Научная статья на тему 'Развитие творческого мышления студентов университета в учебной деятельности'

Развитие творческого мышления студентов университета в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / CREATIVITY / CREATIVE THINKING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистюлина Е. В.

В данной статье дается подробный анализ состояния проблемы развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка, доказывается, что метод проектов является наиболее эффективным при реализации принципов проблемного обучения на занятиях иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE THINKING IN EDUCATIONAL PROCESS

In this article the author gives a detailed analysis of the problem of students' creative thinking at foreign languages classes; the author proves that the method of projects is the most effective for realization of problem education principles at foreign languages classes.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления студентов университета в учебной деятельности»

УДК 378

Е.В. Чистюлина, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: Rv1967@mail.ru РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье дается подробный анализ состояния проблемы развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка, доказывается, что метод проектов является наиболее эффективным при реализации принципов проблемного обучения на занятиях иностранного языка.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, развитие.

Перед учебными заведениями сейчас ставятся принципиально новые задачи, направленные на формирование и развитие у студентов системного мышления, творческой активности и самостоятельности. В учреждениях профессионального образования в подготовке специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или созданных способов деятельности.

Изучение иностранного языка в вузе способствует не только повышению гуманитарного уровня подготовки будущего специалиста, но также формирует и развивает у студентов творческое мышление. В своей будущей профессиональной деятельности студенты «столкнутся» с необходимостью разрешать проблемные ситуации, требующие нестандартного подхода. Эффективное решение таких проблем будет невозможным без определенного опыта творческой деятельности [1; 2; 3].

Базовыми в понимании творчества являются идеи Э. де Боно, В.Н. Дружинина, Ю.Н. Кулютина, Б.Ф. Сорокина,

А.Т. Шумилина, М.Г. Ярошевского и других ученых.

Творчество и творческое мышление уже с начала ХХ века исследовались в работах Э. де Боно, Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, где были раскрыты теоретические подходы к проблеме и предложены пути и условия ее решения. В отечественной педагогике по проблеме творческого мышления работали Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин,

A. Я. Пономарев и др.

Труды Дж. Брунера, А.В. Брушлинского, Дж. Дьюи,

B.Т. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Мах-мутова, В. Оконь, Я.А. Пономарева, С.Я. Руби-нштейна и др. доказывают, что проблемное обучение способствует развитию творческого мышления студентов. Процесс учения в условиях проблемного обучения сближается с естественным процессом мышления, требует от обучающихся высокой умственной активности, формирует у них способность к самостоятельной творческой деятельности [4, с. 98].

В проблемных заданиях студенты овладевают языком как средством коммуникации, где наиболее важным является решение проблемы, а не количество лингвистических ошибок. Проблемы требуют активного поиска, отказа от инертности, стандартности мышления, помогают ориентироваться в изменяющихся условиях.

В процессе создания проблемной ситуации на занятиях иностранного языка мы старались вовлечь студентов в активную мыслительную деятельность и использовали следующие приемы:

- побуждение студентов к анализу фактов и явлений действительности, предположений, гипотез, мнений и подходов к разрешению проблемной ситуации;

- ознакомление студентов с фактами, которые требуют объяснения, предположения, формулирования гипотезы;

- обращение к личности студента, использование его познавательных, социальных, профессиональных и сугубо личностных мотивов;

- проекция общей проблемы на вопросы повседневной жизни, взаимоотношения людей, межличностное взаимоотношение, чувства, мышление, поведение студентов;

- включение студентов в процесс генерирования идей,

предположений, мнений, путей, способов, задач (мозговая атака) и т.д. [5, с. 314].

Опираясь на работы по изучению проблемности в преподавании иностранного языка И.А. Зимней, Г.И. Гонтарь, Е.В. Ковалевского, в своей экспериментальной работе мы использовали различные уровни создания проблемных ситуаций.

На лингвистическом уровне проблемная ситуация была нацелена на усвоение фонетического, лексического, грамматического материала. Эти ситуации были нацелены на накопление филологического опыта студентов и их лингвистическое развитие. В процессе изучения грамматических конструкций студентам предлагалось проанализировать их самостоятельно, сравнить с ранее изученными и сформулировать правило их употребления.

Коммуникативный уровень проблемной ситуации стимулировал речевую и мыслительную деятельности студентов в процессе иноязычной коммуникации. На этом уровне предполагалось, что студенты имеют разный объем информации, но в процессе разрешения проблемной ситуации, они делились имеющимися данными с целью ее решения, что предполагало развитие партнерских отношений друг с другом.

Методико-педагогический уровень разрешения проблемной ситуации ориентировал студентов на решение подобных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Такие ситуации имели познавательную цель обучения иностранному языку и коммуникативную цель организации взаимодействия. Студенты сами определяли условия и способы действий, что, конечно же, требовало от них высокого уровня развития лингвистической компетентности.

Исследование показывает, что для реализации принципов проблемного обучения на занятиях иностранного языка лучше всего подходит метод проектов. Работы отечественных и зарубежных ученых (Е.М. Борисова, И.А. Зимняя, В.П. Кузовлев, Е.С. По-лат, Т.Е. Сахарова, а также Т. Говард, Д Девей, Дж.К. Джонс, В. Килпатрик, Т. Хатчин-сон и др.) показывают, что в ходе проектной деятельности студенты приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач и применять усвоенные ими способы работы над проектом.

Психологи справедливо утверждают, что проблема творческого мышления является одной из наименее разработанных областей современного психологического знания. На данный момент имеются лишь различные исследования наиболее общих закономерностей творческого мышления, либо каких-то его частных аспектов [6, с. 209].

В зарубежной психологии психологический анализ творчества (творческого мышления) был предпринят в работах

В. Вундта, Т. Липпса, Г.Т. Фехнера, И. Фоль-кельта и др. Особое внимание они уделяли воздействию искусству на людей, изучению таких его механизмов, как подражание и внушение. Важен и сам факт, складывающейся традиции психологического анализа творческого мышления.

В работах И.М. Ершова, Б.С. Мейлаха, С.Х. Раппопорта, Н.В. Симонова, И.М. Якобсона и др. был проведен эстетико-

психологический анализ творчества. Следует подчеркнуть, что психологический анализ творчества имеет объективные трудности. Они определяются, прежде всего, тем, что такого рода проблема является собственно междисциплинарным исследованием [4; 5].

Познание и отражение действительности в творческом мышлении тесно связано с одним из главных его качеств -новизной. Новое создается на основе большого жизненного и творческого опыта профессионализма, в результате активной работы его мышления и творческого воображения, творческого осмысления материала объективной реальности (В.П. Зинченко).

При обращении к научному анализу творчества приходится принимать во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психологических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы педагога, которые вызваны ее сложностью, и тем, что творческий процесс имеет для педагога ярко выраженное личностное значение.

На самом деле именно сознательные устремления специалиста к выполнению творческой работы, связанные с глубоким осмыслением своей деятельности в сфере деятельности как творческого отражения реальной действительности, и приводят к активизации всех сил воли и ума педагога для осуществления творческих актов. И лишь при таком подходе к психологии творчества можно объяснить сложную структуру и многообразие творческих операций, которые выполняет личности при длительной работе над той или иной проблемой.

Анализ литературы по проблеме исследования выявил сущность и структуру творческого мышления. Согласно мнению ряда ученых (А.В. Брушлинский, Дж. Гил-форд, В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) под сущностью творческого мышления процесс создания субъективного нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей.

Проблема структуры творческого процесса, как уже отмечалось, является одной из центральных в теории творчества. Попытки дать анализ вариантов структуры творческого процесса предпринимали многие отечественные и зарубежные психологи (А. Гордон, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин,

Библиографический список

Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс, Г. Уол-лес, А.Т. Шумилин, П.М. Якобсон и др.). Для нашего исследования выбрана четырехступенчатая структура творческого мышления, состоящая из следующих этапов:

- осознание, постановка, формулирование проблемы;

- выдвижение гипотезы решения проблемы;

- обоснование и развитие гипотезы;

- практическая проверка гипотезы.

Основным процессом осуществления поставленных задач в данном исследовании выбрано развитие, под которым понимается организация деятельности педагога и обучающихся в процессе воспитания, образования, обучения (В.И. Жернов). Вопросами развития творческого мышления студентов занимались Ю.К. Бабанский, И.Я. Лер-нер, А.Я. Найн,

В.И. Кондрух, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и другие ученые.

Объектом исследования выбрана деятельность студентов учреждений высшего профессионального образования по той причине, что студенты способны достичь высоких показателей по параметрам творческого мышления. Юношеский возраст - это период получения профессионального образования, является сензитивным периодом для развития творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Е.П. Торренс и др.]. В этом возрасте студенты стремятся раскрыть свой творческий потенциал, и задача преподавателя в том, чтобы помочь обучающимся, предоставив соответствующие условия для развития.

Проведенный нами анализ состояния проблемы развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка дает основание утверждать, что развитие творческого мышление студентов определяется их положительным отношением к учеб-ной деятельности, стремлением к более глубокому познанию изучаемого предмета иностранного языка. Оно связанно с мотивами и учебными интересами, с умениями и навыками. Творческое мышление, в процессе обучения иностранному языку возможно развить лишь тогда, когда студент направляет свои усилия на осмысление и прочное овладение основами наук, умеет всесторонне анализировать изучаемый материал.

1. Буева, Т.Н. Проблема творческого мышления в процессе подготовки учащихся средних профессиональных учебных заведений / Т.Н. Буева // Интеллектуальный потенциал ученых России: тр. Сибирского ин-та знаниеведения / отв. ред. Е.В. Ушаков, Ю.И. Коложов. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - Вып. 3.

2. Демина, В.С. Обучение иностранному языку на этапе перехода к личностно-ориен-тированному образованию / В.С. Демина // Наука городу Ижевску: сб. ст. - Ижевск: ИГУ, 2007.

3. Шпак, Н.О. Формирование творческого мышления студентов колледжа в процессе применения технологии проектного обучения / Н.О. Шпак // Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием; сост. Т.Н. Панина, В.С. Сахорова, Л.П. Ваш-лаева / в 2 ч. - Кемерово: КРИРПО, 2006. - Ч. 2.

4. Горин, М.Н. Психолого-педагогические аспекты проблемного обучения на уроках иностранного языка / М.Н. Горин // Английский язык в системе «Школа-Вуз». Опыт. Проблемы. Перспективы: тез. докл. и сообщ. первой регион. науч.-прак. конф. - Новосибирск, 2003. - 99.

5. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - 9-е изд., стер. - Минск: Высш. шк., 2004.

6. Стрекалова, Н.О. Применение проектной формы работы на уроке иностранного языка для развития творческого мышления студентов колледжа / Н.О. Стрекалова // Вестник Барнаульского юридического института. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2004. - Вып. 7.

Статья поступила в редакцию 15.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.