Научная статья на тему 'Развитие умения участия в интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога'

Развитие умения участия в интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / АРГУМЕНТАЦИЯ / БЛОГИ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / DISCUSSION / COMMUNICATIVE SKILLS / ARGUMENTATION / BLOGS / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павельева Татьяна Юрьевна

Данная работа посвящена проблеме организации онлайн-дискуссий средствами учебных интернет-блогов. Автор статьи анализирует различные подходы к использованию учебных интернет-блогов в процессе обучения иностранным языкам и выделяет преимущества блогов при их использовании. В статье также представлена технология организации онлайн-дискуссий средствами учебных интернет-блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PARTICIPATING IN ONLINE DISCUSSIONS BY MEANS OF BLOGS

This article is devoted to the problem of organization of discussions by means of blogs. The author analyses the researches of blogs' usage in the process of study and points out the advantages of blogs in the foreign languages studies. The technology of organizing a discussion is also given in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие умения участия в интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога»

УДК 371.3

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧАСТИЯ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУССИИ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ИНТЕРНЕТ-БЛОГА

© Татьяна Юрьевна Павельева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования, e-mail: pavelyevy@mail.ru

Данная работа посвящена проблеме организации онлайн-дискуссий средствами учебных интернет-блогов. Автор статьи анализирует различные подходы к использованию учебных интернет-блогов в процессе обучения иностранным языкам и выделяет преимущества блогов при их использовании. В статье также представлена технология организации онлайн-дискуссий средствами учебных интернет-блогов.

Ключевые слова: дискуссия; коммуникативные умения; аргументация; блоги; проблемная ситуация.

Дискуссию можно считать принципиальной основой педагогики. По определению Е.С. Полат, «дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса» [1, 2]. Дискуссия может использоваться как самостоятельный метод достижения поставленной задачи, а также может являться компонентом другого метода (метод проектов, ролевые и деловые игры проблемной направленности). Очень важно не перепутать дискуссию и обычный спор. Именно направленность на поиск путей решения проблемы и положительный результат и отличают ее от спора.

В основе дискуссии всегда лежит проблемная ситуация (с социальной, культурологической, творческой точки зрения). Существует много способов создания проблемных ситуаций. Например, это может быть информационный материал, в котором просматривается недостаточность по проблемному вопросу, т. е. текст должен вызвать у обучающихся определенные вопросы и сомнения; аудио- и видеофрагменты, в которых четко выражено противоречие; публикации социального, политического, экономического характера, вызывающие противоречивые мысли. Кроме того, преподаватель может привлечь исторический материал или художественные произведения, если рассматриваются межкультурные проблемы. При выборе проблемной ситуации для дискуссии преподаватель должен, прежде всего, руководствоваться наличием проблемности в си-

туации, предлагаемой для обсуждения, и соответствием тематике курса.

Е.С. Полат выделяет следующие критерии отбора проблемных ситуаций:

1) наличие проблемы объективной действительности, значимой для студентов с точки зрения профессиональной ориентации или их жизненного опыта, причем степень прозрачности предлагаемой проблемы может быть различна в зависимости от уровня языковой подготовки студентов;

2) учебные проблемные тексты должны быть объединены единой проблематикой;

3) отсутствие полноты информации для решения представленной в ситуации проблемы, что обусловливает необходимость поиска дополнительной информации;

4) противоречивость проблемы, предусматривающей разные точки зрения на ее решение, разные подходы;

5) возможность ее решения с учетом уровня подготовленности студентов, их знаний предметной области, смежных областей, владения соответствующими интеллектуальными умениями;

6) возможность прогнозирования дальнейшего развития ситуации [2].

Однако преподавателю следует помнить, что одного представления материала недостаточно. На подготовительном этапе преподаватель должен представить некоторые задания для эффективной организации и проведения дискуссии: провести анализ текста с целью выявления проблемной ситуации, сопоставить полученную информацию с ранее известной с целью выявления противоречий,

организовать взаимодействие студентов для совместной работы [2, 3].

Одним из эффективных средств организации и проведения дискуссий является учебный интернет-блог. Блог - это один из сервисов Веб 2.0, создающий условия для развития коммуникативных умений обучающихся [4-6]. В обучении иностранным языкам используется учебный интернет-блог, т. е. блог, созданный для решения учебных задач. Учебный интернет-блог включает в себя часть веб-сайта, личного дневника и свободного пространства для письма, который предлагает уникальную форму самовыражения. К особенностям учебного интернет-блога как средства организации и проведения интернет-дискуссии можно отнести публичность (информация доступна всем пользователям сети Интернет), линейность (материал размещается хронологически), невозможность вносить изменения в опубликованный материал (модерация блогом осуществляется одним человеком), интерактивность (возможность организовать дискуссию онлайн по размещенному материалу), автономность в работе и размещении материала.

Ряд отечественных и зарубежных ученых занимаются изучением методического потенциала учебных интернет-блогов в процессе обучения иностранным языкам, а в частности для развития умений осуществлять грамматически и стилистически корректную веб-коммуникацию [4, 6, 7]. Д. Блох считает блоги одной из самых популярных форм онлайн-дискурса. Уникальность блога состоит в том, что студенты могут публиковать и делать свои работы доступными для широкой публики, но также могут оценить свои письменные возможности. Кроме того, к обсуждению какой-либо проблемы могут присоединяться люди из разных стран и континентов; причем блоги дают возможность обсуждать проблемы, не затронутые в классе.

Д. Блох полагает, что в учебных целях используются два вида блогов:

- проблемно-ориентированный блог (для обсуждения социальных и политических вопросов);

- личный блог (в котором обсуждаются личные проблемы и переживания).

Основываясь на видах блогов, Д. Блох выделяет четыре цели использования классных блогов:

- использование в письме многообразия жанров (личных и академических);

- обсуждение различных проблем и вопросов;

- приобретение умений работать в коллективе и спорить;

- создание текстов, которые выражали бы точку зрения студентов, а также служили бы основой для критики и выражения собственного мнения других студентов.

По мере развития методик обучения иностранному языку средствами учебного интернет-блога увеличивался круг аспектов, которые обсуждались в блогах. Так, например, американские исследователи Ч. Лоу и Т. Уильямс определяют блог как публичный дневник, связь между нами общественными и нами личными. Они полагают, что студенты могут использовать свои личные блоги для широкого спектра письменных заданий, таких как:

- выразить свои впечатления о прочитанном;

- обсудить интересные статьи или записи, найденные в сети;

- делиться личными впечатлениями;

Ч. Лоу и Т. Уильямс выделяют следующие преимущества использования блогов на занятиях по обучению письменной речи:

1) студенты имеют возможность моментально (тут же) отреагировать на прочитанное сообщение, например, выразить сочувствие другому человеку, поддержку, симпатию или антипатию. Для каждого вида письма им необходимы различные языковые средства и стилистические приемы;

2) блоги могут быть использованы для создания проектов, причем студенты могут поместить сначала черновики, и другие пользователи сети могут дать совет, выразить свое мнение относительно проекта;

3) у студентов повышается уровень ответственности за написанное, т. к. их записи доступны широкой аудитории, и, как следствие, повышается контроль грамматики, синтаксиса, выбора языковых средств и стилистических приемов;

4) студенты могут использовать записи друг друга для выражения собственного мнения, таким образом, мнения не повторяются, что говорит в пользу креативности мышления.

Канадский исследователь Стивен Доунс дает следующее определение блогам: «блог -это виртуальное расширение классной аудитории». По его мнению, блог как виртуальное пространство состоит из трех компонентов:

1) классное веб-пространство, где размещаются объявления, домашнее задание и т. д.;

2) публичная зона коммуникации, где студенты публикуют результаты их работы;

3) личное пространство, отведенное для мыслей и размышлений ученика, а также для указаний учителя. Среди отечественных исследований, посвященных использованию интернет-технологий в обучении иностранным языкам, наиболее значимыми представляются работы П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева, в которых авторы выделяют следующие виды блогов:

1) блог учителя;

2) личные блоги учащихся;

3) блог учебной группы [4, 8, 9].

Рассмотрим подробнее содержание и методический потенциал каждого из трех видов блогов.

1. Блог учителя. Этот вид блога создается и управляется учителем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае этот блог будет служить ученикам примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге учителя может располагаться информация о курсе или предмете:

- программа курса (на неделю, месяц, четверть);

- домашнее задание;

- информация об изученном на конкретном занятии материале;

- рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);

- ссылки на информационно-справочные интернет-ресурсы;

- ссылки на учебные интернет-ресурсы по изучаемым темам (трэжа ханты, веб кве-сты);

- ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретного грамматического времени уча-

щиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн).

Подобный контент блога учителя будет полезен учащимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.

2. Личные блоги учащихся. Учитель может предложить ученикам создать собственные блоги. В этом случае блог учителя будет служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики. Ввиду того, что ресурсы сети Интернет доступны всем пользователям из различных уголков планеты, при необходимости учащиеся могут ограничивать доступ к личной информации. Кроме того, по этой же причине в зависимости от языковой подготовки учащихся материалы блога могут быть выверены учителем, прежде чем будут размещены в сети.

На старшей ступени общего среднего образования (базовом и профильном уровнях) личные блоги учащихся могут выступать в качестве электронных портфолио, содержащих коллекцию материалов (сочинений, фотографий), демонстрирующих личные достижения за определенный промежуток времени.

3. Блог учебной группы. Этот вид блога разработан специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса (просмотренного фильма, прочитанной книги и т. п.) всей учебной группой или классом.

В отличие от личных блогов учащихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся размещаются на одной странице одно за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение.

Исследования ведущих специалистов в области использования информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам показывают, что работа с блогами имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами.

Так, например, использование учебных интернет-блогов позволяет:

- обсуждать различные проблемы и вопросы;

- приобретать умения работать в коллективе и аргументировать свою точку зрения;

- размещать в учебных интернет-блогах дополнительную информацию по обсуждаемой проблеме, а также ссылки на другие сервисы Интернета для более полного овладения предметной информацией;

- создавать тексты, которые выражают точку зрения обучаемых;

- обсуждать проблемную ситуацию в течение неограниченного времени и дать каждому возможность выразить свою точку зрения;

- повышать уровень ответственности за размещенный материал, т. к. посты обучаемых доступны широкой аудитории;

- усилить социальное взаимодействие обучаемых, что является крайне важным при совместной работе.

Таблица 1

Алгоритм организации и проведения интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога

1 этап подготовительный 2 этап установочный 3 этап процессуальный 4 этап оценочный

Преподаватель создает учебный блог группы для проведения интернет-дискуссии Преподаватель предлагает проблемную ситуацию; Преподаватель дает установку на участие в интернет-дискуссии; Преподаватель определяет календарные сроки публикаций комментариев на учебном блоге; Преподаватель определяет критерии оценки и доводит их до сведения обучаемых Обучаемые участвуют в интернет-дискуссии; Преподаватель направляет дискуссию обучаемых, оставляя комментарии Преподаватель оценивает участие обучаемых в дискуссии по разработанным критериям

Таблица 2

Критерии оценки умения участвовать в интернет-дискуссии

Оценка Активность Предметная информация Логика высказывания Самостоятельность суждений Языковая корректность

5 Студент принимает активное участие в обсуждении вопросов дискуссии Наличие глубоких знаний о предмете / проблеме / явлении, способность использовать их во время обсуждения Присутствует структурная организация высказывания, использование средств логической связи, умение обобщать сказанное Суждения самостоятельны Отбор адекватных языковых средств для решения поставленной коммуникативной задачи

4 Студент не достаточно активен, принимает участие в дискуссии по вопросу преподавателя Наличие глубоких знаний, но некоторые стороны проблемы / явления недостаточно изучены Отдельные нарушения логики высказывания и использования средств логической связи Единичная подмена собственных суждений чужими Отдельные нарушения в выборе адекватных языковых средств в решении поставленной коммуникативной задачи

3 Студент малоактивен Присутствие фрагментарных знаний о проблеме/явлении, неумение использовать их в обсуждении Отсутствие логики высказывания, нарушающее понимание текста Отсутствие собственных суждений, озвучивание или перефразирование других точек зрения Выбор языковых средств не соответствует поставленной коммуникативной задаче

2 Студент не принимает участия в дискуссии Отсутствие элементарных знаний о предмете / явлении Полное отсутствие логики высказывания, неумение выражать мысли Полное отсутствие собственных суждений, незнание или неумение использовать суждения других людей Грубые нарушения в выборе языковых средств, нарушающих понимание высказывания

Вышеперечисленные особенности учебных интернет-блогов позволяют предположить, что они могут являться эффективным средством проведения интернет-дискуссий, если организация и проведение дискуссии осуществляется в соответствии с предложенным алгоритмом (табл. 1).

Для определения эффективности использования предложенного алгоритма в процессе обучения целесообразно использовать критерии оценки умения участвовать в интернет-дискуссии средствами учебных интернет-блогов (табл. 2).

Как показывает практика, развитие умения участвовать в интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога является эффективным. Этому способствовали следующие факторы.

1. Дискуссии проводятся во внеаудиторное время, т. е. у студентов было больше времени на подготовку и корректировку своих публикаций.

2. Перед началом дискуссии на блоге преподавателя публиковались материалы по данным проблемам, а также ссылки на другие справочные ресурсы сети Интернет. Это способствовало более эффективному овладению студентами предметной информацией и насыщению активного словарного запаса тематической лексикой.

3. Эффективность проведения интернет-дискуссии заключалась в следующих моментах: дискуссия была не ограничена во времени, и каждый студент имел возможность высказаться. Кроме того, предметом дискуссии являлась социально значимая тема, что стимулировало мотивацию студентов к публикации своих реплик. Коммуникация в

компьютерно-опосредованной форме способствовала тому, что скромные и неуверенные студенты успешно принимали участие в дискуссии.

1. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. М., 1997.

2. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2005.

3. Полат Е.С. Проблемы информационной безопасности в работе с Интернет-ресурсами // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные объекты исследований: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Хуторского. М., 2004. С. 22-26.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.

5. Barger J. Weblog resources FAQ. N. Y., 1999.

6. Bloch J. Abdullah’s Blogging: A Generation 1.5 student enters the blogosphere // Language Learning and Technology. 2007. № 2.

7. Blogging for ELT. British Council. BBC. URL: http://www.bbc.uk. Загл. с экрана.

8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 11-15.

Поступила в редакцию 16.08.2010 г.

UDC 371.3

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PARTICIPATING IN ONLINE DISCUSSIONS BY MEANS OF BLOGS

Tatyana Yuryevna Pavelyeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Senior Research Worker of Language Multicultural Education Laboratory, e-mail: pavelyevy@mail.ru

This article is devoted to the problem of organization of discussions by means of blogs. The author analyses the researches of blogs’ usage in the process of study and points out the advantages of blogs in the foreign languages studies. The technology of organizing a discussion is also given in the article.

Key words: discussion; communicative skills; argumentation; blogs; problem.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.