Научная статья на тему 'Развитие теории управления государственно-частными партнерствами на уровне региона'

Развитие теории управления государственно-частными партнерствами на уровне региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Н.В., Хайкин В.З.

Проблема повышения эффективности управления интегрированными структурами, в том числе с участием государства, в настоящее время становится очень актуальной. В статье дается анализ особенностей корпоративного управления государственно-частными партнерствами,делается вывод о том, что модернизация экономики тесно взаимосвязана с созданием экономических систем с государственным участием и финансированием за счет бюджетных средств инновационных проектов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие теории управления государственно-частными партнерствами на уровне региона»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 65.01.005

развитие теории управления государственно-частными партнерствам и

на уровне региона*

н. В. ГородноВА, доктор экономических наук, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности E-mail: qorodnova243@mail. ru Уральский федеральный университет имени первого Президента россии Б. н. Ельцина

В. З. ХАЙКин, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора оао «Корпорация «АФК»

Е-mail: khaykin@mail. ru

Проблема повышения эффективности управления интегрированными структурами, в том числе с участием государства, в настоящее время становится очень актуальной. В статье дается анализ особенностей корпоративного управления государственно-частными партнерствами, делается вывод о том, что модернизация экономики тесно взаимосвязана с созданием экономических систем с государственным участием и финансированием за счет бюджетных средств инновационных проектов и программ.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, акционерное общество, корпоративное управление, международный стандарт, корпоративное поведение.

Государство, создавая определенные внешние условия (политические, финансово-экономические, правовые, социальные и др.), оказывает прямое воздействие на эффективность функционирования корпоративных структур, являясь мощным фактором влияния и на систему корпоративного управления. Установление в России рыночных

* Статья подготовлена при участии Екатеринбургского информационного центра ИД «Финансы и кредит».

отношений и повышение роли интегрированных структур в развитии экономики государства и благосостояния граждан обусловили необходимость осознания важности проблемы корпоративного управления, возникновение которой неизбежно связано с переходом на новую систему хозяйствования. Результатом массовой приватизации стало появление на рынке множества компаний, не способных продолжать свою деятельность и развиваться без привлечения инвестиционных ресурсов, что невозможно без усовершенствования корпоративного управления.

Практика деятельности акционерных обществ в России и других странах бывшего СССР, относящихся к развивающимся рынкам, свидетельствует о том, что развитие корпоративного сектора и фондового рынка с привлечением как отечественных, так и иностранных инвестиций, требует от компаний корпоративного управления, уровень которого соответствует мировым стандартам. Это обусловлено тем, что степень соблюдения компанией основных принципов надлежащего корпоративного управления становится все более важным фактором при принятии инвестиционных решений.

В связи с этим в последние годы в России возрастает интерес к международным стандартам корпоративного управления как со стороны эмитентов и инвесторов, так и со стороны государственных структур, призванных обеспечивать права инвесторов. Однако проявление интереса к проблемам корпоративного управления не всегда означает готовность компаний предпринимать действия, направленные на решение данных проблем. Российские компании недооценивают взаимосвязь между состоянием корпоративного управления в интегрированной структуре и в отдельно взятой структурной единице корпорации.

Единого определения корпоративного управления на данный момент в мировой практике не существует. В настоящее время и в России отсутствует единое определение «корпоративное управление». Чаще всего этот перевод употребляют по отношению к английскому термину corporate govermance.

Этимология термина «корпоративное управление» позволяет выделить английское government — правительство. С этой точки зрения при переводе смысл термина governmance — власть, управление, руководство следует определять как вышестоящий в иерархии в сравнении с имеющимся сходным переводом на русский язык термином management — управление, руководство, менеджмент. Таким образом, можно говорить о более широком определении понятия «корпоративное управление» в русском языке, которое отражает как механизмы правления, так и механизмы управления [1].

Встречаются различные определения корпоративного управления, в том числе:

• система, посредством которой управляются и контролируются коммерческие организации, комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами (определение, данное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1999 г. «Принципы корпоративного управления») [1, 5];

• организационная модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих акционеров;

• система руководства и контроля за деятельностью компании;

• система отчетности менеджеров перед акционерами;

• баланс между социальными и экономическими целями, между интересами компании, ее акционеров и других заинтересованных лиц;

• средство обеспечения возврата инвестиций;

• способ повышения эффективности деятельности компании и т. д.

По мнению авторов, необходимо рассмотреть еще несколько определений понятия «корпоративное управление». Так, по определению Всемирного банка, корпоративное управление объединяет в себе законодательство, подзаконные акты, соответствующую практику в частном секторе, что позволяет компаниям привлекать финансовые и кадровые ресурсы, эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и, таким образом, продолжать функционирование, накапливая долгосрочную экономическую стоимость для своих акционеров, соблюдая интересы соучастников и компании в целом [1, 5].

Журнал «Корпоративное управление», который на Западе является наиболее авторитетным изданием по проблемам теории и практики управления, приводит следующее определение корпоративного управления: это «отношения между акционерами, советом директоров и менеджерами компании, которые определяются уставом компании, принятой в компании политикой и законодательством» [1].

На основе проведенного анализа дефиниций можно сделать вывод о различных аспектах понятия «корпоративное управление» по принадлежности участников корпоративного управления к внутренней или внешней среде корпорации [2]. Понятие «корпоративное управление» не является только синонимом понятия «управление компанией», поскольку имеет более широкое значение. Управление компанией — это деятельность менеджеров, которые осуществляют руководство текущими делами компании, а корпоративное управление — это взаимодействие широкого круга лиц по всем аспектам деятельности компании. В целях развития понятия «корпоративное управление» проанализируем и систематизируем подходы различных авторов [2, стр. 51—55], приведенные в табл. 1. Исследование разных определений корпоративного управления дает возможность авторам статьи ввести собственное определение управления государственно-частными партнерствами (ГЧП) и интегрированными структурами с государственным участием: это система коллегиального принятия решений, основанных на общей стратегии развития интегрированных субъектов хозяйственной деятельности с учетом влияния долей пакетов акций (включая государство).

Надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы правление и ад-

Таблица 1

Систематизация подходов различных авторов к определению «корпоративное управление»

Основополагающие позиции Определение понятия «корпоративное управление» Автор определения

1. Как система представления интересов Организационная модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих инвесторов (акционеров). Постоянное, приемлемое обеспечение корпоративных интересов и выражается в отношении корпоративного контроля. Баланс между социальными и экономическими целями, между интересами компании, ее акционеров и других заинтересованных лиц. Комплекс мер и правил, который обеспечивает защиту интересов акционеров и инвесторов компании К. Майер И.С. Щиткина В.Д. Миловидов Л.Н. Тепман

а) в классическом понимании Пути и способы, с помощью которых все внешние инвесторы (держатели акций и кредиторы корпорации) гарантируют доход на свои инвестиции А. Радыгин

б) в широком понимании Учет и защита как финансовых, так и нефинансовых интересов инвесторов, вносящих свой вклад в деятельность корпорации А. Радыгин

2. Как комплекс отношений Система взаимоотношений между собственниками корпорации. Система взаимоотношений между правлением и должностными лицами, эмитентами, владельцами ценных бумаг, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными эмитентом как юридическим лицом. Система управленческих отношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами (в т.ч. руководящими и подчиненными) по поводу субординации и гармонизации их интересов, обеспечения синергии как их совместной деятельности, так и взаимоотношений с внешними контрагентами, включая государственные органы для достижения поставленной цели. Способ взаимодействия между акционерами, советом директоров и менеджментом, обеспечивающий максимально эффективную деятельность, направленную на максимизацию текущей прибыльности и увеличение стоимости акционерного капитала Западные эксперты ФКЦБ Ю. Винслав Л.Н. Тепман

3. Как процесс осуществления власти хозяйствующими субъектами Как процесс осуществления власти хозяйствующими субъектами, принятия решений в рамках собственности на основе сложившегося производственного, человеческого и социального капиталов. Совокупность целей, механизмов и процедур реализации акционерами собственнических полномочий, взаимодействия акционеров с управляющими и другими наемными работниками. Характер взаимоотношений акционерного общества с внешней средой - кредиторами, поставщиками, покупателями А. Клепач П. Кузнецова П. Крючкова В. Студенцов В. Студенцов

4. Как организационный механизм распределения результатов деятельности Рамки, в которых определяются основные задачи компании, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности компании. Часть широкого экономического контекста. Способ самоуправления, выбранный компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также другими финансово заинтересованными лицами. Комплекс мер, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности компании между всеми заинтересованными сторонами Принципы корпоративного управления: материалы веб-сайта «Корпоративный вестник» Л.Н. Тепман

5. Как синоним корпоративного менеджмента, управления корпорацией Это отношения, в рамках которых регулируется и управляется предприятие. Это организационные моменты, управленческий талант, ноу-хау. Это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями Материалы «АКДИ», И. А. Храброва. [19, стр. 63]

6. Как система отчетности Это система отчетности перед акционерами совета директоров и менеджмента, предоставляющая акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности компании, способствуя тем самым максимизации прибыли и рыночной стоимости компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры, так и внешние правовые и регулирующие механизмы Л.Н. Тепман

Продолжение табл1

Основополагающие позиции Определение понятия «корпоративное управление» Автор определения

7. Как понятие, претендующее на универсальность Это управление построением на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), это управление, которое порождает корпоративную культуру, т.е. комплекс общих традиций, установок и принципов поведения. Комплекс мер, правил, обеспечивающий такое управление корпорацией и контроль над ней, при котором она действует строго в интересах акционеров и других заинтересованных сторон: сотрудников, населения, клиентов и поставщиков Э.М. Коротков, Л.Н. Тепман

Авторское определение Система коллегиального принятия решений, основанных на обшей стратегии развития интегрированных субъектов хозяйственной деятельности с учетом влияния долей пакетов акций (включая государство) Н.В. Городнова, В.З. Хайкин

министрация компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании, акционеров и государства, а также облегчать действительный контроль, тем самым подталкивать фирмы к более эффективному использованию ресурсов. Под корпоративным управлением следует понимать «систему отношений между органами управления и должностными лицами эмитента, владельцами ценных бумаг (акционерами, владельцами облигаций и иных ценных бумаг), а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитентом как юридическим лицом» [4].

Основным показателем корпоративного управления, к которому должна стремиться компания, независимо от выбранной модели, является эффективность корпоративного управления. Под эффективностью управления интегрированными структурами следует понимать показатель влияния системы управления на достижение поставленных целей и задач функционирования объединенными компаниями при прочих равных условиях или на степень использования потенциальных возможностей интеграции предприятий с учетом внешних и внутренних факторов.

В настоящее время основным документом в области международных стандартов корпоративного управления являются Принципы корпоративного управления ОЭСР (OECD Principles of Corporate Govemmance). Организация экономического сотрудничества и развития была создана в 1960 г. в целях предоставления правительствам стран-участниц основополагающих принципов разработки и усовершенствования экономической и социальной политики. Принципы ОЭСР предназначены не только для государств—членов ОЭСР, но и для других государств, а также фондовых бирж, инвесторов,

компаний и иных лиц, играющих определенную роль в усовершенствовании корпоративного управления. Данные принципы не носят обязательного характера, они могут быть использованы в качестве рекомендаций государственными структурами для усовершенствования национального законодательства, а также представителями частного сектора для разработки более детальной «наилучшей практики» в области корпоративного управления. Кроме понятия «корпоративное управление» в практике деятельности интегрированных структур применяется понятие «корпоративное поведение», сущность которого и основные характеристики кодекса корпоративного поведения приведены в табл. 2.

По мнению экспертов, в 20-летней перспективе значительно повысится роль демографического фактора. Приближение значительной доли основателей и ключевых фигур собственников российских корпораций к пенсионному возрасту повысит их интерес к возможностям выхода из бизнеса. Следствием этого будет передача контроля над корпорациями в руки новых владельцев. Чрезвычайно важной будет и политика государства по вопросам, имеющим непосредственное влияние на условия функционирования корпораций. К ним можно отнести:

• другие условия для о развития средних компаний и их превращение в крупные;

• конкурентная (антимонопольная) политика;

• пенсионные накопления и роль институциональных инвесторов.

Глобальные тенденции в развитии корпоративного управления будут играть важную роль в развитии модели корпоративного управления в России.

В мире не существует единой модели корпоративного управления — единого принципа пос-

Таблица 2

Сущность и содержание понятия «корпоративное поведение»

Трактовка понятия Основное содержание понятия Влияние на эффективность корпоративного управления

Кодекс корпоративного поведения -это стандарты поведения Свод правил в виде общих принципов и рекомендаций по реализации корпоративных отношений. Регулирование порядка осуществления акционерами права голоса, формирования и деятельности совета директоров, раскрытия информации и прозрачности деятельности компании, а также другие механизмы обеспечения и защиты прав инвесторов Создает условия для наилучшей практики корпоративного управления, не усложняя при этом структуру и процесс управления корпорацией

Кодекс корпоративного поведения -это рекомендательные нормы Стандарты, правила и принципы, изложенные в виде норм, рекомендованных к исполнению, не носящие характера общеобязательного нормативного акта. При этом существуют определенные механизмы внедрения кодексов в деловую практику и наделения их той или иной степенью обязательности Обязательное требование: включение информации о соблюдении кодекса в годовой отчет. Обязательное соблюдение компаниями, эмитирующими акции, рекомендаций кодекса или раскрытие информации о причинах их несоблюдения. Обязательное соблюдение рекомендаций для улучшения деловой практики

Кодекс корпоративного поведения -это новые возможности Предоставляет компании новые возможности. Кодекс корпоративного поведения дает акционерам и потенциальным инвесторам, особенно иностранным, возможность объективно оценить уровень корпоративного управления компании с точки зрения соблюдения общепринятых стандартов и норм Создание на основе международных стандартов оптимальной модели корпоративного управления в условиях национального законодательства — залог успеха компании во взаимоотношениях с ее акционерами и построении эффективной структуры управления компанией

Кодекс корпоративного поведения -это наилучшая практика Отдельные компании могут разрабатывать собственные кодексы корпоративного поведения с учетом специфических особенностей и задач компании Свидетельство о высоком уровне корпоративной культуры и предоставление возможности всем заинтересованным лицам объективно оценить компанию

Результат взаимодействия Результат взаимодействия различных заинтересованных сторон: различных комитетов, советов по финансовой информации, фондовых бирж, ассоциаций предприятий, профессиональных союзов Защита интересов акционеров, развитие и повышение уровня корпоративного управления

троения структуры органов управления интегрированной (корпоративной) структуры. Отдельные системы управления корпорацией в различных странах обладают определенными характеристиками и отличительными свойствами. Следует выделить ряд факторов, оказывающих сходное влияние на системы корпоративного управления и позволяющих ввести понятие «модель корпоративного управления», включающее в себя следующие компоненты:

• состав и структура непосредственных участников корпоративной структуры;

• круг заинтересованных лиц;

• права и обязанности ключевых участников;

• структуру акционерного капитала; доли в уставном капитале отдельных юридических и физических лиц;

• состав, порядок формирования и полномочия

совета директоров (иного коллегиального органа управления);

• механизм взаимодействия участников, заинтересованных сторон;

• нормативное обеспечение деятельности корпорации;

• требования к раскрытию информации. Можно выделить три основные модели: англо-американскую, немецкую (германскую, конти-нентально-европейскую) и японскую (азиатскую). Основные характеристики и особенности моделей корпоративного управления проанализированы, обобщены и представлены в табл. 3.

В результате проведенного сравнительного анализа различных моделей корпоративного управления выделены требования к раскрытию информации для акционеров, которые обобщены и представлены на рис. 1.

Таблица 3

Основные характеристики моделей корпоративного управления

Основные характеристики Виды моделей корпоративного управления

Англо-американская модель Немецкая (континентально-европейская) модель Японская (азиатская) модель

Область распространения США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия Германия. Австрия, Нидерланды, скандинавские страны, частично Бельгия и Франция Япония

Отличительная характеристика Собственник является единственным обладателем прав на компанию: менеджер ответствен перед собственником. Единый совет директоров, в руках которого сосредоточены функции «надзора» и «управления». Жесткое разграничение собственности и управления, развитый институт прав собственности Ограничение в правах собственников, общественные и государственные интересы выше интересов собственников. Четкое разделение функций «надзора» и «управления»: наблюдательный совет осуществляет функции надзора за исполнительным органом, который непосредственно управляет текущей деятельностью компании Формирование под влиянием англо-американской и немецкой моделей, учитывающих национальный колорит. Взаимное проникновение капитала и ориентация компании на общественные, корпоративные и государственные интересы, на банковский и межкорпоративный контроль

Основные участники «Узкий круг»: акционеры, директора, наемные менеджеры Банки, правление, кредиторы, наблюдательный совет, управляющие, группы стейкхолдеров, трудовые коллективы, профсоюзы и общественные организации Банки, члены кэйрецу, управляющие, правительство

Взаимоотношения с государством Гибкость, вмешательство государства в дела компании если не возможно в принципе, то серьезно ограничено Эффективный контроль за деятельностью корпорации посредством государственного вмешательства Вмешательство государства

Высший орган и его состав Одноуровневый совет директоров. Два вида комитетов: операционные - исполнительные директора для предоставления консультаций менеджменту; контрольные - независимые директора с целью соблюдения требований законности и подотчетности Двухзвенная структура и состоит из наблюдательного совета (независимые директора) и правления (состоит из менеджеров) Однопалатный совет директоров, состоящий из управляющих корпорации

Особенности формирования высшего органа управления Сочетание в совете директоров процессов исполнения решений и контроля за их исполнением Общественная модель компании, грамотно управляемой, учитывающей интересы общества Практически единственными участниками являются наемные менеджеры

Механизмы взаимодействия основных участников «Треугольник» корпоративного управления Двухпалатное правление, состоящее из наблюдательного и исполнительного советов «Четырехугольник» корпоративного управления

Ключевые особенности Широкое представительство индивидуальных и независимых акционеров. Значительная роль фиктивного капитала. Разделение инвестиционных и коммерческих банков. Большая степень разделения контроля и владения Ведущая роль банков в представительстве и контроле на уровне всех элементов корпоративного управления. Широкое представительство работников корпорации Доминирование банковского и межкорпоративного контроля и представительства

Основные акционеры Индивидуальные и институциональные инвесторы, пенсионные фонды, взаимные фонды, прочие Банки, корпорации, финансовые институты Аффелированные банки и корпорации, финансовые институты

Окончание табл. 3

Основные характеристики Виды моделей корпоративного управления

Англо-американская модель Немецкая(континентально-европейская) модель Японская (азиатская) модель

Состав совета директоров (СД) (наблюдательного совета) Численность - 13-15 чел.: «внутренние» и независимые директора, совмещение должностей председателя СД и генерального директора [21 В наблюдательном совете 30% -акционеры, 50% - служащие, 20% - прочие [2] Численность - 50 человек. Большинство внутренних участников [2]

Основной вид мониторинга деятельности Многосторонний мониторинг деятельности корпорации. Рыночный мониторинг - сигнальные функции рынка фиктивного капитала (с учетом рынка ценных бумаг) Преимущественно банковский на постоянной основе Банковский и межкорпоративный (антикризисный)

Финансирование Дистанционное - через рынок ценных бумаг. Преобладание внутренних источников финансирования Ориентированное на контроль - на основе контроля за принятием инвестиционных решений. Достаточная доля банковского кредитования

Требования к раскрытию информации Финансовая информация, данные о структуре капитала, ограниченные сведения о назначаемых директорах, сведения о вознаграждениях, периодичность финансовой отчетности Финансовая информация, данные о структуре капитала, ограниченные сведения о кандидатах в наблюдательный совет, сведения о вознаграждениях, периодичность финансовой отчетности Финансовая информация, данные о структуре капитала, ограниченные сведения о кандидатах в совет директоров, сведения о вознаграждениях директоров и менеджеров, периодичность финансовой отчетности

Избрание

Действия, требующие одобрения акционеров Директоров Членов наблюдательного совета Выборы совета директоров

Составление и применение плана выпуска опционов на приобретение акций служащими и руководством Распределение чистого дохода, утверждение решений правления и наблюдательного совета на прошедший финансовый год, решение об осуществлении затрат, сотрудничество с филиалами Выплата дивидендов, распределение средств, выборы совета директоров, изменение величины уставного капитал, выплаты выходных пособий директорам и аудиторам

Изменения и дополнения к уставу корпорации

Вопросы взаимоотношений между участниками Слияние и реорганизация Ориентированы на основных участников. Банки (депозитарии) не имеют права голосовать на собрании акционеров по почте Слияние и реорганизация

Четко определены. Присутствие акционеров на общем собрании необязательно (голосование по почте) Ориентирован на укрепление отношений между участниками. Акционеры могут присутствовать лично, а также голосовать по почте

Повышение верхнего предела вознаграждения:

Членам наблюдательного совета Директорам и аудиторам

Голосование по доверенности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанные модели корпоративного управления не являются взаимоисключающими, их элементы могут сочетаться, образуя смешанные модели. Принципы европейской системы корпоративного управления — это традиционное формирование двухпалатной системы организации совета директоров, что практически

полностью соответствует формальной структуре совета директоров согласно российскому Закону об акционерных обществах.

Анализ корпоративного управления в России даст возможность сформулировать ряд практических проблем и специфику развития российской

Англо-американская модель Немецкая (континентально-европейская) модель Японская (азиатская) моделг

Финансовая информация, данные о структуре капитала

Ограниченные сведения о кажд мые должности, отнс ом кандидате: имена, фамилии, шения с корпорацией, владение щреса, места работы и занимае-акциями корпорации

Назначаемых директоров Кандидата в наблюдательный совет Кандидата в совет директоров

Сведения о возможном слияни в Уставе, имена юридичес и и реорганизации, предполагаемых изменениях и дополнениях <их и физических лиц, приглашаемых для аудита компании

Справка о прежней деятельности назначаемых директоров Данные о размере вознаграждения директоров и менеджеров

Све дения о выплате вознаграждения — 1

Каждому из пяти наиболее оплачиваемых руководителей Каждому члену правления и наблюдательного совета Исполнительным работникам и членам совета директоров

Данные обо всех акционерах, владеющих более 5% акционерного капитала |

Финансовая отчетность раскрываете Я— |

Ежеквартально Каждые полгода

Дан ные о вознаграждении директоров... |

Предоставляются индивидуально по каждому лицу Данные о выплате совокупного вознаграждения директорам (менеджерам)

Рис. 1. Требования к раскрытию информации для акционеров

модели корпоративного управления интегрированными структурами [2, 3]:

1) Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» обязывает акционерные общества вести учет их аффилированных лиц и предоставлять отчеты о них в порядке, определенном Федеральной службой по финансовым рынкам;

2) с точки зрения эффективности корпоративного управления российскими акционерными обществами льготные условия ваучерной приватизации закрепили преимущественные права трудовых коллективов (номинально) и администрации предприятий (фактически) к выкупу собственности;

3) российская модель корпоративного управления, как и англо-американская модель, характеризуется «треугольником» корпоративного управления: менеджеры, акционеры, совет директоров. При этом у российских акционерных обществ — значительное число ключевых собственников и значительная распыленность акционерного капитала;

4) для российских компаний присуще массовое нарушение прав миноритариев, поскольку они практически не представлены в советах директоров;

5) существование практики игнорирования интересов «внешних» акционеров, активное противодействие их появлению и проникновению;

6) недостаточное развитие российского фондового рынка, его малоликвидность;

7) низкий уровень юридической подготовки рядовых акционеров;

8) невысокая степень раскрытия информации о деятельности и финансовых результатах интегрированной структуры, информационная асимметрия (преднамеренное сокрытие информации);

9) активная интеграция банковского капитала с промышленным производством, сходство с немецкой моделью корпоративного управления;

10) важную роль в корпоративном управлении в России принадлежит государству [2]. Оно формирует нормативно-правовую базу создания и деятельности интегрированных

структур в целом и интегрированных структур с госучастием, в частности, являясь при этом владельцем значительных пакетов акций. Тип контроля — административно-бюрократический;

11) сильное влияние со стороны инсайдеров (менеджеров);

12) широкие возможности переплетения капиталов, непостоянный круг заинтересованных групп, высокая динамичность объекта корпоративного управления.

В ходе научного исследования авторами разработан классификатор интегрированных структур с государственным участием (государственно-частного партнерства) (рис. 2), в котором определено государственное участие через введение и учет качественных управляющих факторов: государственный заказ—F1, государственный контроль — F2, государственное финансирование и субсидирование — F3, государственное регулирование — F4, государственные гарантии — F5 (по ценам) и F6 (по срокам).

На основании вышеизложенного в ходе исследования разработана модель управления ГЧП. При этом каждое событие, характеризующее деятельность ГЧП, управляется пятью регуляторами экономической системы: Р1 — затраты на повышение качества выполнения работ (услуг) в связи с использованием инноваций; Р2 — затраты на процесс обновления выпускаемой продукции (работ, услуг); Р3 — затраты на повышение эффективности про-

изводства работ (услуг) ГЧП, в том числе в связи с введением инноваций; Р4 — реакция рынка на деятельность ГЧП; Р5 — возможность привлечения заемных средств (общая ликвидность ГЧП).

В модели вводятся условные обозначения: ТП — освоенная продукция (услуги), НП — новая продукция (работы, услуги), СП — состояние производства, оцениваемые показателями в метрике [1]. Графически модель представлена на рис. 3.

Рассматриваемая модель управления также учитывает влияние ключевых качественных управляющих факторов государственного участия — F6). С одной стороны, данные факторы — это факторы внешнего воздействия, с другой стороны — внутренние факторы, поскольку государство становится участником интегрированной структуры. На этом основании в исследовании сделан вывод о том, что формализованные управляющие факторы — F6), учитывающие государственное участие в деятельности, имеют двойственную природу. Графическое представление данной модели является упрощенным, поскольку каждая соединительная линия подразумевает под собой 11 отдельных линий: 5 — для каждого управляющего регулятора и 6 — для каждого управляющего фактора.

Представленная модель, учитывающая влияние внешних и внутренних факторов, позволяет оценить несколько вариантов системы управления и получить оптимальную систему управления, которая объединяла бы лучшие характеристики всех реальных или гипотетических систем. Такая система может служить эталоном (стандартом), с которым сопоставляются различные системы управления деятельностью ГЧП. При этом максимальное влияние оптимальной системы управления на достижение поставленных стратегических целей и задач перед ГЧП, при прочих равных условиях, или максимальное использование потенциальных возможностей интеграции с учетом влияния внешних и внутренних факторов определим как наивысшую эффективность эталонной системы управления интегрированными структурами с государственным участием в инвестиционно-строительной сфере.

Кроме того, на основе изученных теоретико-методологических основ разработана модель корпоративного управления ГЧП (рис. 4), что позволило развить определение понятия «корпоративное управление» с учетом такого фактора, как государственное участие — процесс коллегиального

ГОСУДАРСТВО: управляющие качественные факторы: государственный заказ государственный контроль (аудит) Г2, государственное финансирование Г3 ,

государственное регулирование ^-

государственные гарантии Г5 Г6

Банки

Страховые компании

Конструкторские бюро

Физические лица

Корпорация

Торговые дома

Предприятия любой формы собственности

Интегрированная структура с государственным участием в инвестиционно-строительной сфере

Госкорпорация

Коллективное владение собственностью

ФПГ*

Производство и реализация высокотехнологичной продукции

Привлечение инвестиций

Холдинг

Получение государственной поддержки и льгот

Фонды

Государственное участие

Концерн

Социальные проекты и программы

Консорциум

Производственные и экономические цели

Контроль за деятельностью участ-

* ФПГ — финансово-промышленаягруппа. Рис. 2. Классификаторинтегрированныхструктурсгосударственнымучастием

Рис. 3. Модель управления государственно-частными партнерствами

Рис. 4. Модель корпоративногоуправлениягосударственно-частными партнерствами

управления развитием интегрированных субъектов хозяйственной деятельности и определение общих стратегических целей и задач с учетом возможностей влияния долей пакетов акций (включая и государство) при принятии инвестиционных решений государственно-частного партнерства.

Эффективное функционирование и управление ГЧП может оказать позитивное влияние на решение проблем по устранению негативных последствий финансово-экономического кризиса, тем самым способствуя созданию производственного потенциала страны. При этом ключевыми задачами повышения эффективности управления государственно-частными партнерствами являются вывод из кризиса инвестиционно-строительного комплекса, переход к отдельным аспектам человекоориентиро-ванной государственной экономической политики, а именно реализация государственной поддержки строительства доступного и комфортного жилья; решение проблемы горизонтальной интеграции, которая заключается в расширении диверсификации деятельности государственно-частных партнерств, что будет способствовать развитию конкуренции. В данном случае речь идет о формировании государственных акционерных обществ из долей пакетов акций предприятий инвестиционно-строительной

сферы; повышении эффективности управления интегрированными структурами с государственным участием в инвестиционно-строительной сфере с учетом стоимости земли; снижении трансакцион-ных издержек как одном из элементов повышения эффективности управления ГЧП.

Список литературы

1. Екимова К. В, Савельева И. П. Эволюция корпоративного управления. Строительный комплекс: межвузовский сборник научных трудов, экономика, управление, инвестиции. Вып. 8. СПб. 2008. С. 77—82.

2. Дубровский В. Ж., Романова О. А., Татар-кинА. И., ТкаченкоИ. Н. Динамика корпоративного развития. М.: Наука, 2004.

3. Орехов С. А., Селезнев В. А. Современное корпоративное управление: проблемы теории и практики. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

4. Тепман Л. Н. Корпоративное управление: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям экономики и управления. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Уэллс Джозеф. Справочник по предупреждению и выявлению корпоративного мошенничества / пер. с англ. М.: Маросейка, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.