Научная статья на тему 'Развитие у будущих дизайнеров интереса к пластическому решению формы на занятиях по рисунку'

Развитие у будущих дизайнеров интереса к пластическому решению формы на занятиях по рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСУНОК / ДИЗАЙН / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРЕС / DRAWING / DESIGN / FORM-MAKING / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридов Дмитрий Александрович

В данной статье мы рассматриваем значение академического рисунка и развития интереса к формообразованию в будущей профессиональной деятельности дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing interest to plastic forms in the future designers on drawing lessons

This article is about the importance of the academic drawing and the developing of the interest to the process of form-making in the future professional activity of the designers. The form-making is the decisive stage of the design creation and the possession of the academic drawing skill leads to the quantity higher level of the designer's work.

Текст научной работы на тему «Развитие у будущих дизайнеров интереса к пластическому решению формы на занятиях по рисунку»

УДК 378.147 : 741

Д. А. СВИРИДОВ

Шадринский государственный педагогический институт

РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ИНТЕРЕСА К ПЛАСТИЧЕСКОМУ РЕШЕНИЮ ФОРМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ________________________________

В данной статье мы рассматриваем значение академического рисунка и развития интереса к формообразованию в будущей профессиональной деятельности дизайнера.

Ключевые слова: рисунок, дизайн, формообразование, интерес.

Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественного и художественно-педагогического образования и эстетического воспитания будущих дизайнеров. Рисунок — это многофункциональный базис (фундамент всех знаний, умений, навыков) для других сопредельных предметов, которые являются необходимыми для обучения, воспитания и развития полноценной творческой личности [1]. Этот предмет имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей студентов, для формирования художественного вкуса и художественных потребностей.

Хорошая подготовка по рисунку — это конкурентоспособность дизайнера на рынке труда — яркость образов, креативность решений и подходов, а также порой необходимая экономия времени на творческий поиск. Для дизайнера, в его профессиональной деятельности, рисунок важен с точки зрения его пластики и формы.

Форма (forma — лат.) — это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; так же это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности — литературы, искусства, архитектуры и дизайна [2]. Для учебного рисунка наиболее подходит первая часть определения. Форма живет как в пространстве, так и во времени и несет в себе ценностноориентированную информацию. Форма в дизайне — особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств — конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Известно, что форма существенна и накладывает огромное влияние на содержание. Эта мысль продуктивна для понимания отношений между внутренней и внешней формой объекта. Внутренняя структура объекта, его структура оказывает непосредственное влияние на внешнюю его форму.

Дизайнеры всегда имеют дело с формой, которая должна быть единой, цельной и выразительной, что означает разносторонность содержания, переплетение структуры (внутренней формы), объекта или комплекса и его облика (условно-внешней формы). Опыт современного проектирования демонстрирует широкий спектр объективной обусловленности разных форм объекта конкретной ситуацией — от стремления провести функциональные формы кухонного

оборудования к состоянию предельного рационализма до изукрашенности, избыточности предложений в рекламе или экспозиционном дизайне.

Формообразование ^оттде8сЫа1Шпд (деЬипд) — нем.) — процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры, различными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов [2]. Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование — решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Ощущая различия в эмоциональном воздействии формы вещей, оборудования или сооружений, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Обусловлено это воздействие спецификой объекта, его типологией и конкретными особенностями или особенностями его формообразования и восприятия.

Необходимо в контексте рассматриваемой терминологии развести между собой такие понятия, как проектирование, формообразование и композиция. Их отождествление ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Под проектированием принято понимать процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений. Они, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми. Под формообразованием понимается смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы. В то же время как композиция рассматривается, как и процесс проектирования, и итог. В последнем фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования объекта.

Для нас важно и существенно не только различие, но и сходство объектов. Несмотря на очевидные различия целей, методов проектирования в разных областях деятельности, на различия творческих концепций, можно говорить о существовании некоторых общих принципов создания формы.

Ряд ученых рассматривает формообразование, в основном, как проектирование художественной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

формы. В этом случае формообразование предстает как некое формотворчество. По отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании искусственной среды, соответствующей рациональным принципам организации конструктивных систем и другим объективным факторам. Художественная организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект формообразования, который выражается в поиске свойств формы, наиболее существенных для восприятия соответствующей информации.

Существует и другая точка зрения, утверждающая что формы структурируют, прежде всего, реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов [3].

Формообразование не может рассматриваться, поэтому как создание только художественной или эстетически значимой формы вне объективной ее составляющей, которая предстает как способ организации жизнедеятельности людей посредством реальной предметно-пространственной структуры.

Рассматривая учебный рисунок в контексте освоения его студентами, педагог стремится, чтобы ученик достиг определенного уровня его целостности. Понятие целостности в рисунке и композиции становится, таким образом, одним из краеугольных камней понимания искусства. Принцип эстетической целостности основан на требовании соотносить любой элемент с целым, и выражать это целое в любой детали. Т о есть целое должно преобладать над частным.

В эстетической деятельности — это социальный и духовный мир. Поэтому принцип эстетической целостности это также требование воспроизводить или заново создавать. Поскольку социальный мир многомерен, то принцип эстетической целостности означает единство многомерности. Эстетическая целостность достигается также через выражение в многообразных элементах структуры единого обобщающего эмоционального мотива.

Например, целостность может выражаться в выразительной графической композиции, где доминирует ведущий изобразительный элемент, создающий эмоциональный мотив. Она может достигаться за счет стремления второстепенных элементов композиции к главному центру. Также целостность можно передать за счет гармоничной ахроматической гаммы угля или карандаша. Она может достигаться через подчинение господствующему ритму.

Существенной особенностью принципа применения целостности в дизайне является стилизация как способ формообразования изделий массового промышленного изготовления. Для того чтобы придать изделию привлекательность, дизайнер должен обобщить форму, а для этого необходимо выявить логику эстетического строения самой вещи и учесть влияние моды. В таком случае изделие будет эстетически целостно. В результате возникает легко угадываемый образ предмета.

Любое художественное произведения основанное на знании натуры несет в себе элемент гармонии природы. Стремление к гармонизации — это желание познать этот принцип в мироздании. Г армония считается одной из основных категорий эстетики. Гармония в мировоззренческом смысле является учением об упорядоченности вселенной, соответствии всех ее частей или уровней бытия.

Эстетическая гармония включает в себя все смыслы гармонии, но не сводится к одному из них. Она неотделима от эстетической деятельности.

Специфика эстетической гармонии заключается в том, что, во-первых, она неразрывно связана с такими качествами и характеристиками предмета как мера, симметрия, пропорциональность, соразмерность, поэтому специфика эстетической гармонии включает в себя и части, и целое. Этот принцип гармонизации связан с принципом целостности.

Во-вторых, эстетическая гармонизация — приведение предмета, явления, среды в соответствие с устоявшимися нормами-образцами. На этом этапе происходит «вписывание» предмета в картину мира, пространственного, перспективного осознания двухмерных объектов на плоскости листа.

В-третьих, это также чувственное восприятие предмета человеком в соответствии с его картиной ценностей, потребностей, возможности. Это не только гармония между частями объекта, но и гармония между субъектом и объектом. Это и умение расставить акценты и выделить главное.

В-четвертых, эстетическая гармонизация — «это и гармония между мыслимым и чувственно воспринимаемым, гармония в духовной сфере создаваемого эстетического мира.

Рисунок и все жанры искусства построены на контрасте. Контраст — базовый принцип изобразительного искусства. Без явления контраста само произведение не было бы выразительным настолько, чтобы привлекать внимание зрителя.

Выразительность — это проявление одних уровней бытия в других: невидимого в видимом, внутреннего во внешнем. Ощущения это всего лишь образ мира, поэтому выразительность неотделима от субъективной человеческой чувственности. Чувства человека — это продукт природного, исторического и социального развития. В связи с этим выразительность предмета не обусловлена его природными свойствами. Одно и то же природное свойство может вызывать у разных людей совершенно противоположные чувства, то есть различные значения. Например, у европейцев белый цвет — символ чистоты, непорочности, а в восточной культуре белый — цвет смерти.

Эстетическая выразительность — это проявление закона единства и борьба противоположностей. Для достижения эстетической выразительности в дизайне и в искусстве имеют значение такие способы формообразования как тектоника, пластика, декоративность.

Принцип эстетического формообразования в дизайне объединяется в единое целое через композицию. Только абстрактные композиции являются исключением, здесь формообразование рассматривается отдельно. Принцип эстетической выразительности есть выражение целостности и гармонии [4].

Педагог должен аргументированно подвести, подтолкнуть студентов к пониманию процесса рисования как к результату художественно-образного познания окружающей действительности, месту изобразительной грамоты в развитии эстетического восприятия и творческой самореализации дизайнера.

В основу академического рисунка положен принцип единства обучения основам изобразительной грамоты и формирования умений и навыков реалистического изображения, т.е. принципы единства теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специали-стов-дизайнеров.

Практические занятия по рисунку направлены на решение следующих задач: изучение закономерностей природы, постижение принципов и методов

реалистического изображения объёмной формы средствами рисунка; повышение культуры восприятия студентов; формирование высоких эстетических потребностей; развитие творческих способностей на основе познания различных уровней художественного образа.

В последнее время, ввиду большого количества различного вида курсов по дизайну, появилась огромная армия «дизайнеров», которые не имеют навыков академического или специального дизайнерского рисунка, более того, считают такие знания «лишними». Эти «дизайнеры» не прошли школу формообразования, не воспитали в себе чувство гармонии природы и обращения к ней через натуры для разрешения своих споров. Они не осознали выразительность тех средств, которыми обладает проектное решение через понимание контраста в искусстве и жизни. Поэтому их проекты серы и однообразны, а значит, неконкурентоспособны.

Дизайнер, прошедший основательную школу академического рисунка, выгодно отличается от дизайнера, не имеющего этой школы. Это проявляется в том, что заложена устойчивая художественно-графическая база, присутствует понимание и изучение на практике основных принципов и понятий искусства, от которой уже можно уверенно отталкиваться в решении проблем дизайна.

Существует насущная необходимость развивать на занятиях по рисунку умение пластически решать форму и для этого ввести ряд упражнений:

— в рамках заданий по академическому рисунку [5];

— в рамках специального рисунка для дизайнера.

Целенаправленные задания по рисунку будут способствовать развитию изобразительных навыков, зри-

тельного восприятия будущего дизайнера, знакомить с принципами и законами формообразования, которые являются неотъемлемой частью проникновения в искусство и осознания этапов творческого дизайнерского проектирования.

Библиографический список

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. — М. : Город, 1974. — 180 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник [Текст] / Г. Б. Минервин [и др.]. — М. : Архитектура-С, 2004. — 288 с.

3. Мартынов, Ф. Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства [Текст] / Ф. Т. Мартынов. — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988. — 183 с.

4. Мартынов, Ф. Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне [Текст] : учеб. пособие / Ф. Т. Мартынов. — Екатеринбург : Урал. архитект.-худ. ин-т, 1992. — 107 с.

5. Свиридов, Д. А. Особенности преподавания рисунка при подготовке будущих дизайнеров [Текст] / Д. А. Свиридов // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна : межвуз. сб. науч. тр. ; отв. ред. М. С. Соколова. — Магнитогорск : МаГУ, 2007. — Вып. 2. — С. 237 — 242.

СВИРИДОВ Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства. Адрес для переписки: е-шаП: 13yprepod@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2010 г.

© Д. А. Свиридов

Книжная полка

51/Г55

Глушко В. П. Курс уравнений математической физики с использованием пакета МЛТНБМАТ1СЛ. Теория и технология решения задач : учеб. пособие для вузов / В. П. Глушко, А. В. Глушко. — СПб. [и др.]: Лань, 2010. — 319 с. :а-рис. + 1 о = эл. опт. диск (СВ-ИОМ). -(Учебники для вузов. Специальная литература). — Загл. на корешке: Курс уравнений математической физики с использованием пакета МАТНЕМАТ1СА. — Библиогр.: с. 316. -1ББЫ 978-5-8114-0983-9.

Современный учебник по основным разделам курса «Уравнения математической физики» с использованием пакета МаШешаИса, что позволяет модернизировать изучение этих разделов математики, переведя решение многих задач на ПК. Процедура приведения уравнений с частными производными второго порядка (двумерный случай) к каноническому виду использует все возможности пакета МаШешаИса. В разнообразных примерах описываются принципы и технология решения начальных задач для уравнения теплопроводности и волнового уравнения в случаях трех, двух и одной пространственной переменной. Глава 4 посвящена описанию метода разделения переменных при решении граничных задач общего вида для уравнений Лапласа и Пуассона в прямоугольнике на плоскости, начально-краевых задач для колебаний конечной струны при общих граничных условиях; начально-краевых задач для уравнения теплопроводности конечного стержня с общими граничными условиями на концах стержня. Все алгоритмы решения указанных задач позволяют находить их решения не только теоретически, но и получать численные результаты. В этой связи представляет интерес предложенная в книге процедура нахождения собственных значений в задаче Штурма-Лиувилля при общих граничных условиях при помощи МаШешаМса, а также проведенная в главе 4 классификация собственных значений.При всех вычислениях (символьных и численных) используются встроенные функции пакета МаШ-ешаИса, однако сами алгоритмы решения задач и основанные на них функции реализации не входят в МаШ-ешаМса. Для удобства пользователей все функции реализации продублированы в приложениях на СБ. Результаты расчетов иллюстрируются графиками, также выполненными в системе МаШешаИса.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.