Научная статья на тему 'Развитие у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности в процессе профессиональной подготовки'

Развитие у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТЬ / ИНТЕРЕС / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / MOTIVE / NEED / INTEREST / PROCESS OF FORMATION / DEVELOPMENT / PERSONALITY / FUTURE TEACHERS / VOCATIONAL TRAINING / LINGUISTIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна

В статье рассматриваются педагогические основы развития у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности в процессе профессиональной подготовки и дается обоснование важности проведения этой работы в условиях современного педагогического вуза. Раскрывается зависимость результативности деятельности от наличия у человека соответствующего мотива и интереса как действенного стимула к ее успешному выполнению. Определены основные направления работы преподавателей вуза по повышению у будущих учителей уровня развития положительной мотивации к формированию у них лингвистической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS’ POSITIVE MOTIVATION TO THE FORMATION OF LINGUISTIC MOBILITY IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING

The article examines educational basis for the development of future teachers’ positive motivation to the formation of linguistic mobility in the process of vocational training. The importance of this work in the modern teachers’ training university is substantiated. The author shows dependence of effective activities from the corresponding motives and interests as an effective stimulus to its successful implementation. The paper discusses the main areas of higher school activities focused on improvement of future teachers’ positive motivation to formation their linguistic mobility.

Текст научной работы на тему «Развитие у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности в процессе профессиональной подготовки»

УДК 378.016:81 '243 Максимова Ольга Григорьевна

доктор педагогических наук, профессор, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Формирование личности будущего учителя в условиях модернизации образования» Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Maksimova Olga Grigoryevna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Research Laboratory "Personal Development of Future Teachers and Modernization of Education", Chuvash State Pedagogical University

DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS' POSITIVE MOTIVATION TO THE FORMATION OF LINGUISTIC MOBILITY IN THE PROCESS OF VOCATIONAL

TRAINING

Аннотация:

В статье рассматриваются педагогические основы развития у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности в процессе профессиональной подготовки и дается обоснование важности проведения этой работы в условиях современного педагогического вуза. Раскрывается зависимость результативности деятельности от наличия у человека соответствующего мотива и интереса как действенного стимула к ее успешному выполнению. Определены основные направления работы преподавателей вуза по повышению у будущих учителей уровня развития положительной мотивации к формированию у них лингвистической мобильности.

Summary:

The article examines educational basis for the development of future teachers' positive motivation to the formation of linguistic mobility in the process of vocational training. The importance of this work in the modern teachers' training university is substantiated. The author shows dependence of effective activities from the corresponding motives and interests as an effective stimulus to its successful implementation. The paper discusses the main areas of higher school activities focused on improvement of future teachers' positive motivation to formation their linguistic mobility.

Ключевые слова:

мотивация, мотив, потребность, интерес, процесс формирования, развитие, личность, будущие учителя, профессиональная подготовка, лингвистическая мобильность.

Keywords:

motivation, motive, need, interest, process of formation, development, personality, future teachers, vocational training, linguistic mobility.

Одной из важнейших задач оптимизации деятельности педагогического вуза по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности в ходе профессиональной подготовки является исследование вопросов, связанных с развитием у студентов положительной мотивации к данному процессу.

Актуальность данной проблемы очевидна, ибо исследования ученых и практика показали, что эффективность процесса подготовки будущих учителей, в том числе и формирование у них лингвистической мобильности в ходе профессиональной подготовки, во многом зависит от уровня развития у них положительной мотивации к этому процессу. Ученые, психологи и педагоги [1; 2; 3; 4; 5; 6] рассматривают мотивы как некие внутренние силы, тесно связанные с потребностями личности (как показателями ее нужды или недостатка в чем-то) и активизирующие деятельность по их удовлетворению.

Как считает В.Г. Крысько, и мы разделяем его точку зрения, мотивация сопровождается определенными переживаниями и эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание), а также психофизиологическим напряжением (возбуждение, взволнованность, упадок сил и т. д.), что является важным стимулом для выполнения человеком целенаправленной и организованной деятельности по выполнению поставленной цели, достижение которой удовлетворит возникшую в ходе жизнедеятельности потребность [7].

По мнению Е.П. Ильина, мотивация основывается на мотивах, под которыми принято понимать конкретные побуждения или причины, заставляющие человека действовать. В роли мотивов могут выступать во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Среди них наиболее действенным стимулом является интерес, под которым принято

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

понимать мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью [8].

Вузовская практика показала, что интерес студентов зависит не только от содержания учебной дисциплины, глубокого знания и мастерства преподавателя, но и от самого обучаемого: его потребностей, интересов, целей и т. д.

Следовательно, обязательным условием формирования позитивного отношения студентов педвуза к формированию у них лингвистической мобильности должно быть наличие внутреннего стимула, активизирующего деятельность самих студентов в этом направлении и актуализирующего непосредственно сам процесс. Выдвигая данное предположение, мы исходили из следующего: каждый студент имеет свой жизненный опыт, свои потребности и интересы, поэтому при формировании у него положительной мотивации очень важно учитывать имеющийся у него опыт овладения родным и иностранным языками, создавать благоприятные условия для самостоятельного занятия студентов по овладению хотя бы одним иностранным языком, сделать его равноправным субъектом образовательного процесса, организуемого на учебных занятиях по родному или иностранному языку, а также проводить специальную работу по формированию у него соответствующих потребностей и интересов.

В рамках нашего исследования было важно определить основные направления работы преподавателей вуза по повышению у будущих учителей уровня развития положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности, а также обозначить основные пути совершенствования этой работы.

Анализ материалов исследований ученых [9; 10] позволил нам выделить три блока мотивов, подходящих для организации работы по развитию у студентов положительной мотивации к процессу формирования у них лингвистической мобильности: мотивы овладения родным и иностранным языками на достаточно высоком уровне; мотивы развития умений и навыков их использования в социально-профессиональной деятельности; мотивы воспитания у себя соответствующих качеств личности будущего педагога и эмоционально-ценностных ориентаций.

В основу нашей работы по развитию у будущих учителей положительной мотивации к процессу формирования лингвистической мобильности мы положили концепцию о внутренней (значимость деятельности для самой личности) и внешней (деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, не связанных с самой личностью) мотивации, разработанную Ю.М. Орловым [11].

Как показали исследования ученых [12; 13] и наше собственное исследование, важным средством формирования у студентов положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности является осуществление его с позиций личностно-деятельностного подхода.

По мнению Н.В. Ероховой, и мы разделяем ее точку зрения, изучение индивидуальных особенностей студента и выявление форм и методов педагогического воздействия с учетом индивидуально-личностных особенностей являются важными факторами реализации данного подхода к организации учебного процесса на занятиях по родному или иностранному языку [14].

Для развития у студентов положительной мотивации к процессу формирования у них лингвистической мобильности, их активной позиции в этом процессе необходимо:

- сформировать у них осознанное понимание роли родного и иностранного языков в развитии личности будущего учителя и в подготовке к профессиональной деятельности;

- вооружить студентов научно-практическими основами лингвистической культуры и коммуникативной деятельности, в том числе и с представителями иноязычной культуры;

- сформировать у них комплекс умений и навыков, обеспечивающих развитие психических качеств, способностей и свойств личности, лежащих в основе лингвистической мобильности, а также дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие в этом направлении;

- создать оптимальные условия для успешной реализации задач социально-профессиональной деятельности после окончания вуза;

- сформировать опыт использования родного и иностранного языков в процессе общения с носителями родного языка или иностранного.

Многолетний опыт работы в высшей педагогической школе убеждает нас в том, что совершенствование работы по развитию у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности возможно лишь при оптимальном использовании потенциала учебного процесса и внеаудиторной работы, а также содержания материала всех учебных дисциплин. Однако значительную роль здесь может сыграть правильно организованный учебный процесс на занятиях по родному и иностранному языкам и внеаудиторная работа со студентами, проводимая преподавателями соответствующих кафедр вуза.

Важными факторами реализации всех вышеперечисленных задач являются: разработка содержания учебных занятий по родному и иностранному языкам (с точки зрения его инновационно-

сти, вариативности, профессионально-прикладной и личностной ориентированности); установление межпредметных связей; широкое использование активных и интерактивных методов обучения, современных образовательных технологий на учебных занятиях; систематическое изучение уровня сформированности лингвистической мобильности у студентов и т. д.

Для изучения уровня развития у будущих учителей положительной мотивации к процессу формирования лингвистической мобильности можно использовать целый ряд методов исследования. Наиболее оптимальными из них являются: методика «Мотивация учебной деятельности» (адаптированный вариант Н.Ф. Масловой), позволяющая выявить мотивы учебной деятельности с помощью анкетирования; методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)», направленная на определение ценностных ориентаций студента, в том числе и к процессу обучения; тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО), который способствует выявлению специфики учебной мотивации студента лингвистического университета; тест Т. Лири, позволяющий исследовать представление личности о себе и идеальном «Я». Кроме перечисленных методик для изучения уровня развития у будущих учителей положительной мотивации к процессу формирования у них лингвистической мобильности можно использовать анкетирование, беседы, наблюдение и экспертную оценку.

Таким образом, результаты исследований ученых и нашего собственного исследования показали, что повышение эффективности деятельности вуза по формированию лингвистической мобильности у будущих учителей возможно лишь при проведении специальной и целенаправленной работы по развитию у студентов положительной мотивации к данному процессу. Смысл в овладении родным или иностранным языком на достаточно высоком уровне выражен интересами, целями и мотивами личности. При их отсутствии высокой эффективности от процесса формирования лингвистической мобильности у будущих учителей не приходится ожидать. Следовательно, успешность формирования лингвистической мобильности у будущих педагогов напрямую зависит от уровня развития у них положительной мотивации к изучению родного и иностранного языков для их использования в социально-профессиональной деятельности. Качественное улучшение учебного процесса на занятиях по родному и иностранному языкам возможно при его организации на основе личностно-деятельностного подхода, предполагающего учет потребностей, мотивов, интересов и возможностей каждого студента, а также переход обучающегося из объекта в субъект процесса формирования лингвистической мобильности.

Ссылки:

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 41-42.

3. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе // Формирование личности специалиста в вузе. Грозный, 1980. С. 5-13.

4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

5. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1984.

6. Симопова Н.И. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1982.

7. Крысько В.Г. Психология и педагогика: в схемах и комментариях. М., 2010.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.

9. Там же.

10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

11. Орлов Ю.М. Указ. соч.

12. Баламутова Н.М. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию // Теория и практика физической культуры. 2005. № 1. С. 79-85.

13. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М., 2008.

14. Ерохова Н.В. Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре при индивидуально-дифференцированном подходе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.