РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Мкртычян Т.М.
МАОУ гимназия № 5, г. Новороссийск
В статье обозначены проблемы развития творческих способностей детей начальной школы, описан опыт работы по реализации задач по духовно-нравственному и творческому развитию детей во внеурочное время.
Ключевые слова: развитие; начальная школа; творческие способности; внеурочное время; реализация ФГОС.
В последние годы обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Решение этих проблем надо начинать со школы. Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе и своих возможностях.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к
Современные педагогические технологии
25
различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [1].
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды активности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Работу по организации внеурочной деятельности в начальной школе мы начинаем с первой совместной встречи будущих первоклассников, их родителей с администрацией, учителями МАОУ гимназии № 5, на которой принимаем коллективное решение по активному развитию духовного-нравст-венного и творческого потенциала каждого ребенка, поступающего в гимназию в соответствии с его способностями, потребностями и возможностями. Анализируя имеющийся опыт организации внеурочной деятельности обучающихся, мы пришли к выводу, что запросы родителей ориентированы на организацию досуга ребёнка после уроков, работу по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни.
Наша система внеурочной деятельности складывалась годами и, в результате, возникла идея интегративного комплексного подхода в организации внеурочной деятельности. Так появилась идея создания студии эстетического воспитания «Маленькая страна», поддерживающей процесс обучения, на базе экспериментального класса с первого года обучения в школе.
Отличительной особенностью и новизной работы студии является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, игровой деятельности, где ученик выступает как в роли художника, исполнителя, так и в роли режиссера спектакля, творческого исполнителя.
26
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Студия включает в себя 5 кружков - общекультурного направления, по которым ведутся занятия: «Художественное творчество», «Музыкальное творчество», «Ритмопластика», «Риторика. Культура и техника речи», «Театр в начальной школе».
Работа всех кружков взаимосвязана общей целью: «Театр в начальной школе». Первый этап (1 класс) мотивационно-ориентировочный: направлен на создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально-игровой деятельности. Второй этап (2-3 классы) - исполнительский: направлен на создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства. Цель этих занятий - развить познавательный интерес, выработать навыки работы в группе, снять психологическое напряжение, и, самое основное, научить получать удовольствие от своей творческой деятельности и работы одноклассников. 3 этап (4 класс) - рефлексивно-оценочный. Он направлен на создание условий, которые способствуют развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.
На занятиях «Художественного творчества» под руководством учителя рисования дети рисуют, лепят, работают с бумагой, развивая моторику рук.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» - пишет В.А. Су-хомлинский [3, с. 27].
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Вместе с детьми обсуждаются прочитанные книги на кружках внеурочной деятельности, общим голосованием принимается решение, какой спектакль будет следующим. Но больше всех дети любят новогодние сказки, так как сочиняют они их сами, придумывая героев, а затем воплощая фантазии на сцене. У этих детей уже есть свои зрители-фанаты и в школе, и в детских садах, в коррекционном детском доме, которые с нетерпением ждут у себя премьеры спектаклей и праздников, ждут и родители, которые принимают
Современные педагогические технологии
27
активное участие в подготовке спектаклей, активно участвуя в организации театрального действия. Для приобретения нового актерского опыта дети посещают профессиональные постановки и спектакли ТЮЗа «Альбатрос», «Мечта», посещают театральные кружки других школ и других театров.
Именно школьный театр удовлетворяет базовые жизненные потребности - сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность и стремление к самореализации. Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формировать социальные навыки.
Театр готовит ребенка к новому этапу его жизни, когда на первый план выходят общение и сотрудничество, даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (ИЗО, музыка, хореография, театр и др.).
Особенность деятельности студии заключается в том, что все учащихся класса участвуют спектакле, для каждого ребенка всегда есть роль, а задача учителя, как руководителя, написать такой сценарий, чтоб задействованы были все дети. Таким образом, мы достигаем своей главной цели: воспитание нравственных качеств у детей, формирование творческой индивидуальности средствами театрального искусства.
Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности имеет стабильные положительные результаты. Ученики экспериментального класса - активные участники, победители и лауреаты творческих конкурсов, предметных олимпиад разного уровня.
В школе эти дети организуют выставки рисунков и творческих работ. Дети участвуют в муниципальных творческих конкурсах. Юные «художники-оформители» вместе с преподавателями выпускают газеты, афиши, пригласительные билеты, декорации к спектаклям.
Дети этого класса - самый дружные, чувствуют себя раскованно, комфортно свободно в любой ситуации. Ведь в театральном кружке дети учатся коллективно работать, учатся общаться со зрителем, учатся понимать друг друга и себя, работая над характерами персонажа. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Все дети преодолели негативные чувства: плаксивость, капризность, нетерпимость, учатся добиться единства слова и действия. Многие дети избавились от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», стали лучше и выразительнее говорить. Научились анализировать просмотренные спектакли, мультфильмы. Познакомились с правилами поведения в театре. Научились договариваться, ценить труд в коллективе, радоваться за товарищей, сопереживать, приобрели от-
28
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ветственность перед коллективом, ведь все они вместе жители «Маленькой страны».
Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Внеурочная деятельность учащихся не может быть обязательной нагрузкой: ученик должен иметь возможность выбирать из предлагаемых школой курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям. Иначе школьник будет лишён возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию. Ребенок учится быть самостоятельным, ответственным, творческим и любящим.
Каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь развития творческого потенциала детей. Мы свой путь выбрали, он дает положительные результаты и поэтому предлагаем его другим.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Пси-хол. очерк: кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 94 с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
3. http://www.twirpx.com/.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
© Г андзюк Н.А.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В данной статье рассматривается самостоятельная работа студентов как образовательный ресурс формирования профессионально важных качеств личности. Раскрыты результаты исследования отношения студентов к самостоятельной работе в ВУЗе.
Ключевые слова самостоятельная работа, технологии, формирование личности.
Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании компетентного специалиста, способного к саморазви-
Ассистент кафедры Экономики и организации производства.