Научная статья на тему 'Развитие творческой самостоятельности будущих учителей'

Развитие творческой самостоятельности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ЛИЧНАЯ ИНИЦИАТИВА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалов Александр Владимирович

В статье дается авторская трактовка творческой самостоятельности, ее структурные компоненты, а также теоретико-методологические подходы, компоненты развития творческой самостоятельности будущего учителя и педагогические условия, способствующие реализации модели развития творческой самостоятельности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой самостоятельности будущих учителей»

УДК 378.14.014.13

Качалов Александр Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой второго иностранного языка и методики его преподавания Шадринского государственного педагогического института, screamer~78@mail.ru, Шадринск

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Kachalov Alexander Vladimirovich

Candidate of Pedagogical Science, assistant professor, head of the chair of the Second Foreign Language And Its Methods of Teaching, Shadrinsk State Pedagogical Institute, screamer-78@ mail.ru, Shadrinsk

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDEPENDENCE OF FUTURE TEACHERS

Реформирование общества повлекло изменения и в высшей школе, что требуют поиска и совершенствования новых форм и методов обучения специалистов различного профиля. В сфере педагогической деятельности, где учитель выступает как творец, личность самобытная, ищущая, творчески активная, проблема личной активности, творческой самостоятельности является весьма актуальной. В этой связи доля самостоятельной, внеаудиторной формы обучения в общей системе профессиональной подготовки будущих учителей увеличивается, что ставит проблему формирования и развития творческой самостоятельности студентов в разряд актуальных, вызывает необходимость её глубокого исследования, придает ей особую значимость как в научно-теоретическом плане, так и в методическом.

Учителю принадлежит важная роль в процессе обучения школьников, формировании личности, способной к самореализации, жизнедеятельности. Поэтому проблема самостоятельности, творческой профессиональной состоятельности учителя, способного ставить учебные и творческие задачи и принимать решения, творчески осваивать и преобразовывать педагогическую действительность, самореализоваться в творческой деятельности становится задачей актуальной, одной из определяющих содержание вузовской педагогики на современном этапе ее развития. В связи с этим мотивация учения, личная инициатива и творческая самостоятельность студентов педвуза приобретает важнейшую роль в деле формирования и развития структуры личности учителя.

Анализ результатов подготовки учителей в педвузах показывает, что живой творческий процесс обучения часто подменяется «механическим» приобретением специальных знаний, умений и навыков. Формальное обучение в процессе подготовки будущего учителя без ориентационно-ценностной

67

мотивировки этой деятельности и развития творческого мышления не стимулирует у студентов формирование такого личностного качества, как творческая самостоятельность.

Развитие способности к творчеству и активизацию самостоятельности студентов - будущих учителей, мы рассматриваем с точки зрения теории деятельности, освещенную в трудах Л. С, Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В.Запорожец, П. Я. Гальпериным и систематизированной М. С. Каганом. Важное значение для нашего исследования имеют работы по раскрытию творческого потенциала человека В. В. Абрамовой, Ш. А. Амонашвили, В, И. Андреева, Д. Б. Богоявленской, И. П. Волкова, Н. Н. Волкова, В. В. Давыдова, О. А. Казанского, А. В. Мудрика, В. В. Полукарова, Л. А. Пономарева, В. А. Сухомлинс-кого, В. Ф. Шаталова, Б. Д. Элькоиина, Е. И. Щеблановой и др.

Всесторонний анализ научной литературы, а также диссертационных исследований показал, что проблема творческой самостоятельности не была предметом специального исследования. До сих пор в полной мере не разработана научно обоснованная и апробированная система организации и развития творческой самостоятельности студентов в целом, отсутствуют программы и методические материалы по организации деятельности, связанной с творческой самостоятельностью будущих учителей.

Между тем, мотивация учения, личная инициатива и самостоятельность студентов приобретают важнейшую роль в деле формирования и развития творческой личности учителя и в этом аспекте актуальность данной проблемы заключается в том, что от её нерешённости в значительной мере страдает качество подготовки будущего учителя.

Анализ научной литературы, имеющихся диссертационных исследований позволил определить творческую самостоятельность будущих учителей как качество развивающейся личности, ориентированной на активное приобретение знаний, умений и навыков и их творческое использование в учебной деятельности для создания творческой атмосферы в образовательном процессе школы при обучении детей.

Для того, чтобы сконструировать процесс развития творческой самостоятельности будущих учителей необходимо определиться с компонентами, представляющими собой структуру творческой самостоятельности. Как мы выяснили, творческая самостоятельность идентичная самостоятельной творческой деятельности, которая по сути является созидающей деятельностью. Она включает в себя результаты деятельности, процесс, в котором эта деятельность осуществляется и в которой проявляются стиль деятельности, интерес к деятельности и перенос ее на конкретные задачи, требующие решения.

Если рассматривать структуру как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленного его строением то структура творческой самостоятельности выступает как внутренняя упорядоченность,

согласованность взаимодействия элементов творческой самостоятельной деятельности, в которой элементы структуры творческой самостоятельной деятельности находятся во взаимосвязи. Они с помощью организации формирования и развития творческой самостоятельной деятельности, не только образовываются и совершенствуются, но и приобретают способность экстраполяции и саморазвития в самой деятельности.

Исходя из данного утверждения, мы определяем структурные компоненты творческой самостоятельности следующим образом:

1) когнитивный компонент, который включает исследовательско-позна-вательные знания (совокупность знаний о научном поиске и собственно научных сведений о предмете творческого изыскания);

2) творческий компонент, содержание которого раскрывается через творческое воображение, побуждение к неординарному решению задач, импровизационное начало, способность к рефлексии;

3) мотивационный компонент, который содержательно отражает побуждение к творческой самостоятельности, проникновение в суть творческого решения проблемы, стремление к приданию новизны в способах достижения цели;

4) деятельностный компонент раскрывает специфический стиль самостоятельной деятельности, проявление способности к комбинированию знаний и умений, оперирование творческими умениями в ситуациях творческого поиска и презентации результата,

В целом структурная «композиция» творческой самостоятельности предстает как созидающая деятельность будущих учителей, в которой происходит актуализация творческих способностей, проникновение в сущность изучаемого, наличествует новизна суждений, выводов и практических применений.

Процесс развития творческой самостоятельности у будущих учителей мы рассматриваем как моделируемый, осуществляемый в рамках разработанной нами структурно-функциональной модели, в которой теоретико-методологические подходы являют собой методологический базис, определяющий общенаучный задел, стратегию и тактику развития творческой самостоятельности при реализации данной модели. Мы определили следующие теоретико-методологические подходы.

Системный подход является общенаучным методом анализа всех факторов, влияющих на изучаемое педагогическое явление, рассматривающий сложный объект как ряд подсистем. Инструментом системного подхода является системный анализ, представляющий собой совокупность методов и приемов для освоения сложных объектов [6],

Значение системного подхода в нашем исследовании состоит в том, что он позволил: рассмотреть модель развития творческой самостоятельности как целостную систему; выявить составляющие компоненты модели, раскрыть диалектику их взаимосвязи; выявить условия эффективного развития творческой самостоятельности будущих учителей.

Личностно-деятельностный подход является ведущим направлением современного образования и занимает концептуальное положение в теории и практике, гармонично объединяя основные положения личностного ориентированного и деятельностного подходов. В целом личностно-деятельностный подход предполагает ориентацию на развитие творческого потенциала личности [1]. В нашем исследовании личностно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности каждого студента включение его в деятельность, связанную с самостоятельным творческим поиском, способствует самореализации и личностному росту.

Рефлексивно-креативный подход в нашем исследовании обеспечивает проблемно-целевую постановку задачи в творческой деятельности, выбор методологии решения, поиск творческого аналога, осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения, причем результат не предопределен и не неизвестен [4, с. 12].

Ситуационный подход (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) концентрируется на том, что сформированность творческой самостоятельности будущего учителя определяется ситуацией, являющейся составной частью его возможностей. Ситуация складывается в зависимости от влияющих на нее в пространстве и времени факторов, следовательно развитие творческой самостоятельности может характеризоваться прерывностью. Такой подход дает возможность более глубоко изучить подлинное развертывание потенциальных возможностей и замыслов будущего учителя, сущностного определения относительно его творческой самостоятельности.

В нашем исследовании ситуационный подход дает возможность: обосновать необходимость осуществления процесса развития творческой самостоятельности у будущих учителей с использованием комплекса ситуативных задач, описывающих основные моменты организации теоретической и практической деятельности преподавателя; выявить набор обстоятельств, которые оказывают влияние на процесс развития творческой самостоятельности у будущих учителей.

Следуя указанным подходам мы разработали модель развития творческой самостоятельности будущих учителей, которая включает взаимосвязанные компоненты:

Целевой компонент обусловлен тем, что сознательная цель в деятельности будущих учителей определяет выбор способов и действий, выступает как средство управления и сверки результатов действий с ожидаемым результатом творческой деятельности. Исходя из структуры творческой самостоятельности, мы выделили следующие задачи по ее развитию: развитие мотивационно компонента; формирование деятельностного компонента; формирование творческого компонента и развитие эмоционального отношения к творческой деятельности как самостоятельному виду' деятельности.

Эти задачи решаются в процессе педагогического взаимодействия двух субъектов образовательного процесса: преподавателя и студента (будущего учителя). Эффективность этого взаимодействия в значительной степени

определяется способностью педагога предоставить будущему учителю тот уровень самостоятельности, к которому он готов в данный момент.

Содержательной основой такого взаимодействия являются структурные компоненты творческой самостоятельности у будущих учителей. В первую очередь необходимо сформировать ценностное отношение к образованию, познавательные стимулы и мотивы достижения успеха, стремление к овладению избранной профессией. Это требует организации самого преподавания не как трансляции информации, а как активизации и стимуляции процессов осмысления учения.

Содержательный компонент раскрывает суть творческой самостоятельности и определяет ее существенное отличие от других видов самостоятельности. Существенными признаками творческой самостоятельности являются самостоятельный поиск в решении проблемы, исследование новизны предмета и объекта и проектирование его нового состояния в нетрадиционном виде, продуктивность и гибкость мышления, связанная с созданием образца.

Содержательный компонент модели направлен на формирование у будущих учителей ведущих дидактических знаний, общеучебных, интеллектуальных, технологических и коммуникативных умений и навыков на основе саморегулируемой учебно-профессиональной деятельности и развитие на этой основе творческой самостоятельности.

Технологический компонент обусловлен тем, что развитие образовательной самостоятельности подчинено выбору методов и приемов развития творческой самостоятельности, обеспечивающих методическую сторону процесса и алгоритм вхождения будущего учителя в процесс творческого самообразования, с одной стороны, и технологический алгоритм развития творческой самостоятельности со стороны преподавателя.

Составляющей модели является направленность на преимущественное развитие стремления к эмоциональной и интеллектуальной насыщенности от получаемого результата творческой деятельности и самостоятельного поиска решения творческой задачи, организацию систематического выполнения студентами творческих заданий; создание у них волевых установок путем постановки реально достижимых целей; переход от контроля педагога к самоконтролю, что способствует созданию положительного эмоционального фона образовательного процесса.

Процесс развития творческой самостоятельности будущих учителей осуществлялся по следующим этапам. Целью начального этапа является актуализация творческой самостоятельности студентов. Основной этап предполагает активизацию практико-деятельностной подготовки будущих учителей, организацию регулярного выполнения ими постоянно усложняющихся самостоятельных творческих заданий. Заключительный этап - контрольно-оценочная деятельность педагога направлена на включение рефлексивных действий студентов в оценку собственной творческой деятельности.

Результативно-оценочный компонент - результатами процесса развития у будущих учителей творческой самостоятельности являются достигнутые уровни ее сформированное™. Для данного компонента модели важным является выявление уровней, на которые будет ориентирован конечный результат. Мы выявили уровни сформированности будущих учителей компонентов творческой самостоятельности. Высокий уровень характеризуется умением самостоятельно ставить цель, планировать и творчески осуществлять учебно-профессиональную деятельность, определять проблемы и искать способы их решения, делать выводы и обобщения, выдвигать предложения, осуществлять самоконтроль; устойчивым проявлением активности в процессе теоретического и практического обучения. Средний уровень - регулярное проявление активности и отдельных элементов творчества в учебной деятельности, на отдельных этапах прибегая к помощи преподавателя; применение полученных знаний и умений в наиболее типичных ситуациях. Низкий уровень творческой самостоятельности ~ это элементарное восприятие и механическое повторение учебно-профессиональных действий по образцу при постоянном контроле и руководстве со стороны преподавателя.

Для реализации модели развития творческой самостоятельности будущих учителей мы выявили педагогические условия, которые обеспечивают эффективное развитие формируемого свойства и качества личности, в качестве которых: мы определили: включение будущих учителей в разнообразные формы и виды творческой деятельности, предполагающее, что студенты вовлечены в учебную, познавательную деятельность, связанную с творческим поиском и созданием творческого результата; обогащение содержания образования приемами и методами, оказывающими влияние на мотивационную, волевую, эмоциональную и деятельностную сферы личности: рефлексивно-стимулирующие, мотивационно-стимулирующие, деятельностно-организующие; насыщение учебно-познавательного процесса творческими заданиями, формирующими творческую самостоятельность студентов: задания на рефлексивную догадку, интеллектуальный поиск, творческую интерпретацию, фасцинирование и пр.

Мы считаем, что эффективность процесса развития творческой самостоятельности на фоне выделенного комплекса педагогических условий будет выше, если будет разработано содержание педагогической поддержки и педагогического содействия этого процесса, способствующих упорядочению творческой деятельность будущих учителей. При этом педагогическая поддержка осуществлялась как составная технологии развития творческой самостоятельности будущих учителей и состояла из различных способов перехода от одного шага овладения компонентами творческой самостоятельности к следующему. Будущим учителям предоставляется право выбора способа выполнения творческого задания, создания творческого продукта, творческого проекта. Особенностью при выполнении творческих самостоятельных заданий и решения задач является не принятие готового образца, а постановка предположений, гипотез, обсуждение наиболее целесообразных путей решения проблемы.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ...

Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование подтвердило эффективность комплекса педагогических условий развития творческой самостоятельности будущих учителей.

Библиографический список

1. Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Э. Ф. Зеер — Екатеринбург, 200!. - 51 с.

2. Исаева, Т. Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков [Текст]: дис... .канд. пед. наук / Т. Е. Исаева - Ростов н/Д, 1990.-227 с.

3. Исаева, Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе [Текст]: монография / Т. Е. Исаева - Ростов н/Д: РГУПС, 2003. - 312 с,

4. Карпов, А. О. Роль науки в современном образовании [Текст] / А. О. Карпов // дополнительное образование. - 2002. - № 1. - С. 12.

5. Морозова, С. И. Формирование функциональной самостоятельности будущих педагогов в процессе социального проектирования [Текст] / С. И. Морозова// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 6.

6. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э. Г. Юдин - М.: Эдиториал УРСС, 1977. - 444 с.

УДК 378

Качалов Дмитрий Владимиорвич

Кандидат педагогических наук; дог^нт, заведующий кафедрой менеджмент в образовании Шадринского государственного педагогического института, seca73@mail.ru Шадрин ск

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Kachalov Dmitriy Vladimirovich

Post-graduate student Shadrinsk State Pedagogical Institute, seca73@mail.ru, Shadrinsk

THEORETICAL-METHODOLOGICAL GROUND OF THE INTEGRAL PEDAGOGICAL KNOWLEDGE FORMATION OF THE FUTURE TEACHERS

В связи с концепцией российского образования на сегодняшний день предъявляются новые требования к подготовке специалистов. В Законе об образовании, в «Национальной доктрине образования Российской Федера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.