Научная статья на тему 'Развитие туризма в сельском пригородном районе'

Развитие туризма в сельском пригородном районе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1391
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ПРИГОРОДНЫЙ РАЙОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ И ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / RURAL SUBURBAN DISTRICT / MUNICIPAL OFFICE / TOURIST POTENTIAL / TOURISM DEVELOPMENT STRATEGY AND PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Селякова Светлана Александровна, Богачева Елена Николаевна

В статье изложены результаты оценки туристского потенциала Вологодского муниципального района: дана оценка туристской отрасли; показано ее влияние на социально-экономическое развитие муниципалитета; выявлены направления, позволяющие повысить эффективность использования туристского потенциала района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism development in the rural suburban area

The article outlines evaluation results of the Vologda Municipal District tourism potential: an assessment of the tourism industry is given, its impact on socio-economic development of the municipality is shown, and areas making it possible to improve the use of the region's tourist potential are identified.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в сельском пригородном районе»

УДК 338.48(470.12)

© С.А. Селякова © Е.Н. Богачева

Развитие туризма в сельском пригородном районе

В статье изложены результаты оценки туристского потенциала Вологодского муниципального района: дана оценка туристской отрасли; показано ее влияние на социальноэкономическое развитие муниципалитета; выявлены направления, позволяющие повысить эффективность использования туристского потенциала района.

Сельский пригородный район, муниципальное управление, туристский потенциал, стратегия и программа развития туризма.

Светлана Александровна СЕЛЯКОВА

научный сотрудник Учреждения Российской академии наук Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН

Елена Николаевна БОГАЧЕВА

младший научный сотрудник Учреждения Российской академии наук Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН

Согласно Федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 муниципальные образования приобретают все большую самостоятельность в принятии управленческих решений. Это касается и определения перспективных направлений их социально-экономического развития, одним из которых является туризм, как одна из быстро развивающихся отраслей экономики.

В августе 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на совещании с главами городов Золотого кольца России отметил необходимость стимулировать развитие внутреннего туризма, особо подчеркнув роль распределения полномо-

чий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти [2].

В новых экономических и социальных реалиях эффективное развитие данной сферы способно стабилизировать экономическую ситуацию, смягчить социальные проблемы, выступить реальным фактором сохранения, воспроизводства и использования природного и культурно-исторического потенциала как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования.

Эффективность развития туризма зависит не только от уникального культурного наследия муниципального образования, но и от его территориально-географической приближенности к крупному городу.

Одной из перспективных туристских дестинаций2 в Вологодской области является Вологодский район, обладающий многообразием туристских объектов и находящийся в непосредственной близости от областного центра — г. Вологды.

По официальным итогам 2007 г. Вологодский район занимал 11 место среди других территорий региона по туристической посещаемости (табл. 1). В то же время оценки населения городов Вологды и Череповца в отношении туристских ресурсов района выше: 6-е место в десятке наиболее привлекательных для развития внутреннего туризма районов, как показали результаты опроса, проведенного ВНКЦ ЦЭМИ РАН в июне 2007 г.

Туристская привлекательность Вологодского района обусловлена:

$ наличием историко-культурных достопримечательностей, памятников древнего зодчества и архитектуры (Архитектурноэтнографический музей в пос. Семенково, усадьба Андреевых-Резановых с парком и каскадом прудов в с. Куркино, музей А.Ф. Можайского и др.);

$ выгодным территориально-географическим положением (близость к городу Вологда — административному центру области);

$ развитой транспортной инфраструктурой (по территории района проходят автомобильные дороги федерального и местного значения, железнодорожные и водные пути, воздушные линии);

Таблица 1. Распределение туристского потока по районам и городам области*, тыс. чел.

Место Районы и города 200б г. 2001 г. 2007 г. по сравнению с 2006 г., %

1 Кирилловский 2б4,0 266,0 101

2 г. Вологда 214,9 218,0 102

3 г. Череповец 189,5 192,0 101

4 Великоустюгский 132,0 165,0 125

б Шексни некий 45,0 49,9 111

б Череповецкий 3l,l 38,8 129

l Белозерский 30,3 38,4 127

В Тотемский 31,2 33,2 106

9 Вытегорский 23,1 21,3 118

10 Усть-Кубинский 20,9 21,9 105

її Вологодский 19,1 20,1 105

12 Нюксенский 1б,В 18,5 110

13 Устюженский 16,7 18,0 108

14 Сокольский 10,4 12,0 115

15 Грязовецкий 6,3 8,9 141

1б Тарногский 4,1 5,2 111

1l Бабушкинский 4,5 5,1 113

18 Вашкинский 0,3 5,1 в 17 раз

19 Харовский 6,0 5,0 83

20 Никольский 4,0 4,9 123

21 Другие 21,8 12,1 43

Итого ї ї04,0 ї ї64,0 105

*Данные муниципальных районов области. Источник: Стратегия развития сферы туризма в Вологодской области до 2020 года: постановление Правительства Вологодской области № 1547 11.08.2008 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologdatourinfo.ru /legislation/.

$ проведением разнообразных событийных мероприятий («Кубенский торжок», «Праздник коня», «Молодежное подворье» и др.);

$ благоприятной экологической обстановкой.

Все это создает условия для развития разнообразного туристского продукта. Согласно данным экспертного опроса руководителей подразделений, специалистов администрации и глав сельских поселений Вологодского района3, на сегодняшний день наибольшую популярность среди

туристов имеют такие виды туризма, как событийный (отметили 100% опрошенных), паломнический (71%), лечебно-оздоровительный (57%), спортивный (57%).

Наличие туристских ресурсов является основным условием для развития туризма, но их распределение по территории района весьма неравномерно. В зависимости от этого выделяются поселения с высоким, средним и низким уровнем развития туризма (рис. 1).

Так, туристический сектор получил наибольшее развитие в Октябрьском,

Рисунок 1. Уровни развития туризма в сельских поселениях Вологодского района

Высокий уровень развития туризма

Средний уровень развития туризма

Низкий уровень развития туризма

Отсутствуют туристские ресурсы

Находится объект регионального значения - С'пасо-Прилуцкий монастырь, относящийся к сфере управления администрации г. Вологды

Кирилловский муниципальный район

Усть-Кубинский муниципальный район

Сокольский муниципальный район

Семенковское Прилукское с/п Октябрьское': с/п с/п (

Пжчадюскм^ 'у 1 ^ / г*" Междуреченский

.муниципальный район

Грязовецкий муниципальный район

Ярославская область

Кубенском, Спасском, Сосновском поселениях (они отнесены к группе «высокий уровень развития туризма»). Данные территории обладают наибольшей туристской активностью, что во многом обусловлено их расположением поблизости от г. Вологды.

Вологда является достаточно крупным туристским центром, ее доля в общем туристском потоке области составляет 18,2%4, соответственно, поселения из группы с высоким уровнем развития туризма можно активно включать в основные туристские маршруты города, а также соседних районов области.

Другие населенные пункты района либо используют туристский потенциал не в полной мере (Березниковское, Под-лесное сельские поселения и др.), либо не обладают достаточной информацией о

туристских возможностях территории (Вотчинское, Кипеловское и др.).

В целом влияние туризма на социальноэкономическое развитие муниципального образования достаточно велико (табл. 2). Учитывая имеющиеся туристские ресурсы, многообразие видового состава туризма, можно констатировать, что данная отрасль вполне может стать одной из «точек роста» экономики Вологодского района.

Но, несмотря на потенциальные возможности, развитие туризма в Вологодском районе сдерживают:

> недостаточная известность района и его турпродуктов на внешнем рынке;

> высокая конкуренция со стороны других туристических центров Вологодской области.

Таблица 2. Влияние туризма на социально-экономическое развитие муниципального образования

Положительное влияние Отрицательное влияние

На социальное развитие

У Улучшение архитектурно-художественного облика муниципального образования. У Повышение культурного уровня коренного населения муниципального образования, налаживание культурных связей с представителями иных культур. У Развитие предприятий сферы обслуживания, имеющих двойное назначение - и для туристов, и для местных жителей (кинотеатры, рестораны, предприятия бытового обслуживания, торговли и т. д.). У Повышенный интерес/безразличие местного населения к объектам туризма муниципального образования. У Обострение проблемы наркомании, алкоголизма, преступности и проституции.

На экономическое развитие

У Туризм - генератор развития других отраслей экономики, прямо или косвенно связанных с обслуживанием туристов, а также создания дополнительных рабочих мест. У Туризм - это источник валюты, поэтому он оказывает прямое влияние на состояние платежного баланса. У Туризм стимулирует получение дополнительных доходов населением, органами местного самоуправления и целыми регионами. У Туризм создает дополнительный спрос на различные товары и услуги. У Значительно повышается спрос на сувенирную продукцию, изделия местного производства. У Туристские потоки носят сезонный характер, что существенным образом отражается на доходности туристических предприятий. У Спрос на туруслуги может вызвать местный инфляционный рост цен на определенные продукты и услуги, что приводит к удорожанию жизни в муниципальном образовании.

Кроме того, около 80% опрошенных представителей администрации и глав сельских поселений района выделили в качестве причин, препятствующих притоку туристов, неразвитость инфраструктуры туризма и низкий уровень сервиса. Каждый второй эксперт отметил, что преградой для эффективного функционирования данной отрасли является отсутствие в районе четкой программы ее развития. По мнению трети опрошенных, туристские возможности района не известны на внешнем рынке, а также наблюдается недостаток турпродуктов, отвечающих международным стандартам.

При условии тщательного планирования и правильного управления туризм в районе будет устойчиво развиваться без нанесения вреда дестинации.

Учитывая сильные стороны и потенциальные возможности сферы туризма (табл. 3), необходимо сказать, что стратегический статус его будущего развития видится в организации разнообразного отдыха туристов для получения максимального удовлетворения от пребывания в данной дестинации. То есть миссию района можно сформулировать так: «Вологодский район — отдых для каждого».

Таблица 3. SWOT-анализ развития сферы туризма Вологодского района

Сильные стороны Слабые стороны

• Выгодное территориально-географическое положение (близость к Москве и С.- Петербургу, а также областному центру -г. Вологде). • Расположение на территории района ряда крупных историко-культурных достопримечательностей, памятников древнего зодчества и архитектуры. • Проведение областных и межрегиональных выставок, ярмарок, фестивалей, соревнований. • Нетронутые природные ландшафты, памятники природы. • Лечебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя диагностическую и лечебную базу МУ ВОФП «Санаторий «Новый источник». • Архитектурно-этнографический музей в пос. Семенково. • Относительно благоприятная экологическая обстановка в районе. • Неразвитость инфраструктуры туризма и низкий уровень сервиса. • Отсутствие программы развития. • Низкий уровень использования туристского потенциала. • Малая известность района и его туристских брендов на рынке туруслуг. • Недостаток турпродуктов, соответствующих международным стандартам. • Отсутствие туров комплексного характера, связывающих территорию района и туристические центры Вологодской области. • Ярко выраженная сезонность большинства турпродуктов. • Дефицит профессиональных туристских кадров. • Недостаточная информированность местного населения о туристских возможностях района.

Возможности Угрозы

• Включение Вологодского района в число инвестиционно привлекательных туристских территорий Вологодской области. • Поддержка Правительством области перспективных направлений развития туризма в районе. • Возможность увеличения туристского потока из Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды и Вологодской области за счет разработки совместных турпродуктов. • Включение туристских объектов Вологодского района в каталоги туристических агентств других регионов. • Повышение интереса иностранных туристов к агро-, эко- и усадебному туризму. • Ухудшение криминогенной обстановки. • Ведущее конкурирующее положение г. Вологды и других туристических центров Вологодской области. • Ухудшение экологической обстановки. • Разрушение памятников истории и культуры вследствие недостаточности мер по их сохранению. • Потеря туристического рынка из-за низкого уровня туристского сервиса и недостатка информации о районе.

Приоритет в развитии сферы туризма муниципального образования отдан организации благоприятных условий для отдыха человека. В рамках обозначенной выше миссии стратегическая цель развития туризма в Вологодском районе заключается в создании современного, эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности жителей области, соседних регионов и иностранных граждан, а также в становлении и развитии туризма как перспективной отрасли экономики муниципального образования.

Что касается целевых ориентиров на ближайшую и среднесрочную перспективу, то здесь главные усилия необходимо сосредоточить:

$ на продвижении района как туристического центра на национальном туристском рынке;

$ расширении возможностей для инвестирования в туристскую инфраструктуру района;

$ подготовке и повышении квалификации кадров в сфере обслуживания туристов;

$ вовлечении местного населения в развитие туризма района.

Эффективность реализации стратегической цели во многом зависит от системы управления отраслью туризма: необходима разработка организационно-управленческих механизмов с целью повышения результативности использования туристского потенциала района.

Во-первых, требуется разработать программу развития туризма. Интерес к программно-целевому подходу в части туристского развития с каждым годом возрастает. Качество такой программы зависит прежде всего от состояния методической базы подобного рода разработок. Федеральным агентством по туризму (Росту-ризм) издан приказ №66 от 11.07.2007 г. «Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской

Федерации», согласно которому муниципальная программа развития туризма субъекта Российской Федерации представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации [4]. Следовательно, при разработке программы развития туризма Вологодского района указанный законодательный акт должен являться ключевым, определяющим содержание данного документа.

Разработка и реализация комплексной целевой программы способна обеспечить:

— продвижение Вологодского района как туристического центра на туристском рынке России и за рубежом;

— повышение уровня обслуживания туристов, а также предложение туристского продукта с усовершенствованными потребительскими свойствами;

— развитие перспективных видов туризма района;

— рациональное использование и повышение эффективности инвестиций в сектор туризма района и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, в целях эффективности развития туризма должен быть создан соответствующий орган, функционирующий на двух уровнях — администрации Вологодского муниципального района и конкретного сельского поселения (рис. 2). Специалист по развитию туризма должен осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации: отделом культуры, управлением социально-экономического развития села, комитетом по физической культуре и спорту, отделом по управлению земельными ресурсами, отделом торговли, защиты прав потребителей, отделом природных ресурсов и охраны окружающей среды и др.

Для успешной реализации мероприятий по развитию туризма в Вологодском районе необходимо создать четкий механизм ответственности и контроля. Контроль за работой соответствующего специалиста

Рисунок 2. Схема управления развитием сферы туризма на территории Вологодского муниципального района

Администрация Вологодского района

Другие

структурные

подразделения

администрации

района

ОТДЕЛ ЭКОНОМИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОГОДСКОГО РАЙОНА

I--------

Специалист по развитию туризма администрации района

Маркетинг Информационно- Развитие

района аналитическая инфраструктуры

работа туризма

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Администрации сельских поселений Вологодского муниципального района

Специалисты по развитию туризма администраций сельских поселений

осуществляет начальник отдела экономики администрации Вологодского района. Роль консультирующего органа может выполнять Комитет по туризму Правительства Вологодской области, в функции которого входит внесение существенных изменений в программы развития туризма в районе и разработка стратегических программ.

В-третьих, развитие туризма на территории муниципального образования невозможно без достижения взаимопонимания с местным населением и его вовлечения в реализацию конкретных планов и проектов.

На данный момент население Вологодского района, как показывают результаты опроса, нейтрально относится к туризму как к перспективной отрасли экономики муниципального образования (так считает 71% представителей администрации). Но в то же время, судя по оценкам каждого второго эксперта, местное население

готово принимать участие в мероприятиях по развитию туризма в том случае, если будет оказана необходимая помощь в организации бизнеса.

Таким образом, развитие сферы туризма в Вологодском районе требует координации действий муниципалитета и предприятий туристического бизнеса, более полной реализации ресурсного туристского потенциала, применения новых подходов к развитию данной отрасли.

Максимальный результат в реализации конкурентных преимуществ в сфере туризма муниципального образования, расположенного вблизи крупного города, возможен только в рамках его тесных взаимоотношений с этим городом, в результате чего достигается определенный экономический и социальный эффект.

Экономическая выгода проявляется в территориальной концентрации турист-

ских ресурсов и индустрии туризма в целом: общая инфраструктура (транспорт, проживание, питание, развлечения и т. д.), совместные туристские маршруты, проекты и др. Социальный эффект от агломерирования заключается в создании предпосылок улучшения качества жизни населения (рост занятости, повышение культурного

уровня и др.). Вместе с тем городское население выступает в качестве сегмента потребителей туристских услуг в сельском муниципальном образовании (например, при проведении событийных мероприятий). При этом выполняется двойная функция — обеспечение отдыха и пополнение муниципального бюджета.

Литература

1. Анчукова, Н.В. Туризм в экономике региона / Н.В. Анчукова, О.С. Москвина. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. - 78 с.

2. Вступительное слово Президента России Д.А. Медведева на совещании с главами городов Золотого кольца России по вопросам развития внутреннего туризма и проблемам местного самоуправления (Ярославская область, г. Углич, 1 августа 2008 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/08/204884.shtml

3. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года: приказ Федерального агентства по туризму №51 от 06.05.2008 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/

4. Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации: приказ Федерального агентства по туризму № 66 от 11.07.2007 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/

5. Организационно-экономические механизмы управления развитием сферы туризма в городе: заключительный отчет о НИР / В. А. Ильин, Т В. Ускова, С. А. Селякова, Е. Н. Богачева. — Вологда, 2007. — 132 с.

6. Оценка туристского потенциала района и повышение эффективности его использования: заключительный отчет о НИР / Т В. Ускова, С. А. Селякова, Е. Н. Богачева. — Вологда, 2008. — 94 с.

7. Путрик, Ю.С. Опыт и проблемы методического обеспечения разработки программ развития туризма / Ю.С. Путрик, С.В. Жадовская // Труды Академии туризма. — СПб., 2003. — С. 20-28.

8. Стратегия развития сферы туризма в Вологодской области до 2020 года: постановление Правительства Вологодской области № 1547 от 11.08.2008 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vologdatourinfo.ru/legislation/

9. Экономика сельского района: состояние и перспективы / В. А. Ильин, А. В. Гордеев, Т В. Ускова, М. Ф. Сычев, К. А. Гулин. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. — 270 с.

Примечания

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-Ф3 от 06.10.2003 (ред. от 08.11.2007). Принят ГД ФС РФ 16.09.2003., с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2008.

2 Туристская дестинация — географическая территория, имеющая определенные границы, привлекающая широкие группы туристов и удовлетворяющая их потребности.

3 В опросе, проведенном ВНКЦ ЦЭМИ РАН в июле — августе 2008 года, приняли участие 19 экспертов — руководителей подразделений, специалистов администрации, глав поселений Вологодского района. Целью опроса являлось изучение перспектив развития и оценка эффективности функционирования сферы туризма в районе.

4 По материалам аналитической записки «Модель развития сферы туризма Вологодской области», разработанной Комитетом по туризму Правительства Вологодской области, по состоянию на 2006 год.

АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Общественное мнение населения регионов СЗФО о возможностях проведения досуга и отдыха

В июне — июле 2008 года Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН провел опрос общественного мнения с целью изучения качества жизни населения регионов Северо-Запада РФ1.

В настоящем материале приводятся данные, характеризующие степень удовлетворенности жителей округа и отдельных его территорий возможностями отдыхать, проводить отпуск, каникулы.

Таблица 1. Удовлетворены ли Вы возможностями проведения свободного времени?

(в % от числа опрошенных)

Регион Удовлетворен Удовлетворен частично Не удовлетворен

Ленинградская область 43,1 26,8 29,9

Республика Карелия 41,1 35,1 23,0

Мурманская область 42,1 35,1 22,8

Новгородская область 44,1 32,3 22,1

Республика Коми 39,3 38,3 21,7

Архангельская область 42,5 37 20,1

Псковская область 46,8 33,9 19,1

Калининградская область 43,4 38,1 18,6

Вологодская область 48,3 33 18,1

г. Санкт-Петербург 51,0 30,2 17,6

Среднее по СЗФО 44,7 33,9 20,9

Таблица 2. Если Вы в чем-то не удовлетворены возможностями проведения свободного времени,

то с чем это связано? (в % от числа опрошенных)

Регион Отсутствие (недостаток) свободного времени Отсутствие (недостаток) средств для проведения свободного времени Отсутствие (недостаток) мест для проведения свободного времени

Архангельская область 34,5 40,3 44,1

Мурманская область 25,9 40,0 44,0

Республика Карелия 32,3 47,5 29,9

Республика Коми 35,4 57,4 25,8

Псковская область 23,4 49,1 25,0

Новгородская область 32,6 54,5 21,7

Вологодская область 32,8 44,8 20,8

Ленинградская область 40,7 47,0 18,8

г. Санкт-Петербург 45,0 51,4 17,2

Калининградская область 29,2 49,4 16,8

Среднее по СЗФО 32,9 47,7 25,8

1 Всего было опрошено 7127 респондентов в десяти регионах Северо-Западного федерального округа: в Архангельской области — 624, Мурманской — 656, Калининградской — 625, Ленинградской — 613, г. Санкт-Петербурге — 612, Республике Коми — 621, Республике Карелия — 626, Новгородской области — 625, Псковской — 625, Вологодской (контрольный регион) — 1500.

Таблица 3. Удовлетворяют ли Вас имеющиеся Таблица 4. Если Вас не удовлетворяют

возможности отдыхать, проводить отпуск, возможности отдыхать, проводить отпуск,

каникулы? (в % от числа опрошенных) каникулы, то с чем это связано?

(в % от числа опрошенных)

Регион Удовлетворяют Удовлетворяют частично Не удовлетворяют

Республика Коми 30,5 33,7 34,6

Новгородская область 30,4 30,2 34,2

Республика Карелия 33,5 32,9 32,9

Псковская область 36,2 30,9 32,1

Ленинградская область 38,2 28,3 32,0

Архангельская область 37,0 32,2 30,8

Калининградская область 44,7 28,9 26,5

Вологодская область 37,4 33,9 24,9

Мурманская область 42,4 33,4 24,3

г. Санкт-Петербург 46,6 30,1 20,4

Среднее по СЗФО 37,7 31,8 28,7

Регион Отсутствие (недостаток) средств Невозможность проводить отпуск в свободное время

г. Санкт-Петербург 54,7 40,6

Ленинградская область 57,9 38,4

Архангельская область 60,3 35,2

Вологодская область 57,8 33,1

Мурманская область 55,5 31,8

Республика Карелия 62,8 31,5

Республика Коми 71,7 28,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новгородская область 69,1 26,7

Калининградская область 55,9 24,4

Псковская область 70,1 15,9

Среднее по СЗФО 61,2 30,7

Таблица 5. Где отдыхали Вы или члены Вашей семьи в течение последнего года?

(в % от числа опрошенных)

Респуб- лика Карелия Респуб- лика Коми Архан- гельская область Вологод- ская область Калинин- градская область Ленинградская область Мурман- ская область Новгород- ская область Псков- ская область Санкт- Петербург Среднее по СЗФО

Отдых «дикарями» на территории России и стран СНГ

13,6 19,8 25,7 17,0 12,4 14,8 41,2 17,2 13,1 23,6 20,8

Отдых в санаториях и пансионатах России и стран СНГ

12,1 23,1 19,3 15,3 20,1 21,1 20,9 12,0 18,0 16,9 18,0

Курорты Турции, Гоеции, Египта, Туниса, ОАЭ и др.

20,4 22,2 16,4 8,5 14,8 22,4 15,7 16,3 12,6 25,2 17,2

Базы отдыха, туристические поездки внутри региона

20,1 9,9 9,8 19,8 31,7 12,7 11,6 12,0 25,2 18,7 16,9

Детский лагерь на территории региона

5,9 7,2 8,7 16,1 13,0 6,9 2,8 14,2 8,3 7,9 9,2

Поездки в Европу (Испания, Италия, Франция, Чехия, Болгария, Скандинавские страны и др.)

13,0 4,2 6,9 4,2 8,9 13,7 8,6 6,0 3,4 15,0 8,6

Детский лагерь на территории России и стран СНГ

9,3 4,8 5,3 5,8 6,5 5,6 5,0 2,1 2,4 5,1 5,4

Отдых в экзотических странах (Таиланд, Куба, Бразилия и др.)

3,4 2,4 1,6 1,0 0,9 8,1 2,2 3,0 0,5 5,1 2,9

Другое

22,9 15,9 29,6 11,6 11,2 1,0 11,6 24,0 23,8 8,1 14,7

Нигде не отдыхали

48,4 46,4 39,5 59,9 45,9 35,8 29,3 62,7 67,0 29,2 48,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.