РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.486.3 Б01: 10.12737/ 21204
Развитие туристско-рекреационных услуг в регионе в условиях кризиса и санкций
Шубцова Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления,
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
Москва, Российская Федерация
Белохвостова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации бизнес-процессов в сфере туризма и сервиса,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье отражены современные тенденции, сложившиеся в результате резкого падения цен на нефть, девальвации национальной валюты, двусторонних международных санкций, принятых после присоединения Крыма и событий на Украине, обострения политической ситуации и закрытия основных направлений выездного туризма - Турции и Египта и др. Негативная ситуация для страны в целом имеет некоторые положительные аспекты влияния на развитие внутреннего потенциала туризма, особенно в регионах, имеющих благоприятные природно-климатические условия и созданную материальную базу для развития отрасли. К числу таких регионов относится в первую очередь Кубань. Регион десятилетия позиционировался как туристско-рекреационный комплекс с уникальной специализацией на санаторно-курортном лечении. Он имеет сформированный социально-экономический потенциал, инфраструктуру, природные условия для развития международной специализации на туризме и обеспечения высокого качества отдыха и лечения российских граждан. Однако исследования показали, что достижения в этом направлении недостаточны, даже при благоприятном развитии внешних факторов регион в предкризисное время по многим показателям развития туриндустрии не превысил показатели 2005 года. Одним из важных препятствий для развития туризма является высокая стоимость услуг, неадекватная возможностям большинства российских граждан. Цены на гостиничные услуги и использование спортивной инфраструктуры в Сочи и Красной поляне выше, чем на зарубежных курортах, а сервис уступает в качестве, например, австрийскому Инсбруку. Необходимо государственное регулирование отрасли туризма, определение стратегических целей и разработка механизмов их достижения. Стихийное развитие комплекса может нанести ущерб и не дать использовать временные факторы и преимущества региона в сложный период для страны.
Ключевые слова: туризм, кризис, региональный туристско-рекреационный комплекс, государственное управление туризмом
Современная кризисная ситуация в стране диктует необходимость выявления альтернатив в развитии, определения скрытых резервов и возможностей для преодоления негативных тенденций и возврата к устойчивому развитию. В 2015 году, по данным Минэкономразвития1, валовой внутренний продукт страны сократился на 3,7%, до 13% увеличилась доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума, в кризис граждане экономят деньги и сокращают потребление. Индекс потребительской уверенности по итогам IV квартала 2015 года опустился до минус 26%, что, по данным Росстата , является худшим значением за период с 2000 года. В 2015 году граждане начали экономить и на услугах: снизился объём оказанных услуг в 9 из 14 их видов. Наибольшее падение наблюдается на рынке туристических услуг - на 9,9%, что на 4,5% меньше, чем за 12 месяцев 2014 года. Туризм в России позиционируется как отрасль международной специализации на перспективу. Но и сейчас в ведущих регионах по турбизнесу уделяется особое внимание этому направлению со стороны федеральных и региональных органов власти. К числу таких регионов принадлежит и Краснодарский край. Поиск альтернатив и резервов для выхода из трудной кризисной ситуации также, несомненно, нужно искать в регионах с наиболее благоприятными условиями и созданной базой для развития туриндустрии [14, с. 210-216].
Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России, крупнейшая в стране климатобальнеологическая база представлена санаториями Сочи, Анапы Геленджика. Уникальные климатических условия, большое число месторождений минеральных вод и лечебных грязей привлекают сюда миллионы желающих оздоровиться. На территории Кубани создана особая экономическая зона -зона туристско-рекреационного типа. Это новая форма государственной поддержки в крае туристско-экскурсионной деятельности. Зона стимулирует развитие предпринимательства в данной сфере, создаёт условия для государственной поддержки и государственных и частных инвестиций. Объём предоставляемых услуг оценивается примерно в 16 млрд. руб. в год3.
1 URL: http://economv.gov.ru/wps/wcm/connect/bfeda678-29cd-44ae-b07b-
d3c6d7200d32/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8 2015.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=bfe da678-29cd-44ae-b07b-d3c6d7200d32 (дата обращения: 10.05.20016)
2 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 10.05.20016)
3 URL: http://economv.gov.ru/wps/wcm/connect/economvlib4/designElements/specialEconomicAreas Main/specialEconomicAreas/kinds/tour/krasnodareos (дата обращения: 10.05.20016)
Как видно из данных, представленных в таблице 1, только в коллективных средствах размещения на Кубани отдыхает более 4 млн. 400 тыс. человек в год. Однако в подавляющем большинстве это россияне. Пока международное признание нашего лучшего южного и морского курорта остается на очень низком уровне, что говорит о необходимости популяризации курорта за рубежом.
Таблица 1 - Размещение отдыхающих в коллективном секторе в Краснодарском крае в 2014 г.4
Численность отдыхающих в коллективном секторе Всего, (тыс. чел.) В том числе (%) Отдыхали по путевкам от общего числа размещённых (%)
граждан России иностранных граждан
из стран дальнего зарубежья из стран ближнего зарубежья
Всего 4419,0 93,5 4,8 1,7 32,4
в том числе: в гостиницах 2778,0 90,3 7,4 2,3 9,9
в санаторно-курортных организациях и организациях отдыха - всего 1641,0 98,8 0,4 0,8 70,5
в том числе: в санаторно-курортных организациях 1179,5 98,4 0,5 1,1 84,5
в организациях отдыха, на туристских базах 461,5 99,5 0,3 0,2 34,7
В региональном туристском комплексе в 2014 году функционировал 1401 детский оздоровительный лагерь, где отдыхали более 225 тыс. чел. Однако в 2015 году сократилось и количество средств размещения до 1282 ед., и количество отдохнувших детей уменьшилось на 49 тыс. чел. Как видим, кризисные явления коснулись весьма существенно даже детского отдыха5.
Но в целом без учёта последнего года санаторно-курортный и туристско-экскурсионный комплекс Кубани имел устойчивую тенденцию к росту. Увеличился номерной фонд гостиниц, санаториев, а также возросло число предприятий туристско-экскурсионного профиля. Этому способствует деятельность органов регионального управления по созданию условий для развития бизнеса в этой сфере, а также приток инвестиций с федерального уровня. Кубань позиционируется в настоящее время как туристско-экскурсионный регион с перспективой роста его конкурентоспособности по отношению к зарубежным странам, традиционным поставщикам данного вида услуг. В
4 URL: http://min.kurortkuban.ru/deYatelnost/otchetv/otchetv-po-itogam-razvitiYa-turistskogo-kompleksa/item/619-itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiva-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-krava-za-2014-god (дата обращения: 11.05.20016)
5 URL: http://economv.gov.ru/wps/wcm/connect/economvlib4/designElements/specialEconomicAreas Main/specialEconomicAreas/kinds/tour/krasnodareos (дата обращения: 11.05.20016)
регионе проводится большая работа по сертификации и классификации услуг в туристско-экскурсионном комплексе. А с учётом девальвации национальной валюты, обострившейся политической ситуации с такими странами, как Турция и Египет, где привык отдыхать средний класс России, Кубань приобретает дополнительные возможности для развития туристических услуг.
Количество туристов в регионе увеличилось с 4,8 (2005 г.) до 12 млн. человек (2014 г.). А в 2016 году ожидается прирост ещё на 100 тыс., особенно растёт число неорганизованных туристов. Их доля увеличилась с 52% в 2005 году до 73% в 2014 году6.
Рост отрасли характеризуют и доходы в краевой бюджет. Они выросли в 5 раз с 2005 года и составили 3,7 млн. руб. Основной вклад, безусловно, принадлежит г. Сочи. Значимы поступления от г.г. Анапа, Геленджик, Туапсе [2] (табл. 2).
Таблица 2 - Основные показатели развития санаторно-курортного и туристско-экскурсионного комплекса Краснодарского края в период с 2006 по 2013 гг.
Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число размещенных, млн.чел., в 4,8 5,0 5,2 5,9 6,6 9,8 10,8 11,7
том числе:
- организованные отдыхающие 2,4 2,4 2,3 2,4 2,4 2,8 2,9 3,0
(с путевками);
- неорганизованные 2,4 2,6 2,9 3,5 4,2 5,0 5,5 6,0
(частный сектор);
- экскурсанты (1 день) * * * * * 2,0 2,4 2,7
Уплаченные налоги в бюджет 0,6 0,8 1,2 2,0 2,1 2,4 2,6 3,4
края, млрд. руб.
Стоимость оказанных услуг
(доходы) млрд. руб., в т.ч.: 8,6 11,4 11,7 16,5 21,1 31,5 33,7 40,6
- организованный сектор,
включая экскурсионное * * * * * 22,2 22,4 27,0
обслуживание
- неорганизованный сектор, * * * * * 9,3 11,3 13,6
включая экскурсионное
обслуживание
На протяжении последних лет Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия и Кубаньстат проводят исследования туристско-экскурсионного комплекса и определяют его роль в валовом региональном продукте и отраслях экономики края. В общепите, культуре, пассажирском транспорте он дает от 60 до 80%. И в других отраслях, например, в сельском хозяйстве, связи, образовании, строительстве, доля туристско-экскурсионных видов деятельности тоже достаточно велика - около 20%.
6 иЯЬ: http://economY.gov.ru/wps/wcm/connect/economYlib4/designElements/specialEconomicAreas
Main/specialEconomicAreas/kinds/tour/krasnodareos (дата обращения: 11.05.20016)
Эти показатели ещё раз подчеркивают растущую значимость комплекса, ведь он пронизывает всю экономику края, давая дополнительный импульс к её развитию [3].
А в валовом региональном продукте доля туристско-экскурсионной добавленной стоимости достигает 10-14%, хотя показатель прямого вклада только 3%. Нужно отметить, что такие оценки являются скорее экспертными, т. к. единой методики на строго научной основе пока не существует.
Динамика всех показателей туристско-экскурсионного комплекса имеет ярко выраженную сезонность. Например, число мест в организованном секторе в сезон увеличивается на 40-65 тыс. и доходит до 280 тыс., частный сектор в сезон принимает 200 тыс. человек одновременно. Таким образом, максимальный приём одновременно обоими секторами обеспечивает до 480 тыс. мест. На три летних месяца на Кубани приходится около 70% всех отдыхающих за год. Основная масса отдыхающих (неорганизованные, составляют 2/3 от общего числа прибывших) приезжают без путёвок и живут в частном секторе, который представлен квартирами, сдаваемыми в аренду, мини-гостиницами, кемпингами и др. Особенно много мини-гостиниц в частном секторе, они рассчитанные на 5-30 номеров. Общее количество таких мест размещения значительно превышает число мест в традиционных гостиницах.
Правительство края недополучает средства в бюджет от подобного бизнеса, поскольку здесь развит теневой сектор: предприниматели малых средств размещения уходят от налогов, используют инфраструктуру (воду, газ, канализацию), при этом платят как частные лица, чаще всего по числу прописанных без учёта гостей. И это является серьезной проблемой, требующей решения. К тому же в таких условиях не защищены права отдыхающих. Основные города, аккумулирующие неорганизованных приезжих, - Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе.
Значительное влияние на развитие курортной отрасли с 2011 года и по настоящее время стала оказывать краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2011-2017 годы». Разработчик и координат Программы - Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, правоприемником которого является Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия. Мероприятия первого этапа реализации программы делали акцент на осуществление активной рекламной кампании, на маркетинговую и коммуникационную политику. Большое внимание уделялось решению проблем по использованию пляжей, развитию инженерной инфраструктуры, обеспечению поступления налогов в бюджет с курортных территорий, увеличению
числа отдыхающих. Программа предусматривает разработку градостроительной документации, новых территориальных схем размещения объектов туризма и экскурсионной деятельности, подготовку проектов ремонта и строительства инженерной инфраструктуры, проектов развития пляжной зоны городов Краснодарского края, особенно в Геленджике, Анапе, Сочи. Такие действия региональных властей направлены на формирование высокоразвитого конкурентоспособного туристско-экскурсионного комплекса, предоставляющего свои услуги россиянам из других регионов, иностранным туристам и являющегося основой экономики края, важной составляющей налогооблагаемой базы и консолидированного бюджета7.
Таким образом, можно определить, что к наиболее важным тенденциям в развитии туристско-экскурсионного комплекса Кубани относятся:
-возможность обеспечения устойчивого роста основных экономических показателей туризма, таких как число отдыхающих, рост номерного фонда, частного бизнеса, доходов, налогооблагаемой базы, поступлений в краевой бюджет;
-сезонность функционирования комплекса, которая является негативной тенденцией и характеризуется значительными перегрузками летом и низкой загруженностью в остальные сезоны, что снижает эффективность комплекса в целом, создает проблемы в сфере занятости;
-рост качества туристско-экскурсионных услуг, улучшение условий размещения, развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение количества экскурсионных маршрутов;
-опережающее развитие неорганизованного туризма по отношению к организованному, значительные размеры «теневого сектора» в туристско-экскурсионных услугах;
-недоиспользование возможностей олимпийского наследия в регионе вследствие недостаточных усилий по созданию туристического бренда региона и популяризации его за рубежом;
-слабое позиционирование региона как центра международного туризма. Как мы видим тенденции как положительные, так и отрицательные, которые надо
7 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2010 г. № 400 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011-2017 годы». URL: http ://economy .krasnodar.ru/anti-corruption/normative-legal-acts-and-administrative-regulations-aimed-at-the-independent-examination/2013/2013-6-yun/4908/p.pdf (дата обращения: 11.05.20016)
преодолевать в процессе построения эффективной модели регионального туристско-рекреационного комплекса.
Краснодарский край высоко оценивается инвесторами с точки зрения трудового потенциала, поскольку он занимает 10 место в России по числу выпускников вузов и 4-е по выпуску средними специальными образовательными учреждениями, т.е. качественный образовательный потенциал трудовых ресурсов системой образования обеспечивается [4].
Следует отметить, что в Кубани развит значительный потенциал для опережающего развития на перспективу. Этот регион оценивается Правительством как «локомотив» роста для национальной экономики. Горноклиматический курорт, развивающийся в крае как конкурент многим мировым курортам горнолыжного профиля, позволит реализовать надежды, возлагаемые на край в будущем [6].
Опрос туристско-экскурсионных предприятий в России показал, что сейчас уже более 15% от общего числа туристов-россиян отдыхают в Краснодарском крае. По этому показателю Кубань опережает Москву, но уступает Санкт-Петербургу. На фоне тенденции устойчивого роста внутреннего туризма в России Кубань имеет хорошие перспективы стать региональным лидером.
Опросы показали, что наши туристы предпочитают краткосрочный отдых (до 14 дней), и основная масса (свыше 70%) своей целью ставит досуговый отдых. К сожалению, материальные возможности россиян для длительного организованного отдыха и лечения (14-28 дней) ограничены.
Но, безусловно, есть и проблемы в туристско-экскурсионном комплексе Кубани. Отдыхающие отмечают дороговизну и одновременно низкий уровень комфорта и качества предоставляемых услуг. Желание быстро окупить дорогостоящие объекты, построенные для проведения олимпиады, часто приводят к неадекватно завышенным ценам. Например, недельный отдых в гостинице 4* в Красной поляне обходится в 45 тыс. рублей, на 9 тыс. дороже, чем в столице 2-х олимпиад в Инсбруке, где качество обслуживания и инфраструктура соответствуют самым высоким международным стандартам. Ценовая политика должна быть объектом государственного регулирования, т.к. в стратегической перспективе завышенный цены мешают выходу региона как на российские, так и на зарубежные рынки туристических услуг.
Туристско-экскурсионные предприятия отмечают низкую рентабельность деятельности и плохие условия для ведения бизнеса. Население не имеет достаточно информации о возможностях регионального туристско-экскурсионного комплекса,
отмечается слабая маркетинговая политика, плохо координируется работа предприятий разного профиля в комплексе, что приводит к высоким рискам. Поэтому турфирмы работают с более прибыльными зарубежными направлениями и слабо заинтересованы раскручивать российские туристские и экскурсионные маршруты [7].
Тем не менее и на рынке туристических и экскурсионных услуг в последнее время наблюдается некоторый интерес к внутреннему и въездному туризму. Внутренний и въездной туризм выгоден для национальной экономики, приносит доход, валюту, налоговые поступления, создает рабочие места, стимулы для развития малого и среднего предпринимательства. Для нашей страны это необходимая диверсификация экономической деятельности. Создание привлекательного внутреннего туристско-экскурсионного регионального продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными экскурсионными услугами, является самой важной задачей развития полноценного туристского рынка.
Туристы края предпочитают пляжный отдых (свыше 30%), но и познавательный отдых с проведением экскурсионных поездок тоже очень востребован и составляет 29%. Любителей санаторного отдыха эксперты насчитали 27%. Опросы показали, что в принципе население России является потенциальным покупателем туристско-экскурсионных услуг Краснодарского края (более половины опрошенных, 58%). Оценка потенциальных трат туристов показывает, что 12% респондентов готовы потратить 5 тыс. руб. на человека, 14% - от 5 до 10 тыс. руб., 11% - до 25 тыс. руб., а более - только 3% от общего числа туристов. Однако стоимость путевок намного превышает пороги возможности потенциальных туристов. А структура расходов свидетельствует, что есть ещё и весьма существенные дополнительные траты. Они составляют свыше 40% от стоимости самой путёвки. Основными дополнительными расходами являются покупки подарков и вещей, экскурсионное обслуживание, развлечения, дополнительное питание. Таким образом, для развития туризма и экскурсионных услуг в крае потребуется снижение цен на сами услуги, а это достижимо только в случае обострения конкуренции и создания благоприятных условий для бизнеса в этой сфере. Позитивное воздействие может оказать и снижение сезонности, т.е. привлечение на отдых туристов в зимний период. Как показывает опыт Болгарии, такую возможность даёт активная работа с социальными учреждениями, больницами, профсоюзными организациями, и не только с национальными, но и зарубежными. Предоставляя качественные, но недорогие услуги, можно расширить границы сезонности и значительно увеличить количество приезжающих на отдых [1].
Краснодарский край должен и может максимально использовать позитивные для себя возможности, возникшие вследствие создавшейся кризисной ситуации в стране (девальвация рубля, санкционные меры, снижение реальных доходов населения, политический кризис в отношениях с Турцией и Египтом и др.). Несмотря на огромные негативные последствия всех этих явлений для страны и регионов в целом, они могут сыграть положительную роль в развитии регионального туристско-рекреационного комплекса и ускорить его развитие [15].
Государственное регулирование отрасли, поддержка малого предпринимательства позволят урегулировать цены, сделать их доступными для отдыхающих, улучшить инфраструктуру комплекса и повысить конкурентоспособность региона на международном уровне.
Литература
1. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 82-95.
2. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края: монография. Краснодар, 2015. 224 с.
3. Биткина И.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона как условие его социально-экономического развития. Автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. М., 2012.
4. Вититнев А.М., Киселева А.А., Конторских А.Л. Управление развитием рынка лечебно-оздоровительного туризма: монография. М.: Инфра-М,. 2016. 158 с.
5. Григорян Ц.А. Государственная оценка туристских услуг // Непрерывное образование взрослых как фактор повышения качества жизни: материалы междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2015. С. 61-69.
6. Григорян Ц.А. Организация и проведение комплексного исследования в сфере туризма по городу-курорту Сочи: отчет о НИР: 23-1-12/13. Сочинский государственный университет; рук. Г.М. Романова, испол. Ц.А. Григорян; [и др.]. Сочи, 2013. 86 с. Гос. рег. от 06.11.2013, № 01201374185.
7. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2010. 304 с.
8. Королева Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 1 (115).
9. Мальцев А.А. Вязовская В.В. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как фактор развития экономики региона // Известия государственного экономического университета. 2012. Т. 39, № 1.
10. Мордовченков Н.В., Рыбаков Р.А. Современный маркетинг в туризме: инфраструктурный аспект: монография. Нижний Новгород, 2010.
11. Овчаров А. О. Туристский комплекс России: тенденции риски, перспективы. М.: Инфра-М, 2009. 280с.
12. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России // Проблемы современной экономики. 2012. № 4 (44).
13. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма в современных условиях: монография. М.: Кнорус, 2015.
14. Шубцова Л.В. Современные подходы к исследованию социально-экономического потенциала региона // Вызовы ХХ1 века: государственное, муниципальное, корпоративное управление: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. К.Н. Бабичев. Ч. 2. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. 247 с.
15. Шубцова Л. В. Современные проблемы управления социальной сферой и пути их решения // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной междунар. науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 года. М.: Юстицинформ, 2015. С. 381-384.
TOURISM SERVICES IN A REGION IN CRISIS AND SANCTIONS
Shubtsova Ludmila, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected].
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Belohvostova Natalia, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
This article represents current tendencies stemming from collapse in the price of oil, devaluation of the national currency, bilateral international sanctions after the accession of Crimea and events in Ukraine, the aggravation of political situation and closure of the main areas of outbound tourism, namely Turkey and Egypt. Such negative situation for the country in whole has some positive aspects of the impact on internal tourism development, especially in regions with favorable climatic conditions and developed material basis for the tourism industry. Primarily Kuban is among these regions. The region for decades has been asserting as a tourism and recreation complex with a unique specialization in sanatorium-and-spa treatment. It has great social and economic potential, developed infrastructure, natural conditions for the international specialization in tourism and for high-quality rest and treatment of Russian citizens. However, the analysis showed that advances in this direction are insufficient. Even with the favorable impact of external factors many development indicators of the region's tourism industry in the pre-crisis time are lower than in 2005. The high cost of services that is beyond reach for many Russian citizens is one of the important obstacles for tourism development. Hotel services and usage of the sports infrastructure in Sochi and Krasnaya Polyana are more expensive than in foreign resorts, but are inferior in services, for example, to Austrian Innsbruck. The state regulation of the tourism industry, definition of the strategic objectives and development of mechanisms to achieve them are in need. Spontaneous development of the complex can cause damage and prevent to use region's temporary factors and advantages in a difficult period for the country.
Keywords: tourism, crisis, regional tourism and recreation complex, state management of tourism
References
1. Berlin S.I., Berlina S.H. Government regulation of recreational services for the population in a turbulence of the environment // Current scientific thought [Sovremennaja nauchnaja mysl']. 2015. № 1. Pp. 82-95.
2. Berlin S.I., Petrov D.V. The concept of increasing the efficiency of the tourism complex of Krasnodar region: a monograph. Krasnodar, 2015. 224 p.
3. Bitkina I.V. Increasing investment attractiveness of a region as a condition of its socio-economic development: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow, 2012.
4. Vititnev A.M., Kiseleva A.A., Kontorskih A.L. Development management of health and wellness tourism market: a monograph. Мoscow: Infra-М. 2016. 158 p.
5. Grigorjan C.A. State estimation of tourism services // Continuing adult education as a factor of improving quality of life [Nepreryvnoe obrazovanie vzroslyh kak faktor povyshenija kachestva zhizni]: Materials of Intern. scientific-practical. conf. Yaroslavl, 2015. Pp. 61-69.
6. Grigorjan C.A. Comprehensive study of tourism in the city-resort of Sochi: a research report: 23-1-12/13. Sochi State University; Sochi, 2013. 86 p. Official registration. from 06.11.2013, № 01201374185.
7. Guljaev V.G. Tourism: Economics and Social Development. Moscow: Finance and Statistics, 2010. 304 p.
8. Koroleva N.V. Current state of tourism development in the Russian Federation // Bulletin of Adygeya State University. Series 5: Economics. 2013. № 1 (115).
9. Mal'cev A.A. Vjazovskaja V.V. Tourism and recreational special economic zones as a development factor of regional economy // Proceedings of State Economic University. [Izvestija gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2012. ^ 39, № 1.
10. Mordovchenkov N.V., Rybakov R.A. Modern marketing in tourism: Infrastructure aspect: a monograph. Nizhny Novgorod, 2010.
11. Ovcharov A.O. Tourism complex of Russia: Trends, risks and prospects. Мoscow: Infra^, 2009. 280 p.
12. Sladkih L.S. Basic development problems of domestic tourism in Russia // Current Economics [Problemy sovremennoj ekonomiki]. 2012. № 4 (44).
13. Chudnovskij A.D. Tourism industry management in modern conditions: a monograph. Moscow: Knorus, 2015.
14. Shubcova L.V. Modern approaches to the studing socio-economic potential of a region // Challenges of the XXI century: State, municipal, and corporate governance [Vyzovy XXI veka: gosudarstvennoe, municipal'noe, korporativnoe upravlenie]: Materials of Intern. scientific-practical. conf./ executive editor K.N. Babichev. Part. 2. Krasnodar: Kuban State. Univ, 2015. 247 p.
15. Shubcova L.V. Management of the social sphere: Modern problems and their solutions // Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 25, 2014. Moscow: Yustitsinform, 2015. Pp. 381-384.