Научная статья на тему 'Развитие туристического комплекса в национальном парке как фактор развития региона'

Развитие туристического комплекса в национальном парке как фактор развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
897
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Созиева З.И.

В статье рассмотрены особенности туристической деятельности на территории национального парка. На основе результатов проведенного автором маркетингового исследования и анализа мировых тенденций развития туризма, предложены общие принципы стратегического управления национальных парков и обоснованы направления развития национального парка «Алания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Созиева З.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туристического комплекса в национальном парке как фактор развития региона»

РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

З. И. СОЗИЕВА, аспирант кафедры менеджмента e-mail: sozieva@mail.ru Северо-Осетинский государственный университет

Рассмотрены особенности туристической деятельности на территории национального парка. На основе результатов проведенного автором маркетингового исследования и анализа мировых тенденций развития туризма предложены общие принципы стратегического управления национальных парков и обоснованы направления развития национального парка «Алания».

Ключевые слова: национальный парк, маркетинговое исследование, тенденции развития туризма, стратегия развития национального парка.

Курортно-рекреационная деятельность представляет важнейшую в стратегическом плане сферу хозяйствования многих регионов Юга России, в том числе и Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания). Согласно Стратегии долгосрочного социально-экономического развития РСО-Алания до 2030 г., наибольший социально-экономический эффект курортно-рекреационная деятельность в Северной Осетии будет приносить в горных территориях. Пример этому — широкое использование горных курортно-рекреационных ресурсов в Италии, Австрии, Швейцарии.

После подписания на Инвестиционном форуме в Сочи (2008 г.) Договора о намерениях по развитию горно-рекреационного комплекса «Мамисон» (общее финансирование 30 млрд руб., что эквивалентно 1,2 млрд долл. по валютному курсу 2008 г.) стало очевидно: развитие курортно-рекреационной деятельности в Северной Осетии имеет не только высокий потенциал, определяемый уникальным сочетанием природных, социально-экономических, историко-культурных факторов, но и реальную перспективу воплощения.

Горный рельеф республики (почти 40 % ее территории расположено в среднегорной и высоко-

горной зонах) является одним из главных факторов развития активных форм горного туризма и экологической рекреации. Особое место в РСО-Алания занимает природный комплекс Горной Дигории, который имеет хорошие условия для организации многопрофильной рекреационной деятельности: туризма, альпинизма, занятий водным слаломом, лечения минеральными водами, охоты, рыбной ловли и т. д. Согласно исследованиям специалистов, в Северной Осетии трудно найти другой такой район, где были бы собраны воедино столь величественные горные хребты, живописные ущелья, крупные ледники, питающие многочисленные реки, сосновые леса и альпийские луга [1]. В Горной Дигории расположен национальный парк «Алания», который является самым «молодым» в Российской Федерации. Он создан постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 225 в Ирафском районе Северной Осетии (площадь — 54,926 тыс. га) для сохранения уникальных природных комплексов региона.

Согласно российскому законодательству, национальными парками являются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и регулируемого туризма. Государственная система национальных парков России начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк «Сочинский» был организован лишь в 1983 г. Для сравнения: первый в мире национальный парк «Йеллоустонский» был создан в США в 1872 г. В настоящее время в мире насчитывается более 2 300 национальных парков. За рубежом национальным паркам отводится главная роль в сохранении природы, генофонда

живых организмов, уникальных ландшафтов и объектов культурного наследия. Доля национальных парков в сравнении со всей площадью охраняемых территорий составляет во Франции, Ирландии, Польше более 75 %; в Канаде, Италии, Швеции, Норвегии — 50—75 % и 25—50 % — в Греции, США, Испании, Швейцарии [4].

В настоящее время в России насчитывается 35 национальных парков общей площадью 6 546,5 тыс. га, что составляет около 38 % территории страны. Однако до недавнего времени национальные парки России рассматривались преимущественно в природно-экологическом контексте федеральных законов «Об охране окружающей среды» (1991 г.) и «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Согласно этим законам, особо охраняемые природные территории (ООПТ) — заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады и др. — это участки земли, водной поверхности и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.

С принятием Стратегии управления национальными парками России (2005 г.) ситуация начала постепенно меняться. В Стратегии управления национальными парками России понятие туризма в ООПТ было вынесено разработчиками за рамки контекста экологического просвещения, т. е. туризм стал рассматриваться более широко — как одна из наиболее перспективных отраслей местной экономики, в устойчивом развитии которой заинтересованы различные стороны, а именно: государственные органы управления национальными парками, органы управления различных уровней публичной власти, специализированные коммерческие структуры, а также местное население.

Такое понимание туризма на территории национального парка предполагает необходимость более высокой координации действий по его развитию между вовлеченными в этот процесс сторонами, с тем чтобы максимально реализовать туристс-ко-рекреационный потенциал этих уникальных природных территорий и достичь благоприятного социально-экономического результата.

На территории национального парка «Алания» в настоящий момент действует сеть рекреационных учреждений. Это две туристические базы: «Диго-рия» и «Дзинага»; три профилактория: «Севосе-

тинавтодор», «Ростсельмаш» и профилакторий Таганрогского радиотехнического института. Все туристско-рекреационные объекты рассчитаны на разное количество отдыхающих, общее число мест в них — более 1 500.

Все эти учреждения имеют, в основном, сезонный характер деятельности. Для них характерна переполненность с мая по сентябрь и «мертвый» сезон с октября по апрель. Лишь небольшое количество постоянных клиентов (в основном из Ростовской области) приезжают сюда в зимний период покататься на горных лыжах.

Причинами «мертвого» сезона в национальном парке являются инфраструктурные ограничения. Во-первых, в Горную Дигорию ведет единственная дорога, по которой едва могут разъехаться встречные автомобили. В зимний период здесь нередки снежные завалы.

Вторая причина — это отсутствие комфортных условий проживания на туристических объектах в холодное время года (частые отключения электроэнергии, высокий физический и моральный износ систем водоснабжения и канализации).

Третья причина состоит в недостаточности оборудования лыжных трасс необходимыми для их безопасной эксплуатации элементами.

Летний период характеризуется гораздо большим числом отдыхающих. Основная масса—жители РСО-Алания (65 %), 35 % — туристы и альпинисты, приезжающие на спортивные сборы из других регионов России и республик ближнего зарубежья.

На территории национального парка имеются различные по сложности экскурсионно-туристи-ческие, альпинистские и горнолыжные маршруты. Особо популярными из них являются маршруты через перевалы Гурзиавцаг (Фастаг), Гебиавцаг, Таймази, Бартуй (южный), Иагардор.

В 2005 г. сотрудниками парка окончено описание (впервые в республике) шести экологических троп, которые послужат основой для развития здесь экологического туризма. Ранее в 2001 г. завершена разработка биогеографических основ функционального зонирования (в целом различные зоны парка должны ориентироваться на свой баланс охраны и разумного природопользования) [2].

Множество объектов истории, культуры, архитектуры и быта коренного народа имеют как местное, так и федеральное и мировое значение. Это аланские могильники (У—1Х вв.) в с. Кумбул-та, Донифарс, Лесгор, Галиат, древние святилища, высокогорные смотровые башни и др. Все они составляют основу для научного и познавательного

туризма. Среди особо ценных природных объектов в национальном парке «Алания» выделяются Караугомский ледник, озера Микелай, Гуларские, Бартуйское и др., многочисленные водопады, минеральные источники, альпийские луга и др. [3].

Организация же условий быта и досуга посетителей парка на протяжении десятилетия оставляет желать лучшего. Проблема состоит в отсутствии единого руководства туристической деятельностью на территории парка. Сейчас решением этих вопросов занимаются представители администрации каждого из туристических объектов. Видимых сдвигов в работе руководства самого национального парка «Алания» по организации, обустройству и улучшению функционирования туристических объектов и всего парка в целом пока не наблюдается, хотя именно администрация парка должна определять направления его развития, способствовать росту конкурентоспособности парка как объекта регионального туризма.

Проблемы национального парка напрямую связаны с несовершенством системы управления, и прежде всего отсутствием компетентных специалистов в области стратегического и оперативного менеджмента. Пока нет профессионального подхода к формированию туристского предложения, его продвижению на рынке; обеспечению высокого уровня обслуживания посетителей; активизации предпринимательской активности местного населения; налаживанию партнерских отношений со специализированными инвестиционными структурами, а также с местными и региональными органами власти.

Поскольку развитие туризма и рекреации сопряжено с более интенсивным природопользованием, этот процесс потребует от руководства национального парка более эффективного использования существующих правовых и других механизмов защиты окружающей среды.

Важность развития туристической отрасли обусловлена современными мировыми тенденциями, к числу которых можно отнести:

1. Непрерывный рост. Современная индустрия туризма является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. С конца 1950-х гг. отмечается непрерывный рост туриндустрии. Буквально за 20 лет, прежде всего благодаря бурному развитию и совершенствованию всех видов транспорта, туризм превратился в ключевую отрасль мировой торговли. В последние 16 лет ежегодный рост отрасли составлял 9 %, т. е. ее объемы удваивались каждые

8 лет. По прогнозам агентства Евромониторинг, в течение 5—8 лет общее количество туристов в мире может достичь миллиарда человек [6].

2. Высокую доходность. Доходы от туризма в мировом экспорте товаров и услуг занимают 2-е место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов. Среднемировой уровень дохода от одной туристической поездки к 2000 г. составил 680 долл. США [5]. В 2007 г. среднестатистический турист приносил доход в 740 долл. США.

3. Источник пополнения местных бюджетов. Статистика свидетельствует, что около трети общих расходов туристов идет на питание и проживание, 25 % — на покупку местных изделий, 15 % забирают местные разъезды, на развлечения и прочие услуги идет не более 10 % общих расходов. Турфирмы за свои услуги берут в общей сложности 10 — 30 % от стоимости тура. Таким образом, до 90 % всех средств, потраченных туристами во время путешествия, как правило, остаются на местах [7].

4. Источник появления новых рабочих мест. На долю туриндустрии приходится 35 % мировой торговли услугами. Туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости. Приблизительно каждый 6-й местный житель прямо или косвенно занят в этой сфере. Для территории это означает создание новых рабочих мест и возможность дополнительной занятости [5].

Таким образом, развитие туризма в границах национального парка «Алания» будет способствовать диверсификации хозяйственной деятельности региона и большей занятости местного населения. Кроме того, частному предпринимательству региона будут открыты новые перспективы для развития бизнеса.

В 2008 г. среди отдыхающих турбазы «Дигория», где под руководством экологического клуба «Ковчег» регулярно организуется экологический студенческий лагерь, было проведено анкетирование для оценки возможных перспектив туристической деятельности на территории национального парка «Алания». В опросе приняли участие 102 студента шести вузов республики в возрасте от 18 до 25 лет.

Исследование имело двоякую цель:

1) изучение уникальности и потребительских свойств турпродукта национального парка (с выяснением его соответствия спросу, выделением особых свойств или черт, имеющих особую притягательную силу);

2) выявление потребительских предпочтений туристов, что напрямую влияет на посещаемость национального парка.

При ответе на вопрос: Какие эмоции у вас возникают при упоминании о национальном парке «Алания ? — 90 % опрошенных отметили положительные эмоции; 8 % — смешанные чувства; 2 % опрошенных ответили, что никаких эмоций не испытывают.

Отвечая на вопрос: Что особенно запомнилось за неделю пребывания в экологическом лагере ?—50 % опрошенных ответили, что больше всего им запомнились походы, 47 % — обеды и вечерние мероприятия, 3 % — упомянули легенды о Горной Дигории.

Вопрос: Как вы оцениваете условия проживания в экологическом лагере ?—разделил всех участников опроса на 3 группы: 52 % опрошенных оценили условия проживания в летнем экологическом лагере как отличные, 35 % — как хорошие, 16 % — как удовлетворительные.

При ответе на вопрос: Оцените организацию работы лагеря по характеристикам в порядке убывания (от большего балла к меньшему) — большинство опрашиваемых поставили на первый план уровень проживания (несмотря на далекие от комфорта бытовые условия), затем — место расположения лагеря, третий пункт — экологическое просвещение и последнее — экскурсионное обслуживание.

Главным достоинством экологического лагеря 44 % опрошенных назвали сам факт его существования; 27 % — живописную местность; 10 % — вкусную еду; 13 % опрошенных отметили встречи с интересными людьми (учеными, журналистами, музыкантами); 6 % респондентов однозначно ответить затруднились.

На предложение закончить фразу: Главная достопримечательность национального парка «Алания» — это... — основная часть опрашиваемых указала на живописность месторасположения, девственность природы, уникальность памятников природы, истории и архитектуры.

Практически единогласно, по мнению представителей экологического лагеря, туризм и экологическое просвещение способствуют сохранению окружающей природной среды. Около 70 % опрошенных отметили пагубное воздействие «дикого» туризма на охраняемую природную территорию, 13 % отметили, что часть территории национального парка вообще не должна посещаться туристами в целях сохранения уникальности этих мест.

Вопрос: Каково ваше мнение об экологическом лагере?—дал только положительные ответы. Участники отметили необходимость таких мероприятий для формирования экологического сознания молодежи, ознакомления с родным краем, духовного и физического оздоровления.

Большинство участников экологического лагеря воспринимают национальный парк «Алания» и экологический лагерь как единое целое и сходятся во мнении о необходимости дальнейшего развития национального парка.

Пожелания в области сохранения природного и историко-культурного наследия национального парка были следующими:

1) усилить охрану территории от непрошеных гостей и туристов- «дикарей»;

2) чаще проводить экологические десанты, особенно вблизи турбаз и мест частого пребывания туристов;

3) увеличить количество информационных щитов, призывающих беречь природу и памятники истории;

4) развернуть рекламную компанию национального парка «Алания», искать спонсоров для привлечения средств на реставрацию и сохранение историко-культурного наследия.

При ответе на вопрос: Что вы изменили бы в организации экологического лагеря? — допускалось несколько вариантов ответов. Многие первым пунктом назвали продление срока пребывания в лагере (80 %). Увеличить количество экологических игр и бесед пожелали 40 %. Улучшить некоторые условия проживания в лагере предложили 75 %. Встречи с интересными людьми и музыкантами запомнились всем: 100 % опрошенных предложили проводить эти встречи чаще; 6 % предложили производить отбор претендентов в лагерь при помощи проведения различных тематических конкурсов; 15 % опрошенных хотят в будущем видеть в программе более длительные походы; 10 % респондентов предложили ввести в состав руководителей эколагеря помимо действующих специалистов в области экопросвещения, географии, ботаники, биологии, этнографии еще медика и инструктора по горному туризму.

Хотя маркетинговое исследование проводилось не на всей территории национального парка, а лишь на территории экологического лагеря турбазы «Дигория», полученные результаты и их анализ могут быть полезны в последующем для организации туристской деятельности на всей отведенной для этого территории парка.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1) качество и условия проживания туристов (комфорт и бытовое обслуживание);

2) обеспечение безопасности туристов и отдыхающих;

3) качество экскурсионного обслуживания;

4) информационное обеспечение экскурсантов;

5) экологическое просвещение;

6) увеличение видов развлечений (для любого возраста и вкуса).

Эти рекомендации основаны как на результатах опроса, так и на имеющемся в других странах опыте успешной организации туристской деятельности в национальных парках. Учитывая пожелания по организации бытовых услуг, проведению досуга, а также сохранению природного и историко-культурного наследия национального парка, необходимо разработать стратегию развития национального парка «Алания», в основу которой положить основные принципы:

• широкое внедрение механизмов совместного со всеми заинтересованными сторонами управления туризмом на территории национального парка (в целях открытия доступа к новым ресурсам и возможностям, обеспечения учета интересов заинтересованных сторон, формирования комплексного подхода к решению проблем территории);

• обеспечение прозрачности политики национального парка в сфере туризма и готовность к сотрудничеству;

• внедрение эффективной системы управления туристскими потоками на территории национального парка (прием посетителей, информационные услуги, экскурсионно-познаватель-ная программа, контроль за числом посетителей и их поведением на природе, обеспечение правопорядка, безопасности, предоставление услуг гидов-проводников, природоохранное благоустройство территории и т. д.);

• применение системы маркетинга при территориальном и проектном планировании объектов и элементов обустройства в рекреационной зоне и зоне познавательного туризма, а также при разработке стратегии перспективного развития территории, формировании туристского предложения, организации обслуживания посетителей и т. п.;

• повышение рекреационной и инвестиционной привлекательности территории;

• пошаговое развитие туризма на территории национального парка с максимальной опорой на существующие ресурсы и возможности;

• кадровое обеспечение стратегии развития регулируемого туризма и отдыха;

• опора на предпринимательские инициативы в сфере развития туризма.

На федеральном уровне поддержка развития туризма на территории национальных парков России может выражаться в следующих действиях:

1) дальнейшая законодательная и государственная поддержка туризма. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать положения земельного законодательства в части арендных отношений как на землях, принадлежащих национальным паркам, так и включенных в их границы без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

2) разработка нормативов (например, норм предельно допустимой антропогенной нагрузки, системы взимания платы за вход и услуги, оказываемые национальными парками, предельные размеры этих платежей и т. д.), облегчающих организацию регулируемого туризма и отдыха;

3) маркетинг и продвижение турпродуктов отдельных национальных парков и их групп на внутреннем и внешнем рынках;

4) разработка системы подготовки и обучения персонала, отвечающего за организацию регулированного туризма и отдыха в национальных парках. Очень полезно предусмотреть в этой системе обучения и повышения квалификации участие партнеров национальных парков на региональном уровне: чиновников, представителей общественности и других заинтересованных сторон;

5) разработка механизмов брендинга, обеспечивающего узнаваемость национальных парков России, их природоохранного и рекреационного назначения.

Однако эти факторы представляют собой необходимые, но недостаточные предпосылки для формирования эффективной туристско-рекреационной деятельности региона. Важные факторы, помимо продуманной, тщательно выверенной стратегии развития национального парка «Алания», — создание адекватного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, на территории которых расположены парки, включая организационно-управленческие и финансово-экономические составляющие, а также эффективную экономическую политику региональных органов государственной власти. Только при реализации целостной системы мер регионального и местного управления может существенно улучшиться инвестиционный климат в туристско-рекреаци-онном комплексе региона, что будет способствовать росту количества туристических объектов и туристских потоков, увеличению количества рабочих мест в туристско-оздоровительном секторе региона, а также бюджетных доходов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бероев Б. М. Основные этапы формирования и особенности управления территориальными рекреационными системами горного типа. Владикавказ: Изд-во ИР, 2002.

2. Бучукури Р. Г., Веймберг П. Й, Попов К. П. / Р. Г. Бучукури, П. Й. Веймберг, К. П. Попов — Отчет о разработке биогеографических основ функционального зонирования в национальном парке «Алания» за 2000—2001 гг.: Архив КПР по РСО-А.

3. Дряев М. Р. Территориальная организация рекреационного комплекса Республики Северная

Осетия-Алания /М. Р. Дряев: дис. на соис. уч. степ. географ. наук. СПб., 1998.

4. Национальный парк «Алания»: Сборник научных трудов/ Под ред. Х. Х. Макоева. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004.

5. Особая экономическая зона "Байкал" . URL: http://az-kozin. narod. ru/zone/new_page_2.html

6. Статистика европейских стран. М. : Госкомстат, 2006.

7. Туристско-рекреационный комплекс. URL: http://www. rata. spb. ru/rspti/turizm-r. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.