УДК 37.01
Л.В. Степанова
Развитие творческих способностей и ранняя профориентация младших школьников
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования педагогического процесса. Творческое воображение - это способность человеческого сознания самостоятельно создавать новые образы и идеи. Для творческой личности характерны такие качества, как мотивация, целеустремленность, которые позволяют достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в любых видах деятельности. В учебной деятельности решаются учебные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Так как сам урок ограничен временем и программой учебной деятельности, внеурочная деятельность является отличной заменой, где и учитель, и ученик могут проявить свою фантазию, воображение и свои творческие способности.
Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, начальная школа, внеурочная деятельность, модель, организационные формы деятельности, ранняя профориентация.
L.V. Stepanova
Development of Creativity and Early Career Guidance of Primary Schoolchildren
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. Socio-economic changes in the society dictate the need for formation of creative activity of the person that has the ability of effective and unconventional solving new challenges in life. In this regard, the school faces an important task of developing creativity in the young generation, which in turn requires the improvement of the pedagogical process. Creative imagination is the ability of the human mind itself to create new images and ideas. A creative personality is characterized by such qualities as motivation and commitment that allow achieving progressive, socially and personally meaningful creative results in any kind of activity. The training activities pursue educational tasks to master certain skills, to master a particular rule. Creative activity solves creative tasks with the aim to develop the child's potential. Therefore, if educational activities form the general ability to learn, creative activities form the general ability to find new solutions, unusual ways of achieving a desired result, new approaches to the consideration of an offered situation. As the lesson itself is limited by time and the program of learning activities, after-school activities make a great substitution, where teachers and students can express their imagination and creativity.
Keywords: creative abilities, primary schoolchildren, primary school, after-hour activities, model, organizational forms of activity, early career guidance.
СТЕПАНОВА Людмила Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
STEPANOVA Liudmila V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Docent, Department of Pedagogy, Teachers' Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Введение
В настоящее время профориентационная работа в школе строится с целью активизации и гармонизации ценностных, эмоциональных и когнитивных аспектов принятия учащимся решения о выборе будущей профессии. В связи с этим перед педагогическим сообществом ставится задача, как можно раньше формировать у детей потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, развитие умения работать в команде, что содействует социальному и профессиональному самоопределению, приобщает школьников к социально-значимой деятельности.
Именно вопросы ранней профориентации выступают ключевыми в образовательно-воспитательном процессе. Как отмечает Мордовская А.В., профессиональная ориентация решает не только проблемы, связанные с выбором и готовностью к профессиональному старту, но и развитие личности в целом, так как современный работник должен обладать критическим мышлением, коммуникативными способностями, умениями командной работы, творческими и креативными способностями [1].
В связи с этим мы рассмотрим развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Как справедливо отмечают специалисты, в ребёнке творческий потенциал заложен с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако возможность реализации творческих способностей у детей не одинакова, и это зависит от качества и характера его взаимодействия с взрослыми на разных возрастных этапах. Так, Пономарёв Я.А. утверждал, что творчество - это взаимодействие, взаимодополнение и взаимопроникновение, ведущее к развитию. И именно уникальная творческая деятельность является той самой специфической формой взаимодействия людей, и в качестве критерия творчества выступает сам механизм развития. Исходя из данной трактовки, механизмом развития творческих способностей выступает организация обогащённых форм партнерства ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности [2]. Евладова Е.Б. рассматривает творчество как самовыражение личности в деятельности, результатом которой считается создание материальных и внутренних ценностей, и в основе содержатся такие характеристики, как воображение, интуиция, креативность [3]. Тем самым оказывает содействие развитию у человека способности к творческой активности. Выготский Л.С. утверждал, что воображение и фантазия могут проявиться в любой сфере деятельности ребенка: в игре, в учении, при разговоре или переживаниях [4].
Необходимость использования творческих заданий в учебном процессе определяют интерес обучающихся и желание самому учиться. В связи с этим перед начальной школой стоит задача - развить творческое воображение ребенка с помощью специально выстроенного общения, помогающего не только развивать творческие способности, но и воображение, кругозор младшего школьника, помочь ранней профориентации.
На сегодняшний момент направления, формы и методы внеурочной деятельности совпадают с задачами образования детей. Приоритетными направлениями выступают: образовательное направление, организация предметных кружков, научных обществ учащихся, развитие художественного творчества, технического творчества, спорта и др., что, несомненно, оказывает эффективное воздействие и на выбор будущей профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является требование - организация внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе с целью адаптации младших школьников к обучению в среднем звене. В связи с этим внеурочная деятельность младших школьников должна объединять все направления деятельности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации [5].
Григорьев Ю.В., в соответствии с задачами реализации внеурочной деятельности и ранней профориентации учащихся начальных классов, рассматривает развитие способностей через
игровую и трудовую деятельность, общение с социумом и участие в программах по здоровому образу жизни [6].
Анализ теоретических исследований и образовательной практики определил три стадии развития творческих способностей учащихся младших классов: уровень познавательной активности; межличностное общение; выход в социум, за пределы основного учебного заведения. В этом возрасте учащиеся готовы к познанию новых видов деятельности, с интересом изучают возможности участия в различных формах организации внеучебной деятельности (кружок, клуб, экскурсии, творческие мастерские, проектная и поисковая деятельность, конкурсы).
Внеурочная деятельность и ранняя профориентация образовательной организации может проходить под единой воспитательной темой, в связи вопросы каждого внеурочного занятия должны быть связаны с определенным алгоритмом: исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений); информация по решению проблемы (кто, что, как, почему); применение новой информации; оценка результатов применения [7, 8].
Основная часть
Нами проведено пилотное исследование по развитию творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности в средней общеобразовательной школе .№2 Намского улуса. Принимали участие 18 учащихся. При этом класс мы разделили на две подгруппы, одна ходила на внеурочные занятия в течении недели, вторая - не посещала.
На констатирующем этапе выявлен уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Первичная диагностика включала методику Торренса «Неза -конченные рисунки» на выявление способности к воображению, целостному восприятию рисунка и интенсивности воссоздающего воображения.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Незаконченные рисунки»
Уровень Экспериментальная группа % Контрольная группа %
Высокий 28% (5 уч-ся) 22% (4 уч-ся)
Средний 55% (10 уч-ся) 61% (11 уч-ся)
Низкий 17% (3 уч-ся) 17% (3 уч-ся)
Результаты свидетельствуют, что высокий уровень воссоздающего воображения имеют 28% экспериментальной группы и 22% контрольной группы, средний - 55% школьников экспериментальной группы и 61% - контрольной группы. Одинаковый результат показали дети с низким уровнем воссоздающего воображения. Он составил 17% как в экспериментальной, так и в контрольной. Таким образом, в основном, уровень развития воображения младших школьников в экспериментальной и контрольной группах средний.
С 12 марта по 17 марта 2018 г. проведено пять внеурочных занятий, направленных на развитие творческих способностей детей (табл. 2).
Таблица 2
Система занятий по внеурочной деятельности
№ Вид занятия Тема урока
1 Нетрадиционные техники рисования «Монотипия»
2 Пластилинография «Модульная пластилинография»
3 Театрализованная деятельность «Пародии на звезд»
4 Бумагопластика «Движущиеся оригами»
5 Бумагопластика «Квиллинг»
После формирующего эксперимента проведена повторная диагностика с помощью той же методики, но уже с другими рисунками, чтобы выявить динамику развития творческих способностей у детей во внеурочной деятельности.
Таблица 3
Результаты повторного тестирования по методике «Незаконченные рисунки»
Уровень Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
Высокий 61% 22%
(5 б.)
Средний 39% 67%
(3-4 б.)
Низкий 11%
(1-2 б.)
Результаты повторного тестирования свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей: в экспериментальной группе с 28% до 39%, что на 11% выше. Средний уровень уменьшился на 16%, до повторного тестирования он составлял 55%. Низкого уровня в этой группе не выявлено. В контрольной группе изменения незначительны. Высокий уровень остался прежним - 22%. Средний уровень повысился до 67%, до эксперимента составлял 61%. Низкий уровень снизился всего на 6%, сейчас он составляет 11%. С помощью методики «Незаконченные рисунки» нами выявлены у учащихся способности к воображению, целостному восприятию рисунка и интенсивности воссоздающего воображения. Данные (табл. 3) подтверждают результативность деятельности учащихся экспериментальной группы.
Заключение
Таким образом, исследование показало эффективное развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, что весьма оптимально может содействовать ранней профориентации.
Использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, бумагопластики и других видов внеурочной деятельности сделали занятия увлекательными и интересными для детей, позволили им ощутить положительные эмоции, дали возможность проявить фантазию и креативность, развить воображение.
Литература
1. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи / Под ред. А.В. Мордовской, С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. - Киров: Изд-во МЦНИП, 2014. - 189 с.
2. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1999. - С. 32.
3. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников.
- 2012. - № 3. - С. 15-26.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Академия, 2011. - С. 55-56.
5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Педагогический поиск. - М., 2009.
- С. 144.
6. Григорьев Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». - М.: Просвещение, 2011. - С. 225.
7. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - С. 170.
8. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. - М.: Просвещение, 2016. - С. 96.
References
1. Regional'nyj podhod k organizacii professional'noj orientacii uchashchejsya molodezhi / Pod red. A.V. Mordovskoj, S.V. Paninoj, T.A. Makarenko. - Kirov: Izd-vo MCNIP, 2014. - 189 s.
2. Ponomarev YA.A. Psihologiya tvorchestva. - M.: Nauka, 1999. - S. 32.
3. Evladova E.B. Vneurochnaya deyatel'nost': vzglyad skvoz' prizmu FGOS // Vospitanie shkol'nikov. -2012. - № 3. - S. 15-26.
4. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - M.:Akademiya, 2011. - S. 55-56.
5. Vinokurova Razvitie tvorcheskih sposobnostej uchashchihsya. Pedagogicheskij poisk. - M., 2009. - S. 144.
6. Grigor'ev Yu.V. Metodicheskij konstruktor «Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov». - M.: Prosveshchenie, 2011. - S. 225.
7. Ermolaeva M.V. Prakticheskaya psihologiya detskogo tvorchestva. - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj ^йМ, 2011. - S. 170.
8. Baranova A.V., Kislyakov A.V. Modeliruem vneurochnuyu deyatel'nost' obuchayushchihsya. - M.: Prosveshchenie, 2016. - S. 96.