Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала у будущих географов в процессе подготовки к педагогической деятельности'

Развитие творческого потенциала у будущих географов в процессе подготовки к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / УЧИТЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / GEOGRAPHY / TEACHER / COMPETENCE / PERSONALITY POTENTIAL / CREATIVE ACTIVITY / COMPONENTS / LEVELS OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишняков Николай Владимирович

Статья посвящена исследованию сущностных характеристик потенциала личности учителя и его взаимосвязи с творческой деятельностью, что позволило автору выделить ряд структурных компонентов творческого потенциала учителя и определить уровни его сформированности. Кроме того, была проанализирована специфика проявления творческого потенциала учителя географии в профессиональной деятельности при решении образовательных задач. Материалами для статьи послужили данные, полученные при анализе многочисленных литературных источников по теме исследования и личный опыт автора как учителя географии общеобразовательной школы. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами учебных заведений разного уровня в целях повышения профессиональной компетенции и качества работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS OF GEOGRAPHY: CRITERIA AND LEVELS OF ITS FORMATION

The article demonstrates the study of the characteristics of the teacher ’s personality potential and its relationship with creative work and creativity. The author identifies a number of structural components of the creative potential of the teacher and determines the levels of its formation. The author analyses the specificity of realization of creative potential of geography teachers in professional activity in solving some educational problems. Materials for the article are the data obtained in the analysis of numerous literature sources on the research topic and personal experience of the author as a schoolteacher of geography. Teachers of educational institutions of different levels in order to enhance professional competence and work quality can use the results of this research.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала у будущих географов в процессе подготовки к педагогической деятельности»

УДК 37.026.9 ББК 74.00

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У БУДУЩИХ ГЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Николай Владимирович Вишняков

Старший преподаватель кафедры географии и картографии, Волгоградский государственный университет nivishnyakov@yandex. ги

просп. Университетский, 100, 400062, г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена исследованию сущностных характеристик потенциала личности учителя и его взаимосвязи с творческой деятельностью, что позволило автору выделить ряд структурных компонентов творческого потенциала учителя и определить уровни его сформированности. Кроме того, была проанализирована специфика проявления творческого потенциала учителя географии в профессиональной деятельности при решении образовательных задач.

Материалами для статьи послужили данные, полученные при анализе многочисленных литературных источников по теме исследования и личный опыт автора как учителя географии общеобразовательной школы. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами учебных заведений разного уровня в целях повышения профессиональной компетенции и качества работы.

Ключевые слова: география, учитель, компетенция, потенциал личности, творческая деятельность, компоненты, уровни сформированности.

Несмотря на все изменения и новшества в образовании, ключевую роль в обеспечении условий для реализации познавательных и мировоззренческих задач школьных курсов, по-прежнему играет учитель. Меняются в соответствии с новыми концепциями системы образования и современными образовательными стандартами только контексты, которыми определена роль учителя в школе. Например, роль учителя географии представ-^ ляется значимой не только в той мере, в кото-о рой она направлена на обучение, но и на фор-р^ мирование экологической, природоохранной

Д культуры учащихся, представлений о приро-м

9 де и человеке, формирование личностного

| опыта осмысления значимости окружающей

^ среды и месте человека в ней (А.Е. Бибик,

© И.И. Баринова, И.В. Душина).

Понимание высокой профессиональной миссии учителя в наши дни предполагает совершенствование его базового и постдипломного образования. В стандартах высшего профессионального педагогического образования определена квалификационная характеристика учителя. В частности, «выпускник, получивший квалификацию «учитель географии» должен быть готовым ... осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения... систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы... знать основные направления и перспективы развития образования и педаго-

гической науки, основы права, научную организацию труда». Совершенствование этих квалификационных характеристик предполагает не только поддержание имеющегося у учителя педагогического уровня, но и постоянный рост и развитие этого уровня и других предметно-педагогических компетенций [6].

При оценке профессиональной компетенции любого специалиста, так или иначе, мы касаемся таких понятий, как личность и потенциал личности, и их влияние на трудовую деятельность конкретного человека. И особенно часто влияние личности на профессиональную деятельность специалиста берется во внимание при анализе работы педагога.

Существует философское и психологическое положение о потенциале личности, которые заключаются в сочетании индивидуальных личностных качеств, относящихся к познанию окружающего мира, самопознанию, коммуникациям, самому знанию, а также потребности в самореализации. В исследованиях многих авторов можно встретить обращение к этой теме. К примеру, в трудах Е.В. Бон-даревской упоминается, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Л.М. Митина, исследуя профессионально-личностное развитие учителя, говорит о значении творческого потенциала как основной движущей силе личности. Большое внимание развитию и саморазвитию личностного потенциала уделяет в своих трудах В.И. Слободчиков, по словам которого, процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений. Главное в этом определении то, что потенциал личности человека связан с ключевыми компетенциями, являющимися совокупностью личностных и человеческих качеств [6].

Сущностные характеристики потенциала личности и его взаимосвязь с творческой деятельностью, а также с творческими способностями позволяют выделить следующие его структурные компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, ин-

тересах, мотивах. Он предполагает наличие интереса к определенному виду деятельности; потребности в создании творческих произведений; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков; осознания потребностей, целей, задач, решение которых приведет к созданию оригинального творческого продукта.

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, а также полученных на уроках и во время самостоятельной практической деятельности; сведений о целях, задачах, содержании, методах и приемах организации творческой деятельности; знаний интегрированного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общепредметные и специальные. Данный компонент отражает возможности человека в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; уточнение путей организации творческой деятельности; определение на основе своего собственного опыта оптимальных методов и приемов работы; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве [7].

Вышеприведенная структура творческого потенциала личности и анализ его компонентов позволяют сформулировать определение данного понятия.

Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. В психологическом аспекте родственными понятию потенциал являются понятия готовность, способность, компетентность.

Тема данной статьи касается вполне конкретного проявления возможностей человеческой личности, без которого сложно представить профессию педагога, а именно творчества. Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности» (БЭС). По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное качество личности, которое включает в себя природно-гене-тический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельност-ный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня развития личности (А. Маслоу, Е. Торренс, Т.Л. Цырено-ва). К функциям творческого потенциала относятся: развивающая, познавательная, ори-ентационная, практическая. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие креативных способностей. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение новых способов творческой деятельности. Суть ори-

ентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творчества. Практическая функция направлена на получение творческих продуктов в различных видах учебной деятельности (Г.В. Терехова).

Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, то есть в том, к чему творчество приводит (решения, идеи, достижения), но и в самом процессе творчества, то есть в самой творческой деятельности.

Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как способность к творчеству. Этому должно содействовать современное образование.

Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, то есть готовность к самоизменению.

Творческим учителем является тот, который будет интересен коллегам и ученикам. Он должен быть профессионалом своего дела, который не только дает детям знания, но и учит их применять в жизненных ситуациях, видеть во всем окружающем необычное, ставить перед собой конкретные цели и настойчиво идти к ним. Современные изменения в образовании, где внедрение нового, актуального и оригинального становится действительно профессиональной задачей учителя, создают необходимость развития творческого потенциала педагога [5].

В чем специфика проявления творческого потенциала учителя географии? В современной школе по-прежнему очень важная сто-

рона географического образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. Учителя-географы, в своем большинстве уповающие на репродуктивные методы обучения - «выслушай (прочитай) - запомни, воспроизведи» часто жалуются на «плохую память своих подопечных», не подозревая, что по законам мышления и памяти «готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. На основании практического опыта ученые, физиологи и психологи утверждают: чтобы возникло подлинное знание, необходимо сознание, то есть глубокое понимание сути. Получающий информацию из вторых рук и тем самым освобожденный от необходимости думать самостоятельно, он неизбежно впадает в состояние духовной лености. Ключевая специфика современных преобразований в обучении - переход от знаниевого к деятель-ностному подходу. Сегодня знания должны осваиваться как ориентировочная основа различных видов социокультурной деятельности, что является важным условием выполнения нового стандарта образования, поэтому именно сегодня как никогда требуется привлечение новых подходов в преподавании географии. Наряду с организацией урока географии, реализация творческого потенциала учителя является способом пробуждения у учеников подлинного интереса к географическим текстам, к причинно-следственным связям, которыми так богата географическая наука, способом формирования у подростков собственного географического мировоззрения.

Максимально востребован творческий потенциал учителя географии при решении целого ряда образовательных задач, таких как:

- составление сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного (например, сравнение стран по особенностям их экономико-географического положения с проведением анализа и последующими выводами);

- раскрытие причинно-следственных связей;

а) выявление причин и следствий (например, изменение климата Волгограда есть следствие создания Волгоградского водохранилища);

б) формирование у учащихся умения выявлять закономерности размещения геогра-

фических объектов и явлений (например, химическое производство целесообразнее располагать вблизи крупных водоемов, из-за необходимости большого количества воды в производственном цикле);

- группировка связей по их генезису (например, транспортные, сырьевые, геологические, политические);

а) формирование приемов обобщений с последующими выводами;

б) формирование приемов классификации (например, классификация почв по количеству содержания в них гумуса);

в) выдвижение гипотез и их защита (например, гипотеза зависимости развития транспортной сети от масштабов миграции населения);

г) создание презентации к изучаемой теме (например, презентация на тему: «Машиностроительный комплекс России»);

д) составление текста с географическими ошибками для закрепления изученного материала (например: «...Фернан Магеллан отправился по Индийскому океану строго на север в поисках столь желанной им Индии...». Ответ: «.Христофор Колумб отправился по Атлантическому океану строго на запад в поисках столь желанной им Индии...»).

Сформированность творческого потенциала ученика зависит от сформированности этого параметра у самого учителя.

Творчество (креативность) - деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. По определению П. Торренса, это процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Показателями креативности по П. Торрансу являются следующие.

Показатель беглости (скорости, продуктивности). Отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных или письменных формулировках.

Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Показатель оригинальности характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

Показатель разработанности оценивает уровень детализации идей, способность воплощать эти идеи в реальность [1].

Как же распознать наличие компонента творчества в деятельности учителя географии? Для начала нужно знать содержание этой деятельности, задачи которые в ней решаются, особенно те, которые нельзя решить по шаблону.

Что представляет собой география, как учебная дисциплина? Зачастую она ориентирована именно на запоминание фактов и коллекционирование географической информации. В условиях перехода к новой концепции географического образования необходимо отойти от фактологического подхода и усилить деятель-ностный подход, создав необходимые условия для реализации следующих основных умений и навыков у российских школьников:

- отвечать на географические вопросы;

- приобретать географическую информацию;

- организовывать (представлять) географическую информацию;

- анализировать географическую информацию.

Умение отвечать на географические вопросы и сегодня составляет одно из основных умений, формируемых на уроках географии. Однако важно, чтобы учащиеся самостоятельно разрабатывали географические вопросы. Необходимо учить школьников размышлять относительно возможных ответов на эти вопросы, потому что различные предположения ведут к разработке гипотез, а те в свою очередь к поиску географической информации.

Приобретение географической информации. Чтобы отвечать на географические вопросы, школьники должны начать собирать географическую информацию. Школьники должны уметь собирать данные из различных источников: научных работ, материалов полевых исследований, материалов периодической печати, различных видов карт, исполь-

зовать источники графической информации, интервью, статистические данные.

Источники географической информации, особенно результаты полевых работ, выполняемые учащимися, являются важными в географическом исследовании школьников, пробуждают их любопытство, и делают географию более полезным и практически значимым предметом. Это способствует активному изучению теоретических вопросов географии, с тем чтобы, наблюдая, формулировать новые вопросы и проблемы, усиливать восприятие природных и социальных процессов.

Организация географической информации. Вся собранная географическая информация должна быть организована и отображена различными способами через анализ и интерпретацию. Данные должны быть систематизированы и представлены в визуальных (графических) формах: графики, диаграммы, таблицы, фотографии, картограммы и карты. Такой подход особенно полезен, когда изготовляемые учащимися визуальные формы, сопровождаются устными или письменными комментариями. Творческий потенциал школьников в полной мере должен проявляться в разработке различных видов карт, графиков и диаграмм (в том числе и электронных). Они лучше всего отражают собранные учеником данные.

Создание собственных карт может означать использование карт-эскизов (картосхем), в письменных работах или как результат наблюдений в поле. Для школьников изготовление карты должно стать таким же простым и естественным делом как запись параграфа. Учащиеся должны быть квалифицированы в создании символов карты, использования масштаба, уметь критически оценивать информацию, отображенную на картах.

Анализ географической информации

включает отбор значимых примеров или явлений в природной или социальной среде. Аналитические процессы ведут к ответам на вопросы, которые сначала составляли цель исследования и должны привести к разработке географических моделей и обобщений. Разработка обобщений и выводов, основанных на собранных, организованных и проанализированных данных, являются вершиной исследовательской деятельности школьника.

Ну, и естественно, необходимо знать четкое содержание этого понятия, то есть совокупность признаков обозначаемого им предмета (творчества), подчиняющееся определенным критериям. Можно выделить следующие ключевые критерии творчества.

Особая и первостепенная роль в творческой деятельности учителя отводится це-леполаганию, как мощному мотивационно-му механизму достижения поставленных задач, как способности личности учителя удерживать выбранное направление образовательного процесса. Целеполагание в педагогике -сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально-экономическим, политическими и другими обстоятельствами и знаниями.

- Создание нового - это формирование учителем в образовательном процессе таких форм и способов преподавания, которые ранее им не использовались. Причем, необязательно эти новые формы должны быть изобретением самого учителя, они могут быть взяты из мирового опыта, но, тем не менее, будут абсолютно новым как для учеников, так и для самого учителя.

- Оригинальность - способность преподавать необычно, достигать поставленных целей кардинально другим путем, который, к тому же, не менее эффективен, чем предыдущий. Оригинальный учитель вызывает безусловный интерес у учащихся, а, значит, достигает иных целей, в сравнении с тем учителем, который не использует в своей работе оригинальных разработок, идей, подходов.

- Преодоление стереотипов, шаблонов - это способность в решении похожих учебных задач не идти по знакомым алгорит-мичным рельсам, а раскрывать возможности темы другим качественным способом.

- Инициативность - качество, определяющее способность личности учителя не только создавать новые идеи или способы познания, но и способность брать на себя ответственность за процесс реализации этих идей и способов.

- Высокая саморегуляция - умение контролировать свое физическое и психологическое ресурсное состояние как необходимое условие достижения педагогических целей.

- Самообучаемость - способность педагога постоянно увеличивать объемы своих знаний вообще и по предмету в частности, расширять их качественно и количественно, тем самым все время находясь в профессиональном и личностном развитии.

- Глубина и острота мысли - умение в любом вопросе увидеть не только поверхностные, но и глубинные слои информации, находить и понимать причинно-следственные связи в образовательном процессе.

- Необычность постановки вопроса и его решения - это способность учителя даже очень простую и хорошо известную задачу переформулировать так, что при ее решении могут возникнуть качественно новые знания.

- Результат - основной и определяющий критерий, на достижение которого работают все предыдущие. Результатом для творческого учителя будет являться, без сомнения, помимо реализации прямых образовательных целей, еще и возникновение у школьников нового знания, новых способов деятельности [2].

Для диагностики наличия в деятельности конкретного учителя географии творческого компонента, необходимо понимание уровней сформированности каждого из описываемых критериев.

При характеристике сформированности того или иного качества, в частности творчества, в науке принято выделять три уровня сформированности: низкий, средний и высокий.

Низкий - (репродуктивный), позволяющий учителю понимать и запоминать географическую информацию, применять ее в образовательном процессе по алгоритму без вложения нового, интересного и необычного. Педагог с таким уровнем сформирован-ности творческого компонента чаще всего выступает в роли исключительно передаточного звена между системой географических знаний и учениками. Выраженными компонентами здесь, чаще всего, являются целе-полагание и результат.

Средний - определяется высоким прикладным уровнем самообучаемости педаго-

га, дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации. Наиболее проявляются здесь следующие показатели: оригинальность, целеполагание, инициативность, глубина и острота мысли. Деятельность учителя со средним уровнем сфор-мированности творческого компонента достаточно результативна.

Высокий - наиболее творческий уровень - способность самостоятельно интегрировать старые и новые знания в стройную систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения на образовательный процесс умение создать для учеников ситуацию творческого поиска с анализом полученных результатов. Высокий уровень подразумевает наличие всех обозначенных критериев и предполагает действительно творческое преподавание географической дисциплины [4].

Выделив, таким образом, критерии и уровни сформированности творчества как компонента профессиональной деятельности вообще, можно выделить и критерии сформиро-ванности творческого потенциала учителя географии в частности.

Творчески работающий учитель географии - это:

- новатор, стремящийся постоянно к совершенствованию старых и разработке новых географических приемов, прогрессивных форм и методов работы, которые постоянно нужны ему для осуществления целей и задач учебно-воспитательного процесса;

- человек, умеющий увидеть новую педагогическую проблему (например, как воспитать интерес к географии, как привить учащимся любовь к родному краю, как максимально эффективно раскрыть сложное экономическое понятие и др.) даже в обычном задании, сформулировать такую творческую задачу для учащихся, которая отвечала бы требованиям актуальности, новизны и практической значимости; активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи;

- педагог, который видит свою цель не только в максимальном обогащении своих учеников системой географических знаний, умений и навыков, но и в их психическом, ум-

ственном развитии, в подготовке их к творческой деятельности.

Принимая во внимание падение в последние годы уровня образованности вообще и географической образованности в частности, особенно актуальным становятся мощный потенциал географической науки в формировании целого ряда социокультурных компетенций, таких как: системный взгляд на мировые процессы, аналитический подход к оценке экономических тенденций, повышение общего уровня развития, участие в становлении полноценной и конкурентоспособной на рынке образования и труда личности. Если учитывать, что творчество - это индивидуальная деятельность, то алгоритмы организации этой творческой самостоятельной деятельности и будут нами связываться с развитием профессиональных компетентностей педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Диагностика уровня творческого потенциала личности с помощью теста Э. Торранса. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://sites. google. com/site/celovekvmiretvorcestva/glavnaa-1 / home/tvorcestvo-kak-obekt-psihologii/tvorceskoe-myslenie/diagnostika-kreativnosti-test-torrensa-. -Загл. с экрана.

2. Еремина, Л. И. Формирование креативности студентов в совместной творческой деятельности / Л. И. Еремина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. science-education. ru/108-8895 (дата обращения: 19.04.2015). - Загл. с экрана.

3. Колошина, И. П. Психология творческой деятельности / И. П. Колошина. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 430 с.

4. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. - Л., 1961. -242 с.

5. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.

6. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - С. 51-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Творческий потенциал личности: структурные компоненты. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/

stattya/4819-tvorchij-potentsial-osobistosti-strukturni-komponenti.html. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Diagnostika urovnja tvorcheskogo potencíala lichnosti s pomoshh'ju testa Je. Torransa. [Diagnostics of the level of personal creativity using Thorrance's test]. Available at: https://sites.google.com/ site/celovekvmiretvorcestva/glavnaa-1/home/ tvorcestvo-kak-obekt-psihologii/tvorceskoe-myslenie/ diagnostika-kreativnosti-test-torrensa-.

2. Eremina L.I. Formirovanie kreativnosti studentov v sovmestnoj tvorcheskoj dejatel'nosti [Formation of creativity of students in joint creative activities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2013, no. 2. Available at: http://www.science-education.ru/ 108-8895 (Accessed 19 April 2015).

3. Koloshina I.P. Psihologija tvorcheskoj dejatel'nosti [The psychology of creative activity]. JuNITI, 2007. 430 p.

4. Kuz'mina, N. V Formirovaniepedagogicheskih sposobnostej [Formation ofpedagogical abilities]. L., 1961. 242 p.

5. Mitina, L. M. Psihologija professional 'nogo razvitija uchitelja [Psychology of professional development of teachers]. Flinta, 1998. 200 p.

6. Stepanov E.N. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospitanija [To the teacher of modern approaches and concepts of education]. TC Sfera, 2002. p. 51-61.

7. Tvorcheskij potencial lichnosti: strukturnye komponenty [The creative potential of the personality: structural components]. Available at: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/4819-tvorchij-potentsial-osobistosti-strukturni-komponenti. html.

CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS OF GEOGRAPHY: CRITERIA AND LEVELS OF ITS FORMATION

Nikolay Vladimirovich Vishnyakov

Senior Lecturer, Department of Geography and Cartography, Volgograd State University nivishnyakov@yandex. ru

Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article demonstrates the study of the characteristics of the teacher's personality potential and its relationship with creative work and creativity. The author identifies a number of structural components of the creative potential of the teacher and determines the levels of its formation. The author analyses the specificity of realization of creative potential of geography teachers in professional activity in solving some educational problems.

Materials for the article are the data obtained in the analysis of numerous literature sources on the research topic and personal experience of the author as a schoolteacher of geography. Teachers of educational institutions of different levels in order to enhance professional competence and work quality can use the results of this research.

Key words: geography, teacher, competence, personality potential, creative activity, components, levels of formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.