Научная статья на тему 'Развитие теории карьерных горнотранспортных систем'

Развитие теории карьерных горнотранспортных систем Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
254
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕР / QUARRY / ВЫЕМОЧНЫЕ СЛОИ / MINING LAYERS / ПРЕДЕЛЬНАЯ ГЛУБИНА / MAXIMUM DEPTH / КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ РАЗРАБОТКИ / CLASSIFICATION OF SYSTEMS DEVELOPMENT / ТЕКУЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ВСКРЫШИ / OVERBURDEN RATIO

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дриженко Анатолий Юрьевич

Уточнены параметры карьерных полей и классификация систем их разработки. Виды карьерных полей предложено скорректировать в соответствии с непрерывно растущих глубиной разработки и производственной мощностью предприятий. Для установления взаимосвязи между типом выемочно-погрузочного оборудования, показателями углубки горных работ и направлением отработки выемочных слоев карьера предложено классифицировать системы открытой разработки по признаку развития рабочей зоны и наличия в ней средств карьерного транспорта как единой горнотранспортной системы. Описана технология эксплуатации железорудных карьеров с отработкой пород вскрыши крутонаклонными слоями с почвоуступным перемещением рабочих площадок. Предложенные технологические схемы позволяют упорядочить отработку глубоких карьеров с максимально возможными углами откосов рабочих бортов, вследствие чего снижается объем выемки и транспортирования пород вскрыши, незначительно повышается себестоимость добычи руды при интенсивном понижении глубины горных работ. При достижении зоной углубки предельной глубины, в отработанной части карьерного поля возможно размещать внутренний отвал пород вскрыши, что существенно для экологического фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дриженко Анатолий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of open pit mining-and-transportation system theory

Parameters of open pit fields and classification of open pit mining systems are specified. It is suggested to adjust the types of open pit fields in accord with continuously increasing depth and productive capacity of open pit mines. In order to relate extraction-and-loading equipment types with mining depth and mining advance direction, it is suggested to classify open pit mining systems by the criterion that assumes a developed work zone and open pit mine transport present in this zone as an integrated mining-and-transportation system. The article describes the iron ore open pit mining technology with steep sliced stripping and heading-and-bench advance of the work areas. The offered process flow diagrams allow the ordered development of deep open pit mines, at maximum possible slopes of highwalls, which results in reduced overburden removal and haulage at slightly increased cost and rapidly increasing depth of mining. Upon reaching the ultimate depth, internal dumping is possible in the mined-out part of an open pit mine, which is advantageous in terms of ecology.

Текст научной работы на тему «Развитие теории карьерных горнотранспортных систем»

© А.Ю. Дриженко, 2014

УДК 622.271.3.06 А.Ю. Дриженко

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КАРЬЕРНЫХ ГОРНОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Уточнены параметры карьерных полей и классификация систем их разработки. Виды карьерных полей предложено скорректировать в соответствии с непрерывно растущих глубиной разработки и производственной мощностью предприятий. Для установления взаимосвязи между типом выемочно-погрузочного оборудования, показателями углубки горных работ и направлением отработки выемочных слоев карьера предложено классифицировать системы открытой разработки по признаку развития рабочей зоны и наличия в ней средств карьерного транспорта как единой горнотранспортной системы.

Описана технология эксплуатации железорудных карьеров с отработкой пород вскрыши крутонаклонными слоями с почвоуступным перемещением рабочих площадок. Предложенные технологические схемы позволяют упорядочить отработку глубоких карьеров с максимально возможными углами откосов рабочих бортов, вследствие чего снижается объем выемки и транспортирования пород вскрыши, незначительно повышается себестоимость добычи руды при интенсивном понижении глубины горных работ. При достижении зоной углубки предельной глубины, в отработанной части карьерного поля возможно размещать внутренний отвал пород вскрыши, что существенно для экологического фактора. Ключевые слова: карьер, выемочные слои, предельная глубина, классификация систем разработки, текущий коэффициент вскрыши.

Открытая разработка месторождений полезных ископаемых характеризуется значительными объемами выемки горных пород, условия залегания и крепость которых изменяются в широком диапазоне; вовлечении в эксплуатацию все более сложных участков и отдельных залежей; резким возрастанием глубины карьеров; использованием довольно разнообразного и мощного горнотранспортного оборудования. В горнотехнической литературе на протяжении многих десятков лет систематизация и изучение технологии, техники и организации горных работ базируются на многочисленных классификациях способов вскрытия и систем разработки месторождений, комплектации машин и механизмов для выполнения основных технологических процессов, методах формирования рабочей зоны карьеров, комплексов горного и

транспортного оборудования, обслуживающих грузопотоки на различных этапах его эксплуатации.

Следует отметить огромное внимание, оказанное в свое время академиком В.В. Ржевским к обоснованию сущности решения отмеченных проблем и практическому их воплощению для разнообразных горнотехнических условий залегания месторождения. Разработанные HV методы горногеометрического анализа карьерных полей, определения текущих и граничных коэффициентов вскрыши, установления рационального порядка отработки карьеров нашли широкое отражение в теории открытых горных работ [1]. Классификация систем открытых горных работ наиболее полно отражает порядок и последовательность развития рабочей зоны в карьере с минимальными затратами на вскрышные и добычные работы при

Таблица 1

Параметры карьерных полей

(по В.В. Ржевскому в интерпритации А.Ю. Дриженко)

Глубина карьерных полей, м Тип залегания месторождений Площадь по поверхности, км Объем горной массы, млн м3 Производительность по добыче полезного ископаемого, млн т/год Срок действия карьера, лет

Весьма мелкие (до 20 м) поверхностный до 0,4 до 10 до 1 до 10

Мелкие (21-50 м) поверхностный 0,4-2 10-100 1-5 10-25

Средней глубины (51-100 м) поверхностный 2-6 100-500 5,1-20 25-30

Глубокие (101-200 м) поверхностный, глубинный 4-20 500-2000 20,1-30 30-60

Весьма глубокие (201-1000 м) глубинный, вы-сотно-глубинный 10-40 2000-10 000 более 31 60-100

эксплуатации известных комплексов оборудования и установленной производственной мощности по полезному ископаемому [2, 3].

Карьерные поля по форме различают на обширные, вытянутые и округлые. Обширные принадлежат в основном к поверхностному типу открытых разработок пологих пластов и пластообразных залежей (бурый уголь, марганцевые и железные руды, россыпи полиметалов, огнеупоры и т.п.). Они характеризуются средней глубиной (до 100 м) при значительных площадях карьеров в плане (до 10-40 км). Вытянутые карьерные поля имеют большие размеры по простиранию, которые в несколько раз превышают поперечные размеры месторождений. Такие поля характерны для глубинного типа открытой разработки пластов крутонаклонного и крутого падения (каменный уголь, железистые кварциты, асбест и т.п.). Глубина их составляет 500-1000 м, а длина - 5-13 км.

Округлые поля отличаются овальной формой в плане с соотношением длины и ширины в пределах до 2:1 и отвечают глубинному и высотноглу-бинному типу открытых разработок

коренных изометрических месторождений (цветные и благородные металлы, драгоценные камни, строительные материалы и т.п.). Глубина их также достигает 1000 м при площади 6-10 км. К таким месторождениям относятся, например, залежи железистых кварцитов в пределах объединенных карьерных полей Южного и Новокриворожского (ныне ОАО «Ар-селорМиттал Кривой Рог») горно-обогатительных комбинатов, Удоканское и Бингем меднорудные, Коркинское угольное и др.

Поскольку область открытых разработок повсеместно расширяется, а горнотехнические условия их существенно усложняются, виды карьерных полей предлагается скорректировать в соответствии с непрерывно растущих глубиной разработки и производственной мощностью предприятий (табл. 1). Здесь углы падения месторождений по [3] подразделяются на пологие (0-10°), наклонные (11-30°), крутонаклонные (31-56°) и крутые (57-90°).

В [3] отмечается, что для планомерной разработки карьерные поля разделяют на отдельные выемочные слои, в большинстве случаев гори-

зонтальные. Иногда слои формируют по напластованию пород под различными углами [3, рис. 3.2]. С целью унификации условий формирования рабочей зоны карьера предлагается устанавливать углы отработки слоя в тех же пределах, что и падение залежи, т.е. пологими, наклонными и крутонаклонными.

Известно, что мягкие породы разрабатывают слоями под углом до 15° к горизонту с применением бульдозе-

ров, скреперов [4] или специальных выемочно-навалочных машин, а также специальных роторных экскаваторов [5]. Скальные породы на карьерах блочного камня вынимают слоями под углом до 80°. В общем же случае угол наклона выемочного слоя формируется с учетом устойчивости пород в массиве, применения соответствующего оборудования и, как правило, не превышает угол откоса бортов карьера в отработанном виде.

Таблица 2

Классиф оикация систем открытой разработки месторождений полезных ископаемых

Индекс группы систем Группы систем Индекс подгруппы систем Подгруппы Перемещение (угол наклона) выемочных слоев в рабочей зоне

С Сплошные с постоянной высотой рабочей зоны СЭ(Тр) Сплошные экскаваторные (тракторные) на весьма мелких карьерах (до 20 м) Горизонтальное - вскрыша и полезное ископаемое Наклонное (до 15°) - полезное ископаемое

СЭО Сплошные экска-ваторно-отвальные на мелких карьерах (21-50 м) Горизонтальное - вскрыша и полезное ископаемое Наклонное (до 15°) - полезное ископаемое

СЭТ Сплошные экскава-торно-транспортные на карьерах средней глубины (51-100 м) Горизонтальное - вскрыша и полезное ископаемое Наклонное (до 15°) - вскрыша Крутое почвоуступное (до 80°) - каменные блоки

СК Сплошные комбинированные на глубоких карьерах (101-200 м) Горизонтальное - вскрыша и полезное ископаемое Наклонное (до 15°) - вскрыша

У Углубочные с возрастающей высотой рабочей зоны УЭТ Углубочные экскава-торно-транспортные на глубоких и весьма глубоких карьерах (до 1000 м) Горизонтальное - вскрыша и полезное ископаемое Крутонаклонное (до 35°) -вскрыша и полезное ископаемое Крутонаклонное (до 40°) почво-уступное с рассредоточенными по высоте рабочими площадками - вскрыша

УС Углубочно-сплошные с возрастающей и постоянной на отдельных участках высотой рабочей зоны УСЭТ Углубочно-сплошные экскаваторно-транспортные на глубоких и весьма глубоких карьерах (до 1000 м) Горизонтальное - вскрыша и полезное ископаемое Крутонаклонное (до 40°) почво-уступное с рассредоточенными по высоте рабочими площадками - вскрыша

_ вен3**®**"

ММ*

Рис. 1. Отработка янтареносного песка и пород вскрыши экскаватором ЭШ-5/45 на Клесовском карьере (Украина)

С целью наибольшей эффективности добычи полезных ископаемых обоснование параметров развития рабочей зоны достигается путем использования принципов системного анализа, позволяющего учесть все многообразие условий и факторов в их взаимосвязи и единстве. Согласно этим принципам отдельные объекты производства должны рассматриваться в виде горнотранспортной системы, представляющей собой целостные образования средств подвижного состава и выемочно-погрузочного оборудования, а также конструкции откаточных выработок в комплексе с системой вскрытия карьеров с соответствующими внутренними и внешними связями. Развитие этих систем регулируется в пределах исследуемого предприятия путем решения задач с помощью экономико-математического моделирования.

В этой связи для установления взаимосвязи между типом выемочно-по-грузочного оборудования, показателями углубки горных работ и направлением отработки выемочных слоев карьера предлагается классифицировать системы открытой разработки по признаку развития рабочей зоны и наличия в ней средств карьерного транспорта как единой горнотранспортной системы (табл. 2).

Известно, что по системе СЭ(Тр), наряду с тракторной техникой, воз-

можно применять драглайны и вскрышные экскаваторы для попеременной отработки пород вскрыши и полезных ископаемых одним забоем (по Н.В. Мельникову система экскаватор-карьер). Так, на Клесовском карьере в Полесье Украины разработка ведется драглайном ЭШ-5/45 одним уступом высотой до 10 м [6]. Забой представлен пластами янтареносного песка мощностью 4,7 м и вскрыши - до 5 м. Ширина заходки 80 м. Полезное ископаемое разгружается в приемный бункер передвижной промывочной установки. Жидкие отходы промывки направляются в выработанное пространство и складируются совместно с породами вскрыши (рис. 1). Поскольку угол поворота драглайна при складировании вскрыши во внутренний отвал достигает 90°, а при разгрузке янтаре-носного песка - 180°, соответственно различается и время рабочего цикла: по вскрыше в среднем 121,3 с, по руде - 59,6 с. В течение смены вскрыша экскавируется на протяжении 5 ч, песок - 1,5 ч. Остальные подгруппы сплошных систем разработки карьеров с пологим падением пластов полезных ископаемых характеризуются направлением развития рабочей зоны по [3].

Эффективность работы глубоких карьеров зависит не только от геологических условий залегания полезных ископаемых, но и, в большей мере, от горнотехнических показателей их разработки [7]. Так, формируя временно нерабочие борта вместо постановки их сразу же в предельное положение, путем пригрузки их породами вскрыши возможно увеличить результирующие углы откосов на 3-5° и более. В этом случае величина коэффициента запаса устойчивости может быть принята 1,1-1,2 для условий кратко-

Рис. 2. Схема отработки пород вскрыши крутонаклонными слоями с почвоу-ступным перемещением рабочих площадок: 1 - залежь полезного ископаемого; 2 -проектный контур карьерного поля; 3 - горизонтальное перемещение забоев; 4, 5 - крутонаклонное перемещение рабочих площадок с почвоуступной отработкой забоев по висячему и лежачему бокам залежи; 6 - отработанные уступы

временного стояния борта, вместо 1,3-1,5 - для длительного, в течение всего основного периода эксплуатации. В результате общий объем пород вскрыши в контурах карьерного поля будет уменьшен на 15-20%. Технологически же увеличение углов откосов рабочих бортов наиболее приемлемо при формировании рабочей зоны одним из следующих способов:

• выделение этапов при разработке месторождений в плане и по глубине карьерного поля;

• поочередная отработка и постановка во временно нерабочее состояние смежных уступов в группе горизонтов карьера;

• управление выемкой горной массы путем сокращения ширины рабочих площадок;

• развитие бортов карьера поперечными и диагональными заходками;

• формирование рабочей зоны карьера по вскрыше высокими уступами;

• поэтапное развитие глубоких карьеров крутыми слоями.

Исследования показывают, что интенсификация горных работ на карьерах, где временно нерабочие участки достигли критических размеров, возможна только одним путем -поэтапным их перемещением в новые положения под сформированными углами откоса с параметрами, обеспечивающими проектную мощность

предприятия по полезному ископаемому. Для эффективного управления режимом горных работ в таких условиях продолжительность этапа не должна превышать 5 лет, высота зоны вскрываемых в течение этапа запасов руды - 45 м, а ширина технологических рабочих зон по вскрыше - 4050 м. Перечисленные параметры при формировании временно нерабочих участков бортов высотой 60-150 м характерны для способа поэтапного развития глубоких карьеров крутонаклонными слоями с почвоуступной выемкой пород вскрыши (см. табл. 2).

Суть этого способа заключается в том, что крутопадающее месторождение отрабатывается поэтапно, путем формирования и выемки долговременных запасов полезного ископаемого, образующих зону углубки (рис. 2). Вмещающие породы при этом отрабатываются последовательно с перемещением рабочей площадки сверху вниз в контурах существующего и вновь формируемого временно нерабочего бортов, образующих этап, состоящий из группы крутонаклонных выемочных слоев. Горные работы в пределах зоны углубки и крутонаклонного слоя ведутся независимо друг от друга. В то же время для создания вскрытых запасов в зоне углуб-ки необходимо полностью отработать не менее одного такого слоя.

Отличительной чертой данного способа является то, что выемка крутонаклонных слоев производится сразу по всей ширине одним рабочим уступом. Истинная ширина слоя в этом случае составляет 30-50 м. Угол наклона слоев зависит от конструктивных параметров борта: высоты и угла падения рудного тела, ширины транспортных площадок и площадок безопасности, а также числа автомобильных или железнодорожных съездов в пределах поперечного профиля временно нерабочего участка. Перечисленные параметры обычно устанавливаются исходя из обеспечения устойчивого угла откоса борта, безопасности ведения буровзрывных работ и нормальной работы карьерного транспорта. В условиях сложившейся технологии горных работ угол наклона временно нерабочих бортов практически неизменен на всех этапах развития рабочей зоны карьера и составляет 27-35°.

Установлено [8], что крутонаклонные слои следует формировать по мягким и скальным породам вскрыши на фронтальных бортах, начиная от выхода полезного ископаемого под нижнюю вскрышную рабочую площадку по лежачему и висячему бокам месторождения в поперечном разрезе; ориентировать их вдоль простирания месторождения под углами 20-30°. Длину их разделяют на 2-3 участка, которые состоят из длины экскаваторного блока и съездов между смежными участками, а ширина по низу дополнительно включает улавливающую площадку, роль которой выполняет вскрышная рабочая площадка в нижнем положении этапа. Между рабочими площадками, в соответствии с Правилами безопасности, оставляют временно законсервированные участки крутонаклонных слоев и площадки безопасности. На площадках уступов, которые отработаны в предельном положении торца, устраивают же-

лезнодорожные станции и распределительные пункты. Углубку горных работ производят в области торца карьера с постоянными транспортными коммуникациями.

Угол наклона рабочих бортов зависит от высоты и угла откосов временно нерабочих участков крутонаклонных слоев и их числа, ширины транспортных площадок и площадок безопасности, а также числа автомобильных и железнодорожных съездов в пределах поперечного профиля. Угол наклона временно нерабочих участков бортов в крутонаклонном слое остается практически неизменным на всех этапах развития рабочей зоны карьера и зависит от устойчивости горных пород в массиве. При этом на основе геометрической взаимосвязи углов откоса рабочего борта арв и арл (град) со стороны висячего и лежачего боков рудного тела соответственно, нерабочих участков борта ан (град) и угла падения пласта полезного ископаемого у(град) при отработке вскрыши крутонаклонными слоями, ширина этапа Вэ (м) при углубке карьера на величину Нэ (м) имеет вид: со стороны висячего бока залежи

Вг,в. = Иэ (ctSa Р.в + ctS Y);

со стороны лежачего бока залежи

В = И (ctga + ctgy).

Э.ё Э 4 0 р.ё 0 ' '

Слои в этапе имеют различные по ширине со стороны висячего и лежачего боков пласта рабочие площадки Ьрв и Ьрл, которые формируют рабочие борта карьера под углами наклона со стороны висячего и лежачего боков залежи а и а (град). Соответствен-

рв рл v 1 '

но, число слоев в этапе пс (ед) определяется по формуле:

П = — +1.

вР

Из рис. 3 следует, что увеличение шага поэтапной углубки Нэ приводит к

весьма неравномерному числу сформированных крутонаклонных слоев в этапе со стороны висячего и лежачего боков залежи. Стремление увеличить угол наклона слоя ас (град) к максимально возможному значению по устойчивости (до 40°) приводит к одновременному формированию 2-3 рабочих площадок по висячему и 1-2 - по лежачему бокам при Нэ = 45-75 м.

Угол откоса рабочего борта ар (град) зависит от высоты рабочей зоны карьера по вскрыше Нрв (м), числа крутонаклонных слоев в этапе пс (ед.) и их ширины в (м), связанных между собой зависимостью

Рис. 3. Номограмма зависимости числа круто наклонных слоев пс в этапе разработки от углов их ткоса в висячем арв и лежачем арл (град) боках рудной залежи, а также шага углубки Н (м)

а р = аСд

Н

ПсВр + Нр.в СЗас

Как видно из рис. 4. формирование слоев с шириной рабочих площадок 45-50 м приводит к резкому увеличению углов откосов рабочих бортов карьера в интервале высоты рабочей зоны 100-200 м при всех рассмотренных их конструкциях. Последующее увеличение текущей глубины карьера характеризуется прямолинейным увеличением углов откоса рабочих бортов во всех представленных конструкциях с числом крутонаклонных слоев в этапе от одного до пяти.

Формирование этапа из 2-3 слоев позволяет не только увеличить угол откоса рабочего борта до 28-30 и 30-32° при высоте вскрышной рабочей зоны в пределах 300-400 м соответственно, но и упорядочить размещение требуемого числа экскаваторных блоков в пространстве для выполнения заданного планом объема вскрышных работ. При этом высота временно нерабочих участков в этапе Нэн (м) имеет максимальное значение при соотношении

30

28

22

16

%

9 —

<0/ /рг

00

200 500

НР,

Рис. 4. Графики изменения угла наклона рабочего борта карьера а (град) от высоты вскрышной рабочей зоны Нрв (м) и числа крутонаклонных слоев в этапе разработки п (ед.)

К, = ■

н

с -1

Следует отметить, что при понижении глубины карьера для поддержания установленной производительности по добыче руды темп углубки горных работ будет увеличиваться. В этих условиях эксплуатация автомобильного транспорта позволяет обеспечить растущие объемы выемки вскрыши более эффективно. Расположение перегрузочных пунктов в

нижней части рабочей зоны и рассредоточение их по ее периметру дает возможность существенно снизить расстояние перемещения горной массы автосамосвалами и получить высокие технико-экономические показатели в целом по карьеру. Применение же более быстроходных и менее широких автосамосвалов способствует, кроме отмеченного, снижению текущих объемов выемки вскрыши в основной период разработки карьерного поля за счет уменьшения ширины транспортных площадок.

Эффективность почвоуступной системы разработки пород вскрыши иллюстрируется на примере карьеров горно-обогатительного комплекса ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог». Здесь на карьере № 2-бис в соответствии с разработанной методикой ширина рабочей площадки принята 55 м. При угле падения пласта 58° угол откоса рабочего борта ар = 42°. Ширина этапа по поверхности со стороны висячего и лежачего боков залежи соответственно равна В = 80 м

1 эв

и В = 30 м. Число отрабатываемых

эл 1

крутонаклонных слоев в этапе по висячему боку 2, по лежачему боку -один. Длина диагональных и продольных экскаваторных блоков 120 м, угол ориентирования их к простиранию рудного тела ш = 30°. За счет применения новой технологии текущий коэффициент вскрыши снижен с 0,241 до 0,172 м3/т. Дополнительный прирост подготовленного железорудного сырья в контурах карьерного поля за счет увеличения углов откоса рабочих бортов составил 20,7 млн т. Изменение технологической схемы отработки пород вскрыши позволяет улучшить режим горных работ. При этом до 2016 г. сокращаются объемы выемки вскрыши на 10,7 млн м3. Ежегодно уменьшение выемки пород вскрыши составит 972 тыс. м. Суммарный экономический эффект от

внедрения новой технологии на карьере № 2-бис по данным ОАО «Ук-ргипроруда» составил 21,22 млн грн.

Новая технологическая схема отработки карьера № 3 предусматривает формирование рабочей зоны тремя крутонаклонными слоями, которые отрабатываются уступами высотой по 15 м. Откосы их заоткаши-вают путем бурения экранирующих взрывных скважин на всю высоту под углом 75°.

Протяженность этапов 600-800 м. Количество их по длине карьера - 3. Ширина улавливающей площадки на концентрационном горизонте 30 м. Ширина нижней рабочей площадки первой снизу по лежачему боку 62 м, по висячему боку - 65 м. Результирующие углы откосов рабочих бортов по лежачему боку - 45°, висячему - 30,538°. При отработке крутонаклонного слоя с диагональными и продольными экскаваторными блоками длиной 135 м угол ориентирования фронта работ к простиранию рудной залежи 26°. До 2016 г. при внедрении новой технологии отработки карьера № 3 объемы выемки вскрыши уменьшатся на 21 950 тыс. м3. Ежегодно уменьшение выемки вскрышных пород составит в среднем 1995,5 тыс. м3, что существенно улучшит режим горных работ.

Описанные технологические схемы позволяют упорядочить отработку глубоких карьеров с максимально возможными углами откосов рабочих бортов, вследствие чего снижается объем выемки и транспортирования пород вскрыши, незначительно повышается себестоимость добычи руды при интенсивном понижении глубины горных работ. При достижении зоной углубки предельной глубины, в отработанной части карьерного поля возможно размещать внутренний отвал пород вскрыши, что существенно для экологического фактора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ржевский В.В. Режим горных работ при открытой добыче угля и руды. - М.: Угле-техиздат, - 1957. - 200 с.

2. Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация отрытых горных работ. -М.: Недра, 1968. - 639 с.

3. Ржевский В.В. Открытые горные работы: 4.2. Технология и комплексная механизация. - М.: Недра. - 1985. - 509 с.

4. Шорохов С.М. Технология и комплексная механизация разработки россыпных месторождений. - М.: Недра, 1973. - 765 с.

5. Тартаковский Б.Н., Барсуков М.И., Манайло А.Я. и др. Открытая разработка месторождений наклонными слоями. - К.: Нау-кова думка, 1970. - 227 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

6. Дриженко А.Ю., Воловик В.П., Си-моненко В.И. и др. Патент 63460 Украины. МПК 7. Е21С41/00. Способ разработки россыпей. Заявка 2003043683 от 22.04.03. - Опубл. 15.04.04.; Бюл. № 1.

7. Дриженко А.Ю. Почвоуступная выемка пород вскрыши крутонаклонными слоями при открытой разработке крутопадающих месторождений / Геотехнологические проблемы комплексного освоения недр. - Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2008. - Вып. 4 (94). - С. 96-101.

8. Дриженко А.Ю., Козенко Г.В., Ры-кус А.А. Открытая разработка железных руд Украины: состояние и пути совершенствования. - Днепропетровск: НОТУ. - Полтава: Полтавский литератор. - 2009. - 454 с. ЕШ

Дриженко Анатолий Юрьевич - доктор технических наук, профессор,

Национальный горный университет, Днепропетровск, Украина, e-mail: rector@nmu.org.ua.

UDC 622.271.3.06

DEVELOPMENT OF OPEN PIT MINING-AND-TRANSPORTATION SYSTEM THEORY

Drizhenko A.Yu., Doctor of Technical Sciences, Professor,

National Mining University, Dnepropetrovsk, Ukraine, e-mail: rector@nmu.org.ua.

Parameters of open pit fields and classification of open pit mining systems are specified. It is suggested to adjust the types of open pit fields in accord with continuously increasing depth and productive capacity of open pit mines. In order to relate extraction-and-loading equipment types with mining depth and mining advance direction, it is suggested to classify open pit mining systems by the criterion that assumes a developed work zone and open pit mine transport present in this zone as an integrated mining-and-transportation system.

The article describes the iron ore open pit mining technology with steep sliced stripping and heading-and-bench advance of the work areas. The offered process flow diagrams allow the ordered development of deep open pit mines, at maximum possible slopes of highwalls, which results in reduced overburden removal and haulage at slightly increased cost and rapidly increasing depth of mining. Upon reaching the ultimate depth, internal dumping is possible in the mined-out part of an open pit mine, which is advantageous in terms of ecology.

Key words: quarry, mining layers, maximum depth, classification of systems development, the overburden ratio.

REFERENCES

1. Rzhevskii V.V. Rezhim gornykh rabot pri otkrytoi dobyche uglya i rudy (Operating regime in open pit mining of coal and ore), Moscow, Ugletekhizdat, 1957, 200 p.

2. Rzhevskii V.V. Tekhnologiya i kompleksnaya mekhanizatsiya otrytykh gornykh rabot (Technology and integrated mechanization of open pit mining), Moscow, Nedra, 1968, 639 p.

3. Rzhevskii V.V. Otkrytye gornye raboty: 4.2. Tekhnologiya i kompleksnaya mekhanizatsiya (Open pit mining: 4.2. Technology and integrated mechanization), Moscow, Nedra, 1985, 509 p.

4. Shorokhov S.M. Tekhnologiya i kompleksnaya mekhanizatsiya razrabotki rossypnykh mestorozhdenii (Technology and integrated mechanization of placer mining), Moscow, Nedra, 1973, 765 p.

5. Tartakovskii B.N., Barsukov M.I., Manailo A.Ya. Otkrytaya razrabotka mestorozhdenii naklonnymi sloyami (Open pit mining by inclined slicing), Kiev, Naukova dumka, 1970, 227 p.

6. Drizhenko A.Yu., Volovik V.P., Simonenko V.I. Patent 63460 Ukraine, MPK 7. E21C41/00, 15.04.04.

7.Drizhenko A.Yu. Geotekhnologicheskie problemy kompleksnogo osvoeniya nedr (Geotechnological problems of integrated development of the Earth's interior), Ekaterinburg, IGD UrO RAN, 2008, issue 4 (94), pp. 96-101.

8. Drizhenko A.Yu., Kozenko G.V., Rykus A.A. Otkrytaya razrabotka zheleznykh rud Ukrainy: sostoyanie iputi sovershenstvovaniya (Drizhenko A.Yu., Kozenko G.V., Rykus A.A. Otkrytaya razrabotka zheleznykh rud Ukrainy: sostoyanie i puti sovershenstvovaniya (Open pit mining of iron ore in Ukraine: Status and improvement), Dnepropetrovsk: NOTU. Poltava: Poltavskii literator, 2009, 454 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.