Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала в системе профессионального образования, с применением информационных технологий'

Развитие творческого потенциала в системе профессионального образования, с применением информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СИСТЕМНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ / SYSTEM AND APPLICATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киятов К.А.

В статье рассматриваются вопросы, определяющие особенности подготовки бакалавров и магистров в Высшей школе народных искусств по направлению декоративно-прикладное искусство и народные промыслы с использованием возможностей информационных технологий. Автор обозначает круг проблем, связанных с особенностями программного обеспечения ряда дисциплин учебного плана, от успешного изучения которых зависит качество формирования целого ряда профессиональных компетенций студентов. Выводы обосновываются аргументированными ссылками на ряд работ в данной области, но каждый использованный опыт и пример имеет валидные результаты, полученные в ходе практической работы со студентами, обучающимися по бакалаврским и магистерским программам в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. дента к подобным ситуациям в ходе обучения в вузе, то в дальнейшей профессиональной деятельности, ему не обойтись без серьезных психологических травм и материальных потерь [5, с. 119 120].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL IN VOCATIONAL EDUCATION WITH THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article discusses issues related to teaching bachelors and masters at High School of Folk Arts in the direction of decorative and applied arts and folk crafts with the use of information technologies. The author identifies a range of issues related to software, a range of curriculum, on which the successful study and the quality of a number of professional competencies of students depends. Conclusions substantiate references to a number of works in this field, but every experience is valid. The results of this research are obtained in the course of practical work with bachelor and master students in the field of decorative-applied art and folk crafts.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала в системе профессионального образования, с применением информационных технологий»

ния определенных процедур. Модель предполагает выполнение определенных функциональных действий участников процесса сопровождения.

Системообразующими требованиями модели являются эффективность, надежность, стабильность, оперативность. Моделирование педагогического сопровождения молодого специалиста предполагает интеграцию двух контрольных блоков, какими являются квалификационные требования преподавателя образовательной организации системы художественных профессиональных колледжей и компетентностная характеристика молодого специалиста. Контрольные блоки модели имеют продолжение в итоговых блоках [4]. Итоговые аспекты модели выражены профессиональным кейсом и портфолио личных достижений молодого специалиста. Кейс будет выполнять функцию учебно-методического комплекса и поможет созданию индивидуальной системы работы преподавателя [5]. А профессиональное портфолио поможет молодому специалисту пройти досрочную квалификационную аттестацию на категорию и преодолеть статус молодого специалиста-стажера.

Модель педагогического сопровождения молодого специалиста не только модульная, интеграционная, но она и коман-дообразующая. В процессе адаптации начинающего преподавателя к условиям работы в профессиональном художественном колледже участвует не только тьютор в качестве персонального наставника, но и творчески настроенная группа тьюторов, специ-

Библиографический список

ализирующихся в определенном действии в период педагогического сопровождения. Кроме этого процесс командообразова-ния предполагает и то, что по результатам реализации модели в практической деятельности колледжа будут реализовываться сформированные обновленные и скорректированные действия тьюторов, преподавателе и коучей. Профессиональный художественный колледж войдет в формат саморазвивающейся образовательной организации. О необходимости данных преобразований мы говорили.

Предложенная модель педагогического сопровождения молодых специалистов учитывает имеющийся опыт и в то же время имеет ряд существенных отличий. К ним относятся: модульность конструкции; интеграционность и взаимозависимость компонентов модели; индивидуальный личностно-ориентиро-ванный на командообразующий подходы технологий к профессиональному становлению молодых специалистов; наличие промежуточных и итоговых контрольных параметров модели, какими являются квалификационные требования, компетент-ностные характеристики молодых специалистов; применение технологий обучения на опыте и профессиональной пробы; социально-профессиональный рост участников процесса педагогического сопровождения в направлении тьютор - преподаватель - коуч; корректировка философии профессионального художественного колледжа в направлении саморазвивающейся образовательной организации.

1. Богатырев А.И., Устинова И.А. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. Вестник Уральского технического университета. 2014; 4 (21): 11 - 14.

2. Джонс Дж. Методы проектирования. Москва: Мир, 1986.

3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учебное пособие. Краснодар, 2000.

5. Жемулин С.А. Педагогические условия и средства моделирования учебной деятельности. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007; 13: 10 - 13.

References

1. Bogatyrev A.I., Ustinova I.A. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovaniya: suschnost' i 'effektivnost'. Vestnik Ural'skogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 4 (21): 11 - 14.

2. Dzhons Dzh. Metodyproektirovaniya. Moskva: Mir, 1986.

3. Pedagogika ipsihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

4. Bederhanova V.P., Bondarev P.B. Pedagogicheskoe proektirovanie v innovacionnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Krasnodar, 2000.

5. Zhemulin S.A. Pedagogicheskie usloviya i sredstva modelirovaniya uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2007; 13: 10 - 13.

Статья поступила в редакцию 06.06.17

УДК 378

Kiyatov K.A., leading software specialist, Information Department, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: soulfly2009@live.com

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL IN VOCATIONAL EDUCATION WITH THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES. The article discusses issues related to teaching bachelors and masters at High School of Folk Arts in the direction of decorative and applied arts and folk crafts with the use of information technologies. The author identifies a range of issues related to software, a range of curriculum, on which the successful study and the quality of a number of professional competencies of students depends. Conclusions substantiate references to a number of works in this field, but every experience is valid. The results of this research are obtained in the course of practical work with bachelor and master students in the field of decorative-applied art and folk crafts.

Key words: software, information technologies, professional competence, system and application programs.

К.А. Киятов, ведущий программист информационного отдела Высшей школы народных искусств (институт),

г. Санкт-Петербург, E-mail: soulfly2009@live.com

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются вопросы, определяющие особенности подготовки бакалавров и магистров в Высшей школе народных искусств по направлению декоративно-прикладное искусство и народные промыслы с использованием возможностей информационных технологий. Автор обозначает круг проблем, связанных с особенностями программного обеспечения ряда дисциплин учебного плана, от успешного изучения которых зависит качество формирования целого ряда профессиональных компетенций студентов. Выводы обосновываются аргументированными ссылками на ряд работ в данной области, но каждый использованный опыт и пример имеет валидные результаты, полученные в ходе практической работы со студентами, обучающимися по бакалаврским и магистерским программам в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Ключевые слова: программное обеспечение, информационные технологии, профессиональные компетенции, системные и прикладные программы.

В настоящее время наблюдается процесс компьютеризации во всех сферах жизнедеятельности человека: работа, отдых, обучение и т. д., что не могло не отразиться и на образовательном пространстве. Формирующееся информационное общество нуждается в грамотной реализации того потенциала, который может дать современное программное обеспечение. В настоящее время в арсенале у художника-дизайнера декоративно-прикладного искусства есть компьютер - «инструмент необычный, современный, помогающий мастерам успешнее проходить те или иные этапы изображения» [1, с. 89].

Для этого можно использовать как персональный компьютер или ноутбук, в том числе с применением графических планшетов, так и планшетный компьютер со стилусом. Возможности применения компьютерной графики определяются установленными на ПК комплектующими, программным обеспечением и воображением сидящего перед монитором человека. Знания о современном программном обеспечении и работе с глобальной сетью получают в курсе «Компьютерная графика», а также при изучении дисциплины «Информационные технологии» в Высшей школе народных искусств.

Методика обучения работы на компьютере в основном связана с индивидуальными методами обучения, собранными в определённую систему. Для успешного выполнения учебного задания и реализации своего замысла студенту можно использовать различные графические программы. Недостаточное знание и понимание их возможностей увеличивает долю рутинных операций, оставляя меньше времени для творческого процесса. Кроме того, именно понимание возможностей технических приемов может подсказать новую идею, нетривиальное творческое решение. Надо иметь в виду, что компьютер сам ничего не сделает, он лишь инструмент для реализации творческих замыслов. Творческие идеи рождаются у художника, а не у компьютера. Наличие самого современного компьютера с огромными ресурсами и новейшими версиями графических программ само по себе не обеспечивает высокого качества результатов труда их владельца - для этого нужны еще талант, художественный вкус и знания [2, с. 9].

Основные категории программных средств - системные и прикладные программы, инструментальные средства. К первым относят операционные системы, обеспечивающие взаимодействие компьютера с оборудованием и пользователя с персональным компьютером, а также служебные или сервисные программы. Ко вторым - программное обеспечение, являющееся инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т. д. К инструментальным средствам относят программы, предназначенные для разработки программного обеспечения» [2, с. 5].

Реализация работы с ПК поможет студентам, обучающимся по направлению подготовки 54.04.02 декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень магистратуры), не только адаптироваться к изменениям в окружающей действительности, но расширить кругозор, развить креативность и инновационную составляющую своих работ. Примером подобной реализации при работе с ПК может служить внедрение программного обеспечения в области компьютерной графики, для частичного или полного моделирования изделий традиционного прикладного искусства, например, художественной вышивки. Применять данное программное обеспечение можно на любом этапе разработки проекта. Эти задачи можно решать с помощью компьютерных средств обучения студентов ВШНИ по программам в рамках ФГОС ВО (уровень магистратуры).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры: готовностью демонстрировать наличие комплекса информационно-технологических знаний, владением приемами компьютерного мышления и способностью к моделированию процессов, объектов и систем, используя современные проектные технологии для решения профессиональных задач (ПК-3).

Занятия тем или иным видом искусства, в том числе, и про-ектно-художественной деятельностью, наиболее эффективны при индивидуальной работе педагога с обучающимся. В нашем случае - это студент (бакалавр, магистр). В связи с этим можно говорить, что при обучении бакалавров и магистров необходимо использовать личностный подход, ориентированный на формирование его профессиональных качеств.

Например, на этапе разработки художественно-графического проекта изделия художественной вышивки можно выполнить несколько графических копий рисунков вышивки в цвете. Они могут быть сделаны с целью наработки базы элементов, которые затем легко масштабируются и приводятся к необходимым размерам. Далее их можно копировать и выполнять заливку различными цветами, что сократит необходимое время для разработки эскизов в разных цветовых решениях. Затем графический файл может быть экспортирован в ПО для обработки и выполнения машинной вышивки, с помощью вышивального компьютера. Примером такого компьютера может быть Brother PR-650 E или другой способный выполнять те же функции. Это даст возможность сымитировать вышитый образец, или часть образца, в готовом виде. Для реализации подобного подхода обучаемый должен иметь навыки работы с графическими редакторами, работающими с векторной графикой (например, Adobe Illustrator, CorelDRAW, Inkscape).

К основным достоинствам предложенного варианта можно отнести: возможность работы над учебным заданием (материалом) в любом удобном для обучаемого месте. Ограничения возникают лишь в степени мобильности и емкости батареи используемого устройства. Для продления срока автономной работы к некоторым устройствам могут быть подсоединены внешние аккумуляторы, что увеличит доступное для работы время; возможности применения облачных технологий для хранения материалов и отправки их по средствам электронной почты необходимых для работы над проектом, и студент в этом случае вряд ли забудет их дома. Проблему с доступностью данных можно решить с помощью мобильного интернета, кабельного подключения в домашних условиях, а также компьютерных классов, оборудованных устройствами, подключенными к сети Интернет; поиск обучающих материалов в сети Интернет. Это могут быть: отдельные видеоролики, обучающие курсы, текстовые инструкции со скриншотами, книги и т.д. Данные материалы доступны (в том числе и бесплатно из легальных источников) как на русском языке, так и на иностранных языках (например, на английском языке), что позволяет использовать их широкому кругу лиц.

Использование информационных технологий в учебном процессе может способствовать: повышению интереса студентов к процессу обучения; активизации творческой деятельность; повышению уровня технической грамотности.

Методы обучения в профессиональной педагогике характеризуют как систему последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и обучаемого, обеспечивающих освоение содержания образования [3, с. 10] или как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается владение знаниями, навыками и умениями, формируется мировоззрение, развиваются способности к приобретению и творческому применению знаний.

Элементы творчества имеются в профессиональной деятельности каждого художника, занимающегося народными промыслами [4]. Студенты, обучающиеся прикладным видам деятельности, ежедневно сталкиваются с ним, что отражается в создании эскизов для декоративной переработки живописных работ и процессе моделирования изделия, связанного с дисциплинами «Проектирование», «Общая композиция» и т.д. Работа над этими заданиями может быть выполнена как в ручном виде, с применением карандашей, красок, планшетов, так и в электронном, средствами программного обеспечения для работы с компьютерной графикой 2D и 3D графикой.

Применение информационных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса и способно оказать положительное влияние для формирования устойчивого интереса у студентов к процессу получения ими знаний, умений и навыков на дисциплинах: «Проектирование художественной вышивки», «Конструирование», «Современная машинная вышивка» (уровень магистратуры). В будущей профессиональной практике студента по направлениям подготовки Дизайн, постоянно будут возникать сложные и неоднозначные производственные и лич-ностно-психологические ситуации, которые необходимо будет решать мгновенно, без опоры на наработанную архивную базу. Часто практикующему дизайнеру не оставляют резерва времени для обдумывания и переноса решения возникшей проблемы «на потом». Такие ситуации постоянно возникают на стадии финишной сдачи разрабатываемого объекта. Если не подготовить сту-

дента к подобным ситуациям в ходе обучения в вузе, то в дальнейшей профессиональной деятельности, ему не обойтись без серьезных психологических травм и материальных потерь [5, с. 119 - 120].

Таким образом, средствами компьютерной графики можно успешно решать задачи развития креативной составляющей обучения в системе высшего образования по направлению подготовки декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Библиографический список

1. Хворостов Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды»). Диссертация доктора педагогических наук. Орел, 2007.

2. Серов П.Е. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебно-творческой деятельности студентов художественных вузов: учебные справочно-информационные материалы. Санкт-Петербург: ВШНИ (и), 2016.

3. Александрова Н.М. Профессиональная педагогика: методология и теория обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и науч.-пед. работников проф. образования. Санкт-Петербург: Любавич, 2010.

4. Федюшкина И.С. Вышивка: От простого шва к сложному узору. Москва: Профиздат, 1996.

5. Хворостов Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды»). Диссертация ... доктора педагогических наук. Орел, 2007.

References

1. Hvorostov D.A. Sistema professional'noj podgotovki studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov k proektnoj deyatel'nosti na baze komp'yuternyh tehnologij (dlya napravleniya podgotovki «Iskusstvo inter'era» i «Dizajn sredy»). Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Orel, 2007.

2. Serov P.E. Sovremennye informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v uchebno-tvorcheskoj deyatel'nosti studentov hudozhestvennyh vuzov: uchebnye spravochno-informacionnye materialy. Sankt-Peterburg: VShNI (i), 2016.

3. Aleksandrova N.M. Professional'naya pedagogika: metodologiya i teoriya obucheniya: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedenij i nauch.-ped. rabotnikov prof. obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2010.

4. Fedyushkina I.S. Vyshivka: Otprostogo shva k slozhnomu uzoru. Moskva: Profizdat, 1996.

5. Hvorostov D.A. Sistema professional'noj podgotovki studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov k proektnoj deyatel'nosti na baze komp'yuternyh tehnologij (dlya napravleniya podgotovki «Iskusstvo inter'era» i «Dizajn sredy»). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orel, 2007.

Статья поступила в редакцию 06.06.17

УДК 378

Lebedev S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Philosophy, Higher School of Folk Arts (Institute), (Saint

Petersburg, Russia), E-mail: servicleb@list.ru

HISTORICAL FORMS OF ORGANIZATION OF MASTERS' TRAINING OF RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS. The article discusses the distinctive features of economic and institutional peculiarities of the Russian folk traditional art, which is an integral part of artistic culture. Works of traditional art reflect artistic traditions of the nation, worldview, world perception and artistic experience of the people, preserve historical memory. The distinctive features of folk arts and crafts are such characteristic tradition, collectivity, manual labor, working with natural materials. Russian folk art that emerges in ancient times, developes in the period of industrial development of Russia. In the 21st century, the traditional art acquires its special new features.

Key words: traditional crafts, arts and crafts, cottage industry, education of future artists.

С.В. Лебедев, доктор пед. наук, зав. каф. философии Высшей школы народных искусств (институт),

г. Санкт-Петербург, E-mail: servicleb@list.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

В статье рассматриваются отличительные черты хозяйственной и организационной особенностям русского народного традиционного искусства, которое является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения традиционного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Отличительными свойствами народных художественных промыслов являются такие характерные черты, как традиционность, коллективность, ручной труд, работа с природным материалом. Русское народное искусство, сложившееся в незапамятные времена, развивалось и в период индустриального развития России. В 2l веке традиционное искусство приобретает свои особенные новые черты.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, художественные ремесла, кустарная промышленность, образование будущих художников.

Народное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство опирается на художественные традиции этноса [1, с. 27-30; 2, с. 8], и поэтому будет справедливым называть его также и традиционным. В основном народное искусство является частью декоративно-прикладного искусства. Произведения традиционного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Отличительными свойствами народных художественных промыслов являются такие характерные черты, как традиционность, коллективность, ручной труд, работа с природным материалом. По словам президента Высшей школы народных искусств (института) академика В.Ф. Максимович, «основой и сущностью каждого вида традиционно-прикладного искусства является ручной труд и вытекающие из этого условия творческого успеха: со-

средоточенное внимание, усидчивость, напряжение, выдержка, увлечение делом, желание и умение исправлять испорченное, неверно выполненное; поиск исторической и теоретической основы или базы многовекового художественного наследия; усталость и радость увиденного, выполненного собственного труда, а главное, чтобы после всего этого было желание вновь заняться именно этим и ничем другим» [3, с. 9].

Характерной чертой русского народного традиционного искусства является также его, если можно так выразиться, хозяйственная многоукладность и организационная сложность. Любое производство материальных объектов, в том числе и художественных, предполагает определенную организацию этого производства. В прикладном искусстве на протяжении всей ее истории можно выделить три формы производства: ремесло, кустарные промыслы и художественную промышленность. Между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.