Научная статья на тему 'Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры'

Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОДЫ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / GRADUATE COURSE / MAGISTRACY / POST-GRADUATE COURSE / SPEECH ACTIVITY DEVELOPMENT / ACTIVITY APPROACH / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капичникова Ольга Борисовна, Романова Ольга Владимировна, Капичников Александр Иванович

Рассматривается проблема развития учебно-речевой деятельности у студентов вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования. Раскрыты социальный и психофизиологический уровни данного процесса. Показаны особенности преемственного становления учебно-речевой деятельности у студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капичникова Ольга Борисовна, Романова Ольга Владимировна, Капичников Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language activity development under conditions of undergraduate, graduate and post-graduate courses

The article highlights the question of students` language activity under modernization of higher professional education. Social and psychophysiological levels of this process are examined. Peculiarities of successive language activity formation for undergraduate, graduate and post-graduate students are described.

Текст научной работы на тему «Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры»

УДК 004. 522 ББК 74.00

Капичникова Ольга Борисовна

кандидат педагогических наук, профессор кафедра педагогики Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

г. Саратов Романова Ольга Владимировна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

г. Саратов Капичников Александр Иванович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики, психологии и права Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

г. Саратов KapichnikovaOlga Borisovna Candidate of Pedagogics,

Professor chair of pedagogics Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky

Saratov

RomanovaOlga Vladimirovna

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor chair of foreign languages Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov

Saratov

Kapichnikov_Alexander Ivanovich

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor chair of pedagogics, psychology and law Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov

Saratov alexsgau@yandex.ru Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры

Language activity development under conditions of undergraduate, graduate

and post-graduate courses

Рассматривается проблема развития учебно-речевой деятельности у студентов вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования. Раскрыты социальный и психофизиологический уровни данного процесса. Показаны особенности преемственного становления учебно-речевой деятельности у студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

The article highlights the question of students' language activity under modernization of higher professional education. Social and psychophysiological levels of this process are examined. Peculiarities of successive language activity formation for undergraduate, graduate and post-graduate students are described.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; бакалавриат, магистратура, аспирантура; развитие учебно-речевой деятельности; системно -деятельностный и междисциплинарный подходы.

Key words: higher professional education, graduate course, magistracy, postgraduate course, speech activity development, activity approach, interdisciplinary approach.

Проблема модернизации современного российского высшего профессионального образования актуальна и очень сложна. Это объясняется поиском пути наиболее гармоничного вхождения России в единое мировое образовательное пространство. Реализуя право РФ на выбор содержания и уровня своего образования, создавая условия для реализации социального заказа, в России разработана современная модель высшего образования. Её главная идея заключается в рассмотрении непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях различных образовательных учреждений.

В настоящее время выделены основные философские и педагогические проблемы высшего профессионального образования: определение ценностных оснований его развития, сочетание фундаментального и прикладного характера приобретаемых компетенций обучаемых, исследование антропологических оснований качества образования, сохранение традиций и использование инноваций, выбор государственной модели патронажа или модели самоуправления [1,2].

Решение представленных проблем возможно по комплексу направлений: определение методологических основ реформирования системы данного обра-

зования, совершенствование структурных компонентов образовательного процесса: мотивационно - целевого, включающего мотивы и целевые установки современных бакалавров, магистров и аспирантов; содержательного, предусматривающего перераспределение теоретического и практического знания, увеличение доли практических знаний и умений; процессуального, предполагающего внедрение педагогических инноваций; оценочно-результативного, содержащего критериально - диагностический аппарат для определения качества интегративных конструктов: профессиональной компетентности и компетенций бакалавров, магистров и аспирантов. Одна из попыток рассмотрения данной проблемы представлена в пособии А.В. Дружкина, О.Б. Капичниковой, А.И. Капичникова «Педагогика высшей школы»(2013) [3].

Вопросы фундаментального образования на сегодняшний день наиболее эффективно решать усилиями междисциплинарных проектов, находящихся на стыке наук. Концепция модернизации высшего образования может быть также специальным предметом философских, педагогических, психологических и иных изысканий. Она позволит рассмотреть развитие идей совершенствования высшего образования, проследить становление проблематики, методов научного исследования, оценить вклад отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов в исследование данной проблемы. Комплексное изучение позволит провести рефлексию феномена образования в современных условиях, поиск его адекватного места в системе социальных отношений, определение аксиологических оснований и выработку соответствующих целей образования, включая процедуру их последующей конкретизации, поиск методологических ориентиров в определении содержания вузовского и послевузовского обучения. Выделенные аспекты способствуют постановке исследовательских проблем, коррелирующих с раскрытием сущности культуры, передаваемой обучаемым. Существенное значение в осмыслении и решении проблемы определения оснований модернизации высшего образования имеет практика реализации современных философских и методологических работ, посвященных переходу от

монологизма классической рациональности к диалогичности и полилогичности современного мышления и общения преподавателей, бакалавров, магистров и аспирантов.

Отправными точками проводимого исследования проблемы развития учебно-речевой деятельности в условиях модернизации высшего профессионального образования являются следующие положения.

Прежде всего, базовой основой является концепция деятельности, рассматриваемая в соответствии с процессом обучения в вузе с позиций обшей педагогики [4].

Кроме того, при рассмотрении развития учебно-речевой деятельности мы используем системный подход к анализу общепедагогических явлений образовательного процесса обучения в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Состав, структура, функционирование и развитие учебно-речевой деятельности в этих условиях позволяет составить о ней общепедагогическое представление, соответствующее данному феномену.

Объектом изучения является абстрагированное понимание учебноречевой деятельности, которое даёт представление о процессе обучения студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры дисциплине «Иностранный язык». Учебно-речевая деятельность бакалавров, магистров и аспирантов соотносится с научным представлением которое связано с конкретными носителями учебно-речевых действий, с совместной деятельностью преподавателей и студентов. Педагогическая сущность данного вида учебной деятельности заключается в проектировании и реализации взаимодействия между деятельностями преподавателей и студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, образующих в составе учебно-речевой деятельности целое.

Полагаем необходимым проводить исследование феномена учебно-речевой деятельности на соответствующем уровне абстрагирования в отвлечении от чувственно наблюдаемых фактов образовательного процесса. В противном случае результаты учебно-речевой деятельности не будут системой научного ото-

бражения изучаемого образовательного процесса. Считаем, что эффективность решения проблемы целостности становления учебно-речевой деятельности в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре современными детерминируются представлениями о системной организации учебной деятельности и её результатов.

При изучении учебной речевой деятельности отталкиваемся от понимания её в психолого-педагогических исследованиях в виде совокупности учебных действий и упражнений, выполняемых студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Реализация в проводимом исследовании системно - деятельностного и междисциплинарного подходов, концепций Б. С. Гершунского, А. Н. Леонтьева, раскрывающих структуру человеческой деятельности, позволяет исследовать функционирование учебно-речевой деятельности в условиях вуза [1,4].

С процессуальной точки зрения развитие данный вид учебной деятельности соотносится преобразованием учебных речевых действий, конечный результат которых близок к поставленной цели обучения - преемственного развития учебно-речевой деятельности в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

В ходе обучения студентов простые учебно-речевые действия становятся более сложными. Речевые операции в результате выполнения многочисленных упражнений преобразуются в речевые умения и навыки, включающиеся в сложные учебно-речевые действия и профессиональные компетенции студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В результате выполнения речевых упражнений операции начинаются выполняться автоматически, фоновые компоненты учебно-речевой деятельности автоматизируются. Ведущий уровень центральной нервной системы обучаемых освобождается для реализации смысловой стороны выполняемой учебно - речевой деятельности, связанной с извлечением и передачей учебной информации, полученной из печатных и других современных технических источников.

Второе основное положение, на которое мы опираемся при исследовании проблемы преемственного формирования учебно-речевой деятельности в системе высшего профессионального образования, составляет концепция рассмотрения социального и физиологического уровней человеческой деятельности при доминировании значения социального уровня, реализуемого совместной деятельностью индивидов, которая рассмотрена в трудах А. Н. Леонтьева

[3].

При этом психофизиологический уровень изучения деятельности оказывается соотнесенным с деятельностью учения и процессом становления умений, навыков и компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. При изучении умений и навыков, входящих в учебную деятельность, необходимо от уровня социального, представленного совокупностью действий и их составляющих, опуститься на уровень психофизиологический (от отношений взаимодействия к деятельности, осуществляемой индивидом). В учебноречевой деятельности, это будет переход от совместной деятельности преподавания и учения к деятельности только учения. Социальный уровень рассмотрения учебно-речевой деятельности при этом является ведущим по отношению к уровню психофизиологическому.

Реализация проблемы преемственного развития учебно-речевой деятельности, предполагает, также, обоснование педагогической системы целостного её развития в условиях высшего и профессионального образования.

Следует кратко остановиться на рассмотрении реализации системного подхода к анализу педагогических феноменов. Целостность педагогической системы требует определения критериев, отличающих данную систему. Ведущим критерием при этом является анализ системы с точки зрения её целевого назначения. В нашем случае в качестве цели определено преемственное развитие учебно-речевой деятельности студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с использованием инновационных и традиционных форм, методов и средств образовательного процесса.

При реализации системного подхода необходимо определение состава системы, совокупности её компонентов опираясь на её целевую целостность. Анализ выделенных компонентов системы, проведённый с учетом этой взаимосвязи, даёт видение её организации, структуре данной системы. Важно отметить, что выделенные подструктуры системы в своей совокупности образуют интегральную структуру; каждый структурный компонент и их совокупность обладают системными качествами, которые обнаруживаются в функционировании данной системы.

Наряду с компонентным и структурным анализом исследуемой системой преемственного становления учебно-речевой деятельности студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры следует выделить функциональный анализ. Он направлен на определение механизмов её внутреннего и внешнего функционирования. Внутреннее её функционирование анализируется с соотнесением системы с её компонентным составом. Внешнее функционирование этой системы определяется в связи с информационным взаимодействием системы развития учебно-речевой деятельности студентов и окружающей среды в соответствии с осуществляющейся модернизацией современного высшего профессионального образования.

Эффективное развитие учебно-речевой деятельности студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры предполагает педагогическое проектирование системы данной деятельности в условиях высшего образования. Оно определяется в данной статье как речемыслительная деятельность преподавателей и студентов, которая направлена на построение предполагаемой модели педагогической системы с учётом двух этапов - проектирования и определения функциональной модели.

гр « и

1ремя звеньями проектируемой педагогической системы целостного развития учебно-речевой деятельности являются подсистемы осуществления этого процесса в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Непрерывность и преемственность развития учебно-речевой деятельно-

сти в Саратовском государственном аграрном университете при изучении студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры иностранных языков осуществляется при последовательном освоении совокупности образовательных программ, включающих структурированные знания. Последовательное развитие иноязычной речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры позволит обучаемым в будущей профессиональной и научной деятельности:

- свободно читать и понимать зарубежные первоисточники по своей специальности и извлекать из них необходимые сведения для исследования и практического использования;

- трансформировать извлечённую информацию в удобную для использования форму в виде аннотаций, эссе, переводов, рефератов и др.;

- вести беседу на иностранном языке, связанную с научной и профессиональной деятельностью, представляющую важное значение в осуществлении межкультурной коммуникации с представителями разных стран.

Библиографический список

1. Гершунский Б. С. Философия образования. - М: Московский психоло-го-социальный институт.1998. —428 с.

2. Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. — М.: Академический проект, 2004. - 425 с. 3. А.В. Дружкин, О.Б. Капичникова, А.И. Капичников. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. - Саратов.: ООО Издательский Центр «Наука», 2013.121 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.-304 с.

Bibliography

1. Gershunski B.S. Philosophy of Education.-M: Moscow psychology-social Institute, 1998.- p.428

2. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Theory and Practice of Higher Professional Education. - M.: Akademical Project, 2004.- p.425

3. A.V. Druzhkin, O.B. Kapichnikova, A.I. Kapichnikov. Pedagogy of Higher School. School Supplies.- Saratov.: Limited company Publish Centre "Nauka", 2013.-p.121.

4. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. - M.: Politizdat, 1977.-

p.304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.