Научная статья на тему 'Развитие стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в условиях дополнительного образования'

Развитие стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТИЛЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / THE WORLD ARTS AND CULTURE TEACHER'S STYLE COMPETENCE / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / ART EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камка Светлана Васильевна

В статье автором определяются сущностные характеристики понятия «стилевая компетентность» учителя мировой художественной культуры, понимаемого как системное, профессионально-личностное свойства педагога, его структура и содержание компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, практико-деятельностного. Описанная модель развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры, состоит из взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, аксиологического, содержательного, технологического, результативно-рефлексивного и реализуется в образовательном процессе повышения квалификации педагогов образовательной области «Искусство» (МХК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камка Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The World Arts and Culture Teachers' Style Competence Development Within the Continuing Education System

The following article defines the essential characteristics of the term style competence of the world arts and culture teachers as systematic professional and personal quality, its structure and content of its components: value-and-motivation, cognitive and practical. The model for the development of the world arts and culture teachers' style competence contains a number of interrelated clusters: aim-and-motivational, axiological, content defining, technological, and outcome-and-reflective and is realized within the system of continuing education and professional skills improvement of the arts teachers (The World Arts and Culture).

Текст научной работы на тему «Развитие стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в условиях дополнительного образования»

УДК 75.609 ББК 249

Камка Светлана Васильевна

преподаватель кафедра философии и управления образованием

ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Свердловской области

г. Екатеринбург Kamka Svetlana Vasilievna Lecturer

Chair of Philosophy and Education Management State Institute of Education Development of Sverdlovsk Region

Yekaterinburg

Развитие стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в условиях дополнительного образования The World Arts and Culture Teachers' Style Competence Development Within

the Continuing Education System

В статье автором определяются сущностные характеристики понятия «стилевая компетентность» учителя мировой художественной культуры, понимаемого как системное, профессионально-личностное свойства педагога, его структура и содержание компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, практико-деятельностного. Описанная модель развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры, состоит из взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, аксиологического, содержательного, технологического, результативно-рефлексивного и реализуется в образовательном процессе повышения квалификации педагогов образовательной области «Искусство» (МХК).

The following article defines the essential characteristics of the term "style competence" of the world arts and culture teachers as systematic professional and personal quality, its structure and content of its components: value-and-motivation, cognitive and practical. The model for the development of the world arts and culture teachers' style competence contains a number of interrelated clusters: aim-and-motivational, axiological, content defining, technological, and outcome-and-reflective and is realized within the system of continuing education and professional skills improvement of the arts teachers (The World Arts and Culture).

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, стилевая компетентность учителя мировой художественной культуры, художественное образование, непрерывное образование, повышение квалификации.

Key words: competence, professional competence, the world arts and culture teacher's style competence, art education, continuing education, professional skills improvement.

Инновационная стратегия отечественного образования, обозначенная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», требует

обновления содержания и нового характера повышения квалификации педагогических работников в системе дополнительного образования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» обозначены основные параметры образования нового типа, призванного способствовать ускоренному вступлению России в качественно новое состояние, в котором главным источником роста становятся человеческие ресурсы. В государственных образовательных стандартах последнего поколения отражены основные требования к выпускнику, сформулированные в русле ключевых компетенций, что связано с «ориентацией современной школы на формирование личности, обладающей широким культурным кругозором и владеющей необходимыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире» [18, с. 1].

Подобные тенденции четко прослеживается и в системе дополнительного образования педагогов художественных дисциплин. Уроки (занятия) музыки, ИЗО, искусства, мировой художественной культуры сориентированы на духовное развитие ребенка и мыслятся не только как основные формы учебного процесса (по аналогии с другими школьными предметами), но, прежде всего, как уроки искусства, связанные с освоением духовного опыта человечества новыми поколениями. Так, в «Концепции художественного образования в РФ» (утв. 26.11.01, приказ от 28.12.2001 № 1403) художественное образование определяется как «процесс овладения художественной культурой и присвоения человеком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [14]. Уникальный педагогический потенциал дисциплины «Мировая художественная культура» заключается в возможности интеграции специального художественного «человековедения», заключенном в самой природе искусства и гуманитарного знания.

Однако нестабильность современной социально-экономической ситуации приводит к углублению противоречий между необходимостью решать поставленные высокие задачи воспитания Человека культуры, и социальной

нестабильностью, потерей нравственных ориентиров, разрушением традиционной системы ценностей, сложностью самоидентификации (потерей «самости» [13]) россиян. Как известно, существуют определенные противоречия и в подготовке учителей мировой художественной культуры к педагогической деятельности: в школе дисциплину преподают учителя - ИЗО, музыки, черчения, истории, литературы, географии и др., как следствие, наблюдается непонимание специфики искусства, отсутствие теоретических знаний и тяготение к репродуктивным способам обучения, отсутствие понимания языка искусства и т.д. Следовательно, от современного педагога мировой художественной культуры требуется обладать некоторым универсальным качеством, синтезирующим знания и способности в области музыкального, изобразительного, литературного и других видов творчества, то есть некой специально-профессиональной интегральной компетентностью, включающей в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которые проявляются в успешных действиях в собственной педагогической практике. Таким профессионально значимым качеством может явиться стилевая компетентность учителя мировой художественной культуры.

Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и опытно-экспериментальным путем апробировать модель развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в условиях дополнительного образования педагогов.

Повышение квалификации педагогов рассматривается нами как вид дополнительного профессионального образования, «направленный на формирование готовности к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией» [17, с.316]. Различные дефиниции понятия отражают разные стороны процесса непрерывного профессионального образования педагогов: сущность, структуру, содержание. В одних источниках получает распространение точка зрения, связанная с «целенаправленным непрерывным повышением объема профессиональных

знаний и совершенствование их педагогического мастерства» [17, С. 232-233], то есть развитием когнитивной (знаниевой) и операционно-педагогической (методической) компетентности педагога. В других, акцентируется внимание на необходимости «помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей» [16, с. 285], т.е. развитие правовой, коммуникативной и культурологической компетентности.

В содержании повышения квалификации педагогов отмечается необходимость решения задач развития культуры личности, культуры и методологии педагогической деятельности, культурологической компетентности [2, с. 56-59]. «Всеохватывающий» и «полный» [7, с.111] характер непрерывного образования предполагает освоение новых технологий и готовность к их внедрению в практическую педагогическую деятельность, способность к мобильному реагированию на изменения, направленность на углубление связей между наукой и технологией, наукой и практикой, на сохранение фундаментального ядра содержания образования.

В системе непрерывного художественного образования образование и культура находятся в отношениях постоянной взаимообусловленности и взаимозависимости: «образование является, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с другой, способствует формированию новой культуры» [5, с. 90]. Эта закономерность предполагает тенденцию к непрерывному профессиональному развитию педагогов ОО «Искусство» и мировой художественной культуры и определяет направления процесса совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя-профессионала в системе дополнительного образования.

Непрерывное художественное образование рассматривается нами как подсистема образования, одновременно являясь и частью общего образования, и подсистемой профессионального образования, обеспечивающее формирование специалиста в профессионально-художественной сфере. Художественно-эстетическое образование призвано решать задачи развития

«человеческого в человеке», его способности к эмоциональным переживаниям, создание «образа» человека, способного к творческой деятельности, формированию «художественной картины мира».

Следующим этапом исследования явился ретроспективно-педагогический анализ развития системы непрерывного художественного образования в России, в результате которого установлено, что отечественное художественное образование имеет глубокие традиции; функции искусства в отношении к культуре определяются как «зеркало», «автопортрет культуры» в её целостности и специфичности; «рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества» [20, с.37]

Первое направление нашего исследования предполагает переосмысление основ традиционной педагогики, выявление и описание структурно-содержательных компонентов стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры. Научный поиск путей реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителя ОО «Искусства» (МХК) в условиях дополнительного образования явился вторым направлением нашего исследования.

Большинство исследователей [1, 11, 12, 19], анализирующих структуру и содержание профессиональной компетентности, приходят к выводу, что любая компетентность есть качественная характеристика личности, в структуре которой помимо знаний, умений, навыков, опыта деятельности выделяется ценностно-смысловой компонент, проявляющийся в отношении к выполняемой деятельности, к ее процессу и результату. Анализ научной и научно-педагогической литературы показал отсутствие единого подхода к формированию понятий компетенция и компетентность, что позволило в рамках нашего исследования принять следующее определение: «компетентность» рассматривается нами как интегративное качество личности, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которые проявляются в успешных действиях в какой-либо области, в уровне достижений (в рамках определённой компетенции).

В ходе исследования нами предпринята попытка определить кадровый состав учителей мировой художественной культуры. Установлено, что высшее

профессиональное образование по специальности «Культурология» имеет около 13 % педагогов. Большую часть составляют учителя, имеющие высшее и среднее специальное образование по специальности «Музыка» (20%), ИЗО (10%), литература (21%). Дисциплину «Мировая художественная культура» преподают педагоги-психологи, организаторы, культпросвет работники, учителя истории, географии и др. Большинство педагогов имеет небольшой стаж преподавания дисциплины (70 % - менее 5 лет), при общем педагогическом стаже более 5 лет (88 %); в 75% случаев дисциплина преподается педагогами-совместителями. При сложившейся ситуации, дополнительное профессиональное образование выполняет компенсирующие, адаптивные и инновационные функции, а процесс повышения квалификации должен быть направлен на развитии специальной и методической компетентности учителя мировой художественной культуры.

Множественность стилистических решений можно считать одной из главных закономерностей развития мировой художественной культуры, а историю мировой художественной культуры - рассматривать как историю художественных стилей, часто не имеющих чётких границ, сосуществующих, переходящих друг в друга, находящихся в постоянном развитии. В изучении мировой художественной культуры в школе особое внимание уделяется рассмотрению художественного стиля в аспекте создания образа изучаемой эпохи, как «стиля времени» или «стиля эпохи», в котором стиль отражает следствие культурного видения, осуществляет присущие ей (эпохе) иерархии ценностей.

Художественный стиль как эстетический феномен и как научная категория имеет свою историю становления и осмысления в искусствознании и эстетике. Понимание стиля как универсального явления культуры формируется на современном этапе развития эстетической мысли [4,6,15], осмысление категории «художественный стиль» в современную эпоху является обобщающим этапом ко всей истории становления и функционирования данной категории в философии и эстетике. В философских, культурологических, эстетических и искусствоведческих исследованиях ХХ века стиль рассматривается в культурно-историческом контексте. При этом

художественная определенность стиля осмысливается с позиции культурной всеобщности: «стиль является видимым знаком единства искусства, в стиле культура заявляет себя как целое» [15, с. 197].

Между тем, история становления системы искусства, например, в европейской культуре представлена периодами, которые различаются степенью проявления индивидуальности творчества. Существуют различия и в истории развития отдельных видов искусства, а также индивидуальных стилей и направлений в искусстве. Общий взгляд на историю процесса осмысления категории «художественный стиль» приводит к выводу: обращение искусствоведческой и философской мысли к проблеме художественного стиля отражает особенности восприятия человеком духовных ценностей художественной культуры эпохи. В современном понимании стиль предстает как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру, способа его восприятия и интерпретации, т.е. оказывается универсальным и фундаментальным явлением, затрагивающим глубинные механизмы функционирования искусства в человеческом обществе. Для акцентирования данного педагогического аспекта освоения стиля педагогу необходимо выделять и раскрывать на занятиях различные уровни специфических взаимоотношений «содержания» и «формы», то есть смысла и его структурного воплощения в рамках определенной культуры.

На основе анализа компетентностного подхода в профессиональном образовании [1, 2, 8, 10, 11, 19], осмысления категории «художественный стиль», его роли в преподавании предметов искусства и мировой художественной культуры в исследовании определяются сущностные характеристики понятия «стилевая компетентность. «Стилевая компетентность» рассматривается нами как универсальное качество, синтезирующее знания и способности в области музыкального, изобразительного, литературного и других видов творчества, то есть специально-профессиональная интегральная компетентность, включающая мотивационные, ценностные, когнитивные, и практические аспекты, которые проявляются в успешных действиях в собственной педагогической практике.

«Стилевая компетентность учителя мировой художественной культуры» -системное профессионально-личностное свойство, включающее: понимание стиля как выработанного в системе искусства и воплощенного в его материале способа ценностного обобщения опыта отношений человека с окружающим миром, знание стилевых концепций художественной культуры, умение раскрывать на уроке содержательную основу стилевой семантики, а также включать учащихся в диалогическое постижение культуры на основе соотнесения своего «я» с ценностями мира, отраженными в художественных образах. Развитие стилевой компетентности - целенаправленное обогащение и совершенствование педагогических знаний, умений и навыков средствами мировой художественной культуры в системе дополнительного образования педагогов.

Структура «стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры» включает в себя когнитивную, мотивационно - ценностную и деятельностно-практическую компоненты:

• мотивационно-ценностный компонент стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры заключается в формировании у учителя отношения к художественному стилю как средству освоения учащимися ценностей культуры; актуализации ее смыслов и, в итоге, социализации формирующейся личности в процессе образования.

• когнитивный компонент характеризуется осмыслением современного подхода к категории «художественный стиль», выражается в трактовке понятия «художественный стиль» как универсального явления в истории развития художественной культуры

• деятельностно-практический компонент стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры основывается на умениях педагога сформировать у учащихся художественно-стилевые представления с опорой на принцип активности, вовлеченности всех субъектов педагогической деятельности в образовательный процесс.

Таким образом, стилевая компетентность рассматривается как профессионально-значимое качество, интегрирующие основные задачи,

стоящие перед учителем мировой художественной культуры в школе: развитие диалогического мышления, включение учащихся в диалог культур, формирование художественной картины мира, развитие культурологической и художественно-эстетической компетенции учащихся. Следовательно, процесс повышения квалификации учителей мировой художественной культуры в системе дополнительного образования должен быть направлен на развитие стилевой компетентности.

В ходе исследования разработана и теоретически обоснована модель развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в условиях дополнительного образования, включающая в себя: мотивационно-целевой, аксиологический, содержательный, технологический, результативно-рефлексивный блоки, отражающие этапы развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в системе дополнительного образования.

В мотивационно-целевом блоке модели развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в качестве стратегического фактора сформулированных целей и задач развития профессионального потенциала педагога мы определяем социальный заказ на формирование Человека культуры, способного к вхождению в глобальное поликультурное пространство. Общая образовательная цель модели -обеспечение развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в системе повышения квалификации.

Аксиологический блок модели ориентирован на систему профессиональных ценностей учителя мировой художественной культуры, выражающихся в устремленности современного педагогического сообщества к реализации задач воспитания Человека культуры, осознанием личной ответственности за формирование духовно-нравственной личности средствами мировой художественной культуры.

Содержательный блок модели включает в себя постановку задач, уточнение научно-методологических подходов к повышению квалификации учителей мировой художественной культуры (компетентностный,

деятельностный, интегративный, андрагогический, аксиологический, культурологический); выявление предметно-содержательных основ развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в системе дополнительного образования: интегрированный характер дисциплины, статус предмета Искусства, полихудожественность.

Технологический блок соответствует этапу практической реализации (реализации педагогических условий) модели развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в системе дополнительного образования. Наша позиция заключается в том, что изучение стилевой семантики, как и постижение смысла художественно-стилевых интонаций, на занятиях возможно через эмоциональное вживание в художественный образ. Это означает, что в системе занятий конкретные художественные произведения могут быть представлены как репрезентанты стиля, своеобразные стилевые модели, служащие опорой при усвоении учащимися данного стиля художественной культуры. Анализ произведения как репрезентанта стилевой концепции, выстроенный на пересечении типичного и индивидуального, становится процессом осмысления стиля как «эстетического почерка» эпохи [6, с. 284], проявляющегося в уникальном художественном явлении конкретного произведения.

Комплекс методов, форм организации образовательного процесса и средства реализации определяют его эффективность. В разрабатываемой методике развития стилевой компетентности метод стилевого (семантического) анализа является основным и реализуется нами по разработанной методике анализа произведений разных видов искусства, позволяющей вести поиск «содержательных универсалий» [9, с.13] культуры, в сочетании с методами моделирования учебного процесса, метода рефлексии, педагогическим проектированием.

Педагогические условия являются средством реализации модели, влияют на результат деятельности. В условиях системы повышения квалификации педагогические условия развития «стилевой компетентности» учителя мировой художественной культуры включает в себя разработку педагогических (содержательно- организационных) условий:

• создание образовательных программ дополнительного профессионального образования, направленных на реализацию компетентностного и культурологического подхода в русле ФГОС третьего поколения;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• разработку научно-методического и информационного обеспечения процесса развития стилевой компетентности в системе повышения квалификации учителя;

• разработку диагностического инструментария измерения изменений (приращений) в структуре профессиональной компетентности.

Рефлексивно-результативный этап отражает диагностический этап, включает анализ достигнутого уровня развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в условиях дополнительного образования, предполагает проведение итоговой аттестации слушателей по результатам повышения квалификации: экспертный анализ (внешняя оценка) результатов повышения квалификации, самоанализ достигнутого уровня компетентности (внутренняя оценка), планирование программы непрерывного повышения квалификации по выбранному направлению.

Показателем целостности модели является диагностируемый результат педагогической деятельности: повышение уровня развития стилевой компетентности учителя МХК; освоение современных педагогических технологий художественного образования в области музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры; освоение основ художественной деятельности в области преподаваемой дисциплины и в смежных дисциплинах; совершенствование навыков просветительской педагогической деятельности в области искусства в системном интегративном режиме; освоение способов профессионального саморазвития на основе полихудожественной деятельности, взаимодействия с произведениями искусства; создание методических разработок, творческих проектов, написание рабочих программ.

Основные результаты и выводы:

1. Систематизированы данные об этапах становления и развития системы непрерывного художественного образования в России, обосновывается Вестник ЧГПУ52010 58

необходимость в непрерывном повышении квалификации учителей мировой художественной культуры.

2. Проанализированы различные подходы к определению понятия «компетентность». Определена сущность, структура и содержание компонентов в структуре понятия «стилевая компетентность» учителя мировой художественной культуры, которое рассматривается как интегральное свойство учителя мировой художественной культуры, отражающее готовность и способность применять на практике систему профессиональных знаний и умений в процессе педагогической деятельности.

4. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в системе дополнительного образования, основанная на компетентностном, деятельностном, андрагогическом, интегративном, аксиологическом, культурологическом научно-методологических подходах, включающая в себя вазаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, аксиологический, содержательный, технологический, результативно-рефлексивный.

5. Методика развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры основывается на комплексе педагогических принципов (непрерывного образования, принципов общей педагогики, принципов художественной педагогики); комплексе организационно-педагогических условий: методов, форм и средств, способствующих развитию стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры в педагогическом процессе повышения квалификации в системе дополнительного образования.

6. Выявленные критерии, показатели и уровни развития стилевой компетентности учителя мировой художественной культуры позволяют оценить результаты повышения квалификации.

7. Доказано и результатами опытно-экспериментальной работы подтверждено, что разработанная модель развития стилевой компетентности учителей мировой художественной культуры является эффективной в педагогическом процессе повышения квалификации.

Проведенное исследование не исчерпывает проблему развития стилевой компетентности средствами мировой художественной культуры в системе дополнительного профессионального образования. Дальнейшие исследования могут быть связаны с изучением и разработкой научно-методического сопровождения процесса развития стилевой компетентности по уровням и ступеням образования.

Библиографический список

1. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие [Текст] / А.С. Белкин,

B.В. Нестеров. - Екатеринбург: Учеб. книга, 2003. - 186 с.

2. Бенин, В.Л. Понятие художественно- эстетического в педагогической деятельности [Текст] / Профессиональная педагогика : категории, понятия, дефиниции : сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.Д. Бухарова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. -вып. 4. - 571 с.

3. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 1. - С. 9-14.

4. Бореев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Бореев. - М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. - 830 с.

5. Бухарова, Г.Д. Современное образование: сущность и направления развития [Текст] / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. -№ 2. - С. 7-11.

6. Бычков, В.В. Эстетика: учеб для гуманитар. направлений и спец. вузов России [Текст] / В.В. Бычков. - М. : М., Гардарики, 2005. - 556 с.

7. Вайнштейн, М.Л. Проблемы опережающего обучения в системе образования [Текст] / под ред. С.Н. Чечулиной и др. // Образование взрослых - образование через всю жизнь : сб. материалов науч.-практ. конф. : в 2- х т., т. 2. - Екатеринбург: ИРО, 2010. - С. 191.

8. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. -

C. 51-55.

9. Закс, Л.А. О культурологическом подходе к музыке [Текст] /Л.А. Закс // Музыка -культура - человек : сб. науч. тр. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. - 208 с.

10. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентостный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк: : учеб. пособие. - М. : Моск. психол. соц. ин-т., 2005. - 48 с.

11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №. 5. - С. 34-42.

12. Иванова, Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс] / Е. О. Иванова // Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm. - 2007. - 30 сент. - В надзаг. : Центр дистанционного образования «Эйдос».

13. Кон, И.С. Д.Г. Мид и проблема человеческого «Я» [Текст] / И.С. Кон, Д.Н. Шалин // Вопросы философии. - 1969. - № 12. С. 92- 98.

14. Концепция художественного образования в РФ (утв. 26.11.01, приказ от 28.12.2001 № 1403) [Электронный ресурс] / Режим доступа : http//www.pravoteka.ru/pst/51/25338.html Дата обращения : 02.04.2011.

15. Кривцун, О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ [Текст] / О. А. Кривцун // М.:. Наука, 1992. - 303 с.

16. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. // под ред. В.А. Сластёнина. - М. : Издат. центр «Академия», 2008. - 368 с.

17. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

18. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвешение, 2009. - 59 с. (стандарты второго поколения).

19. Хуторской, А. В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты : доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апр. 2002 [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm. Дата обращения : 30.03.2011.

20. Челышева, Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. : Москва, 2003. - 421 с.

Bibliography

1. Belkin, А.Б. Pedagogical Competence: Study Guide [Text] / А.Б. Belkin, V.V. Nesterov. - Yekaterinburg: Academic Book, 2003. - 186 p.

2. Benin, V.L. Notion of Arts-and-Aesthetic in Pedagogical Activities [Text] / Professional Pedagogy: Categories, Notions, Definitions: Collection of Scientific Works / Exec. Edti. G.D. Bukharova. - Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State Professional Pedagogical University, 2006. -Iss. 4. - 571 p.

3. Bolotov, V. А.Competence Model: From the Idea to Educational Program [Text] / V. А. Bolotov, V. V. Serikov / /Pedagogy. - 2003. - № 1. - P. 9-14.

4. Boreev, Yu.B. Aesthetics [Text] / Yu.B. Boreev. - М.:Rus-Olymp: АSТ: Astrel, 2005. -

830 p.

5. Bukharova, G.D.Modern Education: Essence and Development Trends [Text] / G.D. Bukharova, L.D. Starikova // Bulletin of Altai State University. - Barnaul: Publishing House of Altai State University, 2009. - № 2. - P. 7-11.

6. Bychkov, V.V. Aesthetics: Textbook [Text] / V.V. Bychkov. - М. : Gardariki, 2005. -

556 p.

7. Chelysheva, ТУ. Continuing Art Education as an Integral Educational System [Text]: Diss. Doctor of Ped.: 13.00.01. / T V. Chelysheva . - Moscow, 2003. - 421 p.

8. Dictionary and Reference Book on Pedagogy [Text] / УА. Mizherikov; Edit. by P.I. Pidkasisty. - М.: Sphera, 2004. - 448 p.

9. Fundamental Core of General Education Content [Text] / Edit. by V.V.Kozlov, А.М.Kondakov. - М. : Prosveshchenie, 2009. - 59 p. (The Second Generation Standards).

10. Ivanova, Е. О. Competence Approach In Correlation to Knowledge Oriented and Cultorological Ones [Electronic Resource] / Е. О. Ivanova // Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm. - 2007. - Sep. 30. - «Eidos» Distance Education Centre.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Khutorskoy, А. V. Key Competences and Educational Standards: Report for Educational Philosophy and Pedagogical Theory Department of RAS, Apr. 23, 2002 [Electronic Resource] / А. V. Khutorskoy // Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm.- Application Date: 30.03.2011.

12. Kon, I S. D.G. Mid and Problems of Human «Ego » [Text] / I.S.Kon, D.N. Shalin // Philosophical Questions. - 1969. - № 12. - P. 92- 98.

13. Krivtsun, О.А. Artistic Forms Evolution: Cultorological Analysis [Text] / О.А. Krivtsun. - М.: Science, 1992. - 303 p.

14. Professional Education Pedagogy: Study Guide for Students of Higher Schools [Text] / Е.P.Belozertsev, А^. Goneev, А^. Pashkov, et. al. // Edit. by VA.Slastenin. - М. : «Academia» Publishing Centre, 2008. - 368 p.

15. The Art Education Concept in the Russian Federation (Appr. 26.11.01, Ordered 28.12.2001 № 1403) [Electronic Resource] / Access Mode: http//www.pravoteka.ru/pst/51/25338.html. - Application Date: 02.04.2011.

16. Vainstein, М.L. The Problems of Advanced Training in Educational System [Text] / Edit. by S.N. Chechulina, et. al. //Adults' Education Is Education Through the Whole Life: Source Book of the Scientific and Practical Conference: In 2 V., V. 2. - Yekaterinburg: IRO, 2010. - P. 191.

17. Vvedensky, V. N. Teacher's Professional Competence Modelling [Text] / V. N. Vvedensky // Pedagogy. - 2003. - № 10. -P. 51-55.

18. Zaks, LA. On Cultorological Approach to Music [Text] / LA. Zaks //Music - Culture -Man: Collection of Scientific Works. -Sverdlovsk: Publishing House of the Ural University, 1988. - 208 p.

19. Zeer, E. F. Professional Education Modernization: Competence Approach [Text] / E. F. Zeer, Ä. М. Pavlova, E. E. Symanyuk. - М.: Moscow Psycol.-and-Sociol. Institute, 2005. - 48 p.

Zimnyaya, I. Ä. Key Competences Are a New Paradigm of Education Results [Text] / I. Ä. Zimnyaya // Higher Education Today. - 2003. - №. 5. - P. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.