УДК 373.3.016 ББК 74.261.3-7 Г 37
Я.М. Гергиева
Аспирантка кафедры теории и методики преподавания русского языка Северо-Осетинского государственного педагогического института; E-mail [email protected]
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования связной письменной речи на начальном этапе обучения, предлагаются методы и приемы, направленные на развитие связной письменной речи младших школьников.
Ключевые слова: связная письменная речь, виды речевой деятельности, речевая активность, текст, лингвосмысловой анализ текста.
Ya.M.Gergieva
Post-graduate student of Department of the Theory and Technique of Teaching Russian of the North Ossetian State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COHERENT WRITTEN SPEECH: THE ELEMENTARY SCHOOL
Abstract. The paper discusses formation of coherent written speech at the initial stage of training. Methods directed on development of coherent written speech of younger pupils are offered.
Keywords: coherent written speech, kinds of speech activity, speech activity, the text, the lingualsense text analysis.
Наше обращение к проблеме совершенствования речи младших школьников связано с тем, что она находится в стадии теоретического и практического исследования.
Несмотря на то, что проблема развития речи не нова в методической литературе, авторы различных методик преподавания, учитывая данные психолингвистики как теории речевой деятельности, подчеркивают необходимость ориентировки на коммуникативные цели формирования речевых умений и навыков младших школьников, сформированный ими принцип слабо реализуется в практике школьного обучения. Между тем под обучением языку на современном этапе понимается способность ученика к полноценной речемыслительной деятельности в устной и письменной форме.
Владение связной письменной речью - это способность обучаемых воспринимать связные речевые произведения (тексты) и создавать на их основе самостоятельные высказывания в условиях конкретной ситуации общения.
Задача совершенствования связной речи учащихся требует формирования у младших школьников умений и навыков грамотного построения (в содержательном, логикокомпозиционном, языковом планах) самостоятельного связного письменного высказывания на определенную тему в соответствии с условиями и целью естественной коммуникации.
В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития является овладение письменной речью, «которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [1, с. 128]. Процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности, но и как личность.
Работа над совершенствованием письменной речи учащихся представляет собой процесс, учитывающий существенные признаки конструирования текста обучаемыми, его трудности и недостатки, выявленные в ходе прослеживания закономерностей формирования
текста. Этот процесс связан с реализацией определенных принципов, системой обучения.
Являясь одной из важнейших психических функций, речь стимулирует общее развитие младших школьников, развивает их логическое и образное мышление, воображение, эмоции. Умение подмечать характерные особенности предметов и явлений формируется в процессе развития речи [6, с. 89].
В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) - в устной речи и краска (буквы) - в письменной речи.
Письменная речь отличается от устной по строению и способу функционирования. Именно отвлеченность письменной речи представляет трудность для младшего школьника.
Письменная речь, в отличие от устной, требует от учащихся большего контроля, чем устная, предъявляет к ним определенные требования (в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм). Письменная речь - речь подготовленная, поддающаяся исправлению, совершенствованию, ее развитие способствует повышению общей языковой и речевой культуры обучаемых.
Не умаляя значения устной речи, следует больше внимания уделять письменной речи как наиболее сложной форме речевой деятельности.
В программе традиционного обучения в начальной школе, на наш взгляд, недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся, хотя этот раздел является составной частью других учебных курсов. Начальная школа испытывает потребность в методических средствах обучения, соответствующих современным средствам обучения.
Речеведческие понятия вводятся в определенной последовательности, и формируемые речевые умения и навыки младших школьников можно представить таким образом:
- доказывать, что данная группа предложений является или не является текстом;
- составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых письменных высказываниях;
- определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его, делить на составные
части;
- знакомить с нормами языка, целесообразно и уместно применять их в зависимости от речевой ситуации;
- совершенствовать и развивать речевую деятельность на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.
При разработке системы обучения младших школьников письменной речи мы опирались на принципы и задачи обучения, предложенные Т.А. Ладыженской [4] и Л.П. Федоренко [7]:
- комплексное овладение основными видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) с учетом их взаимосвязи и установления рационального соотношения между ними в учебном процессе;
- взаимосвязанное овладение уровнями языка, системный подход к практическому овладению фонетическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим строем языка и подведение учащихся к обобщениям, необходимым для обеспечения сознательного и прочного владения устной и письменной речью;
- создание условий для речевой активности учащихся;
- проведение «элементарного» лингвосмыслового анализа текста;
- введение адаптированных к младшему школьному возрасту теоретических знаний о предмете обучения.
Учитывая то, что развитие младших школьников связано в основном с обучением построению определенного типа текста (описание, повествование, рассуждение), практическое знакомство обучаемых с различными типами текста целесообразно совмещать с формированием у них общих коммуникативно-речевых умений, направленных на создание как устного, так и письменного высказывания. При этом в процессе обучения при
формировании у школьников умения создавать текст нужно учитывать функциональностилистическую специфику речевого высказывания (умение определять стиль готового текста, производить его стилистический анализ, совершенствовать стиль данного текста, строить текст заданного стиля). При использовании приема лингвосмыслового анализа в процессе восприятия смысла текста младшими школьниками важно учитывать критерии, предъявляемые к текстам: преобладание повествования, незначительная представленность диалога, наличие предметов речи и ясные переходы от одной части к другой.
Вводимые в ход обучения теоретические знания составляют определенную сумму знаний о построении текста. Овладение ими создает условия для повышения осознаваемости речевых действий.
Умения и навыки письменной речи младших школьников развиваются в течение всего периода обучения: от подготовленной в языковом и содержательном отношении речи к неподготовленной [2, с. 15].
Вслед за Н.С. Рождественским, мы считаем, что теоретический материал должен быть доступен; соответствовать сущности изучаемого явления; может быть перенесен на аналогичные явления и использован в самостоятельном речетворчестве; иметь потенциал для активной умственной деятельности и ее развития; создавать условия для формирования умений и навыков [8, с. 20].
По справедливому утверждению И.А. Зимней [3, с. 47], дидактический материал должен отвечать используемой методической системе; стимулировать речевую деятельность; быть основой для развития коммуникативной компетенции; отвечать определенным лингвометодическим критериям отбора; быть отобран и целесообразно организован преподавателем.
Работа над элементами структуры текста на начальном этапе позволяет учащимся осмыслить роль подтем в оформлении синтаксических конструкций, их членимость и значение при подготовке речевого высказывания с детализацией или с обобщенным характером. Подтемы и микротемы при этом выступают в качестве результата смыслового восприятия.
Система упражнений для развития связной речи младших школьников, основанная на принципе постепенного наращивания трудности, предполагает, что каждое последующее упражнение имеет большую степень самостоятельности обучаемых, чем предыдущее, постепенное усложнение материала определяет направленность активности младшего школьника (от познавательной к творческой).
Таким образом, наиболее эффективным методом совершенствования письменной речи младших школьников является работа с текстовыми упражнениями, поскольку:
- письменная речь занимает особое место в учебной деятельности как наиболее сложная форма речевой деятельности;
- ее развитие совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональную сферу обучаемого;
- она является инструментом в постижении своего «я» и окружающего мира, обладает возможностями для раскрытия себя как личности.
Методологическая целесообразность использования учебных текстов связана с тем, что они позволяют соединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Во-первых, они должны соответствовать нормам литературного языка, являться дополнительными образцами правильной речи, совершенными в художественном отношении и представляющими собой эстетическую ценность.
Во-вторых, развивающий потенциал текста заключается в познавательных и воспитательных возможностях текста. Познавательность учебного текста предполагает раскрытие существенных сторон жизненных явлений, что позитивно сказывается на формировании мировоззрения младшего школьника, становлении у него целостного взгляда на мир.
В-третьих, учебный текст должен отражать специфику изучаемого явления. Умение
«видеть» является стартовым в системе коммуникативно-речевых умений.
В-четвертых, такое качество, как доступность текста, является условием осознанности, стимулирует активность обучаемого, позволяет ему сконцентрироваться на необходимых в учебных целях текстовых условиях.
Представляется необходимым в ходе обучения опираться на тексты-модели, используя которые младшие школьники могут построить аналогичные высказывания. Направления этой работы таковы:
1) составление подобного текста по предложенной модели, следуя структуре и средствам связи предложений внутри модели;
2) самостоятельное продолжение текста-модели по данному началу;
3) конструирование текста путем расширения (обогащения) содержания входящих в его состав предложений.
Задания такого характера, на фоне разнообразной устной речевой деятельности совершенствуя навыки связной письменной речи, помогут учащимся при написании изложений и сочинений.
Для формирования умения совершенствовать текст используются следующие виды учебных текстов:
- текст-образец, отражающий необходимые ресурсы текстопостроения и являющийся полем зрения для изучения текстовых явлений (темы, основной мысли, средств связи, ключевых слов и т.д.);
- репродуцируемый текст, требующий от обучаемых умения воспроизводить изученные текстовые явления на основе восприятия данного текста, направленный на зону ближайшего развития ребенка;
- деформированный текст, содержащий потенциальную возможность реализации творческой активности учащихся и являющийся одним из необходимых условий формирования умения улучшать текст;
- продуцируемый текст, требующий от обучаемых максимальной степени самостоятельности и свободы творчества при создании собственного текста. Такая форма речевой деятельности, как письменная речь, предполагает полную сформированность психических процессов, так как младший школьник должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений.
Излагая собственные мысли, ученик выполняет одновременно три роли: быть «сочинителем» - отобрать содержание и составить текст; быть «редактором» - проверить, правильно ли построены предложения, верен ли их порядок, точны ли слова, соблюдены ли нормы русского языка; и быть «корректором» - проверить правильность написания слов и постановки знаков препинания [7, с. 52].
Важно помнить, что развитие письменной речи на начальном этапе обучения - это составная часть содержания начального курса русского языка, уроков чтения и грамматики.
Примечания:
1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972.№ 2.
2. Жажева С.А. Развитие связной письменной русской речи учащихся начальной адыгейской школы (на материале сочинений): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2004. 26 с.
3. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации / отв. ред. Т.М. Дридзе. М.: Наука, 1976. 264 с.
4. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников // Начальная школа. 2007. № 6. С. 76-79.
5. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975.
255 с.
6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. 176с.
7. Николаева Е.В. Обучение сочинению на уроках чтения // Начальная школа: плюс До и
После. 2008. № 6. С. 52-56.
8. Рождественский Н.С. Проблемы содержания начального обучения русскому языку // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977.
9. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964. 254 с.
10. Харченко О.О. Через постижение «тайн языка» - к текстовой компетенции // Начальная школа. 2007. № 5. С. 36-43.