УДК 379 ГСНТИ 13.11.25 Код ВАК 24.00.01
Н. С. Сиченко
Санкт-Петербург
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурное наследие, туризм, туристская дестинация, традиционная культура.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема сохранения и продвижения регионального культурного наследия посредством развития туристской деятельности. В свою очередь, культурное наследие, представленное памятниками художественной культуры, способно определить развитие туризма и туристской дестинации.
N. S. Sichenko
Saint Petersburg
THE DEVELOPMENT OF TOURISM FOR PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE INTO THE REGION
KEY WORDS: cultural heritage, tourism, the tourist's destination, traditional culture ABSTRACT: The article deals with the problem of preservation and promotion of the re-gional's cultural heritage by the development of tourism activities. In the other way, the cultural heritage is represented with the monuments of artistic culture, and could to determine the development of the tourism and the tourist's destinations.
Культурное наследие нашей страны в целом, и Ленинградской области в частности, является основным ресурсом, привлекающим туристов как во время осуществляемого ими путешествия, так и являющимся целью поездки жителей самого Северо-Западного региона. В предисловии к одному из последних путеводителей по Ленинградской области, Андрей Силецкий - президент Фонда развития туризма Ленинградской области, пишет: «Мы стремимся в дальние страны за новыми впечатлениями. Но часто бывает, что самое интересное ждет нас рядом, буквально за порогом. Удивительные и неповторимые места Ленинградской области - наше всеобщее достояние» [11].
Именно поэтому в исследованиях и практике туризма культурное наследие (как и географические, экономические и
исторические особенности, легенды и современные событийные мероприятия) должно является основой для создания определенного имиджа/образа территории [1; 4]. Также разнообразие культурного наследия, сконцентрированное на определенной территории, во многом влияет на специализацию и развитие соответствующих видов туризма. «Чем выше степень развития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы и компоненты» [5. С.107], в том числе, чем глубже дифференциация видов туризма сегодня, тем выше степень его полиморфизма и разнообразие тематических туристских дес-тинаций в рамках культурного ландшафта Ленинградской области.
Следует отметить, что само понятие «культурное наследие» трансформи-
г
ровалось и расширялось вместе с трансформацией самой культуры: от традиционных представлений о ней как о сфере искусства и литературы до более широкой трактовки, включающей разнообразие образов жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и т. д. Культурное наследие формируется под воздействием этнических, экономических, исторических, географических факторов [2].
Традиционная культура Ленинградской области представлена в большинстве своем элементами художественной культуры, включающей в себя «предметные результаты творческой деятельности людей, человеческие силы и способности, реализуемые в такой деятельности, а также социальные понятия и ценности, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению» [10. С.107]. Именно художественная культура, по мнению Е. Н. Са-пожниковой, в отличие от других областей культуры представляет главный интерес для туризма, поскольку интересна для большинства: «Художественная
культура дает представление об особенностях страны на уровне конкретных объектов туристского показа (памятники архитектуры, спектакли, зрелища и праздники, обряды и ритуалы, храмы, музеи, центры ремесел и пр.). ... Задача туризма наряду с другими сферами человеческой деятельности - включить как можно больше людей в художественноинформационный поток» [10. С.90].
Совокупность элементов сферы художественной культуры представлена такой отраслью человеческой деятельности как искусство. Согласно представлению Е. Н. Сапожниковой, существует определенная количественная и качественная зависимость в представленных видах искусства и значимости культурного наследия территории. «Чем больше видов искусств представлено на каждой территории, чем больше сформировалось, сложилось жанров, художественных направлений, чем больше на ней памятников истории и культуры, принадлежащих к
разным стилям, тем значительнее культурное наследие, а значит, и объем культурных ценностей данной территории, данного народа» [10. С.110]. Что не может не оказывать влияния на углубление дифференциации видов самого туризма. Так, такой вид как событийный туризм (получивший развитие в нашей страны в последние десятилетие) включает в себя культурно-познавательную, спортивную, этнографическую, выставочную и другую туристскую деятельность. Так, Мария Гунаре, эксперт сферы М1СЕ-индустрии, отмечает что «богатое в культурном отношении место должно иметь критическую массу культурных событий - от одноразовых фестивалей до регулярной деятельности культурных организаций» [3. С.18].
Этому способствует, наблюдаемая нами, усиливающуюся тенденция того, что одним «из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света» [7. С.3], представленное традициями народного искусства. Россия, и в частности Ленинградская область, богата многообразием этнических художественных традиций - живых и возрождающихся в настоящее время: «художественная традиция есть живая память, что очень важно для местного населения, культуры края ... без исторической памяти современная культура может оказаться висящей над пропастью» [6. С.44]. Как отмечает
И. В. Проскурина, «традиционная народная культура под влиянием высокотехнологичной массовой сузилась до понятия этнической и стала представлять собой комплекс сознательно сохраняемых этнокультурных особенностей» [8. С.109].
В этом плане, на территории Ленинградской области соприкасаются, образуя сложный культурный симбиоз, три культурные традиции: славянская, финно-угорская и скандинавская. Потомки словенских новгородцев, ижора и вепсы, ингерманландцы - все они, вносят свою неповторимую черту в современную народную культуру Ленинградской облас-
ти. Благодаря им на территории области сохранены некоторые традиционные обряды, например, как «лесная песня», несшая глубокий сакральный смысл пробуждения великих рождающих сил леса и исполнявшаяся в майские дни в местности современных Лодейнопольского,
Тихвинского и Подпорожского районов.
В области сохранились многие жанры народное искусства, такие как гончарное искусство, шитье, малая скульптура из дерева и керамики, ткачество в особой лоскутной манере, искусство изготовления кукол и игрушек, роспись по дереву, ювелирное искусство [8. C.109; 9].
И поэтому для развития туризма большое значение имеют места средоточия традиционной культуры. «Именно здесь сохраняются островки народного художественного творчества, размещаются старинные промыслы» [12. C.30-31] и различные составляющие культурной жизни региона (такие, например, как: поселок Винницы, деревня Вистино, поселок Ильичево). Память о полиэтничном характере области сегодня сохраняется и благодаря историко-этнографическим музеям, таким как: Ижорский народный музей (дер. Вистино), посвященный истории
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов С.И., Васильева Е.В., Воробьева Е.А., Гунаре М.Л. ИДВ/MICE: опытное проектирование. Хрестоматия. - СПб.: Паблик Про, 2009.
2. Герасименко Т.И., Гладкий И.Ю. Всемирное культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма // Туризм и культурное наследие. Межвуз. сб. науч. трудов [электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/statti tourism/gerasimenko.htm
3. Гунаре Марина Культурное наследие и маркетинг туристских територрий // Time for M.I.C.E. Время встечи. №1. Октябрь, 2009.
4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. - М.: Академия, 2006.
5. Ерасов С.Б. Социальная культурология. - М.: Аспект-пресс, 2000.
6. Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена // Народное искусство России в современной культуре XX-XXI век. - М., 2003.
7. Программа ВТО «Культурное наследие и развитие туризма» // Cultural Heritage and Tourism Development. - Madrid: WTO, 2001.
8. Проскурина И.В. Культура Ленинградской области // Ленинградская область: история и современность. Материалы науч. конф. 2 августа 2007 г. / Санкт-Петербург, ЛГУ им. А.С. Пушкина. - СПб., 2007.
9. Проблемы этнической истории и межэтнических контактов прибалтийско-финских народов. Сб. науч. трудов. - СПб., 1994.
и традиционной культуре Ижоры; Историко-этнографический заповедник «Ялка-ла» (пос. Ильичево), на территории которого воссоздается история проживания коренных народов Карельского перешейка с древнейших времен до 1944 г. (на примере отдельного финского прихода Кивеннапы, деревни Ялкала и хутора Парвиайненов) и многими другими. Здесь проводятся различные мероприятия образовательного и развлекательного характера: фестивали искусств населения Карельского перешейка, встречи Рождества и Нового года, проводы Масленицы, познавательные игры «Птицы Ленинградской области», «По дорогам Калевалы».
В свете углубления процесса глобализации чрезвычайно актуален вопрос народного искусства в условиях массовой коммерциализации культуры. Процесс функционирования культуры через туризм и одновременно потребность развития туризма как отрасли экономики дает толчок развитию научных исследований культурного наследия и его потенциала для развития туризма, и в направлении теоретического осмысления самого феномена туризма для развития культуры.
10. Шевчук Ю.С. Ленинградская область: иллюстрированный путеводитель. - СПб.: Дискус-Медиа, 2003.
11. Сапожникова Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран. -М.: Изд. центр «Академия», 2008.
12. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. - М: Инт-т Наследия, 1998.