Научная статья на тему 'Развитие творческих инициатив участников молодежных объединений'

Развитие творческих инициатив участников молодежных объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1602
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / CREATIVE INITIATIVE / CREATIVE POTENTIAL / YOUTH ASSOCIATION / CREATIVE ORIENTATION / SUCCESS SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская Маргарита Ивановна

Статья посвящена рассмотрению и анализу развития творческого потенциала и инициатив участников молодежных объединений. В статье представлена классификация педагогических факторов процесса развития творческих инициатив участников молодежных объединений, а так же выделены компоненты их развития. Автором выявлены педагогические условия, способствующие реализации и развитию творческой инициативы молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильковская Маргарита Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Creative Initiatives of Youth Associations

One of the most effective ways of education, socialization and development of the identity of youth is activity in developing the reformative social creative activity. One of examples of such activity can consider be creative social youth initiatives. In our opinion, classification in which the following pedagogical factors are allocated: psychological and pedagogical, organizational and pedagogical, social and pedagogical. Development of a creative initiative of youth is inseparably linked with development of creative potential in which development, we allocate the following components: cognitive, emotional and strong-willed (affective), operational and active. It is necessary to define a number of approaches and the principles which can promote change of traditional teaching and educational process in youth association. The most productive for us are integrative approach and synergetic approach. Efficiency of experimental model of development of a creative initiative of participants of youth associations is caused by application of the basic principles which conceptual justification is given in the theory of creative self-development and the theory of social activity. Pedagogical conditions of development of creative initiative of youth associations participants: existence of an example of creative behavior, coauthorship of the participant and head of youth sociocultural association, subject position in creative activity, making the creative atmosphere. Important component of the creative atmosphere is the organization the head of collective of situations of success which is a kind of the pedagogical situation, forming the young people’s subjective desire to join in creative activity at the level of the opportunities, providing the necessary conditions for this purpose. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the choice of criteria and the indicators interfaced to them is determined by a problem of development of creative potential of the personality for definition of levels of development of a creative initiative. The listed criteria and indicators give the chance to describe three levels of development of a creative initiative of participants of youth associations: high (creative), average (standard and creative), low (reproductive). Base of experimental approbation of this model is the youth association “Scarlet Sail” of the Center of development of creativity of children and youth of Kirovsky district and “NEXT Generation” Center of development of creativity of children and youth of Zavodsky district of Kemerovo, in which teaching and educational process introduction of the experimental program on development of creative initiative of the personality, within which a number of theoretical and practical tasks was solved, was carried out. The experimental work on development of creative initiatives of youth associations participants allows to speak about the practical importance of the developed model which is necessary for formation of perspective regional projects and programs for social development of youth.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих инициатив участников молодежных объединений»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

УДК 316.61

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Васильковская М. И., аспирантка, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: margo197411@ rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению и анализу развития творческого потенциала и инициатив участников молодежных объединений. В статье представлена классификация педагогических факторов процесса развития творческих инициатив участников молодежных объединений, а так же выделены компоненты их развития. Автором выявлены педагогические условия, способствующие реализации и развитию творческой инициативы молодежи.

Ключевые слова: творческая инициатива, творческий потенциал, молодежное объединение, творческая направленность, ситуация успеха.

DEVELOPMENT OF CREATIVE INITIATIVES OF YOUTH ASSOCIATIONS

Vasilkovskaya M. I., Post-graduate Student, Lecturer of Chair of Socio-cultural Activities, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]

One of the most effective ways of education, socialization and development of the identity of youth is activity in developing the reformative social creative activity. One of examples of such activity can consider be creative social youth initiatives.

In our opinion, classification in which the following pedagogical factors are allocated: psychological and pedagogical, organizational and pedagogical, social and pedagogical.

Development of a creative initiative of youth is inseparably linked with development of creative potential in which development, we allocate the following components: cognitive, emotional and strong-willed (affective), operational and active.

It is necessary to define a number of approaches and the principles which can promote change of traditional teaching and educational process in youth association. The most productive for us are integrative approach and synergetic approach.

Efficiency of experimental model of development of a creative initiative of participants of youth associations is caused by application of the basic principles which conceptual justification is given in the theory of creative self-development and the theory of social activity.

Pedagogical conditions of development of creative initiative of youth associations participants: existence of an example of creative behavior, coauthorship of the participant and head of youth sociocultural association, subject position in creative activity, making the creative atmosphere.

Important component of the creative atmosphere is the organization the head of collective of situations of success which is a kind of the pedagogical situation, forming the young people's subjective desire to join in creative activity at the level of the opportunities, providing the necessary conditions for this purpose.

On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the choice of criteria and the indicators interfaced to them is determined by a problem of development of creative potential of the personality for definition of levels of development of a creative initiative. The listed criteria and indicators give the chance to describe three levels of development of a creative initiative of participants of youth associations: high (creative), average (standard and creative), low (reproductive).

Base of experimental approbation of this model is the youth association "Scarlet Sail" of the Center of development of creativity of children and youth of Kirovsky district and "NEXT Generation" Center of development of creativity of children and youth of Zavodsky district of Kemerovo, in which teaching and educational process introduction of the experimental program on development of creative initiative of the personality, within which a number of theoretical and practical tasks was solved, was carried out.

The experimental work on development of creative initiatives of youth associations participants allows to speak about the practical importance of the developed model which is necessary for formation of perspective regional projects and programs for social development of youth.

Keywords: creative initiative, creative potential, youth association, creative orientation, success situation.

Опыт многочисленных и многообразных по формам, методам и содержанию деятельности молодежных организаций и объединений во всем мире показывает, что один из наиболее эффективных способов воспитания, социализации и развития личности молодежи - активное участие во всякого рода развивающе-преобразующей социально-культурной творческой деятельности. Примерами такой деятельности можно считать творческие и социально-культурные молодежные инициативы, то есть конкретные меры и программы, направленные на решение проблем молодежи, исходящие из понимания самими молодыми людьми своих проблем и потребностей.

Как известно, любая человеческая деятельность осуществляется в определенных условиях. Это в полной мере относится и к социально-культурной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала участников молодежных объединений. Прежде чем определить педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала молодых людей, нам необходимо определить факторы процесса формирования их потребности в творческом саморазвитии.

С философско-методологической точки зрения под факторами понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные черты; это одно из необходимых условий, воздействующих на индивида и создающих среду, в которой протекает процесс. С точки зрения психологии и педагогики под факторами понимаются задачи воспитания,

основные причины и условия, движущие силы процесса формирования личности, ее особенностей [7].

Однако анализ педагогических исследований показывает, что общепринятое деление факторов воспитания и развития на внешние и внутренние недостаточно полно и целостно отражает данное педагогическое явление, так как есть факторы, которые одновременно можно отнести и к внешним, и к внутренним. На наш взгляд, более полной является классификация, в которой выделяются следующие педагогические факторы: психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические.

В русле данного исследования важно отметить, что психолого-педагогический фактор детерминирует процесс развития творческого потенциала участников молодежных объединений. К нему мы относим мотивационно-потребност-ную сферу личности (направленность), творческое саморазвитие личности, которое нами рассматривается как процесс самопознания, самовоспитания и самореализации; формирование соответствующего сознания, отношений и поведения. Благодаря данному фактору происходит развитие всех компонентов творческого потенциала.

К организационно-педагогическим факторам развития творческой инициативы участников молодежных объединений нами отнесена социально-культурная деятельность как целостностный, системный процесс, включающий в себя творческую направленность, взаимодействие участников и

руководителя, осознание руководителем объединения и молодым человеком потребности рынка в профессионалах, обладающих творческим стилем деятельности и включение в работу по их подготовке; использование новейших достижений педагогической науки в социально-культурной сфере, культуротворческих педагогических программ; управление творческой деятельностью молодежных социокультурых объединений.

А к социально-педагогическим факторам мы отнесли молодежные объединения как социальные институты воспитания; требования, предъявляемые к подготовке молодых людей, запрос рынка образовательных услуг в социально-культурной сфере, общественно-ценностный характер преобразующей творческой деятельности.

Анализируя проблему развития творческого потенциала личности, следует отметить, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности является ее мотивационная направленность, которая доминирует потребность в творческом саморазвитии. Процесс творческого саморазвития интенсифицирует процессы «самости»: самопознание, самовоспитание, самореализацию [6, с. 115-116] .

Итак, самопознание связано с «Я-концеп-цией», в которой отражается образ собственного Я. Эту концепцию можно характеризовать как установку по отношению к самому себе. «Я-кон-цепцию» включает в себя когнитивный компонент творческого потенциала (образ своих индивидуальных качеств, способностей, социальной значимости) и аффективный (самоуважение, самооценка, самоуничижение и т. д.).

Самопознание имеет естественный выход на самоорганизацию, что связано с самовоспитанием, самообучением, самообразованием, самоконтролем и самооценкой личности.

Мы предполагаем также, что самоорганизация как процесс связана с определением целей, содержания и этапов самоорганизующейся творческой деятельности. Самоорганизация связана с самообучением, самообразованием, более того, проявляется только через них. Причем, самообучение рассматривается нами как процесс самообразования, включающий в себя самовоспитание. Самообразование связано с расширением и углу-

блением знаний, формированием творческой направленности личности.

Процесс развития творческой инициативы молодежи неразрывно связан с процессом развития творческого потенциала, в котором мы выделяем следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-волевой (аффективный), операци-онно-деятельностный.

Развитие когнитивного компонента творческого потенциала связанно с формированием творческой направленности сознания молодых людей:

• осознание ценностной сущности творческой деятельности;

• осознание результатов творчества как составной части общечеловеческих ценностей;

• формирование базовых знаний о феномене творчества;

• формирование знания об индивидуальных особенностях своей личности;

• формирование знания о способах саморазвития.

Развитие эмоционально-волевого (аффективного) компонента творческого потенциала проявляется в эмоциональном состоянии участников молодежных объединений, в приложении волевых усилий в творческой деятельности и поведении. Эмоции отражают как положительное, так и отрицательное отношение к участию в творческой деятельности. Эмоциональное отношение переходит во внутреннее состояние, переживание, которое перерастает в настроение.

Воля выступает психической формой отражения действительности. Волевой структурный элемент связан с целью, со стимулами и волевыми усилиями по достижению цели, являющимися составным компонентом в творческой деятельности (действия). Данный структурный элемент включает в себя волевые свойства личности (сильная воля, настойчивость, упрямство, податливость, внушаемость, решительность, слабость), осмысление личностью цели и стремление к ее достижению (осознание цели, интенсивное стремление к ней, нечеткое осознание, легко меняющееся, слабое стремление к достижению и т. д.), мотивированность действий (обоснованные, необоснованные, легко меняются, нечеткие), решение и его осуществление (обоснованное, необоснованное,

стойкое, легко меняющееся). Аффективный компонент как бы настраивает, побуждает личность к волевым действиям.

Операционально-деятельностный компонент выступает в нашем исследовании важной составляющей творческого потенциала участников молодежных объединений. Он позволяет це-ленаправить творческую деятельность молодых людей на формирование соответствующего сознания, отношений и поведения, где, как отмечает А. Н. Леонтьев, общая цель выступает как осознанный мотив [10].

Вышеизложенные факторы позволяют, на наш взгляд, составить достаточно правильный прогноз относительно педагогических условий, способствующих их реализации и, в конечном счете, развитию самого потенциала. Прежде чем рассматривать проблему развития творческой инициативы молодых людей с позиций определения конкретных методических условий, необходимо определить ряд подходов и принципов, которые могут способствовать изменению традиционного учебно-воспитательного процесса в молодежном объединении. Наиболее продуктивными для нас являются:

- интегративный подход, рассматривающий творческий потенциал как интегративное качество личности, которое: выражает отношение (позиции, установки, направленности) человека к творчеству [12]; определяет потребность и возможность творческой самореализации и саморазвития [5]; отражает меру возможностей актуализации ее сущностных сил в реальной преобразовательной практике [9]; представляет систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, способность быстро менять приёмы действия в соответствии с новыми условиями деятельности [4, с. 16], представляет собою единство творческого потенциала индивида как порождения биогенеза, творческого потенциала личности как порождения социума и творческого потенциала индивидуальности как порождения личности [13];

- энергетический подход, характеризующий процесс развития творческого потенциала личности на основе новых представлений о «человекоз-нании». Синергетика, являясь результатом достижений многих наук, способствует комплексному подходу к развитию человека путем синтезиро-

вания фундаментальных законов естественных и гуманитарных наук, в результате чего достигается понимание личности как самоорганизующейся системы, действующей по объективным законам природы. Достаточно близко к концепции синергии подходят ведущие представители теории социально-культурной деятельности, рассматривающие творческий потенциал в сфере социально-культурной деятельности с точки зрения продукта творчества; содержания социокультурного опыта, транслируемого от поколения к поколению; осуществления социально-культурной деятельности на творческом уровне; преодоления творческих задач, которые ставят перед личностью партнеры по сотрудничеству [3; 10].

Эффективность экспериментальной модели обусловлена применением основных принципов развития творческой инициативы участников молодежных объединений, концептуальное обоснование которых дано в теории творческого саморазвития [2] и теории социально-культурной деятельности [8; 14]:

• принцип всеобщности и доступности, который предполагает приобщение, вовлечение молодых людей в сферу социально-культурной деятельности с целью удовлетворения их творческих потенций;

• принцип самодеятельности, основанный на творческой активности, увлеченности и инициативе молодых людей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании руководителями объединений, с другой;

• принцип систематичности и целенаправленности, предполагающий целесообразное осуществление социально-культурной деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг молодежи.

• принцип социально-культурной преемственности, основанный на культурном взаимодействии и взаимовлиянии поколений;

• принцип творческого саморазвития, суть которого заключается в целенаправленном творческом саморазвитии, удовлетворении потребностей и интересов, прежде всего, конкретной личности (группы), предоставлении возможности самосовершенствования;

• творческой самореализации, который отражает зависимость эффективности процесса развития творческого потенциала личности от наличия педагогических условий в социально-культурной сфере;

• принцип педагогической поддержки, предполагающий позитивное подкрепление творческой деятельности каждого субъекта, создание условий психологической безопасности, помощи и принятия проявлений индивидуальности, толерантности и эмпатии, а также обеспечение независимости в выборе и принятии решений, возможности самостоятельного контроля собственного продвижения в направлении развития творческого потенциала.

Руководствуясь вышеизложенными принципами в процессе экспериментального обучения, нами реализовывались следующие педагогические условия развития творческой инициативы участников молодежных объединений: наличие образца креативного поведения; сотворчество участника и руководителя молодежного объединения; субъектная позиция в творческой деятельности; создание творческой атмосферы.

Рассмотрим вышеперечисленные условия.

Наличие образца креативного поведения руководителя молодежного социокультурного объединения. Образцом для подражания выступает не определенный алгоритм действий и операций, а, прежде всего, творческая направленность личности руководителя, его креативное поведение. При этом важно, чтобы взрослый, демонстрирующий творческое отношение к действительности, являлся значимым для молодых людей. Возникающий эмоциональный контакт между ними создает условия для продуцирования участниками объединения оригинальных идей. Можно говорить об их эмоциональной включенности в творческий процесс.

^творчество участника и руководителя молодежного объединения. Доказано, что становление творческой личности, раскрытие ее сущностных сил возможно не иначе как через сотворчество с талантливой, творческой личностью [1, с. 26-30]. Проблема сотворчества в отечественных педагогических и психологических исследованиях, теории социально-культурной деятельности разрабатывается преимущественно

в контексте идеи сотрудничества (А. А. Бода-лев, В. А. Кан-Калик, Н. Д.Никандров, Киселева, Ю. Д. Красильников и др.). Однако сотрудничество, выступая необходимым условием сотворчества, не определяет полностью его специфики, что связано с особенностями позиции субъектов взаимодействия. Следует отметить, что именно сотворчество позволяет утвердить в общении руководителя и участников молодежного социокультурного объединения такую оптимальную форму их взаимодействия, как диалог. Суть диалогового взаимодействия состоит во взаимном обогащении и личностном развитии его участников. Данный процесс может представлять из себя субъект-субъектное взаимодействие руководителя и молодых людей как партнеров. Молодой человек становится соавтором социально-культурной деятельности, которую творчески организует руководитель объединения. Сотворчество дает участнику объединения право на свой темп, свой потенциал творческих возможностей и свой путь его реализации.

В. И. Андреевым [1], Е. А. Глуховской [5] и другими исследователями выделены условия, позволяющие реализовать сотворческие субъект-субъектные отношения руководителя и участников молодежного объединения в процессе социально-культурной деятельности:

• субъект-субъектное взаимодействие, когда каждый участник творческого процесса имеет право на собственное решение. Субъект-субъектные отношения стимулируют развитие творческого потенциала молодых людей, так как характеризуются активностью сторон;

• создание и сохранение участниками объединения атмосферы творчества;

• стимулирование индивидуального стиля творческой деятельности и самовыражения каждого из субъектов досуга;

• постоянное развитие собственных творческих возможностей и педагогического мастерства руководителя молодежного объединения.

Субъектная позиция в творческой деятельности способствует развитию способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации, умения оперировать освоенными способами осуществления простейших действий в изменяющихся условиях, самостоятельно оценивать

результат творческой деятельности, выходить за пределы заданной ситуации, вариативно и творчески решать новые задачи. Отсюда вытекает развитие следующих личностных качеств участников объединения: самостоятельности, ответственности, организованности, инициативы, творческой направленности.

В связи с вышесказанным особое значение имеет создание творческой атмосферы в совместной социально-культурной деятельности руководителя и участников молодежного объединения.

Многие исследователи отводят решающую роль позиции самого руководителя объединения, его творческому энтузиазму, доброжелательности в создаваемой им атмосфере свободы мысли и самопроявления. Выделено множество приемов для достижения этого: проявлять интерес к действиям молодых людей; признавать и поощрять множество вариантов ответов; поощрять чувство предвосхищения и ожидания; показывать другую точку зрения на знакомые предметы, явления и т. п. Мы полагаем, что названные приемы могут быть эффективны и для организации социально-культурной деятельности участников объединения.

Итак, важным компонентом творческой атмосферы является организация руководителем коллектива ситуаций успеха. Ситуация успеха -это разновидность педагогической ситуации, формирующая у молодых людей субъективное желание включиться в творческую деятельность на уровне своих возможностей, обеспечивающая необходимые условия для этого. Ситуация успеха развивает нестандартное мышление, стремление к творческому самопроявлению, формирует у личности позицию активного участника процесса деятельности, субъекта деятельности [11].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить следующие приемы создания ситуации успеха: эмоциональное «поглаживание», словесная поддержка, «скрытая педагогическая инструментовка» (косвенное влияние - незаметная помощь, словесная инструкция и т. п.), «авансирование», «коллективная радость» (совместные переживания - реализация потребности в эмоциональных связях с другими людьми). Правильное использование системы стиму-

лирования и поощрения позволит руководителю объединения организовать учебно-воспитательный процесс участников социально-культурной деятельности, в которой им всегда будет обеспечен успех.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого потенциала личности определен выбор критериев и сопряженных с ними показателей для определения уровней развития творческой инициативы. Перечисленные критерии и показатели дают возможность описать три уровня развития творческой инициативы участников молодежных объединений: высокий (креативный), средний (нормативно-творческий), низкий (репродуктивный).

База экспериментальной апробации данной модели - молодежные объединения «Алый парус» Центра развития творчества детей и юношества Кировского района города Кемерово и «Поколение NEXT» Центра развития творчества детей и юношества Заводского района города Кемерово, в учебно-воспитательный процесс которых осуществлялось внедрение экспериментальной программы по развитие творческой инициативы личности, в рамках которой решался целый ряд теоретических и практических задач, таких как:

• развивать творческий потенциала каждого субъекта, включенного в культуротворческий процесс молодежного объединения;

• обеспечить получение представлений молодых людей о творчестве как ведущем акте жизнедеятельности личности;

• создать условия для успешного овладения каждым субъектом различными видами творческой деятельности;

• формировать индивидуально-личностную направленность на творческое отношение к окружающему миру;

• стимулировать потребность осуществлять различные виды деятельности на основе творческого подхода;

• способствовать получению знаний о собственных творческих способностях для адекватной оценки и эффективности их использования;

• выработать способность преодолевать психологические барьеры, препятствующие творчеству (склонность к конформизму, боязнь пока-

заться «белой вороной», боязнь показаться экстравагантным, личная тревожность, ригидность мышления, установка на стереотип).

Проведенная экспериментальная работа по развитию творческих инициатив участников

молодежных объединений позволяет говорить о практической значимости разработанной модели, которая необходима для формирования перспективных региональных проектов и программ для социально-культурного развития молодежи.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 567 с.

2. Андреев В.Н. Педагогика: учеб. курс для творч. саморазвития. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. -608 с.

3. Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: учеб. пособие. - М., 1992. - С. 51-55.

4. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1983. - 271 с.

5. Глуховская Е. А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1997. - 18 с.

6. Грановская P. M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS, 1994. - 465 с.

7. Дуранов М. Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 315 с.

8. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. - М.: МГУКИ, 2004. -С. 113-114.

9. Кравчук П. Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Курск, 1992. - 35 с.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: ИПЛ, 2007. - 218 с.

11. Лешер В. Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 21 с.

12. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.

13. Саламатова Т. А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: На примере высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 21 с.

14. Титов Б. А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения. - Л., 1991.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitija. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2006. - 567 s.

2. Andreev V. N. Pedagogika: ucheb. kurs dlja tvorch. samorazvitija. - Kazan': Centr innovac. tehnologij, 2000. - 608 s.

3. Baklanova T. I. Organizacija i nauchno-metodicheskoe obespechenie hudozhestvennoy samodejatel'nosti: ucheb. posobie. - M., 1992. - S. 51-55.

4. Bodalev A. A. Lichnost' i obshchenie. - M., 1983. - 271 c.

5. Gluhovskaya E. A. Razvitie tvorcheskogo potenciala starshego shkol'nika v uchebnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 1997. - 18 s.

6. Granovskaja P. M., Krizhanskaja, Yu. S. Tvorchestvo i preodolenie stereotipov. - SPb.: OMS, 1994. - 465 s.

7. Duranov M. E., Duranov I. M., Zhernov V. I., Lesher O. V. Pedagogika vospitanija i razvitija lichnosti uchashchegosja. - Magnitogorsk: MGPI, 1996. - 315 s.

8. Kiseleva T. G., Krasil'nikov Yu. D. Social'no-kul'turnaja dejatel'nost': ucheb. - M.: MGUKI, 2004. - S. 113-114.

9. Kravchuk P. F. Formirovanie tvorcheskogo potenciala lichnosti v sisteme vysshego obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. - Kursk, 1992. - 35 s.

10. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M.: IPL, 2007. - 218 s.

11. Lesher V. Yu. Razvitie tvorcheskogo potenciala podrostka v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovanija: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. - Orenburg, 2000. - 21 s.

12. Matjushkin A. M. Psihologicheskaja struktura, dinamika i razvitie poznavatel'noj aktivnosti // Vopr. psikhologii. -1982. - № 4. - S. 5-17.

13. Salamatova T. A. Aktualizacija tvorcheskogo potenciala lichnosti v processe izuchenija pedagogicheskih disciplin: Na primere vyssh. shk.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 1999. - 21 s.

14. Titov B. A. Organizaciya i metodika raboty detskogo samodejatel'nogo ob"edinenija. - L., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.