразующего эксперимента (критерий Фишера)

Сравнение с контрольной группой показало, что у второклассников экспериментальной группы выявлены статистически значимые различия по показателю оригинальности решений, различия средних значений по показателям беглости и гибкости статистически незначимы (табл. 3). Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в усовершенствованных специальных условиях обучения в экспериментальной группе прослеживается положительная динамика в способности к развитию вариативности по показателю оригинальности, тогда как в контрольном классе второклассники показали возрастной рост гибкости, что возможно связано с обучающим эффектом диагностической методики.

Таким образом, развитие вариативности у младших школьников было эффективным при

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 2-ГО КЛАССА

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ср. зн. в баллах

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа

Беглость 51,72 +/- 2,72 50,85 +/- 2,14

Гибкость 39,78 +/- 1,72 35,38 +/- 1,67

Оригинально сть 19,4 +/- 3,07 32,31 +/- 3,19***

Примечание: *** - обозначение уровня статистической значимости р<0,001.

соблюдении ряда психолого-педагогических условий, которые реализовались в ходе формирующего эксперимента: были определены сущностные характеристики вариативности как общей творческой способности; для развития вариативности использовался такой вид творчества детей, как исследовательская дея-

тельность; работа в рамках исследовательской деятельности была направлена на формирование сущностных характеристик вариативности как общей творческой способности; при формировании вариативности учитывались специфические особенности исследовательской деятельности.

Примечания

1 Тургель В.А. Возможности развития общих творческих способностей младших школьников в художественном творчестве // Начальное образование: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф., Герценовские чтения, Санкт-Петербург, 6-7 апреля 2010 года. Т. 1. СПб., 2010.

2 Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

3 Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. Волгоград, 2009.

Titarenko Natalia Sergeevna

Postgraduate Student of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Pedagogics, Psychology and Social Work

DEVELOPMENT OF VARIABILITY AS A GENERAL CREATIVE ABILITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN DEPENDING ON THEIR GENDER, AGE AND STUDYING CONDITIONS

The article proves the importance of the problem of development of variability as a general creative ability of primary school children. It also considers brief characteristics of variability indicators (fluency, flexibility and originality) as well as presents the course and results of the experiment on studying features of development of variability as a general creative ability in research activities of primary school children depending on their gender, age and character of studying.

Key words: creativity, creative activity, creative abilities, general creative abilities, variability, research activities.

Контактная информация: e-mail: titarenko_andrei@list.ru

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.