Гуманитарные науки
© Фомина Ж.В., Кулакова А.Б. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье обоснована актуальность проблемы развития творческих способностей обучающихся, а также значимость педагога и образовательного процесса в её решении. Рассмотрены теоретические подходы к определению понятий способностей и задатков. Изложена классификация способностей. Показано, что традиционный подход в образовании на современном этапе дополняется креативными формами работы с обучающимися. Сделан вывод о том, что значимую роль в развитии творческих способностей школьников могут выполнять учреждения дополнительного образования.
Научно-образовательный центр Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляет подготовку школьников, используя активные методы обучения, которые направлены на развитие творческих способностей детей. Данная подготовка соответствует современным требованиям, предъявляемым новым образовательным стандартом. В статье описаны формы работы, применяемые и реализуемые в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН, среди них такие как конкурсы научно-исследовательских работ, заседания дискуссионного клуба «Юный экономист», экскурсии, профильные экономические смены, тематические недели, творческие мастерские и т. д. Подобное разнообразие методических приёмов и форм работы с подрастающим поколением обеспечивает формирование и развитие креативного мышления.
В статье сделан вывод о том, что в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН сложилась продуктивная система работы с талантливой молодёжью, которая направлена на освоение набора необходимых каждому школьнику компетенций.
Творчество, задатки, нестандартные способы мышления, креативность, образовательный процесс, научно-образовательный центр.
ФОМИНА Жанна Васильевна инженер-исследователь ФГБУН ИСЭРТ РАН Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
КУЛАКОВА Анна Борисовна инженер-исследователь ФГБУН ИСЭРТ РАН Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Fomina Zh.V., Kulakova A.B. DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN
Fomina Zhanna Vasil'evna - Research Engineer. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky St., Vologda, Russia, 160014. E-mail: [email protected].
Kulakova Anna Borisovna - Research Engineer. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky St., Vologda, Russia, 160014. E-mail: [email protected].
The article substantiates the urgency of the issue concerning the development of creative abilities of schoolchildren, as well as the importance of the teacher and educational process in its solution. The authors consider theoretical approaches to the definition of abilities and talents. A classification of abilities is given in the article. It is shown that the traditional approach in education at the present stage is complemented by creative forms of work with pupils. The authors have come to the conclusion that additional education institutions can play a significant role in the development of creative abilities in children.
The Research-and-Education Centre under the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences educates schoolchildren using active learning methods, which are directed on the development of creative abilities in children. This education programme complies with modern requirements of new educational standards. The article describes the forms of work, applied and implemented at ISEDT RAS Research-and-Education Centre; they include contests of research works, meetings of the discussion club "Young economist", excursions, specialized economic sessions in recreation camps, thematic weeks, creative workshops, etc. Such a variety of teaching methods and forms of work with the younger generation provides for the formation and development of creative thinking.
The article concludes that ISEDT RAS Research-and-Education Centre has developed an efficient system ofwork with talented youth, which is focused on the development of competences necessary for every student.
Creative work, abilities, out-of-the-box thinking, creativity, educational process, research-and-education centre.
В современном российском обществе растёт интерес к проблематике творчества в образовательной деятельности. Это вызвано объективной и осознаваемой обществом ролью развития творческого мышления в становлении личности и её самореализации, необходимостью развития в человеке способности преодолевать проблемы в нестандартных ситуациях, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Новое видение получает проблема раскрытия творческих возможностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной
жизнедеятельности в интенсивно меняющемся мире. Иными словами, современная социально-экономическая, культурно-историческая ситуация требует развития творческого потенциала обучающихся, так как творчество - это наивысший уровень проявления способностей к тому или иному виду деятельности.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных авторов - Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко и др. - рассматривающих различные аспекты значимости творческой деятельности [2, с. 15]. Однако вопрос
о практическом развитии творческих возможностей личности в образовательном процессе пока недостаточно разработан, т. к. не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности».
Определяя перспективы работы по развитию творчества у школьников, следует ориентироваться на исследовательские положения таких учёных, как О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский, А.И. Савенков, Б.М. Теплов и др., которые считают, что способности появляются у человека при его жизни. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека (задатки) [1, с. 43]. Задатки - это такие природные возможности, которые при определённом развитии могут превратиться в способности. Следует учитывать, что они изначально многозначны. При одних и тех же задатках, но в разных условиях развития формируются отличные друг от друга способности [1, с. 58].
Способности же понимаются как индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Способности делятся на две группы, которые неразрывно связаны друг с другом (рис. 1) [2, с. 38].
Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности недостаточно, в качестве обязательного условия необходимо возникновение удовольствия, ярко выраженных положительных эмоций от самого мыслительного процесса. Если этого нет и школьник занимается умственной деятельностью, руководствуясь любыми другими мотивами, например, из послушания или из страха наказания, то знания он получит, но формирования способности не произойдёт.
По данным современной педагогической науки, дополнительное образование способствует обогащению жизненного опыта каждого ребёнка с учётом его задатков в процессе разных видов деятельности. Следствием этого должны стать более полные самовыражение и самореализация детей, т. е. развитие творческих способностей, которые являются важным компонентом полноценного развития личности ребенка.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [5, с. 154].
Творчество - это деятельность, которая порождает качественно новое, неповторимое по своему наполнению и имеющее социальное значение состояние личности. Творчество есть результат де-
Рис. 1. Классификация способностей ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ • ВЫП. 1 (11) • 2014
ятельности воображения, направленной на воссоздание и трансформирование прошлого опыта, его дополнение за счёт продолжения сюжета, развития эпизодов, введения новых персонажей и пр.
Развитие творческих способностей школьника, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению осуществляется не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющими богатый опыт работы в нашей стране и призванными удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребёнка. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности по направлениям познания и творчества через широкое разнообразие видов деятельности.
Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН (НОЦ) - это инновационная структура, представляющая собой систему подготовки высококвалифицированных кадров по цепочке «школа - вуз - аспирантура». Первой
и основной ступенью учебной программы НОЦ является дополнительное школьное экономическое образование. Именно со школьной скамьи начинается знакомство детей с основами экономического знания, значимость которого подтверждается тем, что для многих из них экономика впоследствии станет профессией.
Развитие способностей обучающихся, их творческого потенциала реализуется в образовательной среде, соответствующей определённым условиям (рис. 2) [2, с. 81].
Организация образовательного процесса в НОЦ в полной мере соответствует вышеперечисленным требованиям. Активные формы и методы обучения вкупе с высоким уровнем практических занятий являются залогом успешного постижения обучающимися экономической науки и развития их креативного мышления. Экскурсии, практические занятия, стажировки на предприятиях и в организациях помогают школьникам постигать азы экономики, учиться преодолевать жизненные сложности и противоречия.
Рис. 2. Требования к образовательному процессу, способствующему развитию творческих
способностей обучающихся
В Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН сложилась комплексная система работы с обучающимися, сочетающая в себе образовательную и воспитательную деятельность. Её эффективность находится в прямой зависимости от педагогических технологий, которые сотрудники применяют при организации работы факультатива по экономике для школьников. В связи с этим на протяжении всего периода существования НОЦ значительное внимание уделяется качественной реализации наиболее приоритетных технологий, способствующих развитию мышления обучающихся и углублению знаний в области экономики. К ним, прежде всего, относятся метод проектов, игровые и информационные технологии. Их доля в учебном процессе составляет в совокупности 50%. Важная роль в образовательной деятельности НОЦ также отводится дифференцированному подходу, обучению в сотрудничестве, тестовым и традиционным технологиям. На реализацию каждой из них приходится 10 - 20% от общего количества часов (табл. 1) [7, с. 30].
Перечисленные технологии применяются при организации образовательного процесса по всем дисциплинам, преподаваемым в НОЦ. Однако соотношение их при изучении основного предмета - экономики - и элективных и специальных курсов, таких, как «Азбука общения», «Основы исследовательской деятельности», «Социология», «Деловой английский», «Программирование» и др., значительно различается. Так, на занятиях по эконо-
мике в большей степени используются информационные, тестовые и традиционные технологии, а в рамках специальных и элективных курсов - игровые технологии, обучение в сотрудничестве и дифференцированный подход.
Педагогический состав научно-образовательного центра уделяет большое внимание не только овладению обучающимися набором компетенций, но и развитию их творческого потенциала. Для реализации этой цели преподаватели используют различные формы и методы обучения. Для каждого класса в системе проводятся мероприятия, направленные на формирование способов нестандартного мышления (табл. 2) [6, с. 61].
Реализация большинства перечисленных выше форм работы со школьниками осуществляется в рамках традиционных уроков по экономике. Они характеризуются разнообразием своей организации, обеспечиваемым также за счёт таких элементов урока, как лекция, практическая работа, практикум, решение экономических задач и ситуаций и др. Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся и обеспечивать переход от репродуктивных,
Таблица 1. Реализуемые в НОЦ педагогические технологии
Место по рангу Название технологии Доля в учебном процессе, %
1 Метод проектов 20
2 Игровые технологии 10
3 Информационные технологии 20
4 Дифференцированный подход 10
5 Тестовые технологии 10
6 Обучение в сотрудничестве 10
7 Традиционные технологии 20
Таблица 2. Характеристика мероприятий, направленных на развитие творческого
потенциала обучающихся
№ п/п Название мероприятия Цель Формы организации деятельности обучающихся
1 Конкурс научно-исследовательских работ и эссе Вовлечение обучающихся в исследовательскую работу и способствование эффективному усвоению знаний в области экономики - групповая работа; - индивидуальное консультирование школьников 5 - 10 кл.; - участие в конференции «Экономика региона глазами старшеклассников».
2 Дискуссионный клуб «Юный экономист» Формирование у школьников коммуникативных навыков ведения дискуссии, развитие логического мышления и расширение экономического кругозора обучающихся - круглый стол; - мозговой штурм; - беседа; - интеллектуальный турнир.
3 Экскурсии Способствование активизации познавательной деятельности обучающихся, а также формирование аналитических умений и навыков - визиты на предприятия г. Вологды; - встречи с представителями городских организаций.
4 Профильные экономические смены Укрепление здоровья, углубление знаний и умений, а также развитие творческих способностей обучающихся - деловая игра; - интеллектуальный турнир; - психологический тренинг; - просмотр фильмов и телепередач; - посещение кинотеатров.
5 Тематические недели Просвещение детей в социальной и культурной сферах жизни - викторина; - деловая игра; - лекция; - беседа и др.
6 Творческие мастерские Активизация творческого мышления школьников - групповая работа; - защита творческих проектов.
формально-логических действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения и других. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей обучающихся.
На занятиях по развитию творческих способностей репродуктивные задания используются большей частью с целью быстрого включения детей в работу (разминка) и развития психических механизмов, которые лежат в основе их творческих способностей. Несмотря на имеющиеся негативные стороны репродуктивных заданий, можно тем не менее различными способами увеличить коэффициент полезного дей-
ствия репродукции: в одних случаях - ограничивая время на выполнение задания с целью развития быстроты реакции и мышления; в других - интегрируя в одном вопросе различные уровни знаний [1, с. 150].
Примеры таких заданий:
1. Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка). Проходят в достаточно высоком темпе, на ответ даётся 2 - 3 секунды. Чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности входят в структуру творческого характера и могут быть применены как на уроках экономики, так и на элективных и специальных курсах.
2. Задания с отсроченным вопросом. Сущность их в том, что условие задания ориентирует школьника на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. На первых уроках многие обучающиеся испытывают психоло-
гический дискомфорт и просят повторить задание ещё раз. Только позже, потренировавшись, привыкают к заданиям такого типа, приучаются быть всегда начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении. При этом заметно повышается их устойчивость к разного рода помехам, затрудняющим выполнение заданий.
3. Интерактивные задания. Позволяют в короткий срок выявить интересы обучающихся и наметить пути их развития. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей, в системе занятий по различным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа (рис. 3) [2, с. 93].
Таким образом, в научно-образовательном центре сложилась комплексная
система работы с талантливой молодёжью с использованием различных образовательных технологий. Это помогает формированию у молодых людей экономического мышления, подкреплённого теоретическими знаниями и навыками их практического применения. Вместе с этим реализация представленных форм работы в НОЦ направлена на развитие творческих способностей, возможность самореализации и саморазвития обучающихся.
Благодаря эффективному сопровождению образовательного процесса школьники активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. региональных и всероссийских, и занимают призовые места. Стоит отметить ежегодную конференцию «Экономика региона глазами старшеклассников», на которой обучающиеся НОЦ имеют возможность не только применять свои знания на практике, но и развивать и совершенствовать свои творческие способности во время работы над исследовательскими проектами [7].
1. Разминка
Преобладают репродуктивные задачи
2. Развитие памяти
На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию способов запоминания и припоминания
3. Решение частично-поисковых задач различного уровня
Рис. 3. Модель урока, направленного на развитие творческого потенциала ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ • ВЫП. 1 (11) • 2014
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 243 с.
2. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина. -М.: Академический Проект, 2003. - 256 с.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для вузов по педагогическим специальностям / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 752 с.
4. Кулакова, А.Б. Портфолио как инструмент профессионального самоопределения школьника в образовательном процессе [Текст] / А.Б. Кулакова // Сборник научных семинаров-дискуссий ИСЭРТ РАН. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - Вып. 7. - С. 97-107.
5. Ларченко, Н.А. Учебный словарь по психологии [Текст] / Н.А. Ларченко. - Ростов н/Д., 2012. - 213 с.
6. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2007. - 99 с.
7. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] / В.А. Ильин, А.А. Шабунова, В.И. Попова, Г.В. Леонидова, О.Ю. Гарманова, С.Ю. Егорихина, И.А. Королева, А.Б. Кулакова, Ж.В. Фомина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 1. - 138 с.
8. Попова, В.И. Экономический школьный факультатив в научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. -№ 4 (56). - С. 110-119.
9. Филатова, Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы [Текст] / Л.О. Филатова - М.: КНОРУС, 2005. - 192 с.
10. Фомина, Ж.В. Исследовательская деятельность обучающихся как элемент компетентностного подхода в образовании (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / Ж.В. Фомина // Проблемы развития территории. -2013. - № 2 (64). - С. 122-133.
11. Фомина, Ж.В. Применение технологии проблемного обучения в системе экономического образования школьников [Текст] / Ж.В. Фомина, В.И. Попова // Проблемы развития территории. - 2013. - № 5 (67). -С. 80-87.
REFERENCES
1. Bogoyavlenskaya D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [Psychology of Creative Abilities]. Moscow: Akademiya, 2002. 243 p.
2. Ermolaeva-Tomina L.B. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology of Artistic Creativity]. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2003. 256 p.
3. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik dlya vuzovpo pedagogicheskim spetsial'nostyam [Pedagogy: Textbook for Higher Education Institutions in Pedagogical Specialties]. Moscow: KNORUS, 2010. 752 p.
4. Kulakova A.B. Portfolio kak instrument professional'nogo samoopredeleniya shkol'nika v obrazovatel'nom protsesse [Portfolio as a Tool for Professional Self-Determination of Schoolchildren in Educational Process]. Sborniknauchnykh seminarov-diskussiy ISERTRAN [Proceedings of ISEDT RAS Scientific Seminars-Discussions]. Vologda: ISERT RAN, 2012. Issue 7. Pp. 97-107.
5. Larchenko N.A. Uchebnyy slovar' po psikhologii [Academic Dictionary of Psychology]. Rostov-on-Don, 2012. 213 p.
6. Leonidova G.V. Regional'nyy nauchno-obrazovatel'nyy tsentr [Regional Research-and-Education Centre]. Vologda: ISERT RAN, 2007. 99 s.
7. Ilyin V.A., Shabunova A.A., Popova V.I., Leonidova G.V., Garmanova O.Yu., Egorikhina S.Yu., Koroleva I.A., Kulakova A.B., Fomina Zh.V. Nauchno-obrazovatel'nyy tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii [ISEDT RAS Research-and-Education Centre: 10 years. From Inception to Implementation]. Vologda: ISERT RAN, 2013. Book 1. 138 p.
8. Popova V.I., Kel'sina A.S. Ekonomicheskiy shkol'nyy fakul'tativ v nauchno-obrazovatel'nom tsentre: praktika i perspektivy [The Economic School Elective Course in the Scientific and Educational Center: Practice and Prospects]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2011, no. 4 (56), pp. 110-119.
9. Filatova L.O. Razvitie preemstvennostishkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya v usloviyakh vvedeniya profil'nogo obucheniya v starshem zvene sredney shkoly [Development of the Continuity of School Education and Higher Education in the Conditions of Introduction of Subject-Oriented Education in Senior High School]. Moscow: KNORUS, 2005. 192 p.
10. Fomina Zh.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost obuchayushchikhsya kak element kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii (na primere NOTs ISERT RAN) [Students' Research Activity as a Component of the Competency Building Approach in Education (in the Case of ISEDT RAS Scientific and Educational Centre)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2013, no. 2 (64), pp. 122-133.
11. Fomina Zh.V., Popova VI. Primenenie tekhnologii problemnogo obucheniya v sisteme ekonomicheskogo obrazovaniya shkol'nikov [Application of Problem-Based Learning Technology in the System of Schoolchildren Economic Education]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2013, no. 5 (67), pp. 80-87.