Научная статья на тему 'Развитие транспортно-логистического сектора Германии'

Развитие транспортно-логистического сектора Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1951
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР (ТЛС) ГЕРМАНИИ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ДОХОДЫ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапцева Екатерина Викторовна

Дана оценка экономической роли транспортно-логистического сектора Германии. Проанализированы факторы его развития, доходы транспортных компаний. Оценены инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры Германии. Обоснованы критерии оценки эффективности транспортной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортно-логистического сектора Германии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6 (221).

Экономика. Вып. 31. С. 87-90.

Е. В. Потапцева

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ГЕРМАНИИ

Дана оценка экономической роли транспортно-логистического сектора Германии. Проанализированы факторы его развития, доходы транспортных компаний. Оценены инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры Германии. Обоснованы критерии оценки эффективности транспортной политики.

Ключевые слова: транспортно-логистический сектор (ТЛС) Германии, транспортная политика, инвестиции в транспортную инфраструктуру, внешняя среда, доходы транспортных компаний.

Транспортно-логистическое сообщение в Германии является одним из наиболее развитых в Европе. Помимо постоянного предложения новых рабочих мест, обеспечения мобильности, транспортная логистика выступает важным фактором роста благосостояния и качества жизни немецких граждан, а в рамках глобальной конкуренции обеспечивает Германии важные конкурентные преимущества, создает условия роста предпринимательской активности. Помимо этого, заметим, обладает колоссальным потенциалом саморазвития.

Миссию транспортного сообщения и логистики в Германии выражает следующий тезис: «мобильность людей, грузов, услуг есть мотор для роста экономики и занятости». Современная транспортная политика Германии акцентирована на соблюдение трех принципиальных требований:

- экономическое развитие: ТЛС должен приводить к росту благосостояния населения и конкурентоспособности страны, а также повышать занятость населения;

- экологическое развитие: ТЛС не должен ухудшать качество жизни населения и последующих поколений;

- социальное развитие: ТЛС имеет высокое социальное значение, поскольку должен повышать мобильность граждан, их безопасность и достойные условия труда.

У транспортной политики Германии три основных направления:

1) рост мобильности населения;

2) создание и поддержание условий конкуренции для транспортных компаний;

3) развитие транспортной инфраструктуры страны и интеграция в транспортные системы других стран.

Отметим, транспорт и логистика играет существенную роль в формировании доходной части бюджета страны, в том числе за счет оказания

значительного объема транспортных услуг при выполнении экспортных операций. Так, доля затрат на перемещение экспортной продукции во внешнеэкономическом обороте Германии с 1995 по 2006 г. повысилась с 16 до 23 %. При этом одновременно происходил и рост объема импортируемых товаров — полуфабрикатов, материалов, нефти, газа и пр.

Можно привести другие цифры, говорящие о том, какое место занимает транспорт и логистика как в экономике Германии, так и в ЕС.

В транспортно-логистическом секторе занято 2,6 млн чел., причем сектор динамично развивается, с каждым годом требуя все больше рабочей силы.

Оборот ТЛС по 27 странам ЕС, включая Норвегию и Швейцарию, в 2006 г. составил 836 млрд евро (это третий по значению в европейском хозяйстве сектор экономики после строительства, производства продуктов питания и автомобилестроения). На европейском рынке транспортных перевозок на Германию приходится 21 %, что при обороте в 189 млрд евро делает ее самым значительным игроком на этом рынке.

Доходы транспортных компаний в Германии ежегодно увеличиваются на 8,7 %. В табл. 1 представлены доходы транспортных компаний по различным направлениям. При этом наблюдается рост доходов по всем видам транспорта. Так, в частности, морские перевозки выросли в 2008 г. по сравнению с 2005 г. на 57 %, и только доходы компаний, занимающихся речными грузоперевозками, увеличились незначительно — на 4,27 %.

На рис. 1 представлена структура доходов транспортных компаний в Германии за последние четыре года.

Правительство Германии обосновано считает, что, несмотря на рост доходов транспортных компаний, существуют вызовы внешней среды, которые необходимо учитывать при разработке

Таблица 1

Доходы транспортных компаний, млн евро

Вид транспорта 2005 2006 2007 2008

Сухопутный транспорт: 68 860 79 000 84 770 87 500

железнодорожный 19 450 24 630 27 290 -

общественный 13 470 13 970 13 870 -

автомобильные грузовые перевозки 35 130 37 440 40 460 -

трубопроводный 810 2 960 3 150 -

Судоходство: 16 270 18 030 22 130 24 560

речное 1 870 1 950 2 020 1 950

морское 14 400 16 080 20 110 22 610

Авиасообщение 25 500 27 880 29 400 29 650

Прочий транспорт 81 691 86 950 94 951 98 290

Итого 192 320 211 860 231 250 240 000

Годы ^1 2008

2007

2006

2005

1 Сухопутный транспорт

2 Судоходство

3 Авиасообщение

4 Прочий транспорт

0 50 000 100 000 млн евро

Рис. 1. Доходы транспортных компаний по видам транспорта

транспортной стратегии. При этом внимание обращено на следующие условия.

Увеличение потребности в перевозках и транспортном сообщении вследствие глобализации и роста разделения труда. Это требует увеличения пропускной способности дорог. С другой стороны, уже сегодня в Европе наблюдается конфликт между личным транспортом и грузовыми перевозками, что порождает пробки на дорогах. Тем самым ограничивается мобильность людей, товаров, услуг.

Защита окружающей среды. Транспорт — это основной «производитель» СО2 и шума. Поэтому так важно повышение эффективности использования транспортных средств и снижения вреда, наносимого транспортом окружающей среде.

Демографические изменения ведут к перераспределению транспортных потоков, что необходимо учитывать при решении задач дальнейшего развития транспортной инфраструктуры.

Изменение условий труда и повышение требований к квалификации работников. Так, например, в Германии в 2004 г. 44 % занятых в ТЛС не имели профильного образования. При этом учитывается, что работники являются ключевым фактором в развитии ТЛС и поддержании его конкурентоспособности. Поэтому повышение требований к их квалификации неизбежно, что накладывает свой отпечаток на характер отношений и конкуренции рабочей силы с другими секторами экономики.

Безопасность. Повышение требований к безопасности перемещения товаров и людей является условием развития международной кооперации, но одновременно заставляет обратить внимание на необходимость снижения бюрократических издержек.

Вместе с тем, несмотря на то, что ТЛС страны активно развивается, усиление европейской интеграции и изменения, происходящие во внеш-

I

ней среде, потребовали пересмотра транспортной политики в Германии. Отчасти это нашло свое отражение в реализации крупных инвестиционных планов развития транспортной инфраструктуры.

В табл. 2 и 3 представлен объем капитальных вложений в развитие транспортных средств и оснащение ими транспортной системы Гер -мании за почти два десятилетия. Из табл. 21 видно, что средства, выделяемые на развитие всех видов транспорта, существенно выросли (увеличение составило 50 %). Однако инвестиции в железнодорожный транспорт и воздушное сообщение сократились (рис. 2).

В табл. 32 приведены данные об инвестициях в оснащение транспортной системы Германии. Обращает на себя внимание, что доля инвестиций в развитие государственной зоны транспортного сообщения составляет 20,25 % от всех вложений.

Из приведенных данных можно сделать заключение о некоторых важнейших приоритетах национальной транспортной политики Германии. В частности предусматривается:

- дальнейшее развитие транспортной системы в Восточной Германии;

- совершенствование сети автомобильных дорог в направлении повышения ее экологической

Таблица2

Валовые капитальные вложения в развитие транспортных средств, млн евро

(в сопоставимых ценах)

Транспорт 1991 1995 2000 2005 2006 2007 2008

Железные дороги 1 958 895 1 069 1 094 985 831 1 005

Судоходство 1 076 1 488 2 577 2 820 4 872 4 880 4 675

Прочий транспорт: 5 144 4 167 6 739 6 430 6 560 6 555 6 455

- общественный транспорт: 1 309 1 493 1 631 1 790 1 800 1 705 1 695

железнодорожный рельсовый 297 706 404 400 400 325 325

подвижной состав (S-Bahn, U-Bahn, Strassenbahn)

прочие транспортные средства 1 012 844 1 227 1 390 1 400 1 380 1 370

- грузовые автомобильные пере- 2 301 1 360 3 267 3 300 3 400 3 500 3 400

возки

- авиакомпании 1 534 854 1 841 1 340 1 360 1 350 1 360

- аэропорты - - - - - - -

- трубопроводный транспорт - - - - - - -

Итого 8 178 6 539 10 384 10 344 12 417 12 266 12 135

Таблица 3

Капитальные вложения в оснащение транспортной системы Германии, млн евро

(в сопоставимых ценах)

Транспортная инфраструктура 1991 1995 2000 2005 2006 2007 2008

Железная дорога 383 532 276 572 499 495 520

Судоходство 141 120 276 155 181 188 183

Прочий транспорт: 611 552 706 621 641 666 636

общественный транспорт 97 118 128 120 110 95 95

автомобильные грузовые перевозки 169 138 235 200 200 210 200

авиакомпании 174 97 123 110 170 200 200

аэропорты 128 143 159 150 80 70 80

трубопроводный транспорт 43 56 61 61 61 61 61

Государственная зона транспортного сообщения: 286 299 350 320 330 330 340

улицы и мосты 256 245 279 250 260 260 260

водные пути и артерии 31 54 72 70 70 70 80

Итого 1 421 1 503 1 608 1 668 1 651 1 679 1 679

1 Verkehr in Zahlen 2009/2010 (38. Jahrgang). Herausgeber: 2 Ibid. P. 2S-29.

Bundesministerium fur Verkehr, Bau und Stadtentwicklung,

2009. P. 26-27.

н

&

0 с

1 о I? &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь о

ё ж

Ё §

і р а о

« 5 § &

ь

о

о

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

0

1 Воздушный транспорт

2 Водный транспорт

3 Автомобильный транспорт

4 Железнодорожный рельсовый подвижной состав

1991 1995 2000 2005 2006 2007 2008 Рис. 2. Структура инвестиций в развитие транспортных средств в Германии

безопасности, создания условий для снижения шума;

- создание комплексной системы взаимодействия различных видов транспорта, обеспечивающей наиболее полное использование их возможностей;

- повышение пропускной способности воздушного транспорта.

Следует отметить, что все перечисленные приоритеты национальной транспортной политики заявлены к реализации с учетом требований социальной и экономической эффективности, экономии энергоресурсов, а также интересов регионального и местного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.