Научная статья на тему 'Развитие транспортного комплекса республики Саха (Якутия): перспективы кадрового обеспечения отрасли'

Развитие транспортного комплекса республики Саха (Якутия): перспективы кадрового обеспечения отрасли Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАУКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ноева Е.Е.

Развитие транспортной инфраструктуры требует обеспечения данной отрасли квалифицированными кадрами. В Республике Саха (Якутия) нет специализированных высших учебных заведений. Институт транспорта на территории РС(Я) мог бы стать структурой, содержанием деятельности которой будет являться обучение кадров высшей квалификации для отраслей транспорта и научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортного комплекса республики Саха (Якутия): перспективы кадрового обеспечения отрасли»

Региональная экономика

129

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛИ

© Ноева E.E.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Развитие транспортной инфраструктуры требует обеспечения данной отрасли квалифицированными кадрами. В Республике Саха (Якутия) нет специализированных высших учебных заведений. Институт транспорта на территории РС(Я) мог бы стать структурой, содержанием деятельности которой будет являться обучение кадров высшей квалификации для отраслей транспорта и научных исследований.

Ключевые слова транспортный комплекс, стратегия развития, прогнозирование, экономика, предпринимательство, наука, кадровое обеспечение, институт транспорта.

Серьезной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие российских северных регионов, является неразвитая транспортная инфраструктура. Эффективное функционирование транспортного комплекса на Севере является необходимым условием роста экономики и освоения его уникальных природных ресурсов, улучшения условий и уровня жизни населения и укрепления национальной безопасности России. Кроме того, усиление транспортной доступности связывает районы северной периферии в сетевые структуры, создавая благоприятные условия для формирования промышленных, инновационных кластеров на Севере и реализации кластерной политики.

По-прежнему остается ряд нерешенных проблем, затрудняющих развитие малого и среднего предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия). Они связаны, в значительной мере, с высокой себестоимостью местной продукции, что снижает ее конкурентоспособность, сдерживая развитие местного производства. Среди основных причин, влияющих на себестоимость, можно выделить высокие тарифы на энергоресурсы, ограниченный рынок сбыта, слабую развитость республиканской сырьевой базы и отдаленность поставщиков сырья. Таким образом, отдаленность и труднодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводит к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта [2].

На сегодняшний день принят и реализуется ряд решений, направленных на преодоление сложившейся ситуации. Создаются реальные возможности

Старший преподаватель кафедры Маркетинга и экономики.

130 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

для дальнейшего формирования транспортной сети на территории Республики Саха (Якутия), интеграции Республики в общероссийскую транспортную систему. Одним из недавних документов, определяющих перспективные направления для северных территорий, является «Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [3]. Согласно Стратегии, Республика Саха (Якутия) находится на пороге нового этапа, который охарактеризуется опережающим развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, ростом инвестиционной активности, улучшением предпринимательского климата.

Строительство железнодорожной магистрали от Транссиба до Магадана, автомобильной магистрали от Иркутской области до Магадана, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, ряд других крупных проектов межрегионального значения позволят создать внешние стимулы для развития экономики Республики, определяющие направление будущего устойчивого роста.

К факторам, определяющим потенциальный рост производства в Республике Саха (Якутия), относятся: выгодное географическое положение на пересечении путей между Азией, Европой и Америкой, создающее транспортно-транзитный потенциал Республики; наличие крупных научных и образовательных центров; высокий образовательный уровень населения. В то же время реальные возможности реализации имеющегося в регионе потенциала ограничиваются отсутствием необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающим изолированность Республики от транспортных магистралей и слабую внутреннюю доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора [3]. Планируемое развитие транспортной инфраструктуры республики позволит усилить конкурентные позиции основных предприятий, в первую очередь работающих в алмазно-бриллиантовом комплексе, а также в нефте- и газодобывающей промышленности, а также обеспечит существенное улучшение состояния потребительского рынка региона. Объемы инвестиций в экономику РС(Я) будут определять возможности развития транспортной и энергетической инфраструктуры, что, в свою очередь, позволит создать условия для реализации новых проектов освоения природных ресурсов.

Планируется стимулирование развития малого бизнеса, чья роль в обеспечении занятости населения, а также вклад в ВРП будут неуклонно возрастать. В течение прогнозного периода (до 2020 г.) преобладающая доля инвестиций из бюджетных источников будет направляться на строительство транспортных коммуникаций, а также в сферу нерыночных услуг, охватываемых реализуемыми общенациональными проектами, что обеспечит ускоренный рост ввода в эксплуатацию коммунальных сетей, объектов здравоохранения и образования.

Однако, темпы реализации экономических проектов и развития транспортного комплекса значительно опережают подготовку кадров. На предприятиях транспортного комплекса и связи в Республике Саха (Якутия) по данным на 2010 г. было задействовано 22 544 человека, из них высшее обра-

Региональная экономика

131

зование имели 4 759 человек, что составило 21,1 %. Специалистов со средним специальным образованием на предприятиях транспортного комплекса и связи насчитывалось 7 252 человека - 32,3 % от общей численности, а 3 955 работников имели начальное профессиональное образование [1]. При этом реальная потребность в кадрах к 2014 году составляет уже около 1600 человек. Согласно расчетам, в целом дополнительная потребность в кадрах по отраслям «Транспорт» и «Связь» на ближайший период в среднем составит 920 человек в год. Дополнительная потребность в персонале с высшим образованием с учетом естественного выбытия предполагается в среднем в количестве свыше 200 человек ежегодно, потребность в персонале со средним профессиональным образованием, согласно прогнозам, составит около 300 человек. Основными проблемами, которые требуют системной подготовки специалистов, являются, кроме естественных изменений возрастной структуры, также необходимость освоения новых современных видов транспорта, модернизированных транспортных средств.

Подготовка кадров для транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) проводится в следующих учебных заведениях [1]:

Для воздушного транспорта: в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, Санкт-Петербургской академии гражданской авиации, Ульяновском высшем училище гражданской авиации, Красноярском авиационно-техническом колледже гражданской авиации, Иркутском авиационно-техническом колледже, Омском летно-техническом колледже, Якутском авиационном техническом училище гражданской авиации (колледж) - филиала ФГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Для водного и морского транспорта: в Новосибирской государственной академии водного транспорта, Государственной морской академии им. С.О. Макарова, Морском государственном университете им. ГИ. Невельского, Якутском командном речном училище (филиал) ФГУ ВПО Новосибирской академии водного транспорта.

Для железнодорожного транспорта: в Сибирском государственном университете путей сообщения, Дальневосточном государственном университете путей сообщения, Тындинском техникуме железнодорожного хозяйства, Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта, Иркутском техникуме железнодорожного транспорта, ГБУ РС(Я) «Транспортный техникум» в п. Нижний Бестях (открыт в 2011 г.).

Для автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: в Сибирском автомобильно-дорожном институте, Красноярском государственном техническом университете, Иркутском государственном техническом университете, Хабаровском государственном техническом университете, Якутском лицее автомобильного транспорта.

Для отрасли «связь»: в Сибирской государственной академии телекоммуникаций и информатики, Томском университете систем управления и ра-

132 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

диоэлектроники, Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Якутском колледже телекоммуникаций, связи и информационных технологий.

На сегодняшний день за пределами республики обучается более 600 студентов, чья дальнейшая профессиональная деятельность будет связана с транспортом и коммуникациями [5]. Для решения вопроса подготовки кадров необходимо не только сотрудничать с учебными заведениями за пределами республики, но и содействовать повышению качества системной подготовки по транспортным специальностям в республиканских учебных заведениях профессионального образования.

Развитие профессионального образования в области подготовки специалистов для транспортной отрасли в РС(Я) планируется осуществлять по следующим направлениям [5]:

- внедрение новых обучающих технологий, подготовка по новым профессиям и специальностям среднего, высшего профессионального образования в соответствии со спросом на рынке труда;

- открытие новых специальностей в соответствии с приоритетными направлениями развития транспортного комплекса;

- использование новых технологий в образовательном процессе.

Наметившиеся в последнее время перспективы в решении кадровых

проблем сдерживаются отсутствием в республике научно-технической исследовательской базы, способной определять пути развития транспортных технологий в специфических условиях северного климата, способствовать самостоятельному решению проблем, которые неизбежно возникнут в процессе развития транспортного комплекса республики. Долгосрочные стратегические цели развития данной отрасли на территории РС(Я) и вообще в условиях Севера и Арктики диктуют необходимость создания уже сегодня научной базы, ориентированной на решение проблем, которые будут возникать в данной отрасли по мере ее создания, функционирования и развития. Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) определяются отрасли, где возможны разработка и внедрение новых технологий, инновационное предпринимательство, а присутствие малого и среднего бизнеса должно быть увеличено. К таким отраслям отнесен транспорт, а также связанное с ним сервисное и логистическое обслуживание, ремонт и содержание дорог, связь, туризм, гостиничный бизнес и др. [4].

Стратегические программы, определяющие перспективное развитие северных территорий диктуют необходимость создания на территории РС(Я) собственного учреждения высшего профессионального образования (скорее всего в качестве структурного подразделения на базе ведущего вуза республики - Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова), которое будет готовить специалистов, ориентированных на обеспечение потребностей транспортного комплекса с учетом специфических особенностей северного региона. Интенсивное развитие наземных транспортных ком-

Региональная экономика

133

муникаций Республики Саха (Якутия) способно значительно повлиять на уровень и качество жизни населения, стимулировать бизнес-процессы, изменить имидж данной территории. Всё это требует глубокого изучения транспортно-технологических и экономических явлений, обучения специалистов и разработки научно обоснованной нормативно-законодательной базы.

Институт транспорта, который в перспективе необходимо будет создать в РС(Я), сможет стать авангардной научной и образовательной структурой, содержанием деятельности которой будет разработка инновационных технологий для транспортного комплекса региона, обучение кадров высшей квалификации для отраслей транспорта и научных исследований.

Список литературы:

1. Итоги развития транспортного комплекса РС(Я) за 2010 г. // Отчет Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2011. - 69 с.

2. Ноева Е.Е. Государственное регулирование развития инновационного предпринимательства в республике Саха (Якутия) // «Современная Россия в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы». Сборник статей VI-й Всероссийской НПК. - Волгоград; М.: ООО «Планета», 2013. - С. 53-57.

3. «Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Утверждена Президентом РФ 20.02.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/1729879.html.

4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия). Стратегические перспективы до 2025 года и основные направления до 2030 года. Проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru/node/10791.

5. Сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru/mintrans.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СУБСИДИРОВАНИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

© Увайсаева А.Г.*

Чеченский государственный университет, г. Грозный

В данной статье предпринята попытка определить основные недостатки в развитии агропромышленного комплекса, пути повышения ка-

Начальник отдела трудоустройства выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.